Статья "Реализация средств воспитания через проектную технологию"
статья по алгебре (7, 9, 11 класс)
В статье анализируется проектная технология как способ коммуникации между учащимся и учителем, между группой учащихся. Способы коммуникации являются одним из видов средств воспитания. Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста, микросреда, приспособления для какого - либо вида деятельности. Проектная технология рассматривается как прямой и активный способ воспитания. Автор на примере подготовленных проектов показывает, какие методы воспитания включаются на каждом этапе работы над проектом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукьянчикова Любовь Ивановна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А. А. Дейнеки» г. Курск, учитель математики
Реализация средств воспитания через проектную технологию.
Lukyanchikova Lyubov, Russia, Kursk
Средства воспитания, способы коммуникации, проектная технология, метод учебных проектов, личностно - ориентированная технология.
В статье анализируется проектная технология как способ коммуникации между учащимся и учителем, между группой учащихся. Способы коммуникации являются одним из видов средств воспитания. Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста, микросреда, приспособления для какого - либо вида деятельности. Проектная технология рассматривается как прямой и активный способ воспитания. Автор на примере подготовленных проектов показывает, какие методы воспитания включаются на каждом этапе работы над проектом.
Means of upbringing, ways of communication, project technology, method of educational projects, personality - oriented technology.
Project Technology as a tool of Implementing Educational Means.
The article analyzes the project technology as a way of communication between a student and a teacher, among the students in a group. Communication is one type of the educational methods. Means of upbringing are up-to-age activities, microenvironment, and facilities for the above-mentioned activities. Project technology is considered as a direct and active way of educating. The author shows what educational methods are used at each stage of work on the project by the concrete examples from the approved projects.
В педагогической литературе нет однозначного определения средств воспитания. По словам Татьяны Александровны Стефановской – доктора педагогических наук, профессора: «Средства воспитания – виды деятельности, типичные для данного возраста, микросреда, приспособления для какого - либо вида деятельности». Очень важно рассматривать средства воспитания именно как виды деятельности. Способы коммуникации являются одним из видов средств воспитания.
Современному обществу нужны выпускники, способные ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющие не просто находить необходимую информацию, но и усваивать как новые знания. А, главное, уметь применять эти знания на практике. В век больших объемов информации, один человек не в состоянии переработать весь ее поток. Важным становится умение работать сплочено. XXI век – «век команд».
Как изменить взаимоотношения между учителем и учеником в сторону партнерства. Современные тенденции требуют, чтобы учитель учил не запоминать и воспроизводить знания, а умению перерабатывать эти знания в практическом приложении.
Поиск новых инновационных средств привел к пониманию того, что нужны групповые, деятельностные, практико - ориентированные, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения и воспитания.
Обилие разносторонней научной информации, а также ее быстрое изменение делают невозможным изучение в полном объеме всех предметов в рамках школьной программы. Поэтому, задача школы - сформировать навыки самостоятельного ориентирования в потоке информации. Усваивая информацию в виде знаний, рационально перерабатывать ее - научить учиться.
Из выше сказанного вытекают и новые методы обучения и воспитания. Это методы:
— формирующие активную, инициативную, самостоятельную позицию учащихся;
— развивающие первоочередно общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
— формирующие компетенции, как умения, которые могут быть применены на практике;
— реализующие принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место в череде таких методов принадлежит в настоящее время проектной технологии. Проектную деятельность можно отнести к прямым средствам воспитания т.к. она предполагает осуществляемое в прямом общении друг с другом личностное воздействие одного человека на другого. Проектная технология формирует коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают: умение слушать и вступать в диалог; социальную компетентность и учет позиции партнеров по общению или деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем; интеграцию в группу сверстников и умение устанавливать диалоговое взаимопонимание и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Проектная деятельность - активный способ обучения и воспитания. При работе над проектом ученик тесно взаимодействует с учителем или другими учениками на принципах равноправия с достаточной степенью самостоятельности и отсутствием доминанты со стороны учителя.
Целью организованной деятельности является получение интересного для учащегося результата работы, что является сильным мотивантом. Внешний результат - это то, что учащийся может увидеть и осмыслить, применить реально на практике. Внутренний результат —это тот опыт, который становится бесценным для ученика. Он соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод учебных проектов – одна из личностно ориентированных технологий. Она соединяет в себе групповые методы, исследовательские, поисковые, проблемный подход, рефлексию.
Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС
• является одним из методов развивающего обучения, т. к. основан на развитии познавательных навыков детей, умении самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; индивидуализм и коллективизм;
• использует здоровьесберегающие технологии;
• повышает компетентность педагога.
Таким образом, освоение технологии проектирования позволяет педагогам повысить уровень своего профессионального мастерства и создает условия для эффективной воспитательно - образовательной работы. Организация познавательной деятельности учащихся с использованием технологии проектирования оказывает положительное нравственное влияние на учащегося, гармонично развивает умственные и физические способности ребенка.
Проанализируем, чему же учится обучающийся на каждом этапе работы над проектом и какие средства и способы воспитания применяет педагог на примере тех проектов, которые я готовила с детьми.
1 этап работы над проектом – проблематизация или этап погружения в проект.
