Конспект урока по теме:"Процесс производства ткани" (Материаловедение, 5 класс)
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС по предмету "технология" с использованием рабочих карт (информационных листов) авторской методической разработки - Рабочая тетрадь по материаловедению  5-7 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (занятия)

Ф.И.О педагога       Башкова Валентина Юрьевна      Должность учитель  

Полное название ОУ (с указанием муниципального образования)

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №34, г .Ижевска, УР

Предмет (дисциплина, направление деятельности) технология Класс (группа, год обучения): 5 класс  Учебник (УМК, программа): «Технология. Обслуживающий  труд» 5 класс под ред. О.А.Кожиной (М.: Дрофа)

Тема урока (занятия): Процесс производства ткани. Волокна растительного происхождения. Пр. р. Полотняное переплетение.

Тип урока (занятия): изучение новой темы  – 2ч (по 45/)

Оборудование: рабочая тетрадь, информационные листы, карточка оценивания, образцы х/б ткани 8х8см, препировальные иглы, лупы, 2 квадрата из цв. бумаги8х8см, карандаш, линейка, ножницы,  клей, коллекции «Лен», «Хлопок»

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся (воспитанников), для которых проектируется урок (занятие):

Цели урока (занятия) как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- ориентация в имеющихся технологиях создания объектов труда;

-распознавание видов, назначения материалов, применяемых в технологических процессах;

- знакомство с новыми терминами;

-овладение способами научной организации труда, соответствующими культуре труда;

азвитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями

1 уровень - понимание, узнавание, обоснованное применение

2 уровень – выполнение действий учащимися индивидуально по алгоритму, образцу

Регулятивные

-определение и осознание целей дальнейшей деятельности;

-планирование собственной деятельности;

-осуществление контроля и коррекция результатов деятельности

1 уровень - понимание, действия учащихся, выполняемые под руководством учителя

Познавательные

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-выбор различных источников информации для решения познавательных задач;

-формирование умений осуществления исследовательской деятельности;

  • рефлексия полученной информации;

2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу

Коммуникативные

- умение слушать и слышать друг друга;

- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

2 уровень совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

-проявление познавательных интересов  и активности в данной области;

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного труда;

-умение провести самооценку на основании выработанных критериев

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

10/

  • Обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний
  • Вызвать познавательный интерес к теме урока
  • Организовать самостоятельное формулирование темы и цели урока

- беседа;

- метод проблемной ситуации;

- работа с терминами

фронтальная

Создает проблемную ситуацию, предлагает вопросы:

  • В этом году предстоит шить фартук? Какие знания, умения необходимы при изготовлении фартука?
  • При раскрое фартука необходимо учитывать направление нити основы. Вы знаете, что такое нити основы и как они направлены в ткани?
  • Все эти вопросы изучаются в разделе материаловедение.
  • Что означает слово – материаловедение? Какие материалы мы будем изучать?
  • Какая информация о тканях нас интересует?

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы

Уметь шить в ручную и на машине, снимать мерки, подбирать ткань, раскраивать.

Нет.

Уход за изделиями из текстильных материалов

Будем изучать материалы.

Ткани, нитки, пряжу.

Их свойства, название, как ухаживать за изделиями из них, как и из чего они получаются?

Личностные:

- осознавать необходимость в новых знаниях, и их использовании в жизни;

-формировать познавательный интерес к новому содержанию;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

Регулятивные:

- определение и осознание целей дальнейшей деятельности;

-планирование собственной деятельности

Совместно формулируют тему:

Тема «Процесс производства ткани. Волокна растительного происхождения. Пр. р. Полотняное переплетение»(слайд№1)

 Совместно ставят цели урока.

1. Узнать, как и из чего получают ткань.

2. Выполнить полотняное переплетение. (слайд№2)

Учитель может помочь сформулировать тему

Записывают тему в тетради.

Ориентировочный этап

5/

  • Совместно составить план действий

-беседа

фронтальная

Задает вопросы:

  • Где можем взять информацию по данному вопросу?

