Программа по лоскутной технике
рабочая программа по технологии на тему

программа создана мной на 5 курсе обучения в НГПУ им.К.Минина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Лоскутная пластика»

I  Пояснительная записка

Тип программы: модифицированная

Вид программы: общеразвивающая

Направление программы: художественно-эстетическое

Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.

На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.

Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork.               На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.

Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.

Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.

Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя, способствовать развитию художественного вкуса у детей.

Программа кружка лоскутного шитья  «Лоскутная фантазия» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Лоскутная фантазия»  является программой внеурочной деятельности по обслуживающему труду. Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду, призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка  в творческом самовыражении.  Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья  «Лоскутная фантазия».

С первых занятий с кружковцам проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места. Они знакомятся с историей лоскутного шитья.

Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.

На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, различные техники изготовления изделий из лоскутов,  подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.

II Программа составлена на основе:

        1. Программы дополнительного образования детей кружка лоскутного шитья «Мастерица»: педагог доп. образования Санкина Т.В.

        2. Учебно-методического пособия для учителя: Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитьё» (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школа-Пресс, 2000.

III Цели и задачи программы

Цель: сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, способствовать овладению детей практическими учениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.

Задачи:

Обучающие:

  • научить традиционным  приемам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
  • закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;

Развивающие: 

  • осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
  • развивать творческое воображение, художественный вкус;
  • развитие внимания, памяти;
  • развитие у детей пространственного воображения, креативного мышления, абстрактного представления готового изделия и эстетического отношения к действительности;

Воспитательные:

  • воспитать бережливость;
  • воспитание терпения, настойчивости и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Основные принципы:

  1.  Принцип доступности и посильности
  2. Принцип наглядности
  3. Принцип сочетания различных форм и методов обучения

Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.

Объём учебной нагрузки в неделю составляет:

1год обучения 2 часа;

2 год обучения 2 часа.

Количество учебных часов в год:

1год 68 часов; 2 год – 68 часов.

 Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения  могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

IVМетодические указания

На занятиях используются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. 

Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники, конкурсы).

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.

Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение исторического музея г.Богородска, посещение всевозможных ярмарок и выставок, где будет происходить знакомство детей с творчеством народных умельцев, встречи с народными мастерами.

Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

V Направления программы

  • 1 направление «Лоскуток за лоскутком»

На первом этапе кружковцы  узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают  и закрепляют технику квадрат и треугольник , изучают  цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия. Данное направление существует как в первом, так и во втором году обучения детей. Во втором – изучаются более сложные техники узора.

  • 2 направление «Фантазии из лоскутков»

Дети изучают такие виды орнаментов и техник,  мозаика из полос, спираль, звезда, уголки, колодец, ляпачиха, русский квадрат, пуфики, витражи.  По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа кружковцы должны уметь выполнять чертежи, подбирать ткани в соответствии с  цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия. Данное направление также существует как в первом, так и во втором году обучения детей. В первом году на этом этапе работы дети так же знакомятся с аппликацией и  элементами вышивки.

  • 3 направление «Дизайн изделия»

На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной.  Кружковцы осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами. Данное направление также существует как в первом, так и во втором году обучения детей. В первый год обучения это более простое изделие (подушка, грелка на чайник, летняя сумка, прихватка). По итогам второго года дети выполняют более сложную творческую работу, в которой могут совмещаться разные размеры лоскутов, разные техники их соединения, разные виды орнамента и отделки изделия. Данное изделие ребенок полностью разрабатывает сам.

VI Тематическое планирование

Тематический план

кружка «Лоскутная фантазия»

1 год обучения

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел.

Тема.

Теория.

Практика.

Лоскуток за лоскутком

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

2

2

2

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

2

2

3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

2

1

1

4

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

2

1

1

5

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

6

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

1

1

7

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

8

Орнамент. Техника «треугольник».

2

1

1

9

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

10

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

2

1

1

Фантазии из лоскутов

11

Техника «Полоска».

2

1

1

12

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

13

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

14

Изготовление изделия в технике «полоска».

2

2

15

Изготовление традиционного узора «Колодец»

2

1

1

16

Изготовление изделия в технике «Колодец»

2

2

17

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

2

1

1

18

Изготовление изделия со спиральным узором

2

2

19

Изготовление изделия со спиральным узором

2

2

20

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

1

1

21

Изготовление изделия в технике «Уголки»

2

2

22

Техника «ромбы»

2

1

1

23

Изготовление изделия в технике «Ромбы»

2

2

24

Аппликация. Способы выполнения.

2

1

1

25

Выполнение аппликации.

2

2

26

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

2

1

1

27

Выполнение стёжки. Машинная стёжка.

2

2

28

Приёмы получения разных фактур.

2

2

Дизайн изделия

29

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов.

2

2

30

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

2

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

2

2

32

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

2

33

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

2

34

Экскурсии

2

2

Итого:                                                          

68

21

47

Тематический план

кружка «Лоскутная фантазия»

2 год обучения

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Раздел

Тема.

Теория.

Практика.

Лоскуток за лоскутком

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

2

2

2

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

2

1

1

3

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

2

2

4

Изготовление изделия из квадратов и треугольников.

2

2

Фантазии из лоскутов

5

Пошив лоскутного узора из многоугольников.

