Конспект урока по технологии .6 класс."Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон первичная обработка шерсти».
план-конспект занятия по технологии (6 класс) на тему

Дергачева Юлия Викторовна

                              Самоанализ урока.

       Урок «Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон и первичная обработка шерсти»  третий  в системе уроков по теме    « Материаловедение».  Его цель –создание условий для ознакомления обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с первичной обработки шерсти , формирование  у учащихся умений и навыков  по теме, мною были поставлены  задачи урока:  обучающая-научить различать виды волокон,  познакомиться с происхождением шерстяных волокон, с этапами первичной обработки шерсти. Исследовать состав волокон животного происхождения органолептическим методом.

Развивающая– развивать творческое и пространственное воображение, логическое мышление, умение сравнивать и различать , анализировать, наблюдать и делать выводы.

Воспитательная– способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

  Планировала достичь следующих результатов:

Предметные:

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения

( шерсть), производство, виды волокон шерсти.

Уметь: различать волокна шерсти по составу.

Личностные:

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести своё мнение до других; готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:

Определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно- трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке.

УУД- Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоения уровня знаний. . оценивать свои достижения на уроке и прогнозировать результат усвоения знаний, контролировать и оценивать свою деятельность и партнёров;

 

Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки ; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта

коммуникативные: уметь слышать и слушать партнёра по речевому высказыванию, уважительно относиться к мнению других, достаточно полно и чётко выражать свою мысль.

       Тип урока- урок изучения и первичного закрепления знаний. Вид - интегрированный. Включал в себя семь этапов: организация класса, актуализация опорных знаний и определение цели  урока, целепологание, открытие нового знания, практическая работа, применение новых знаний, контроль и коррекция результатов, подведение итога, рефлексия, домашнее задание.

       На этапе актуализация знаний дети вывели тему сам-но, составив план работы., опираясь на личный опыт.

На этапе целеполагания-сами ставили цели, которых хотели бы достичь на уроке. Работая со схемой на следующем этапе урока, изучение новых знаний,уч-ся определили с каким материалом им предстоит работать. Работая с презентацией уч-ся пополнили свои знания о животных ( лама) .А так же мною была проверена информация , которой уч-ся обладают по этой теме.

  В ходе практической работы уч- ся научились   формулировать  собственное мнение  и позицию, задавать вопросы по решению проблемной задачи, участвовать в диалоге,  слушать других  и обосновывать свою точку зрения.

После просмотра видеоролика дети свободно обсуждали фильм, извлекая из него увиденную информацию и выполнили задание в соответствии с составленным алгоритмом. Здесь я решила следующие задачи: развивала умение логически мыслить, из полученных знаний делать вывод, сличать результат с эталоном, с целью обнаружения ошибок. Этап закрепления полученных знаний позволил отрабатывать умение, полученное на уроке. Проверить знания детей, степень усвоения ими полученной теории , самостоятельно оценить свои умения позволил этап текущего контроля. Во время подведения итогов решала такие задачи как: осознание важность полученных знаний, понимание причины успеха и неудачи, умение полно и грамотно выражать свои мысли, выявляла  значимость нового материала для повседневной жизни. Этап рефлексии позволил детям самостоятельно определить уровень усвоения материала. Выполняя домашнее задание дети закрепят полученные знания и расслабиться после продуктивного урока.

         Считаю, что структура урока была выбрана с учётом основных звеньев современного урока. Продуман выбор типа урока, его структуры, логична последовательность и взаимосвязь этапов урока. Рационален выбор  форм обучения.

    Материал интересен,  доступен, научно обоснован  и посилен для учащихся. Актуальна  и связана с  жизнью (теория и практика). Присутствует новизна, проблемность и привлекательность учебной информации, рациональность и эффективность методов и организационных форм работы. Осуществлялась обратная связь с учащимися, был постоянным контроль их работы и содержания, соблюдались  требования к оценке  знаний, умений и навыков.