Отвечают на вопросы:

- учебник;

- учитель, одноклассники;

- Интернет;

- личные знания и наблюдения, провести исследование (рассмотреть образец ткани);

- коллекции

Познавательные:

- выбор различных источников информации для решения познавательных задач;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

Совместно составляют план действий на занятие(слайд№3):

  1. рассмотреть образец ткани;
  2. составить схему процесса производства ткани;
  3. по схеме заполнить информационный лист;
  4. выполнить полотняное переплетение из бумаги;
  5. просмотреть фильм о видах текстильных волокон и производстве ткани из них

Поисково-исследовательский этап

30/

  • Организовать изучение новой темы, понятий;
  • Структурировать новую информацию;
  • Дать определение некоторым терминам (понятиям)

-исследование

- методы обобщения и систематизации изученного;

- метод контроля (пропущенные слова в тексте);

- методы стимулирования учебной деятельности (жетоны)

 

фронтальная

1. изучение образца ткани 3/

Познавательные:

  • умение наблюдать;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение формулировать новые знания;

-умение структурировать знания

Предметные:  

- знакомство с новыми терминами по теме урока

Познавательные:

  • рефлексия полученной информации;
  • умение формулировать новые знания;

Регулятивные:

-осуществление контроля и коррекция результатов деятельности;

Предметные:  

- знакомство с новыми терминами по теме урока

Задания и вопросы:

  • Рассмотрите образец через лупу. Из чего состоит ткань?
  • Вытяните одну нить из образца ткани, рассмотрите. Можно ли разделить нить еще на более тонкие нити? Для удобства воспользуйтесь иглой. Как назовем эти нити?
  • Как вы думаете, откуда человек берёт еще более тонкие нити?
  • Т.е. необходимо – сырье

Ответы:

- из ниток.

- да, можно.

- волокна.

 - использует растения;

-  от животных

2. составление схемы процесса производства ткани 7/ (слайд№4)

Составим схему процесса производства ткани на информационных листах (образец информационного листа приводиться в приложении №1). За правильные ответы даются жетоны.

Составляют схему, используя ранее озвученные понятия, кроме этого подписывают этапы процесса

3. заполнение информационного листа по схеме 20/

Предлагает изучить информационный лист в течение 5мин. и заполнить пропущенные слова (термины) в тексте карандашом.

Предлагает проверить правильность заполнения текста, за каждый правильный ответ - жетон (количество жетонов записывают в карточку оценивания, приложение №3)

Предлагает условно изобразить переплетение нитей в ткани.

Предлагает закончить работу с текстом.

Читают и заполняют информационные листы

Дают правильные ответы

Зарисовывают, подписывают.

Дописывают оставшиеся понятия.

Практический этап

30/

Организовать закрепления полученных знаний, совершенствование ранее сформированных умений

-практическая работа;

исследование;

- методы стимулирования учебной деятельности (жетоны)

фронтальная

  1. выполнение полотняного переплетения из бумаги

За изготовленное переплетение каждой девочке ставится оценка.

Предметные (в физиолого-психологической сфере):

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

-умение работать по образцу, алгоритму

Личностные:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного труда

Вопрос:

  • Почему ткань не распадается на отдельные нити?
  • Нити в ткани могут переплетаться по-разному, от этого зависит вид переплетения. Самое простое и прочное переплетение– полотняное, в котором нити переплетаются через одну

Проводит инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами.

Проводит вводный инструктаж по выполнению практического задания,

 используя элементы игры:

  • мастерская - ткацкий цех, девочки – ткачихи;
  • натягиваем н.о. на ткацкий станок (расчерчиваем 1-ый квадрат на полоски шириной 5мм, разрезаем, не доходя до края)
  • подготавливаем н. у. (расчерчиваем 2-ой квадрат на полоски шириной 5мм, разрезаем на отдельные детали)

ткём ткань (переплетаем полоски бумаги через одну)

- нити переплетаются между собой

Поэтапно выполняют задания учителя.

Готовое полотняное переплетение приклеивают в таблицу (приложение №2)

  1. просмотр фильма о видах текстильных волокон

Фильм можно включить тогда, когда девочки уже переплетают полоски.

Рефлексивно-оценочный этап

15/

  • Анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе;
  • Самооценка степени достижения запланированного результата.

- методы обобщения и систематизации изученного;

- метод контроля;

- беседа

групповая

фронтальная

Предлагает разделиться на группы.

