Урок – «Выбор профессии»
план-конспект занятия по технологии (9 класс) на тему

Цели:

ü  Познакомить учащихся с качествами личности, которые способствуют  достижению успеха в профессии;                                       

ü  Формировать уважительное отношение к профессиям и людям труда;

ü  Расширять знания учащихся о  мире профессий;

ü  Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения.

Задачи:

·         Составить целостное представление о мире профессий.

·         Освоить основные качества личности, необходимые для достижения успеха в профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_2012g._prof_urok.doc69.5 КБ
Microsoft Office document icon vybor_prof_-_gotovnost.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 12.12.2012г.

Интегрированный урок:

технологии и психологии

учитель технологии – Суханевич Г.П.

психолог – Борисова В.Л.

Урок – «Выбор профессии», 9 класс.

Цели: 

  • Познакомить учащихся с качествами личности, которые способствуют  достижению успеха в профессии;                                      
  • Формировать уважительное отношение к профессиям и людям труда;
  • Расширять знания учащихся о  мире профессий;
  • Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения.

Задачи:

  • Составить целостное представление о мире профессий.
  • Освоить основные качества личности, необходимые для достижения успеха в профессии.

       Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

Слово учителя технологии

1.Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

Сегодня, на самом старте нелегкой, но интересной дистанции овладения профессией, хочу  пожелать вам от всей души настойчивости, терпения и трудолюбия. Пусть не огорчат вас и не заставят сойти с дистанции никакие барьеры первых трудностей, которые обязательно будут. Пусть не испугают и не отвратят от избранной цели ухабы и рытвины разочарований, которые на самом деле есть лишь преодоление детского романтизма и представлений о том, что можно чего-то добиться в жизни, не прилагая к тому никаких усилий. И если вы способны на это, если в вашем характере есть настойчивость и сильна ваша воля, то вы обязательно дойдете до цели. И наградой вам будет обретенный профессионализм.

Мы часто говорим: “Профессионал”.

-  А как на ваш взгляд: что такое “профессионал”. (Ответы учащихся).

Вы согласны со мной в том, что всегда возникает уважение к человеку, о котором так говорят? Это - высшая оценка человека, неважно кто он: инженер или хирург, сантехник или милиционер. Если б не было таких людей, мы жили бы по-прежнему в каменном веке. Но они есть. И есть не только среди ваших учителей и будущих наставников. Они есть и среди вас.

Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, существует множество способов, чтобы добиться успеха в профессии  необходимо владеть определенными  качествами  и чертами характера. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, рассмотрим на примерах знаменитых во всем мире людей как же добиться успеха в профессии.

Но  для начала проведем игровую разминку.

Я предлагаю вам разделиться на две команды. (Деление на команды повышает активность учащихся)

2. Игровая разминка.

Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности,

начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

К                              Р                              Ф                                                        П

Контролер            Разведчик                         Фрезеровщик                                 Проводник

Киноартист            Рыбак                         Фотограф                                              Плотник

Крановщик            Редактор                         Фигурист                                              Пилот

Кочегар            Радиоведущий           Фармацевт                                  Пожарный

Киномеханик   Рентгенолог             Фтизиатр                                              Полицейский

Космонавт            Радист                         Фокусник                                              Полярник

Кабельщик            Репортер                         Фотомодель                                  Пограничник

Кровельщик                                             Фотокорреспондент                      Печник

Каменщик                                                                                                 Пиротехник

Кутюрье                                                                                                 Повар

Кондитер                                                                                                 Пекарь

Кондуктор                                                                                                 Портной

                                                                                                             Парашютист

Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

Самая экстремальная (каскадер, работник МЧС...)

Самая смешная (клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

3. Слово психолога.

-Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных, но востребованных в стране и мире.

-Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса девятиклассников скорее всего выберет более обыденную профессию. Но в любой профессии для достижения высоких результатов, для того чтобы вам сопутствовал успех, необходимо приложить максимум старания и сил.

А для этого давайте приведем небольшой тест, который поможет вам выбрать свой мотив  выбора профессии. На «листе ответов» напротив цифры вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «», если не имеет значения.

1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков, умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

3. Убеждение, что данная профессия престижна в обществе.

4. Влияние семейных традиций.

5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.

7. Желание руководить другими людьми.

8. Привлекает индивидуальная работа.

9. Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое, неизведанное.

10. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

13. Возможность проявить самостоятельность в работе.

14. Привлекает предпринимательская деятельность.

15. Необходимость материально помогать семье.

16. Желание приобрести экономические знания.

17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

18. Привлекает профессия, которая требует длительного обучения.

19. Желание работать в престижном месте.

20. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе «на хлеб».

21. Привлекают модные профессии (менеджер, брокер, дизайнер).

22. Желание приносить пользу людям.

23. Интерес к материальной стороне материальной деятельности.

24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).

К данному заданию прилагается лист ответов:

А

3

4

7

17

18

19

21

24

Б

5

8

11

14

15

16

20

23

В

1

2

6

9

10

12

13

22

Анализ результатов

Подсчитайте количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно.

