Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"
статья по технологии на тему

Свиридова Марина Васильевна

Статья на тему "Эстетическое воспитание на уроках технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Эстетическое воспитание

                                                   на уроках технологии .

                                                                                           Человек по натуре своей –

                                                                                           художник . Он всюду , так

                                                                                          или иначе ,стремится вносить

                                                                                          в свою жизнь красоту .

                                                                                                                            М.Горький.

                                                                                          …Важно , чтобы ребенок

                                                                                          умел приспособиться к

                                                                                         различным видам труда

                                                                                        и чтобы та учёба ,

                                                                                        которая проводится в школе ,

                                                                                        помогла ребёнку овладеть

                                                                                        культурой труда .

                                                                                                                         Н.К.Крупская.

  Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе выступает как целенаправленный процесс  формирования творчески активной личности ребенка , способной воспринимать прекрасное , совершенное , гармоничное .

  Эстетическое воспитание как воспитание средствами прекрасного в искусстве , природе и всей окружающей действительности всегда во всей мировой педагогике рассматривалась как составная часть гармоничного развития человека .

  В центре внимания учителя находится конкретная личность со свойственными ей психической конструкцией , комплексом индивидуальных качеств , жизненным опытом, системой целей , интересов , потребностей , вкусов , идеалов .

  Основные задачи эстетического воспитания : развитие эстетического восприятия , способности воспринимать и оценивать прекрасное во всех сферах нашей жизни , воспитание эстетического вкуса  и эстетического отношения к действительности , что включает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность , направленную на создание новых духовных и материальных ценностей , организацию жизни  «по законам красоты» .

  В процессе эстетического воспитания существуют закономерные и необходимые связи с другими его видами . Так , эстетическое развитие личности тесным образом связано с идейным , нравствен-ным , умственным , трудовым , физическим воспитанием .

  Эстетическое и нравственное развитие идет параллельно, соприкасаясь в процессе выработки  эстетического идеала , эстетики поведения .

  Эстетическое воспитание начинается с элементов эстетического образования . На мой взгляд , современной школе необходимо серьёзным образом отнестись к вопросам эстетики . Эстетики во всём : оформлении классных комнат и территории школы , внешнего вида обучающихся , их поведения , общения со сверстниками и взрослыми .

  На лицо снижение общего уровня культуры школьников как закономерный результат снижения уровня культуры современного общества . Пугает то , что в среде современной молодежи модно быть некультурным . Поэтому вопросы этики и эстетики выступают на первый план современной системы воспитания .

 Эстетика  труда .

  Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в процессе преподавания ряда обще-образовательных предметов , таких как литература , история , биология , география , так и в препо-

давании специальных дисциплин эстетического цикла : музыки , изобразительного искусства.

  Свой особый вклад в эстетическое воспитание вносит и трудовое обучение , обучение в новой современной области «Технология» . Эти дисциплины всегда очень тесно связаны с эстетическим воспитанием . Воспитывающее значение имеет как эстетика самого труда  и продуктов труда , так и умения , и навыки , приобретённые в процессе труда , которые позволяют человеку творчески проявить себя .

  Трудовая деятельность школьника , наряду с познавательной , даёт ему основной опыт и материал для выработки собственных эстетических переживаний и оценок , для их сопоставления , а также для сравнения продукта своей деятельности с результатами работы своих товарищей , с существу- ющими нормами и эталонами .

 Эстетические элементы любого вида деятельности стимулируют развитие эстетического сознания, эстетической активности , образного творческого мышления . Понимание общественной значимости и ценности своего труда порождает  гордость , уверенность в себе , вырабатывает умение преодолевать трудности , стремиться к мастерству и т. д.

  В труде формируется чувство взаимопомощи , коллективизма , ответственность и много других моральных качеств . А это --- красота души человека . Чтобы труд оказывал благотворное влияние на человека , он должен быть желаемым .

