Мастер-класс «Использование технологии критического мышления в проектной деятельности учащихся»
материал по технологии (7 класс) на тему

Иванова Надежда Геннадьевна

Мастер-класс по современным педтехнологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_master_klass_po_pedtehnologiyam.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

мастер-класса

по теме:

«Использование технологии критического мышления

в проектной деятельности учащихся»

        

        Подготовила: учитель технологии

МБОУ «СОШ №11 имени Героя Советского Союза

В.Ф. Ветвинского»

Иванова Надежда Геннадьевна

2015

Цель: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся проектную и исследовательскую деятельность; формирование критического стиля мышления в процессе обучения технологии, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на первом; включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.

Содержание моей работы определило следующие задачи:

  1.  Давать знания;
  2.  Помогать в обучении;

3. Согласовать подходы обучающегося к поиску решения учебных задач;  

4. Обеспечить психологический контакт;

5. Развивать социализацию ребенка;

6. Исследовать вопросы теории критического мышления;

7. Изучить умственное развитие учащихся на первый год изучения предмета, проводить диагностику их развития во время обучения в школе и разработать критерии ожидаемых результатов;

8. Применять приемы и методы технологии развития критического мышления на практике;

9. Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности учащихся;

10. Стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

             Участие обучающихся в образовательном процессе служит формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, самоорганизации и самообразования.

             Основные мотивы данного педагогического опыта: гарантированность достижения результатов обучения; паритетные отношения учителя и обучающегося; работа в индивидуальном темпе ребенка; возможность работы в группах; поэтапный контроль в процессе освоения учебного материала.

       Актуальность темы:

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания, как интереснее провести внеклассное мероприятие в своем классе. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников и как наилучше подготовить учащихся к демократической и экономично продуктивной жизни?   Эти вопросы ежедневно задаю себе я и каждый учитель. Опираться только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Я пришла к выводу, что технология критического мышления актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. И, несомненно, для совершенствования своей работы необходимо четко ставить перед собой последовательность цель - методы и формы работы – результаты образовательного процесса.

Я считаю, что больше двадцати пяти процентов тех видов деятельности, которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся или устарели. Людям будут нужны абсолютно новые знания и навыки. Первопричиной этих проблем стал информационный взрыв и технологический взрывы в сфере информационного обеспечения. Все вышеизложенное является актуальным обоснованием темы моей концепции: «Использование технологии развития критического мышления для формирования в проектной деятельности учащихся».

Таким образом, актуальность выбранной темы вполне очевидна, так как положительными аспектами системы можно считать, что, выходя из школы, выпускник обладает рядом качеств: самостоятельностью, готовностью к сотрудничеству, умение вести диалог, умение мыслить, создавать и оформлять  проект с использованием компьютерных технологий, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, находить недостающую информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, актерские умения и умение уверенно держаться при защите своего проекта.

Педагогический опыт считаю востребованным, так как он содержит инновационные элементы и выступает в контексте ФГОС второго поколения.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Критическое мышление, не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Прихожу к выводу, что оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Технология критического мышления учит детей (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение элементов технологии критического мышления в учебный процесс формирует особый склад мышления и познавательной деятельности.

Эффективность реализации педагогического опыта.

Название проектной работы

Краткая аннотация работы

Место представление работы

Результат представленной работы

 «Дизайн одежды. Стилизованные костюмы «Времена года»

Проект представлен ансамблем народных костюмов из льна, стилизованных по теме «Времена года», выполненных в технике батик

 ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Конкурс молодых дизайнеров одежды и декоративно-прикладного творчества «Мода и искусство»

2 место в номинации «Народный костюм»

3 место в номинации «Эскизы моделей одежды»

Гран-при Межрегионального культурно-благотворительного фестиваля творчества инвалидов «Во имя жизни»

«Бисерная феерия»

Проект представлен жилетом из бисера и мини-выставкой

Всероссийская олимпиада школьников по технологии, муниципальный этап

3 место

«Зимняя сказка»