Если наибольшее количество плюсов (+)  в столбце А, то преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.

Если наибольшее количество плюсов (+) в столбце Б, то больше привлекает материальное благополучие, желание заработать, а вот интересы, склонности и  практическая подготовленность учитывается в меньшей степени.

В случае если наибольшее количество плюсов (+) в третьем столбце В, имеет место стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

4. Профессиональные качества”.

-Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

-Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется психологом на доске).

Медицинский работник,   адвокат,    учитель,    бухгалтер.

-А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Психолог перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка                                                         Физическая подготовка

Дисциплина                                                                                 Смелость

Решительность                                                                      Знание психологии

Находчивость                                                                      Находчивость

Самосовершенствование                                                          Выдержка

Собранность                                                                                 Самосовершенствование

Ответственность                                                                      Собранность

Отвага                                                                                              Решительность

Патриотизм                                                                                  Воображение

Знание техники и оружия                                                          Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)                                       (КЛОУН)

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть еще и всесторонне развитым.

6. Методика: «Готовность к выбору профессий» (Успенкий В.Б.)

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии. Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3.  В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4.  Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома,

6.  Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7.  Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8.  Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10.  Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11.  Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12.  Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13.  Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии,

16.  Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18.  Главное в выборе профессии - возможность поступить о профессиональное учебное заведение.

19.  Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20.  Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии,

21.  Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22.  Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23.  Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24.   Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЫАТОВ

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

(+) Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», 

(-) во второй — сумму ответов «нет». 

Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность;

7-12 баллов - низкая готовность;

13-18 баллов - средняя готовность;

19-24 балла - высокая готовность.

+

1

3

6

7

8

11

12

14

16

17

19

20

22

23

-

2

4

5

9

10

13

15

18

21

24

Всего баллов:

Слово учителя технологии

Упражнение “Наши личностные ценности”

- А теперь давайте определим, какие же личностные качества есть у вас, для того,  которые помогут вам  добиться успеха в профессии.

1 этап. Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки. Ребята обсуждают качества, которые ценят в себе, советуются друг с другом, записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка.

2 этап. Ведущий предлагает ребятам из каждого цветка выбрать 2 наиболее важных качества, которые они ценят в себе и в других людях. Каждая группа выбирает только два лепестка, и ребята выкладывают один общий цветок.

3 этап. Рефлексия

Ребята обсуждают, что нового они сегодня узнали о себе и других людях.        

В процессе работы ребята прислушиваются к мнению друг друга, определяя главное.

-Какие человеческие качества кажутся вам наиболее ценными для вас лично, для общества?

-Почему вы выделили именно эти качества?

-Какие моменты работы были для вас трудными?

-Что нового вы узнали о себе?

-Что вас приятное удивило?

7. Заключительная часть.

Подведение итогов работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

(методика В. Б. Успенского)

Цель: определить готовность учащихся к выбору профессии. Ход опроса

Учащимся предлагается прочитать перечисленные ниже утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3.  В избранной профессии Вас привлекает прежде всего сам процесс труда.

4.  Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома,

6.  Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты...

7.  Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8.  Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10.  Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11.  Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.

12.  Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13.  Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии,

16.  Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18.  Главное в выборе профессии - возможность поступить о профессиональное учебное заведение.

19.  Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20.  Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии,

21.  Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22.  Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии.

23.  Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24.   Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЫАТОВ

Проставьте полученные варианты ответов в две строки следующим образом:

I: 1. 3. 6. 7.   8.    II.   12.   16.   17.   19.    20.    22.   23. 11:2. 4. 5. 9. 10.   13.   15.  18.   21.   24.

Подсчитайте в первой строке сумму ответов «да», во второй — сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности подростков к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов - неготовность;

7-12 баллов - низкая готовность;

13-18 баллов - средняя готовность;

19-24 балла - высокая готовность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Выбор професси", 9 класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с разными профессиями....

методическая разработка 9 класс, тема урока "Выбор профессии"

Учащиеся  выбирают одну  из профессий и составляют рассказ об этой профессии. Также  они готовят   свои домашнии проекты о профессии. учаться   заполнять карты- рези...

Конспект занятия "Уроки выбора профессии"

Занятие расчитано для учащихся 10 класса. Используя различные приемы у старшеклассников формируется представление о различных профессиях. Формируются коммуникативные навыки....

Конспект занятия по курсу "Уроки выбора профессии"

Тема занятия "Стратеги выбора профессии", расчитана на учащихся 10 класса. Учащиеся знакомятся с рынком труда, у них формируются коммуникативные навыки...

Рабочая программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии" 9 класс

Данная программа,  составленная на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной,  способствует активизации процесса самопознания, позволя...

Программа к курсу "Психология. Уроки выбора профессии"

Данная программа была составлена в соавторстве с педагогом-психологом гимназии г. Советский  Подоксеновой И. В. на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» автора...

Открытый урок: "Выбор профессии". 8 класс

Открытый урок: "Выбор профессии" в 8 классе ставит перед учащимися такие воспитательные задачи как:содействовать профориентации учащихся;развивать способность принимать самостоятельные решения в выбор...