Этот этап наиболее сложен для учащихся. Трудность взаимоотношений педагога и ученика заключается в том, последний практически не мотивирован к работе. Поэтому цель воспитательной деятельности учителя – пробудить интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована доступным для детей языком и вызывать интерес. Проблема – один из главных атрибутов ученического проекта. Нет проблемы – нет деятельности. Актуальность проблемы – мотивация. Чтобы проблема мотивировала на работу, цель вначале должна быть скрыта. Поэтому средством воспитания на данном этапе может стать создание проблемной ситуации. Учащийся должен научиться отвечать на вопрос: «Почему это важно лично для меня?». Второе средство воспитания - проблема преподносится не как информация, а с личностным отношением к ней педагога. Для того, чтобы начать работу над проектом «Лист Мебиуса», я показала нескольким ученикам «фокус»: на их глазах склеила фигуру и заверила их, что попаду из точки А в точку А не переходя границу и не разрывая бумагу. И сказала, что кто хочет работать над этим проектом, должен узнать, что это за фигура и какие у нее свойства. Тем самым создала проблемную ситуацию и мотивировала детей на ее решение.
2 этап – целеполагание.
Когда проблеме проекта удалось придать личностно - значимый характер, у учащихся возникает потребность в первичной деятельности. На этом этапе учащиеся высказывают самое большое количество идей, иногда невозможных для реализации. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи. Задача проекта – организация и проведение определенных видов деятельности для получения проектного продукта. Поэтому средством воспитания является нежестко сформулированная задача для включения ученика в процесс постановки цели. Такой вид задачи будет стимулировать детское творчество. Педагог формулирует задачу так, чтобы она нуждалась в конкретизации, которую сделает ученик. Тогда задача становится личностно-значимой, включается самостоятельное решение по поиску способов ее решения. Учащийся учится отвечать на вопрос: «Зачем мы делаем проект?». При подготовке проекта с учащийся 5- го класса по теме «Проценты в нашей жизни» выбранной задачей проекта стала – найти использование процентов на баннерах и в других видах рекламы. В дальнейшем девочка поделилась темой проекта с мамой, и они внесли еще одну главу «Проценты в банковском деле» т. к. мама была работником банка. Таким образом, проблема стала личносто значимой
3 этап – организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, педагог организует детей в группы и определяет цели и задачи каждой группе. Какими способами объединить детей в группы? Лучше всего поручить самим ученикам –они лучше знают свои симпатии. Если найдется ученик, пожелавший работать индивидуально, не стоит настаивать на его коллективном внедрении. Если же дети не могут организоваться в группы, у педагога есть ролевые средства для создания групп. На этапе деятельности также планируется работа по решению задач проекта. В данный момент мы работаем с 11- классниками над проектом «Фракталы». Этот. как и все предыдущие, над учебный проект. Для его реализации мне пришлось изменить состав участников в сторону увеличения числа. Изначально, это был индивидуальный проект ученика для Всероссийского фестиваля кадетских классов. Он не стал для него личносто значимым. Тогда я прибегла к ролевым средствам: девушка будет лицом нашей группы, а двое молодых людей – мозговыми центрами. Результат: ребята решили делать этот проект с «нуля»
4 этап – осуществление деятельности. Каковы же виды деятельности педагога? Учитель не участвует непосредственно. Но он контролирует ненавязчиво учащихся по необходимости. Когда детям не хватает каких-то знаний и умений, он подает новый материал. Не пускает все на самотек, стихийную самостоятельность. Репетирует с учащимися предстоящую презентацию результатов. Каковы же виды деятельности у учащихся:
работают самостоятельно активно и в соответствии со своим амплуа;
по необходимости консультируются;
усваивают недостающие знания;
подготавливают презентацию результатов.
Возвращусь к проекту «Проценты в жизни человек». Пятиклассница сама фотографировала растяжки с символом %, проводила социологический опрос жителей города в моем присутствии.
5 этап- презентация. Это один из важнейших этапов осуществления учебного проекта. Она завершает и подытоживает работу, как учащихся, так и учителя. Сама презентация несет в себе большой воспитательный эффект.
Педагогической целью проведения презентации является выработка презентативных умений и навыков:
- умение полно и, в тоже время, лаконично рассказать о постановке целей и решении задачи проекта;
- демонстрировать проблему проекта, выбирать путь решения;
- анализировать свои действия для аргументированного выбора способа решения; - презентовать найденное решение;
- проводить самоанализ успешности и результативности соей деятельности
Все проекты, которые мы представляли на конкурс в КГУ, были опубликованы, а это очень значимо для учащихся. Как сказал с гордостью один из участников своей маме: «Теперь и у меня есть печатные и немного научные работы»
Используя проектный метод в воспитательной деятельности, мы сможем создать социальные проекты, в которых будут участвовать учащийся, педагог, родитель и общественность, т.е. социально – значимые проекты.
Используя проектную технологию, мы имеем благоприятную среду для того, чтобы воспитывать коммуникабельность и заинтересованность в достижении своей цели.
Бесспорным становится то, что это именно те навыки, которые необходимы для последующей творческой реализации выпускника на рабочем месте, для его профессионального становления и карьерного роста.
Литература:
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.1998г стр. 225
Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М. АРКТИ, 2008г
М.А. Ступницкая «Что такое учебный проект?». М. Первое сентября. 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...
Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария
Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

Презентация «Эстетическое воспитание и развитие творческих способностей на уроках технологии через проектный метод обучения»
Индивидуальная образовательная программа...

Воспитание через средства информационных технологий . Взгляд «за» и «против»
"Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» ( «Концепция долгосрочного социально-экономическо...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"
Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

Формирование УУД на уроках английского языка через проектную технологию
Формирование УУД на уроках английского языкачерез проектную технологию в условиях реализации ФГОС При обучении английскому языку я стараюсь постоянно заботиться о развитии познавательного интерес...
Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию
Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...

