Главные вкладки

    Метод проектов и дифференцированный метод обучения
    методическая разработка по технологии на тему

    Сущность собственной методической системы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_proektov_i_differentsirovannyy_metod_obucheniya.docx19.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метод проектов и дифференцированный метод обучения.

         Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75% учебного времени   уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций.

    В результате обучения учащиеся на уроках трудового обучения производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани и других конструкционных материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания. Следовательно, основа уроков трудового обучения  не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.

    Методика проведения урока трудового обучения отличается от уроков гуманитарного и естественно - научного циклов тем, что в нем предусматривается  взаимодействие теоретической и практической деятельности учащихся в учебных мастерских общеобразовательных школ.

    Основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:

    • объединение теоретического и практического обучения;
    • наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их применение на практике.
    • применение и формирование технологических приемов и операций;
    • тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;
    • слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования   первичных умений и навыков, их взаимодействие.

    В педагогической теории и практике наметились следующие основные формы реализации дифференциации обучения: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

    Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но, на мой взгляд, лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

    Хорошо придуманное внедрение дифференциация в процесс обучения на уроках "Технологии" позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес учащихся к учебе.

    Применение дифференцированного подхода к учащимся связано с учетом их индивидуальных особенностей, поэтому в начале каждого учебного года я делю детей на три группы: 1 группа (А) – «сильные» дети, 2 группа (Б) – «средние», 3 группа (В) – «слабые». Распределение по группам провожу по результатам обучения предыдущего года, также учитываю результаты входящего тестирования учащихся. Деление на группы очень условно, так как группы подвижны, поэтому каждый ученик может в процессе своей учебной деятельности продвинуться на более высокую ступень или наоборот перейти на ступеньку ниже.

    Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

    1. Опрос:

    При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сам). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель,  для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

    Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся  групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся  группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).   Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

    В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

    2. Объяснение нового материала:

    При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей  же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.). Очень часто дети группы Б помогают учителю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объясненения нового материала. А детям группы В -  найти толкование новых слов.

    3. Закрепление нового материала:

    При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы  А  сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более  подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

    При работе с учебником, детям группы  Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы.

    Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников  групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

    При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

    Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.

    4. Домашнее задание:

    Детей группы А учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп Б и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы их оценили родители.

    Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках "Технологии" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.

    Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

    Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.

    Средствами осуществления проектно-технологической деятельности являются использование разнообразных инструментов, приспособлений,  машин, механизмов, автоматических приспособлений и т.д.

    Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

    Для других учебных дисциплин проектное обучение является только вариантом оптимизации учебного процесса, то в трудовом обучении оно занимает ведущее положение.

    Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.

    Включение проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности может резко повысить положительную мотивацию учения, сделать образовательный процесс осмысленным и интересным, способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

    Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    МЕТОД ПРОЕКТА КАК СПОСОБ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.   Предмет «Технология» — особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, технологиями обраб...

    Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»

    Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку...

    Использование метода проекта на уроках трудового обучения.

    Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта....

    Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

    Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

    Дипломный проект "Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики в средних общеобразовательных учреждениях

    Объектом исследования является процесс обучения информатике в средних общеобразовательных учреждениях.Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов использования интерактивных методов обуч...

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...

    Дифференцированный метод обучения познавательной деятельности учащихся

    Дифференцированный подход - это индивидуально-ориентированная система обучения, которая позволяет учитывать особенности каждого ребенка, создавать условия для развития его потенциальных возможностей....