           На уроке использовались методы и формы работы учащихся: частично –поисковый,  индивидуальная практическая  работа, видеоролик,работа в парах, фронтальный опрос, практическая работа, работа в группах,  парная. Выбор таких форм был необходим для оптимального достижения поставленных задач, позволил  дифференцировать подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам. Реализованы развивающие  возможности урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделены главные идеи нового материала. Сформированы  новые понятия. Актуализированы  опорные знания.

      Руководство учителя при выполнении заданий было пооперационным, при выполнении практической работы; инструктирующим  при выполнении самостоятельной работы.

      Мне  удалось уложиться по времени. Распределение времени было рационально. Темп урока быстрый.

     Мне было легко  вести урок, ученики быстро включались во все виды  работ. Доброжелательная обстановка в классе, эмоциональная физминутка, коррекция осанки, беседа в начале урока - способствовали здоровьесбережению.

         Считаю, целесообразно  использовались на уроке средства наглядности,  презентация, выставка « Изделия из натуральной шерсти».

        Цель урока  считаю достигнутой,  план урока выполнен полностью,  материал усвоен большинством учеников, потому что  с самостоятельной работой  все учащихся.

 Пришлось помочь уч- ся с определением темы урока , координировала работу в группах. Не все справились с заданным темпом.

       Домашнее задание не  вызовет затруднения большинства учеников,  потому что информация доступна уч- ся.

         В целом урок можно считать удачным.

 

 Учитель   _________________________ / Дергачёва Ю. В../

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон первичная обработка шерсти»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Вид урока

Интегрированный

Цель урока

Создание условий для ознакомления обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с первичной обработки шерсти

Задачи урока

Обучающая-научить различать виды волокон,  познакомиться с происхождением шерстяных волокон, с этапами первичной обработки шерсти. Исследовать состав волокон животного происхождения органолептическим методом.

Развивающая– развивать творческое и пространственное воображение, логическое мышление, умение сравнивать и различать , анализировать, наблюдать и делать выводы.

Воспитательная– способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

УУД

Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки ; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения( шерсть), производство, виды волокон шерсти.

Уметь: различать волокна шерсти по составу.

Личностные:

Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести своё мнение до других; готовность к сотрудничеству.

Метапредметные:

Определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно- трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке.

Основные понятия

шерсть, пух, ость, мёртвый волос, стригаль, сортируют, треплют, промывают, сушат.

Ресурсы урока

1.Материально-техническая база:

- кабинет трудового обучения, инструменты и приспособления:лупа, клей, нити, ручка, карандаш ,картон, шерсть,  выставка «Изделия из натуральной шерсти», образцы пуха, шерсти, клубок шерстяных нитей, самопрялка, наглядная иллюстрация « На лугу».

2.Дидактическое обеспечение:

Технология. Обслуживающий труд: 6 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, В.Д. Симоненко, М.: «Вентана – Граф», 2013 г;  карточки задания; тесты.

3.Технические средства обучения:  ноутбук учителя, мультимедийный проектор

4. Электронные средства обучения: презентация, видеоролик.

Форма урока

Ф-фронтальная

И- индивидуальная

Г- групповая

П-парная

технология

Личностно- ориентированная , технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая

Межпредметные связи

история, география, литература, биология, музыка, ИКТ.

Педагогические технологии

игровая, информационно-коммуникационная, проблемное обучение, исследование

Время проведения

40 мин.

Ход урока

этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

организация

Здравствуйте, ребята!Урок технологии сегодня у вас проведу я. Меня зовут Юлия Викторовна.

Актулизация знаний

Постановка учебной задачи

На фоне музыки- слайд 1-5

Зима, вечереет.В деревенской избе вся семья собралась за столом.Тихо в печи потрескивают дрова. В доме тепло и уютно. После ужина каждый занят своим делом. Вот и бабушка, как обычно, в заботе о своих внуках.

-А в чём проявляется её забота?

