Здоровье сбережение в образовательном процессе на уроках технологии
методическая разработка по технологии на тему

Здоровье сбережение

в образовательном процессе

на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_-_kopiya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сбережение

в образовательном процессе

на уроках технологии

Разработано

Удаловой Татьяной  Петровной,

учителем технологии

МОУ « СОШ № 12» г. Воркуты

                          Здоровье сберегающие технологии

в образовательном

процессе

Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды называется здоровье сберегающими технологиями.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья детей. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (остеохондроз, снижение зрения, вегето-сосудистая дистония, психические расстройства) . Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровье сбережения в ход урока.

        При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в  энергии , получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного рационального и сбалансированного питания. Проводится работа по повышению культуры питания, а также соблюдению основных гигиенических требований, профилактике здоровой пищи и умение оказать первую помощь при различных видах отравлений.

 При изучении раздела « Материаловедению» учащиеся знакомятся с натуральными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека.

 В результате изучения раздела « Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей и др. комнат; о роли и влиянии  освещения, разведения живых растений и оформление интерьера помещений  на эмоциональное состояние человека. Учащиеся получают знания по гигиеническим требованиям, правилам ухода за одеждой и обувью, волосами, руками, ногами, телом человека, что влияет на ведение учащимися здорового образа жизни. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно- гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.  

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах,  как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища.     Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Обязательна и  просто необходима  ребенку на уроке доброжелательность учителя, чтобы не развивать у него чувство страха.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке (кроссворды, загадки, маленькие творческие задания, работа у доски, с компьютером).

Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к  уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это  самостоятельный путь к мастерству.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей , повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние ,неудовлетворенность и страх.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия, нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. Большая часть учебной деятельности связана с классной доской , проектором. Кабинет тоже влияет на эмоциональный настрой учащегося. Я, раз в четверть, меняю расположение парт в кабинете, создаю уют- ведь кабинет технологии напоминает дом.Этот прием оптически расширяет пространство в кабинете и на протяжении всего урока учащимся  приходится выполнять повороты головы из положения прямо в сторону- это  снижает статическую нагрузку на мышцы спины и шеи.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). И с этой целью выполняется следующее упражнение:

 после введения нового материала, хорового прочтения нового термина

ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно, движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Рисовать закрытыми глазами восьмерки.

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;

2) горизонтальное вправо - влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

  Создание благоприятного психологического климата на уроке  - таким образом,  решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Стараюсь, чтобы учащиеся входили  в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию.

Наиболее остро стоит проблема охраны здоровья учащихся в школах Крайнего Севера. Северяне испытывают ряд неблагоприятных воздействий: климатогеографических, экологических и социальных.  Поэтому провожу работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, строю уроки на основе здоровьесбережения, подбираю примеры, задания, способствующие формированию у школьников норм и правил здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»

«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии

Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС  нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...

"Здоровье сбережение в образовательном процессе".

Здоровье сбережение в образовательном процессе...

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения

Организация образовательного процесса на уроках технологии (мальчики) на основе использования активных форм и методов обучения...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...