План-конспект урока технологии по теме НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, 6 кл
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Паршина Людмила Михайловна

Рекомендуется для учителей работающих по программе В. Д. Симоненко.В плане подробно раскрывается история волокон животного происхождения, имеется практическая работа для закрепления материала «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока технологии126 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 9-10 

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

Тема урока: НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Цели: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать пространственное представление.

Оборудование: коллекция «Волокна», лупа, пинцет, огнеупорная чашка, учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по теме «Общие правила техники безопасности».

Вопросы для повторения:

1) Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Технология»?

2) Что надо помнить учащимся во время работы?

3) Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

III. Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

-Какие  волокна мы изучали в 5 классе.

Учащиеся. Натуральные волокна растительного происхождения - лен и хлопок.

-Назовите свойства этих волокон, их применение. (Ответы учащихся.)

2. Объяснение нового материала.

С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т. д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т. д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и свойства.

Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков - волокон. Эти волокна (шерстинки - в шерстяной ткани, растительные волоски - в хлопковой, волоконца льняного стебля - в льняной) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.

Волокна делятся на натуральные - это те, которые подарены природой (шерстяные, шелковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.

Сегодня мы с вами изучим волокна натуральные животного происхождения - шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.

С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. С той самой поры, как стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам.

Известный русский географ-исследователь П. К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

Основную массу шерсти получают с овец, причем лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Тонкорунные овцы известны со II века до нашей эры, когда скрестив колхидских баранов с итальянскими овцами, римляне вывели тарентайнскую породу овец с коричневой или черной шерстью. В I веке скрещиванием тарентайнских овец с африканскими баранами в Испании получили первых мериносов. От этого первого стада в конечном итоге произошли и все другие породы мериносов: французские, саксонские и т. д.

Овец стригут один раз или в некоторых случаях дважды в год. С одной овцы получают от 2 до 10 килограммов шерсти. Из 100 килограммов сырой шерсти получают 40-60 килограммов чистой, которую и отправляют для дальнейшей переработки.

Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую шерсть, получаемую с ангорских коз, ведущих свое происхождение из турецкого местечка Ангора.

Для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, получаемую стрижкой или вычесыванием во время линьки верблюдов.

Высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса. Неопытному глазу почти вся шерсть кажется одинаковой. А вот специалист высокой квалификации способен различить свыше семи тысяч сортов!

В XIV-XV веках шерсть, предназначенную для прядения, чесали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов стальных зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что очень важно для их равномерного вытягивания и скручивания при прядении.

«Гребешок» оказался поистине золотым. Из расчесанного волокна получали прочные, красивые нити, из которых вырабатывалась добротная ткань, долго не изнашивавшаяся.

От немецких слов «камм» - «гребень» и «волле» - «чесать» образовалось слово «камволле» - «чесанная шерсть». Попав в Россию, оно получило суффикс «н» и стало «камвольным». Так называют обработанную гребнем шерсть, предназначенную для производства гладких тканей, а также те предприятия, которые вырабатывают такие ткани (камвольный комбинат). Отсюда же и слово «камвольщик».

Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее хлопчатобумажной, лишь вслед за ней. Машинное прядение шерсти началось с конца 80-х годов восемнадцатого века. В 1789 году англичанин Эдмунд Картрайт изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайта появилось немало других, более совершенных, и процесс этого совершенствования продолжается до сих пор.

Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти (95-97 %) дают овцы. Шерстяной покров снимают с овец специальными ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 20 до 450 мм. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном.

Виды шерстяных волокон - это волос и шерсть, они длинные и прямые, и пух - он более мягкий и извитый.

Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют - разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из нее ткани.

В отделочном производстве ткани красят в различные цвета или наносят на ткани различные рисунки. Ткани из шерсти вырабатываются гладкокрашеными, пестроткаными и напечатанными.

Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, то есть хорошо впитывают в себя влагу, упругие (изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца (выше, чём у хлопка и льна).

Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Таким путем можно определить ткань: чистая это шерсть или искусственная.

Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные и пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин, кашемир и др. Образование кокона длится 3 дня, после чего происходит пятая линька, и гусеница превращается в куколку, а через 2-3 недели в бабочку, которая живет 10-15 дней. Бабочка-самка откладывает грену, и начинается новый цикл развития.

Из одной коробки грены массой 29 граммов получают до 30 тысяч гусениц, съедающих около тонны листвы и дающих четыре килограмма натурального шелка.

Для получения шелка естественный ход развития шелкопряда прерывают. На заготовительных пунктах собранные коконы подсушивают, затем обрабатывают горячим воздухом или паром, чтобы предотвратить процесс превращения куколок в бабочек.

На шелковых предприятиях коконы разматывают, соединяя вместе несколько коконных нитей.

А задумывались ли вы над тем, каково изначальное значение слова «шелк»? Буквальный его перевод может показаться неожиданным: «китайка», «ткань из Китая». До нас это слово дошло дальней, кружной дорогой. В латинском языке существует слово «сэрикус», означающий «китайская материя» (от «сэрэс» - Китай). В средние века вместе с шелковыми изделиями оно добралось до Скандинавии, где превратилось в «сильки». Согласитесь, что преобразовать «сильки» в «шелк» не так уж трудно. Возможно, что словотворчество шло следующим образом: «сильки», «сильк», «сельк», «селк», «шелк». Ничего необычного в таких превращениях нет: ведь прошли столетия после первого знакомства русских с шелком. Его везли на Русь арабские, итальянские, скандинавские купцы, поскольку шелковые ткани стоили дорого и на них можно было хорошо заработать.

Это учел, кстати, русский царь Алексей Михайлович. В середине семнадцатого века он попытался разводить шелковичных червей под Москвой, в Измайлове. Были выписаны специалисты из Астрахани. Увы, из царской затеи ничего не вышло.

Уделил внимание шелководству и Петр I, приказавший разводить шелковичных червей в Украине и на Кавказе.

Ученые полагают, что шелководство возникло в глубокой древности, независимо друг от друга, в Китае, Индии и на Ближнем Востоке. В Европу шелк стал ввозиться еще во втором веке нашей эры - в эпоху римской империи. В четвертом веке греческие монахи, раздобыв яйца шелковичного червя, сумели развести его в навозе. Греческие правители сделали из этого тайну. Им удалось долгое время получать шелк, изделия из которого продавались по всей Европе.

Существует несколько видов бабочек, гусеницы которых перед превращением в куколки вьют коконы, используя выделения из специальных желез. Таких бабочек называют шелкопрядами. В основном разводят тутового шелкопряда.

Первое упоминание о шелке приводится в старой китайской легенде о богине шелковичных червей: «Это великий принц Хуан-Ди очень хотел, чтобы его жена Си-Лин-Чи сделала что-нибудь для счастья людей. Он поручил ей осмотреть шелковичных червей и определить, нельзя ли использовать их нить. Си-Лин-Чи собрала некоторое количество червей и кормила их сама в специально приготовленном для этого месте, так она открыла методы выращивания червей, а также размотки коконов и использования шелка для приготовления одежды... В благодарность за этот великий дар потомки обожествили Си-Лин-Чи и воздали ей почести как богине шелковичных червей». Китайская хронология относит это предание к 2640 году до нашей эры.

Шелкопряды развиваются в несколько стадий: яйцо (грена), гусеница (личинка), куколка и бабочка. Гусеница развивается 25-30 дней и проходит пять возрастов, разделяемых линьками. Ее длина к концу развития достигает 8, а толщина 1 сантиметра. В конце пятого возраста шелкоотделительные железы гусениц заполняются шелковой массой. Шелковина - тонкая парная нить из белкового вещества фиброина - выдавливается в жидком состоянии, а затем твердеет на воздухе. Затем шелковичного червя стали разводить в Византии, откуда он попал в Сицилию, южную Италию, затем во Францию. Особенно славилась шелковая промышленность, процветавшая в итальянских городах Болонья, Лукка, Генуя, Венеция.

Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Кокон - это плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка, которую гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку. Четыре стадии развития шелкопряда - яичко, гусеница, куколка, бабочка.

Собирают коконы через 8-9 дней с начала завивки и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки - размотать коконную нить и соединить нити нескольких коконов. Длина коконной нити от 600 до 900 м*. Такую нить называют шелком-сырцом. Первичная обработка шелка включает следующие операции: обработка коконов горячим паром для размягчения шелкового клея; сматывания нитей с нескольких коконов одновременно. На текстильных фабриках из шелка-сырца получают ткань. Шелковые ткани вырабатывают гладкокрашеными, пестрокрашеными, напечатанными.

Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в XVII веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством.

Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна. Горит шелк так же, как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

1) Самостоятельное чтение и анализ § 1 (с. 5-8).

2) Конспектирование основных понятий в рабочую тетрадь: шерсть, руно, натуральный шелк, первичная обработка шелка, шелк-сырец.

Шерсть - волосяной покров животных (овец, коз, верблюдов и др.). Виды волокон шерсти: пух (наиболее ценное тонкое мягкое извитое волокно), переходный волос, ость (более толстое,

жесткое и менее извитое, чем пух, волокно) и «мертвый волос» (малопрочный и жесткий). Из шерсти вырабатывают пряжу, ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия и др.

Шелк натуральный - текстильная нить животного происхождения; продукт, выделяемый железами гусениц шелкопрядов.

Шелк-сырец - материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов, из которого вырабатывают крученый шелк, используемый в трикотажном производстве для получения швейных ниток. Отходы перерабатываются в пряжу, из которой изготовляют крепдешин, парашютное полотно и другие ткани.

Руно - шерстяной покров овцы, состриженный сплошным пластом.

3) Вопросы и задания для обсуждения:

- Рассмотрите и назовите по рис. 1, 3 (с. 5, 6) животных, дающих шерсть.

- Какие из них дают наибольшее количество всей шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях? (Основную массу шерсти дают овцы.)

- Как зависит прочность ткани от толщины волокна? (Чем толще волокна, тем прочнее ткань.)

- Каких цветов бывают естественные шерстяные волокна? (Белого, серого, розового и черного цветов.)

- В чем состоит свойство свойлачивания волокон шерсти? (Шерсть сваливается под действием влаги и трения.)

- Охарактеризуйте, какими свойствами обладают шерстяные волокна. (Ответы учащихся.)

- Какие текстильные материалы изготовляют из шерсти?

- Объясните по рис. 4 на с. 7 стадии развития тутового шелкопряда.

- Как получают натуральный шелк?

- Какова цель первичной обработки шелка?

- Из чего ткут шелковое полотно?

- Дайте характеристику свойств натурального шелка.

- Какие ткани получают из шелка?

2. Практическая работа № 1 «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». (Учебник", с. 8-9, табл. 1 «Отличительные признаки волокон».)

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

V. Анализ и оценка работы.

Проверяю  выполненную работу, выставляю оценки.

VI. Итог урока.

- Назовите, какие волокна изучали в 5 классе.

- К какой группе волокон они относятся?

- Какого происхождения эти волокна?

- С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?

- К какой группе волокон они относятся?

- Какого происхождения эти волокна?

- Обобщим полученные сведения. Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство - трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к тканям растительного и животного происхождения.

- Где пригодятся вам знания по материаловедению?

Домашнее задание. § 1 на с. 5-9; уметь объяснить значение основных понятий по теме и ответить на вопросы 1-3 на с. 9. В рабочей тетради заполнить следующую схему:

Волокна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"   Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие:...

Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по теме "Натуральные волокна животного происхождения"...

План-конспект урока по технологии для учащихся 7-го класса по теме: «Натуральные волокна животного происхождения».

Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.Задачи урока:- образовательные: изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить  использовать знания о ...

План-конспект урока по технологии для учащихся 7-го класса по теме: «Натуральные волокна животного происхождения».

Цель урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения.Задачи урока:- образовательные: изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить  использовать знания о ...