  • Каждая группа, в течение минуты, используя  коллекции «Лен», «Хлопок» должна разложить образцы в последовательности процесса производства льняных и х/б тканей.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя карточку оценивания (приложение №3). Высказать свое мнение об уроке

Задает домашнее задание:

  • Подобрать образцы ткани с полотняным переплетением;
  • Подобрать образцы х/б и льняных тканей

Запись оценок в дневники учащихся и классный журнал. (слайд№5)

Выполняют задание по группам (правильно выполненное задание – 3 жетона, количество жетонов записывают в карточку оценивания, приложение №3)

Оценивают свою работу на уроке:

  1. суммируют количество жетонов и ставят оценку;
  2. ставят самооценку (по критериям в приложении №3)

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

  • рефлексия полученной информации;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

-умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое Личностные:

-умение провести самооценку результатов своей деятельности

на основании выработанных критериев

Дата:                                                                                                                                                Подпись педагога:




Предварительный просмотр:

Приложение №3

КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ

Ф.И. ______________________________________________________________

Класс ________________

Дата

Количество жетонов

Оценка

Самооценка

Оценка «5» - ставится при более пяти жетонов

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ

«5»

- я была внимательна, мне понятна изученная тема, могу воспроизвести материал, как это сделал учитель

«4»

- я не всегда была внимательна, но материал поняла, могу ответить на вопросы

«3»

- я была рассеяна, поняла лишь часть материала

«МИНУС»

- я была невнимательна и не поняла совсем то, о чем говорили на уроке

Приложение №3

КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ

Ф.И. ______________________________________________________________

Класс ________________

Дата

Количество жетонов

Оценка

Самооценка

Оценка «5» - ставится при более пяти жетонов

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ

«5»

- я была внимательна, мне понятна изученная тема, могу воспроизвести материал, как это сделал учитель

«4»

- я не всегда была внимательна, но материал поняла, могу ответить на вопросы

«3»

- я была рассеяна, поняла лишь часть материала

«МИНУС»

- я была невнимательна и не поняла совсем то, о чем говорили на уроке



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Материаловедение

Тема №1: Процесс производства ткани

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Общая схема процесса производства ткани

Процесс производства ткани состоит из 4 основных этапов.

  • Составьте схему процесса производства ткани

         

             I                                  II                                 III                                IV

        

  • Дополните текст

                                          - это  материал, предназначенный для дальнейшей промышленной обработки.

Производство ткани начинается с                                                                   обработки сырья.

Первичная обработка это первый этап в процессе производства ткани, в результате которого из сырья получают полуфабрикат (волокно).

                                               -  это гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз превышает его поперечные размеры.

Вторым этапом в процессе производства ткани является прядение, в результате которого из ______________ получают ____________.

                                           - это тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий.  Основная профессия прядильного производства -                                                           .

Пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают

                                       - материал, который получается путем переплетения пряжи или нитей.

Ткань ткут, и данный процесс называется                                                         .

Ткачество это ______________________________________________________________         __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На ткацких станках работают                                                       .

На ткацком станке натянуты нити, которые называются                                                           .

Эти нити с помощью челнока переплетаются                                                             .

С двух сторон ткани по нити основы образуются неосыпающиеся края -

                                      .


Приложение №2

Виды простых (гладких) переплетений

  • Выполните из бумаги данные виды переплетений.
  • Подберите образцы тканей с соответствующими видами переплетений.

ПОЛОТНЯНОЕ

САРЖЕВОЕ

САТИНОВОЕ

АТЛАСНОЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе

Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....

Конспект урока на тему:" Внешние углы треугольника" 7 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по геометрии 7 класса на тему: " Внешние углы треугольника"....

конспект урока по теме "Многоугольники" и презентация. 5 класс

Материал содержит конспект урока в 5 классе по учебнику И.Ф.Шарыгина, Г.В.Дорофеева по теме "Многоугольники", а также презентацию к данному уроку и самостоятельную работу....

Конспект урока по теме"Южная Америка" в 7 классе

Полный конспект урока с целями, задачами, рефлексией....

Конспект урока по теме :"Скифы" для учащихся 5 класса

Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: "Скифы". Урок по истории Донского края. План:1. Географическое положение Скифии;            2....

конспект урока по теме "В цирке", Spotlight 2 класс

Тема:Введение лексических единиц по теме  «В цирке» (1 урок по теме).Тип урока:открытие нового знания.Цель урока:усвоение новых лексических единиц....

План-конспект урока по теме "Процессы"

Конспект урока по теме "Процессы" по предмету  "Операционные системы"  для студентов, обучающихся по специальности СПО "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных си...