Урок по технологии. Тема" Вязание крючком.Основные виды петель"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Козлова  Кристина Васильевна

Урок первый в разделе " Вязание крючком". Учителю будет очень легко работать с этим материалом, так как , учащиеся на уроке познакомяться с истоками вязания крючком, узнают как правильно нужно держать крючок, какие нитки нужны им будут в работе. Научаться подбирать крючок к пряже, учитывая номер крючка. А также,  подробно расписана практическая часть, где девочки будут работать в группах, им предстоит связать образцы. Сам урок продуман интересно. Девочки попадут в музей " красоты", где путешествуя по залам, изучаи материал, и попробуют закрепить его на практике. Продуман этап рефлексии, где учитель сможет увидеть понравился ли девочкам материал, и насколько хорошо учащиеся поняли тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_vyazanie_kryuchkom.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:

Класс: 7 класс

Тема: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

Раздел: Рукоделие

Время работы: 40 минут

Дидактическое обоснование урока:

Цели урока:

Образовательная: Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;

Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.

Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию.

Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.

Тип урока: 

  • по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
  • по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
  • по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база : 

  • кабинет трудового обучения;
  • инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
  • материал (пряжа)
  • мультимедийный проектор, компьютер

Дидактическое обеспечение

  • образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком,
  • Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Девочки! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я “Музеем красоты”. (слайд 1) Для  путешествия  по музею вы должны будете получить билетик.

Прошу пройти вас в выставочный зал.  Слайд 2

1. Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток.  Незаменимый предмет интерьера.

2. Ваше внимание не может не привлечь чудесный вязаный цветок ,который вырос в горшочке. Такой цветочек точно не завянет.

3.Прихватки – ягодки. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.

4.Перед вами следующий экспонат – вязаная игольница « Грибная полянка», она пригодится для хранения иголок и булавок.

 5.Мы подходим к следующему экспонату. Давайте вспомним рекламу. “У папы аллергия и у вас никогда не будет котенка, не расстраивайтесь…….” Великолепный котенок  на вашем столе поднимет вам настроение и будет помощником в учебе.

Учитель: Мы закончили экскурсию по выставочному залу.

- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь?

(Ответ: Они все связаны крючком.

Учитель: правильно, они все связаны крючком

- А Как выдумаете, какая тема нашего урока?

Ответ: Вязание крючком.(слайд3)

Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на сегодняшнем уроке.

Ответы: 

  • Узнать историю вязания крючком;
  • Познакомиться с инструментами, материалами и приспособлениями;
  • Научиться приемам работы крючком , вязать .

- Все ваши ответы верны.

А кто-нибудь может ответить на вопрос: « Когда появилось вязание крючком?»

( ответы детей) Предлагаю вам заглянуть в  зал истории. .( слайд 4)

Сейчас Алена, выступит с небольшим сообщением слайд 5

( Погуляева Алена)      Во время раскопок в одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками… вязаный детский  носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлепанцев. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Спасибо Алена, нам стало известно, что вязание крючком появилось около 5 тысяч лет назад.

 Самыми искусными вязальщиками считаются кочевники-бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодными, что без теплой одежды не обойтись. В начале, бедуины вязали лишь простую одежду, вещи. Причем занимались этим мужчины.  Женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Слайд 6    Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием.

 

Слайд7

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.

Итак, мы познакомились с историей возникновения вязания, а сейчас мы поговорим о крючках.

Слайд 8

1.Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов.

 Слайд 9

( демонстрация крючков)

Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно - более толстый крючок.

2.Важным является и пряжа, давайте подробнее разберем,  какая пряжа нужна для вязания крючком.

Слайд 10

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

3.Важным является и подготовка рабочего места.

Назовите требования к подготовке  рабочего места.

( ответы детей)

Оборудование рабочего места. Слайд 11

1.Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено.

2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

3.Кроме крючка могут понадобиться: штопальная игла, ножницы.

4.На рабочем месте должен быть порядок.

5.Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться, физминутка для глаз Слайд 12

Сейчас, я предлагаю вам посетить новый зал «Мастер-класс» Слайд 13

- Ученные,при раскопках нашли необычный рисунок. Одни считают, что на ней зашифровано тайное послание, другие считают, что это счетный материал древности. Представьте, что вы археологи. Какую расшифровку предложили бы вы.  Работа в группах

 Ответ: условное изображение вязания. Слайд 14

-Для того чтобы связать красивую вещь крючком, надо научиться читать схему.

 Я вам раздаю крючки, покажите, как правильно нужно держать крючок?  Слайд 15

Крючок держат в правой руке, как карандаш или ручку. Слайд 16

-А теперь давайте разберем основные приемы вязания.

Слайд 17  Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.

 Слайд 18  Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

Слайд 19 Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда

Слайд 20  Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

   3.Практическая работа    Слайд 21   ( Работа  в группах)

Каждая группа получает инструкционную карту выполнения основных видов петель.

                       Вязание основных видов петель:

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;

- Не забываем про технику безопасности. ( крючок держим правильно, сидим : спинка прямая,  крючком не размахиваем)

Задача каждой группы заключается в выполнении практического задания на одном уровне. (“Отстающим” помогают “передовики”). Считается, что группа справилась с заданием, если все участники сделали упражнение.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

Подведение итогов групповой работы.

4. Закрепление изученного материала. Слайд 22

Вопросы:

1. Как нужно держать крючок?

2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

3. Что означает номер крючка?

5. Итог урока.

Экскурсия по нашему музею подошла к концу.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания. Выставление оценок.

6  Рефлексия слайд 23

6. Домашнее задание. Слайд24

Приклеить связанные образцы в альбом. “Основные виды петель”.

 Если останется время : полезные советы слайд 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель» 7 класс

Класс: 7Тема программы: «Рукоделие. Вязание крючком».Форма обучения: урок с применением игровой технологии «посиделки»....

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...

Конспект урока по технологии (технический труд). Древесина. Виды древесины. Пиление древесины.

Цели урока:- Обобщить знания учащихся о древесине и ее видах.- Ознакомить учащихся с назначением пиления древесины.- Изучить разновидности пил и ножовок, их устройство и назначение. Показать правильно...

Вязание крючком: Основные виды петель

МБУ ДО «Дом  Детского Творчества»Кружок «Волшебные ниточки» Основным моментом в вязании крючком для начинающих является то, что нужно усвоить, как правильно...

Вязание крючком. Основные виды петель

Урок  технологии для 6 класса, по теме " Вязание крючком. Основные виды петель"комбинированного типа. Основан на здоровьесберегающих технологиях, целью урока является ознакомление...

План-конспект урока по технологии: "Основные виды петель при вязании крючком".

Раздел - "Вязание".Тема: "Основные виды петель при вязании крючком"....