ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»
проект по технологии на тему

Кочнова Дина Якуповна

Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме является естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души. Эта позиция находит отражение и развитие во многих проектах, разработанных учащимися: "Возрождение традиций народных промыслов Подмосковья", "Костюм по мотивам дымковской игрушки", "Костюм "Святая Русь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»

Учителя технологии МБОУ Школы № 6 Кочновой Дины Якуповны

Номинация: Творческое Подмосковье

Муниципальное образование: Балашиха г.о.

Цель проекта:
развивающие:
 развитие умений:

- поисковых  (самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько решений одной проблемы);

- коммуникативных (отстаивать свою точку зрения, общаться в процессе групповой работы);            

- презентационных ( умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления);

- менеджерских (планировать деятельность, анализировать результат собственной деятельности)  

   обучающие:    знакомство с историей  народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением

  воспитательные:      развитие сотруднических умений и навыков, воспитание       чувства ответственности, понимания ценности и значимости народного творчества и искусства в жизни человека

   практические:    обмен и анализ информацией, сбор информации с помощью средств информационно – коммуникативных технологий и Интернет                                                                                  

 Задачи проекта:

  • ознакомление с особенностями проектной и исследовательской деятельности;
  • привлечение родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта;
  • приобщение учащихся нашей школы к культуре своего народа через изучение народного декоративно- прикладного искусства;
  • сохранение роли традиционной народной культуры в жизни общества;
  • показать всю красоту русской одежды и её роль в определении статуса человека;
  • выявление особенностей костюмов предков нашего края.

Описание проекта:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «В истории костюма – история народа»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
1. ТЕМА: «В истории костюма – история народа»
2. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА:
исследовательский;
групповой. 
3. ЦЕЛИ:
развивающие: развитие умений:

- поисковых  (самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько решений одной проблемы);

- коммуникативных (отстаивать свою точку зрения, общаться в процессе групповой работы);            

- презентационных (умения использовать различные средства наглядности в ходе выступления);

- менеджерских (планировать деятельность, анализировать результат собственной деятельности)  

   обучающие:    знакомство с историей  народного творчества, направлениями народного творчества, материалами и техникой исполнения, художественной выразительностью, цветовым и фактурным решением

  воспитательные:      развитие сотруднических умений и навыков, воспитание       чувства ответственности, понимания ценности и значимости народного творчества и искусства в жизни человека

   практические:    обмен и анализ информацией, сбор информации с помощью средств информационно – коммуникативных технологий и Интернет                                                                                

  4. ЗАДАЧИ:
        ознакомление с особенностями проектной и исследовательской деятельности;

        привлечение родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта;

        приобщение учащихся нашей школы к культуре своего народа через изучение народного декоративно- прикладного искусства;

        сохранение роли традиционной народной культуры в жизни общества;

        показать всю красоту русской одежды и её роль в определении статуса человека;

        выявление особенностей костюмов предков нашего края.

5. ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 8 - 11 класс
6. ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: 4 года.
7. РЕЖИМ РАБОТЫ: 
- уроки технологии
- практическая работа в классе, библиотеке
- индивидуальные консультации во внеурочное время.
8. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 •        Использование педагогом новых технологий в своей работе

•        Использование национальных костюмов на уроках краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях  

•        Оформление кабинета технологии

•        Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в обществе

•        Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по трудовому образованию (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях)
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: изготовление русских костюмов на модель и на кукол.
10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- справочная литература для учителя;
- источники литературы для учащихся;
- образцы выполнения работы.
2. Знания, умения и навыки учащихся для самостоятельной работы:
- умение работать с источниками информации;
- умение наблюдать.
3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте:
- умение выбрать необходимую информацию в литературе для работы;
- умение правильно оформить материал согласно плану.
4. Мотивация в работе:
 заинтересовать детей среднего и старшего школьного возраста историей русского народа;
 создать собственный костюм. 
11. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения: — умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.

12. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ:
- умение работать в микрогруппе (умение корректировать недочеты, правильно реагировать на замечания). 
13. РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА:
- знакомство с новой литературой научного характера.
- развитие умения работать с текстом, рисунком.
- развитие практических трудовых навыков учащихся.
14. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: 
на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
15. АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей.  Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя.  Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. Курсу "Технология" для патриотического воспитания уделяется совсем незначительное место, но именно на этих уроках можно развить у школьников уважение к традициям народов, проживающих на территории России, узнать их быт, обычаи, национальную кухню.

Использование краеведческого материала в обучении технологии помогает формированию духовно богатой личности, осознающей ценности родного края и бережно к ним относящейся.

Думается, если таких работ наших учащихся со временем будет больше, то и общество наше станет духовно чище.

16. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Данный проект связывает трудовое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души. Эта позиция находит свое отражение и развитие во многих проектах, разработанных учащимися: «Возрождение традиций народных промыслов Подмосковья», «Костюм по мотивам дымковской игрушки», «Костюм «Святая Русь». Темы творческих проектов были подобраны с учетом социального заказа учителей и учащихся школы (использование национальных костюмов на уроках краеведения, истории, литературе, на праздничных мероприятиях, оформление музея «Русская изба»).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «В ИСТОРИИ КОСТЮМА - ИСТОРИЯ НАРОДА»

" Мы не мыслим себя без России.

Мы живём с ней судьбою одной.

И вдыхаем и веру, и силу,

От земли, нам навеки родной.

От земли, неподвластной забвенью,

В наших песнях - и радость, и грусть.

И обязаны мы вдохновеньем

Лишь тебе, наша матушка-Русь."

Л. Глебов « Мы не мыслим себя без России»

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт. Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”.