  Любовь к труду – главное условие наиболее эффективного разностороннего воздействия на личность . Среди всех факторов , определяющих  удовлетворение человека своим трудом  и  стимулирующих его , всё большее значение приобретает  эстетический фактор – красота труда . Поэтому одной из первых своих задач я считаю задачу организации труда таким образом , чтобы дети ощущали радость от красоты своей деятельности .

  Эстетическое  воспитание на  уроках  технологии

  Образовательная область «Технология» охватывает  5 – 11 классы , учитывает различные возможности и условия  обучения мальчиков и девочек .

  Программа включает в себя большое количество разделов . Специфика данного предмета в том , что некоторые разделы программы настолько связаны с эстетикой , красотой , что изучение подобных разделов без использования элементов эстетического воспитания не возможно.

  В своей работе по эстетическому воспитанию выделяю три основных момента : сам процесс работы , её условия и организация , непосредственный результат – продукт труда .

  Самая совершенная форма трудового процесса , самый существенный элемент его красоты – творчество в труде . Когда учитель и ребенок мобилизуют все свои силы на достижение поставленнолй цели , проявляют инициативу , находят новый , наиболее совершенный вариант – и от этого испытывают радость .

  Чёткая красивая организация труда и элементы творчества должны обязательно соответствовать возрастным потребностям , способностям и интересам детей . А они стремятся не только к взрослости , самостоятельности , но и к игре .

  Серьёзный труд в игровой форме – нормальное для школьников явление . Это и ролевые игры , где в процессе игры дети знакомятся с производством и производственными отношениями людей (примером такой игры являются практические работы по разделу «Кулинария»  ,

 когда для выполнения отдельных видов работ или приготовления различных блюд создаются бригады с разделением труда  ,  разделу «Обработка ткани» , где можно создать мини-ателье с заказчиками, закройщиком и портными , а можно поработать на школьном «производственном конвейере по пошиву швейных изделий» .

  Очень нравятся  обучающимся и нетрадиционные уроки , применение на обычных , традиционных уроках отдельных элементов игры  ( выставки работ , соревнования , кроссворды , тесты , карточки-задания ) . Все это разнообразит процесс обучения , прививает интерес к предмету . И если эти элементы хорошо продуманы , красочно и красиво оформлены , если при этом звучит красивая речь педагога  , то на каждом таком уроке дети соприкасаются с прекрасным, развиваются и воспитываются .

  Достоин поощрения и заимствовпания опыт тех педагогов , которые заботятся , чтобы любое дело детей было эстетически оформлено и «последние» аккорды несли им мысль о нерасторжимости труда и красоты . На первом уроке раздела «Технология обработки ткани» я задаю вопрос своим ученикам : «Можно ли красиво , со вкусом одеваться , не прибегая к услугам пошивочных ате-

лье ?»  Результатом нашей беседы является утверждение , что не только можно , но и именно этому мы и научимся , изучая интересный раздел нашей программы .

  Постоянно обучающиеся постигают это сложное дело , которое включает в себя одновременно  и ремесло , и искусство , и науку . На уроках материаловедения учащиеся научатся распознавать виды тканей , подбирать ткань к определённому фасону , а нитки и швейную фурнитуру -- к ткани . Учитывая индивидуальные особенности человека , фасон будущего изделия , учащиеся учатся подбирать ткань , рисунок ткани  ( цветовое сочетание , структуру материала и т.д.) . Интересны практические работы по созданию эскизов собственных рисунков ткани .

  При создании одежды на индивидуального заказчика высоко ценятся её эстетические качества , соответствие направлениям моды . Однако здесь уже главное значение имеет соответствие модели индивидуальным особенностям конкретного человека , заказывающего одежду . Как бы красива , оригинальна и сообразна ни была одежда сама по себе, она теряет все эти положительные качества,  если не подходит человеку , делает его внешность непривлекательной .

  Особое значение имеет изучение тем : «Композиция костюма» , «Моделирование» , «Конструиро-вание» . Обращаю внимание девочек на то , что именно на этом этапе работы по изготовлению швейных изделий можно скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть её достоинства  удачно выбранной моделью швейного изделия , которое кроме этого можно украсить вышивкой или красивой аппликацией .

