СТИЛИЗАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
статья по технологии (9 класс) на тему

Иванова Надежда Геннадьевна

Данная статья разработана по творческому проекту "Национальная россыпь. Стилизованные русские и чувашские костюмы", выполненный ученицей 9 класса Колосовой Юлией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_tvorcheskomu_proektu_ivanova.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

СТИЛИЗАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА

Н.Г. Иванова, Ю.С. Колосова

МБОУ «СОШ №11 имени В.Ф. Ветвинского»,

г. Алатырь Чувашской Республики

      Народный костюм как отражение системы, является не просто одеждой, но и магическим символом, который указывает не только на социальное положение человека, но и помогает сохранить устойчивость целого мира. Здесь проявляется функция народной культуры как механизма передачи социального опыта, накопленного народом от поколения к поколению.

           

Народный костюм предстаёт комплексным явлением материальной и духовной деятельности человека, рукотворным образом осмысления и творческого преображения мира природы в культурную реальность. Изучение народного костюма позволило перейти к созданию собственных моделей по народным мотивам. Особую ценность приобретает здесь стремление учащихся использовать традиции народной одежды для изготовления авторских моделей. А создаваемые образы имеют крепкую общекультурную основу. Так высокая культура ярко и искусно проявилась в вышивке тесьмой и аппликации в многообразии оформления костюмов в фольклорном стиле.

           Как-то раз повстречались русские народные костюмы с чувашскими. Разговорились, вспомнили далёкие времена, когда они были достоянием своего народа. Как каждая девушка с гордостью носила свой наряд. Как весело, особенно в праздники, было в них водить хороводы и танцевать. Под весёлые звуки песни развевались красивые, яркие сарафаны, а головным убором служила лента с народным орнаментом.

           Но времена проходят, жизнь меняется, и люди стали забывать о своих традиционных костюмах. А ведь когда о тебе забывают - это очень грустно и неприятно. И вот, немного подумав, решили костюмы объединиться и напомнить этому миру о себе. Теперь они навещают всех людей, но больше всего им нравится быть в гостях у детей, которые с огромным любопытством знакомятся с ними и искренне радуются их появлению.

Изучая русский и чувашский костюмы, необходимо глубоко и многогранно подойти к исследованию традиций русского и чувашского народов, изучить приемы и методы мастеров декоративно – прикладного искусства, композиционные и конструкторские особенности традиционного костюма – образа.

Моделирование и дизайн одежды - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.

 Творческий проект «Национальная россыпь» несет следующие цели и задачи: создание стилизованных народных костюмов для начальной и средней школы.

  • Формирование целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
  • Создание условий для нравственного воспитания;
  • Воспитание любви к России и своей малой Родине, народу и его традициям;
  • Развитие творческих способностей;
  • Обучение умениям и навыкам традиционной художественной обработки материалов разных видов.

В результате выполнения проекта были изучены следующие особенности моделирования и дизайна национального костюма:

  • Богатство и разнообразие национального костюма, сохранение различные техник и технологий чувашского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие. 
  • Так как создавались стилизованные костюмы, вместо вышивки использовались аппликации из лент.

     Русский костюм… мы так привыкли к этим словам, что забываем, а подчас и не знаем о настоящем назначении вещей, объединенных этим названием. Нам, русским, досталось от предков богатейшее наследство, созданное их талантом. Во все времена стремились русские люди к красоте: они украшали резьбой свои жилища и домашнюю утварь, расшивали узорами полотенца и одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Веками копилось это наследство, многое затерялось по пути к нам, ведь время не щадило ни самих людей, ни их творения. И все же многое, из накопленного веками, дошло до нас. Одежда создает образ не только отдельного человека, она создает образ улицы, города, страны. Самая характерная черта русского народного искусства во всех его видах - радость, праздничность. Но даже трудно себе представить, что такое светлое, радостное искусство, как народный костюм, родилось в низкой полутемной избе под руками мастериц, в полном смысле задавленных тяжелой жизнью. И тем не менее, наши далекие предки никогда не появлялись в праздник в одинаковой одежде. Мы совершили небольшую прогулку в далекое прошлое, овеянное дымкой былинных легенд и преданий.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа   отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом, и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII   века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее, сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом, орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Национальные костюмы, как русские, так и чувашские чаще всего шились из домотканой льняной или х/б ткани.  Но при выполнении стилизованных моделей можно выбрать и современные синтетические атласные ткани. Цвета моделей необходимо приблизить к образцу: красный (цвет молодости и красоты) и белый (цвет чистоты и непорочности), традиционно украшенные вышивкой.

            Участвуя в этом проекте, мы смогли открыть в себе новые способности, которые до настоящего времени были не полностью реализованы. Оказывается, создавать костюмы - дело очень увлекательное и затягивающее. А видеть конечный результат - необычайное счастье.  Работая над проектом, пришлось просмотреть много литературы, изучить развитие русской и чувашской одежды, а также узнать о её роли в жизни людей. Пришло понимание характерных черт национального костюма, бытового уклада и культуры в целом.

            Узнать много нового - значит подняться ещё на один шаг выше в своём развитии и в стремлении к некоему совершенству. Проделанная работа, помогла ещё чуть-чуть приблизить себя к созданию гармоничной личности, что является целью для каждого уважающего себя человека.

            В глубине каждого из нас есть родник неисчерпаемого таланта, надо просто найти его и использовать во благо.    

Литература.

  1. Учебник «Технология» для учащихся 6-х, 7 и 8 классов под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: издательский центр «Вентана-Граф».
  2. Жачева Е.Н. Чувашская вышивка в школе: учебно-методическое пособие /Е.Н. Жачева, А.А. Ефимова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2014.
  3. Журнал «Чудесные мгновения: традиционный костюм» №1/2002, 1/2005, 2/2005.
  4. Нересов Я.Н. Я познаю мир «История моды».. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Проектирование одежды. Сборник методических разработок / (сост. Т.М. Исиченко). – М.: ГОУДОД ФЦТТУ, 2010.
  6. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. – м.: Просвещение, 1997.
  7. Сайты Интернет, освещающие тему истории национальных костюмов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Фартук как элемент русского национального костюма

Игровая форма урока  способствует приобретению знаний по материаловедению, моделированию, краеведению, формированию прочных навыков и умений по художественной обработке материалов, обес...

Урок технологии 7 класс "Национальные костюмы народов населяющих Кубань"

На Кубани   проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы такие  разные, но мы живём все вместе. Посл...

Русский национальный костюм

Исследование русского женского костюма. Можно использовать для проектирования  коллекций русских костюмов для школьного театра моды....

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Таштомовозь валтнэ. Шокшинской национальной костюмось (устаревшие слова, шокшинский национальный костюм).

максомс содамочить таштомовозь валтнэнь коряс, содавтомс мартост тонавтницятнень ды кемекстамс содазенть  практической тевенть топавтозь, содавтомс шокшинской национальной костюмонть компонентэнз...