МОТИВАЦИЯ К РАБОТЕ:
Первое с чего мы  начали свою работу, это со сбора информации об истории и культуре славянских народов.

Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?

На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Вызвать интерес к  народному искусству, к культуре русского народа.
  • Развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе.
  • Усовершенствовать возможности в области технологии и проектной деятельности.  

ГИПОТЕЗА: Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Наверное, потому, что в народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. Русский костюм часто вдохновлял и вдохновляет по сей день и русских и зарубежных модельеров. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой - из прошлого в будущее. Костюм - часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его. Русский сарафан – это не просто платье без рукавов, а настоящий символ русской культуры и самобытности. Парадоксально, но этот традиционный вид крестьянской одежды, при всей своей простоте и «почтенном возрасте», не теряет актуальности и даже наоборот, остается модным и популярным.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОТРЕБНОСТИ.
У нас в школе часто проводятся православные  праздники такие, как «Рождественские чтения», «Православная книга», «Праздник Пасхи», «Под покровом Богородицы». И всегда встает вопрос: как должна быть одета ведущая праздника. Захотели стать мастерами и изготовить свой костюм, особенный, неповторимый, вложить в него свою душу, свое настроение.

РАБОТА В ГРУППАХ.
• Группа историков: изучали историю возникновения кукол
• Группа художников: исследовали иллюстративный материал с репродукциями художников различных эпох. 
• Группа мастеров: проводили мастер-класс по изготовлению костюма
• Группа экспертов: проводили опрос и анкетирование


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

          Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

           После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.
          Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.
         Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

           Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.


       Каким же он был, русский национальным костюм?

Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное — скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока — убор молодицы,
Косник, венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

Это собирательный образ женского костюма.

       Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
        Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.

Основные виды и формы костюма

          Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.

          Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.
         Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
          Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

          По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.      Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Например, девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. слева — костюм крестьянки Тверской губернии:сарафан,«епанечка»,парчовая рубаха и нарядный кокошник.

По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки.
      В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном.

        В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. слева) «сороки» (рис. справа), разнообразные повязки и венцы.

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

АНКЕТИРОВАНИЕ:
Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ № 6. Нужно ли нам знать во что одевались наши предки? Для чего?

 В анкетировании участвовало 56 человек. Вот какие ответы мы получили:

  1.  Нам, россиянам, историю русского костюма полезно знать!
  2.  Костюм призывает подумать о людях, может рассказать о быте, нравах.
  3. История любого костюма вообще, является зеркалом истории человечества.
  4. Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.

Мы сделали вывод что этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приступая к исследовательской работе «В истории костюма – история народа» мы выдвинули гипотезу о том, что несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Мы сделали вывод о том, что в русском костюме таится загадочная русская душа. Костюмы в стиле «гжель» или в стиле «дымковской игрушки», или с аппликациями «русская березка, «православный храм» - отражение наших национальных традиций, истинно российские мотивы. Ощущение чистоты и свежести, звон бубенцов летящей по первому снегу тройки… И легкий холодок от радостного предчувствия чего-то необычного. Сегодня такие вещи мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Россия – как из песни слово. Любите всё то, что называют одним широким словом – Русь.
Собранные материалы полностью подтвердили нашу гипотезу. Мы создали выставку своих работ, а так же участвовали во многочисленных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Мероприятия в рамках проекта:

  • Проведение семинаров и творческих мастерских по теме проекта для учителей и учащихся школы.
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений г. Балашиха (межшкольные творческие мастерские)
  •  Подготовка учебных материалов (инструкционные карты, готовые образцы, презентации)
  • Методическая работа с преподавателями других образовательных учреждений по использованию материалов на различных носителях (Интернет - ресурсы, магнитные и лазерные носители, печатные материалы), подготовленных в рамках проекта.  
  • Распространение опыта, полученного в результате работы над проектом
  • Участие в муниципальных и региональных этапах Всероссийской школьной олимпиады
  • Участие в ежегодном конкурсе «Подарочная кукла и русский костюм», «Ремесла Балашихи – братьям славянам» («Центр искусств и ремесел» г. Балашиха)
  • Участие в международном конкурсе «Славянское древо», «Радость творчества» (Картинная галерея г. Балашиха)
  • Участие в научно – практической конференции «Я познаю мир» (г. Реутов)

Охват проекта:
Преподавателям и учащимся школ, учреждениям дополнительного образования, занимающимся вопросами трудового обучения, обладающим возможностями пользоваться материалами ЦОР

Затраченные ресурсы:
Проект формировался в течение 4 лет. Изготовлены костюмы в традициях русской народной одежды.

Достигнутые результаты:

Мы создали выставку своих работ в школьном музее «Русская изба», а также участвовали в ежегодном конкурсе «Подарочная кукла и русский костюм», «Ремесла Балашихи – братьям славянам» («Центр искусств и ремесел» г. Балашиха), в международном конкурсе «Славянское древо», «Радость творчества» (Картинная галерея г. Балашиха), в научно – практической конференции «Я познаю мир» (г. Реутов), в муниципальных и региональных этапах Всероссийской школьной олимпиады. Во всех конкурсах у нас есть победители и призеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Исследовательская работа учащихся на уроках истории и обществознания.

Статья о использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания....

Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс

Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...

Научно-исследовательская работа по литературе. Роль историй-страшилок в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Работа представляет собой анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" с точки зрения использования и роли историй-страшилок, которые рассказывают ребята ночью у костра. Ученики определяют особ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»...

Исследовательская работа: "Коми национальный костюм как пример художественного наследия народа"

Исследование, изучение  и актуальность национального коми наряда в настоящее время....