  Наглядно доказываю утверждение , что не следует слепо подражать моде , что даже одетый по последнему слову моды человек , может выглядеть нелепо и смешно , а человек , знающий все плюсы и минусы своей фигуры  , выработавший свой индивидуальный стиль в одежде , тщательно продумывающий композицию своего костюма , всегда выглядит красиво и элегантно . Но и это ещё не всё . Необходимо научиться «носить» вещи , эффектно выглядеть , иметь легкую походку , уметь дополнять свой костюм элегантными аксессуарами .

  Этому тоже можно научиться . Распрощаться с комплексами , научиться красиво двигаться , поверить в себя помогают  демонстрации сшитых на уроках технологии швейных изделий .

   Наивысшим проявлением творческой деятельности обучающихся является работа над творческим проектом . Его выполнение предполагает сотрудничество учителя и ученика , но в большей степени его самостоятельную работу .

  Вот , где и пригодятся знания предмета , умения и навыки , проявятся личные качества человека , способность творчески мыслить , фантазия , его представления о красоте , общих понятий культуры , в частности – культуры труда .

  Каким бы по  сложности не был творческий проект ребенка , он должен иметь логическое завершение в виде оценки его творческой деятельности со стороны учителя и его товарищей . Но наиболее захватывающим и интересным является тот факт , что твой собственный творческий проект  является  частью большого творческого проекта , который выливается в общешкольное внеклассное мероприятие .

  На котором дети не просто демонстрируют изготовленные изделия , а участвуют  в большом театрализованном представлении .Такое мероприятие не возможно подготовить в рамках уроков технологии .

Подготовка к подобным мероприятиям проходит во вненурочное время , включает в себя различные виды творчества ; от идеи , сценария , музыкального сопровождения  и заканчивая  постановкой  и репетицией отдельных номеров и программы в целом .

  Это --- увлекательная совместная  творческая работа учителя , обучающихся разных классов и возраста , мальчиков и девочек . Это позволяет детям почувствовать «вкус к творчеству» и интересно организовать свою жизнь .

Темы , касающиеся истории костюма , позволяют раскрыть и понять красоту и функциональность национальной одежды , отражение в основных её элементах народных традиций , историю развития нации .

  Изучение исторических стилей в рамках этой темы расширяют знания детей не только об одежде , но и архитектуре , живописи , литературе и т.д. Знакомит обучающихся с меняющимися понятиями о красоте , образе жизни , социальной значимости костюма .

  На основе полученной информации по данным темам  провожу практические работы , на которых группы девочек создают ( по специальным заданиям ) костюмы различных эпох и стилей  ( от самых древних до современных ) . Это творческая и довольно сложная работа , вызывающая интерес детей . Фактически «на глазах» муляжным методом , методом наколок создаются различные по задумке костюмы , где обучающиеся применяют знания композиции и выражают своё видение эпохи , времени , понятия о красоте .

  В конце практической работы проходит обсуждение каждой модели и совместными усилиями оценивается выполнение заданий , обсуждаются альтернативные варианты .

  Воспитание эстетического вкуса , чувства меры во всем , умение ориентироваться в мире моды – должна стремиться каждая девушка . Этому возможно научиться на теоритических и практических уроках раздела «Технология обработки ткани» .

  Раздел «Художественная обработка материалов» включает в себя несколько видов рукоделий : вышивка , вязание спицами и крючком , макраме .

  Вязаные изделия не только красивы , изящны , но и удобны , позволяют человеку проявить свой вкус и фантазию . Подбор цвета нитей , выбор и создание узора , фасона и отделки изделия  -- всё это воспитывает чувство гармонии , красок , творческое отношение к любимому занятию , приносит радость и чувство удовлетворения .

  Вязаные вещи должны соответствовать моде и внешним данным человека . Замечательно то , что новые вещи могут рождаться из старых , выгоревших и поблёкших . Надоевшую вещь легко распустить и превратить в клубок нитей , которые можно перекрасить , обновить . На это я обращаю внимание детей .

