Главные вкладки

    Разработка дополнительной образовательной программы для занятий лоскутной техникой
    методическая разработка (7 класс) по теме

    Макарова Елена Васильевна

         Программа  предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра  образования. В структуру программы курса входит: 

    1. Пояснительная записка;
    2. Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
    3. Методическое обеспечение курса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Разработка дополнительной образовательной программы для  занятий лоскутной техникой

         Программа  предназначена для реализации дополнительных образовательных траекторий, дополняющих и расширяющих возможности основных образовательных программ и предметов Центра  образования. В структуру программы курса входит:  

    1. Пояснительная записка;
    2. Учебно-тематический план с перечнем тем занятий различных видов и распределением часов;
    3. Методическое обеспечение курса.

                                                                      Людям ужасно недостает красоты.

                                                                                           Наша привилегия в том,

                                                                                 что мы способны эту красоту

                                                                                                  подарить себе сами.

                                                                                                   (Кристиан Лакруа)

                        Пояснительная записка

         Творчество – выполнение разнообразных текстильных изделий по личному замыслу средствами традиционного декоративно – прикладного искусства.

         Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, расширяет и углубляет базовый компонент  ГОСа  основного общего образования по направлению  «Технология» и рассчитана для начинающих,  учащихся  5-7 классов.  

         Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. В наше время изделия народных мастериц по праву хранятся в коллекциях музеев, а лоскутная техника продолжает жить и привлекать все большое количество любителей этого вида рукоделия. Лоскутная техника проста, поэтому доступна каждому, она обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Для  занятий не нужны какие-то особенные материалы, а лишь лоскуты тканей и нитки, которые можно найти в любом доме. Вход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева – словом все, что найдется под рукой  и самые обыкновенные инструменты и оборудование: ножницы, иголка, швейная машина.

     Лоскутная техника шитья – увлекательное занятие, дающее большой простор фантазии.  Вооружившись фантазией и желанием создать что-либо новое, можно почувствовать себя творцом, способным создать истинно рукотворную вещь.

    Лоскутная техника не утратила своего обаяния и актуальна сегодня как никогда. Своим многообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают внимание - салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, декоративные панно, нарядная сумка, кошелек, изящный летний костюм или стильный жилет. Сегодня во всем мире в моде эксклюзивные вещи и ручная  работа.

              Используя лоскутки можно не только сшить новые вещи, но и дать вторую жизнь старым,  вышедшим из моды. Что позволяют реализовать стремление украсить дом, выразить свою индивидуальность в одежде. Поэтому не нужно бояться экспериментировать, а дать волю своей фантазии, приобщая  учащихся к развитию  вкуса и  изобретательности, творческой деятельности, радости от вещей сделанных своими руками.      

      Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Лоскутная пластика развивает у ребёнка очень много полезных качеств: аккуратность, терпение, образное мышление, творческие навыки…

    Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков:

    1. история возникновения лоскутной техники;
    2. освоение способов работы на электрической швейной машине;
    3. процесс создания и технологии изготовления изделий;
    4. участие в выставках, конкурсах и других мероприятий.

           Изучение  программы помогает учащимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и установить гармоничные отношения с миром.

             Программа рассчитана на привлечение учащихся 11-14 лет.

                             Актуальность

    Современный образовательный процесс немыслим без возрождения  и сохранения народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, необходимостью повышению уровня эстетического и нравственного воспитания, создания условий для максимального развития их творческого и интеллектуального потенциала, формированию навыков саморазвития и самообразования.

    Введение данной программы в школе полного дня  обусловлено насущной необходимостью активизировать  познавательный интерес у учащихся, развивать  способность ориентироваться в окружающей действительности, повышать  конкурентоспособность личности учащихся, а также его самореализации и самоутверждении.
    Лоскутное шитьё продолжает жить и развиваться, обретая, благодаря появлению новых материалов и оборудования, современные черты. В настоящее время лоскутное шитье применяется не только и не столько из потребности экономить материалы и деньги. Эта техника стала очень модной. Она позволяет сделать красивой и неповторимой  одежду, создавать уют в  квартире. Из лоскутного шитья настоящие произведения искусств.

                                  Новизна программы

            Программа дает возможность совершенствовать трудовое обучение и эстетическое воспитание учащихся,  раскрыть их творческие возможности, развивать чувство красоты и гармонии, применять традиционные и новые техники лоскутного шитья, а  полученные знания, умения и навыки в проектной деятельности, как самостоятельно, так и в урочное время.     Широкой  подход  и  возможность учащимся познакомиться с большим  разнообразием видом творчества, попробовать свои силы в изобретательности новых идей, получить  и углубить свои знания, умения и навыки в комбинировании отдельных техник, научить применять лоскутную технику  для превращения безликих серийных вещей в оригинальные стильные штучки.

                                     Особенности программы

    В программе заложены разделы, связанные с воспитанием творческой личности. Например: при изучении техники «аппликация» - учащиеся творчески применяют свои знания и умения на практике, то есть  происходит внутри предметный перенос знаний и умений, где у учащихся есть возможность выразить свои чувства  и творчество.

                        Практическая значимость

            Содержание программы может быть использовано учителями технологии, педагогами дополнительного образования, воспитателями дошкольных учреждений в процессе  трудового обучения и художественно - эстетического воспитания учащихся.

    Цель программы:  – раскрытие  истоков народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества, формирование творчески мыслящей личности, обогащенной знанием народных традиций и умением реализовать на практике свои художественные идеи.

         Задачи программы:

    Обучающие

    * Знакомить детей с основными понятиями и техниками лоскутного шитья.

    * Обучать различным приемам работы с тканью.

    * Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;

    * Формировать умения следовать устным инструкциям.

    * Создавать композиции в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Научить техническим навыкам и приемам выполнения различных швов и изделий;

    * Предоставить знания, позволяющие продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства и реализовать свой творческий потенциал.

    Развивающие: 

    * Развивать внимание, память, логическое мышление  и пространственное воображения.

    * Развить склонности и способности детей к художественному творчеству;

    * Раскрыть детям красоту и значимость народного искусства в сфере современного декоративно-прикладного искусства;

    * Развивать творческое воображение, художественный вкус.

    * Развивать у учащихся способность работать руками, усидчивость и глазомер.

    * Расширять коммуникативные способности учащихся.

    Воспитательные:

    * Воспитывать интерес к лоскутной технике.

    * Создать комфортный психологический климат внутри коллектива, способствующий неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;

    * Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, настойчивость и предприимчивость,  приучать к аккуратности и самоконтролю, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

           Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “«Скажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне действовать самому, и я пойму!»;

     • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

    • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

       Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения и работы в коллективе. Учащиеся ведут исследовательскую деятельность по заданной теме. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся без страха перед трудностями, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводиться в учебном классе-мастерской.

    В процессе работы по программе лоскутного шитья, учащиеся совмещают и объединяют в одно целое замысел, материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение  изделия.

         Программа занятий по лоскутному шитью разработана в соответствии с особенностями материально - технического обеспечения ЦО № 1085 и интересами учащихся, родителей и рассчитана на учащихся 5-7х классов.  Общее количество часов, отводимых на изучение программы 68 часов, то есть 34 занятия по 2 часа в неделю.

    Основное содержание программы составляют практические работы

     (до 75% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.  

         Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

     словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция, инструктаж)

    • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

     практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

     объяснительно-иллюстративный – учащиеся  воспринимают и усваивают готовую информацию

     репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

     частично-поисковый – участие обучающихся  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

    - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

         Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

     фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

     индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

     групповые – организация работы в  малых группах

     индивидуальные –  выполнение заданий, решение проблем, с одаренными учащимися, подготовка к конкурсам

              Педагогические технологии:

    1.Развитие творческой и активной личности;

    2.Личностно-ориентированный подход;

    3.Дифференцированность  и индивидуальность обучения.

                              Система оценки результатов

                Оценка теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяет определить индивидуальные способности и склонности учащихся.  При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных и коллективных достижений, удовлетворенность учащихся и родителей на основе собеседований. По результатам своих работ организовывать выставки, участие в окружных конкурсах, праздничных мероприятиях. По окончании  обучающего процесса – награждение грамотами и подарками.  

                                    Система набора учащихся.

    1.    Рекламное объявление в фойе Центра образования.

    2.  Проведение презентации   с представлением выставки  и  последующим объявлении о наборе.

                                     

                                     Предполагаемые результаты

                 В результате обучения в течение учебного года по программе предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания, умения и навыки:

    * будут знать основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
    * освоят основные техники лоскутного шитья;

    * будут уметь составлять несложный узор для лоскутных блоков;
    * узнают и овладеют основными законами композиции изделий;
    * будут уметь пользоваться различными способами перевода рисунка на разные ткани;
    *овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в блоки, готовое полотно;
    * будут уметь выбирать нужную ткань для лоскутного шитья.
    Проверка результатов обучения имеет текущий и итоговый характер.

    4.3. Разработка тематического планирования занятий лоскутной техники  

      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    Теоретическое обучение

    Практическое обучение

    Всего

    1.

    Вводное занятие. История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Правила безопасности.

    2

    2

    2.

    Волшебные свойства лоскутной техники.     Изготовление тряпичной куклы.

    1

    1

    2

    3.

    Цвет и его значение для лоскутного шитья. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

    1

    1

    2

    4.

    Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников.

    1

    1

    2

    5.

    Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат»

    1

    3

    4

    6.

    Техника «треугольник».  Изготовление изделия в технике «треугольник».  

    1

    3

    4

    7.

    Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

    1

    3

    4

    8.

    Техника «волны», «криволинейные крейзи»

    1

    3

    4

    9.

    Изготовление изделия традиционного узора в технике «Колодец»

    1

    3

    4

    10.

    Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат

    1

    3

    4

    11.

     Узор из многоугольников. Изготовление изделия.

    1

    3

    4

    12.

    Техника «Уголки». Изготовление изделия в технике «Уголки»

    1

    3

    4

    13.

    Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором

    1

    3

    4

    14.

    Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике

    1

    3

    4

    15.

    Лоскутная техника«»ЙО-Йо». Изготовление изделия в технике «Йо -Йо».

    1

    3

    4

    16.

    Объемные техники «пуфики».

    1

    3

    4

    17.

    Аппликация. Способы выполнения. Изготовление  изделий  с аппликацией.

    1

    3

    4

    18.

    « Лоскут в интерьере». Диванная подушка.

    4

    4

    19.

    Индивидуальные творческие работы с использованием лоскутной техники.

    4

    4

    Всего

    18

    50

    68

    Работа по календарно – тематическому плану гарантирует выполнение программы и предохраняет учащихся от перегрузок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

    Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

    Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

    В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

    Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике

    Разработка тематического планирования занятий по лоскутной технике....

    методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»

    В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...

    ПОЛОЖЕНИЕ о разработке дополнительных образовательных программ

    Представленный  методический материал содержит порядок разработки содержания и принятия  дополнительных образовательных программ МБОУ СОШ. Будет полезен как методистам, заместителям директор...

    Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"

    Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...

    Методическая разработка «План реализации дополнительной образовательной программы»

    Методическая разработка «План реализации дополнительной образовательной программы»...