2

1

1

6

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

7

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

8

Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

2

2

9

Лоскутная техника «Пуфики».

2

1

1

10

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

2

11

Изготовление изделия в технике «Пуфики».

2

2

12

Лоскутная техника «Витражи».

2

1

1

13

Лоскутная техника «Витражи».

2

1

1

14

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

15

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

16

Изготовление изделия в технике «Витражи».

2

2

17

Лоскутная техника «Ляпачиха».

2

1

1

18

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

19

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

20

Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

2

2

21

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

2

1

1

22

Пошив лоскутного узора «русский квадрат».

2

2

23

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

24

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

25

Изготовление изделия с узором «русский квадрат».

2

2

26

Пошив лоскутного узора «След улитки».

2

1

1

27

Пошив лоскутного узора «След улитки».

2

2

28

Изготовление изделия с узором «След улитки».

2

2

29

Изготовление изделия с узором «След улитки».

2

2

Дизайн изделия

30

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. Выбор рисунка и материалов.

2

2

31

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

2

2

32

Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров.

2

2

33

Изготовление творческого изделия. Сборка изделия.

2

2

34

Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

2

2

Итого:                                                          

68

10

58

VII Основное содержание программы

1 год обучения  (68 час)

Вводное занятие. История лоскутного шитья. 2 часа

        Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

        Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

Инструменты и материалы. 2 часа

        Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

        Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

Цвет. Цветовые сочетания. 4 часа

        Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

        Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

Шаблоны. Раскрой лоскутков. 1 час

        Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

        Объекты труда: шаблоны, ткани.

Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 3 часа

        Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

Орнамент. Виды орнаментов.  4 часа

        Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.

        Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 4 часа

        Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 8 часов

        Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 4 часа

        Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 6 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.

        Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

Изготовление изделия в технике «Уголки». 4 часа

        Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.

        Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 4 часа

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 4 часа

        Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина.

Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 4 часа

        Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Приёмы получения разных фактур. 2 часа

        Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Изготовление творческого изделия. 10 часов

        Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

        Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Экскурсия в музей. 2 часа

         Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом поморов.

2 год обучения  (68 час)

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 2 часа

        Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 2 часа

        Законы и правила орнаментальной композиции. Составление узора из квадратов и треугольников. Изготовление шаблонов. Подбор материалов. Раскрой лоскутных деталей.  Пошив узора.

        Объекты труда: Лоскутный узор.

Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 4 часа

        Технология пошива. Выполнение узора из квадратов и треугольников. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная прихватка, коврик на стул, салфетка.

Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 8 часов

        Изготовление шаблона. Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора из многоугольников. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Лоскутная подушка, салфетка, подушка-игрушка «черепаха».

Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 6 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление «пуфиков», их соединение. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: Объёмные одеяла, покрывала для кукол, декоративные подушки.

Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».

10 часов

        Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив фрагментов лоскутного узора, соединение. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: декоративная подушка, сумка.

Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха».

8 часов

        Подбор, раскрой, сортировка  лоскутков. Технология пошива. Настрачивание лоскутков на основу. Обработка и оформление изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: подушка, сумка, коврик.

Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 10 часов

        Подбор ткани, раскрой полосок. Технология пошива. Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: салфетка, коврик, панно, небольшое одеяло или др.

Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 8 часов

        Зарисовка рисунка на бумаге в натуральную величину. Изготовление шаблонов.

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «След улитки». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

        Объекты труда: салфетка, панно, прихватка.

Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 10 часов

        Выбор рисунка и материалов. Изготовление  блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Соединение с прокладкой и подкладкой. Оформление изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

VIII Результаты образовательного процесса

Способы определения результативности

  • Проведение диагностики ЗУН обучающихся в начале, середине и конце года.
  • Составление индивидуальной карты «Оценка результатов освоения программы».
  • Итоговая аттестация обучающихся в конце учебного года.

(все таблицы для мониторинга представлены в Приложении 1)

Основные знания и умения:

1 год обучения

        Учащиеся должны знать:

        -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

        -историю лоскутного шитья;

        -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

        -способы выполнения аппликации, стёжки;

        -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

        -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

        -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;        

        -требования к качеству готовых изделий.

        Учащиеся должны уметь:

        -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

        -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

        -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

        -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

        -делать стёжку готового изделия;

        -делать аппликацию;

        -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

2 год обучения

        Учащиеся должны знать:

        -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

        -составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;

        -техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

        -способы выполнения стёжки;

        -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

        -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

        -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;        

        -требования к качеству готовых изделий.

        Учащиеся должны уметь:

        -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

        -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

        -составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;

        -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

        -делать стёжку готового изделия;

        -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ;

• Проведение выставок работ обучающихся;

• Участие во внутриучрежденческих выставках и конкурсах;

• Участие в районных и областных выставках и конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Лоскутная техника "Крейзи"

Лоскутная техника "крейзи". Технологическая карта пригодится  начиная с 5 по 7 классы. После пошива изделий, остаются обрезки ткани, которые можно использовать для  техники "Крейзи". З...

Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой

Программа  предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Цен...

Образовательная программа "Лоскутная техника"

программа рекомендована для летей среднего возраста....

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологическому направлению «Лоскутная техника»

Правительство Санкт-ПетербургаКомитет по образованию  Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования Институт детстваКафедра педагогики семьи Дополнительная...

Методическая разработка раздела программы "Лоскутная техника"

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья основам работы с тканью....