  Мелькают спицы и крючок , разматывается клубок , тянется нить – и постепенно вырисовывается узор , создаётся вещь . Выполнив свою работу правильно , получив результат своей работы в виде какого-либо изделия , человек получает большое удовольствие , удовольствие от выполненной работы – в этом и есть красота труда .

   Как впервые возникает желание вышивать ? Чаще всего в тот момент , когда видишь необычный рисунок или готовую вышивку , поразившую тебя красотой красок и изысканностью линий . После этого руки сами тянуться к ниткам – краскам вышивальницы . Учитывая это ,  первое знакомство с вышивкой начинаю с готовых образцов различных видов вышивки  , готовых изделий ( салфеток , скатертей и т.д.) . Предлагаю детям научиться этому кропотливому  и удивительному по красоте искусству .

  Вышивание воспитывает эстетический вкус , учит трудолюбию , усердию , терпению , развивает  мелкую моторику пальцев рук , учит ценить прекрасное , создавать уникальные произведения искусства . Выбирая или создавая самостоятельно рисунок вышивки , подбирая к рисунку нитки ,

учитывая сочетание цветов , оценивая качество и красоту своих работ и работ своих одноклассниц,

девочки развивают очень важные , особенно для женщин , качества . На последних уроках данного раздела обязательно провожу выставку работ обучающихся .

  Цель раздела «Культура дома» -- пробуждение художественной творческой деятельности человека .

 Устройство жилища является для человека реальной возможностью проявления творчества . Красиво устроить свой быт – это естественное желание человека . Но для того , чтобы творить , надо знать . На уроках данного раздела изучаем варианты обустройства своего жилища .

  Раздел программы изучается в течении нескольких лет , поэтому есть возможность не только теоритически с помощью журналов и книг освоить темы раздела , но и практических работ , усложняя задания , выполнить конкретные изделия  и прроизвести определенные виды работ .

   Раздел «Культура дома» сотрудничает  с разделом  «Художественная обработка материалов» . Умение шить , вышивать , вязать – прекрасное подспорье в оформлении интерьера .

На практических работах изготавливаем швейные изделия  ( прихватки , салфетки , грелки для заварных чайников , маленькие подушечки ), изделия , выполненые в лоскутной технике , украшенные вышивкой и аппликацией , вязаные изделия.

  Своеобразным и оригинальным элементом украшения интерьера является мягкая игрушка . Простота изготовления , яркая декоративность завоевали симпатии детей и взрослых . Мягкая игрушка может быть многофункциональной . Являясь украшением интерьера , может выполнять функции диванной подушки или , находясь в детской кроватке , быть своеобразным футляром для пижамы ребенка .

  Кроме этого пробуем свои силы в оформлении интерьера живыми комнатными растениями , в составлении букетов из живых цветов и композиций из засушенных растений .

  Как живопись и музыка , кулинария – искусство . Живопись очаровывает глаз , музыка – слух , кулинария – вкус . Питание всегда есть , было и будет важной стороной бытия человека . Не случайно ещё древние греки десятой музой , без которой они не мыслили своего существования , выбрали богиню , покровительствующую искусству приготовления пищи – Кулину . И действи-тельно , красиво украшенные блюда и умело накрытый стол возбуждает аппетит и доставляет удовольствие .

  На уроках по кулинарии особое внимание уделяю эстетической стороне приготовления и потребления пищи , санитарно-гигиеническим нормам , технике безопасности .

  Культура питания для меня – понятие многогранное , от него зависит образ жизни и здоровье человека . В каждой семье есть свои сложившиеся правила и традиции в этой области . Но именно с детских лет необходимо познакомить девочку – будущую маму , хозяйку дома  с принципами и значением рационального питания , привить необходимые знания по санитарии и гигиене, освоить приёмы пользования кухонным оборудованием , приобрести навыки по приготовлению пищи . Этому способствует проведение практических работ .

  Наиболее интересные для детей темы оформления блюд и этикет за столом изучается с элементами деловых игр . Класс превращается в столовую , ресторан , кафе ( в зависимости от темы урока , возраста детей , класса ) , а обучающиеся – в официантов , поваров , посетителей .