-А что она вяжет?

- Для чего?

-Да, бабушка заботится о здоровье своих внуков.

- Обратите внимание на нашу выставку. Какие изделия вы  видите?

- А из чего связаны эти изделия?

-Правильно, они связаны из шерсти животных.

-Ребята, из чего состоит шерсть?

-А интересно ли вам узнать производство шерсти?(как появилась нить?)

-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

 -Что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Вывод: Да, тема нашего урока « Натуральные волокна животного происхождения. Виды волокон шерсти. Первичная обработка шерсти.

Слайд 6

-Она вяжет.

-Носки, варежки…

-Для того, чтобы внукам было тепло в зимнюю пору на улице.

-носки , варежки, платки, кофточку, шарф, валенки

-Из шерсти овцы, козы.

-волокон

-да

- шерсти, о видах её волокон, о её волокнах, о производстве шерсти.

целепологание

Слайд 7

-Обобщив ваши пожелания, предлагаю построить урок так:

- познакомиться с шерстью, с историей её происхождения

 -с видом её волокон

-с этапами первичной обработки шерсти

-изготовить поделку с применением шерсти.

Открытие нового знания

Введение в тему

Практическая работа

физминутка

Слайд 8

Рассмотрите внимательно схему. Какие три вида происхождения натуральных волокон вы видите?

Исходя из нашей темы, с каким видом натуральных волокон мы будем сегодня работать?

- А конкретно мы будем говорить о шерсти.

- А знаете ли вы , что одним из первых животных была приручена овца.

-Что привлекало в ней человека?

-Что же такое шерсть?

-От каких животных можно получить шерстяные волокна?

Слайд 9

Посмотрите , эти животные в разные времена были одомашнены человеком

- Назовите знакомых животных.

-Каких видите в первый раз?

- Лама -южноамериканское животное, близкий родственник верблюда;

-Альпака- неприученная лама, которую стригут  один раз в два года и получают от одного животного 3 кг шерсти. В  Перу  они  защищены  государством  и  охраняются,  как  исчезающий  вид.

Их  шерсть  считается  лучшей  в  мире.

Цена  100г  шерсти  викуньи   стоит   900 долларов  и   больше.

- А сейчас человек содержит у себя в хозяйстве овцу и козу?

Вывод:

- Совершенно верно, для получения шерсти и пуха.

- Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Работаем в парах.

- Вы в лаборатории. Научные сотрудники. Ваша обязанность провести исследование  данными образцами и сделать соответствующие выводы.

Рассмотрите содержимое двух коробок при помощи увеличительного стекла.

У вас лежат инструкционные карты, прочтите порядок выполнения, используя термины со слайда

Слайд 10

- На выполнение данной работы отводится не более трёх минут.

-Подведём итог нашего  практического исследования.

-Назовите состав шерсти

-Назовите различия

- У кого есть дополнения?

- Назовите сходства.

- Так каких волокон должно быть больше, чтобы шерсть для платков, шарфов была мягче?

-- а чтобы шерсть была жёжче,  например, для изготовления валенок?

Спасибо за работу. Предлагаю отдохнуть.

- Повторяйте движения за героями анимации.

-растительного , минерального, животного происсхождения

С натуральным видом волокон животного происхождения.

-молоко, шерсть, овечья шкура

- волосяной покров животных.

- козы , овцы.

Коза, овца, верблюд, кролик

Лама , альпака.

-да

Из чего состоит шерсть .Чем отличается она от пуха.

Самостоятельная работа( парная )

Пух, ость (переходный волос), « мёртвый волос»

Пух( легче , тоньше, мягче)

Шерсть-грубее ,жёжче, тоще.

Одинаковый состав

Волокон пуха.

В шерсти должно быть больше  ости, мёртвого волоса

Просмотр видеоролика

На протяжении многих лет прялка была единственным средством получения нити. Первая прядильная машина появилась в 1764 году.