Проект представлен ансамблем из искусственного меха (жакет, берет, сумка), дополненный аксессуарами, выполненными в технике канзаши

Всероссийская олимпиада школьников по технологии, муниципальный этап

2 место

«Национальная россыпь. Стилизованные русские и чувашские костюмы»

Проект представлен исследованием традиций русского и чувашского народов, изучением приемов и методов мастеров декоративно – прикладного искусства, композиционных и конструкторских особенностей традиционного костюма – образа.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии, муниципальный этап

2 место

«Стилизация в дизайне народного костюма»

Работа посвящена изучению стремления учащихся использовать традиции народной одежды для изготовления авторских моделей, созданию образов, имеющих крепкую общекультурную основу. Так высокая культура ярко и искусно проявилась в вышивке тесьмой и аппликации в многообразии оформления костюмов в фольклорном стиле.

Республиканская научно-практическая конференция работников образования «Большая перемена -2015»

Публикация работы

Содержание мастер-класса.

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,

Но, разрешая его, они сходятся вместе.

К истине разны пути у науки с искусством,

Но озарение – разве не в их перекрестье?

И разве может ученый, открывший законы,

Менее быть очарован своею наукой,

Нежели чуткий художник, писавший иконы,

Или простой музыкант, очарованный звуком?

Мысль осязаема в каждом движении сердца,

Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.

Там, где наука с искусством живут по соседству,

Истина есть! И подруга ее озаренье!

Гуляева Л.И.

           Эти строки послужат эпиграфом к нашему мастер-классу.

          Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.

          Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

  Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается технология развития критического мышления, которая представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМ дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.

Уважаемые коллеги, прошу вас представить себя учащимися 7 класса на уроке технологии. Тема урока «Творческий проект «Национальные костюмы»

1 фаза «Вызов»

Задачи фазы:

  • Актуализация имеющихся знаний, представлений
  • Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме
  • Учащиеся определяют направления в изучаемой теме

Кластер. Первый этап работы: ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

2 фаза «реализация смысла» (осмысления)

Задачи фазы:

  • Организация активной работы с информацией
  • Удовлетворение познавательных «запросов»
  • Формирование отношения к тексту

Национальные костюмы

                   

   

         Очень важно, на мой взгляд, формировать целостное осмысление, обобщение полученной информации, а так же собственное отношения к изучаемому материалу. Здесь я использую прием синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.     

3 фаза «рефлексия» (синквейн)

Задачи фазы:

  • Соотнесение старых и новых представлений;
  • Обобщение изученного материала;
  • Определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Правила написания синквейна: 

  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  • Четвертая строка – это фаза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример.

Национальный костюм.

Традиционный, стилизованный.

Украшает, символизирует, радует.

Является достоянием общенародной культуры.

Наследство.

Я считаю, что приём «кластер» это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли.

"Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь".

                                Китайская пословица.

        Уважаемые коллеги! Вы сможете применить данный приём на практике?

На каких уроках и по какой теме?

 Список использованной литературы:

  1. Гузеев В.В., Дахин А.Н. и др. Образовательная технология  ХХI века: деятельность, ценности, успех. –М.: Центр «педагогический поиск», 2004.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003. — 284 с.
  3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — 192 с.
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб: КАРО, 2002.
  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Часть 1: Научно-практическое пособие. – Ростов н /Д: Изд-во «Учитель», 2006.
  6. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.:  Педагогическое общество России, 2005.
  7. Развитие критического мышления. Апробация технологии                         http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200302802
  8. Российская педагогическая энциклопедия:    

                          http://www.otrok.ru/teach/enc/index.php

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544: ил. – (Серия «Учебник нового   века»)
  3.  Центр проблем развития образования Белорусского   государственного университета: www.charko.narod.ru
  4. Школа молодого учителя / авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления для раскрытия концепции современного образования"

Цель: раскрыть основные проблемы современной системы образования и способы их решения.Задачи:- провести комплексный анализ текста официально-делового стиля;- раскрыть содержание документа об образован...

Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...

Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...

Формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования технологии критического мышления

Формирование  учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования технологии критического мышления           На современном этап...