  Урок-игра позволяет освоить большое количество информации по данной теме , закрепить знания в ходе конкретной деятельности каждого ребенка и коллектива в целом . И все это проходит незаметно для учащихся , интересно и забавно , так как они сами являются главными действующими лицами в «школьном спектакле» . Знания , полученые в игре , остаются надолго . Кроме этого ребенок обязательно поделится своими впечатлениями от урока с близкими людьми дома . Привнесет элементы эстетики в семью . А это – одна из главных задач учителя .

  Практикую и своеобразные домашние задания в 5 –  6 классах по кулинарии : помыть дома посуду  после приёма пищи , произвести сервировку стола к завтраку , обеду или ужину . Оценивают работу домочадцы , выставляется оценка в дневник  мамой , бабушкой , братом . И не всегда оценки бывают отличными .

 Кружковая работа и эстетическое воспитание школьников .              

  Большой интерес вызывает у меня кружковая работа . Она позволяет учесть разносторонние интересы школьноков , имеет большое учебно-воспитательное значение .

Основными аспектами нашей совместной с обучающимися работы является зрительное восприятие прекрасного , индивидуальное и коллективное творчество .

  Название кружка выбрано не случайно . «Волшебный клубок» -- название , отражающее смысл нашей работы . Занятия кружка тщательно планирую , стараюсь ориентировать свою работу на развитие личности ребенка  творческую самореализацию , развитие способностей и расширение творческих начал , создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи .

  Мною была разработна программа по дополнительному образованиюдля работы кружка рукоделия . Кружок организуется в целях углубления знаний учащихся в разделе рукоделие в учебном предмете “Технология”  Поделки и тематические композиции легко выполнимы и прекрасно смотрятся , выполненные с большим старанием и любовью  они приносят детям чувство удовлетворения и радость , помогают приобщить ребенка к творчеству и являются первой ступенькой к творческому росту .

  Практические занятия по технике вязания планирую таким образом , чтобы просматривалась последовательность заданий  ( от простого -- к сложному ) . От выполнения отдельных элементов и поделок к композициям , включающим в себя уже известные элементы . Это позволяет заинтересовать ребенка , вызвать естественное желание выполнить более сложную работу , поверить в свои силы и не потерять интерес  от некачественного выполнения  сложного , заведомо невыполнимого задания . В конце каждого практического задания провожу выставки работ , корректно и тактично обсуждаем результаты нашей совместной работы . Организация и проведение выставок детских работ в стенах школы , участие в городских и областных выставках художественно-прикладного творчества обязательная часть реализации моей программы..

Сотрудничество , совместный труд , единство задач , интересов сплачивает детский коллектив , сближает педагога и учащихся , создаёт ситуацию успеха ,  даёт возможность проявить заинтересованность и помощь родителям .

Это позволяет детям научиться понимать и самим создавать прекрасное , поможет им в дальнейшем творчески подходить к выбранной профессии , украсить и интересно организовать свою жизнь и жизнь своих близких . Это , на мой взгляд , очень важно для нынешнего поколения школьников .

  Связь нравственного и эстетического является одной из принципиальных основ эстетики и педагогики . Искусство и прекрасное в окружающей действительности оказывает влияние не только на формирование эстетического познания и эстетических идеалов учащихся , но и на формирование нравственных чувств , взглядов и убеждений , а в конечном итоге на формирование личности .

  Когда говорится об эстетическом воспитании школьников в широком плане , имеется в виду не воспитание особо талантливой и способной молодежи или специальное образование в области искусства , а приобщение к миру прекрасного , к многовековой эстетической культуре  , обеспечение для всех учащихся возможности наслаждаться прекрасным и посильно проявлять себя в художественном творчестве и деятельности , несущей людям радость и красоту .

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья Патриотическое воспитание на уроках технологии

Интеграция  патриотического воспитания и трудового обучения...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках технологии"

Содержание данной статьи раскрывает проблемы и пути решения проблемы гражданско-патриотического воспитания в современной школе....

Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию

Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...