 - На выставке представлена прялка. Она рабочая. И в наше время люди вручную получают шерстяную нить. В домашних условиях нить можно получить при помощи электро-прялки.

-Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке.

- А почему?

 Я предлагаю посмотреть ролик и выявить этапы этого процесса.

( ролик)

-С помощью чего снимают шерсть с животных?

-Чтобы обобщить полученные знания и выявить правильную последовательность первичной обработки шерсти ,обсудите ваши гипотезы  группах.

-Разделимся на группы.

- Отметьте в каточках последовательность первичной  обработки шерсти.

-Обменяемся карточками .

- Поработайте экспертами и сравните ответы с предложенным алгоритмом.

Слайд 11

-Сортируют-подбирают волокна по качеству.

  Треплют-удаляют засохшие примеси.

  Промывают- горячей водой с мылом.

  Сушат-в сушильных машинах.

-Лучше всего справилась  с заданием группа …….

Люди разных профессий задействованы в данном производстве. Это стригали ,мойщики, чесальщики, классировщики.  И всем понятно, что это трудоёмкий процесс.

-овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена.

-ножниц, машинок

Работа по группам

Взаимопроверка

Применение

новых знаний

Практическая работа.

-Посмотрите на рисунок. Что вы видите?

-Как вы думаете, не скучно ей пастись в одиночестве?

-Давайте поможем ей обрести друзей. Для этого мы сделаем  поделку –овечку.

-С помощью каких материалов?

-Вспомним требования безопасности работы с клеем.

- Рассмотрим образец ( показываю)

-Определите  алгоритм работы.- пауза

- Ваши предложения. С чего начнём?

- Вы правильно определили последовательность. С помощью выявленного вами алгоритма предлагаю сделать вам поделку. У каждого в пакетике есть всё необходимое.

Слайд 12  (пошаговая инструкция)

-Луг, дерево, одинокую овечку.

-Да

-картон, шерсть, клей, шерстяной нити, карандаши

  1. Не открывать клей зубами.

  1. Наносить клей кисточкой или палочкой для клея.

  1. При работе с клеем пользоваться салфеткой.

  1. Не допускать попадания клея на одежду, руки и лицо; в случае попадания тщательно промыть водой

На шаблон наклеим верёвки-ноги, мордочку,

Распределим шерсть на маленькие комочки

Скатаем из них шарики

Нанесём клей на чуб и на тело овцы

Наклеим шарики на шаблон

 Нарисуем глаза, рот

Приступим к работе.

-Оценим работу в группах.

- Я присоединяюсь к вашему мнению и хочу поставить пятёрки……

Четвёрки….

Индивидуальная работа

Контроль и коррекция результатов

-Какие прекрасные овечки у вас получились.

( по группам)

-Чья работа понравилась больше всего?

-А почему, обоснуйте свой выбор

(оценка)

-Домашнее задание: из дополнительных источников подготовить сообщение на тему : « Производство шерсти в России».

Работа аккуратная

рефлексия

-Вы работали как один дружный коллектив. Это мне  очень понравилось.

Ребята, давайте образуем круг, а шерстяная нить с этого клубка объединит нас.

В начале урока вы ставили перед собой цели. Сумели ли вы их достичь?

-Какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни?

-Что вызвало трудности?

-А кто не услышал ответа на свой вопрос в течении урока?

На следующем уроке мы продолжим эту тему.

- Мне хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока. Если у вас отличное настроение, возьмите красное яблоко, если хорошее- жёлтое,

если плохое-зелёное.

-Украсим наше дерево.

Выбирают яблоки и прикрепляют на дерево


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"   Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие:...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»

Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...

План-конспект урока технологии по теме НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, 6 кл

Рекомендуется для учителей работающих по программе В. Д. Симоненко.В плане подробно раскрывается история волокон животного происхождения, имеется практическая работа для закрепления материала «Ср...

конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения"

конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения" по учебнику О.А. Кожиной...