Программа внеурочной деятельности творческого объединения «Прикладное творчество»
рабочая программа по технологии на тему

Судакова Татьяна Валентиновна
 
Программа обучения рассчитана на детей 8 — 14 лет, наполненность группы — 10 человек, поскольку придется много работать индивидуально. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа (всего 72 часа).

Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в районных и областных конкурсах, выставках, фестивалях.

Методическое обеспечение образовательной программы “Лепка из соленого теста” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа п. Раздольное Лысогорского района             Саратовской  области»

                                                                                         

                                                                                           Утверждаю

               

                                                                                                      Директор школы                                                      

                                                                                                 _______________Гряколова Е.В                                                      

                                      ПРОГРАММА

                            внеурочной деятельности

                            творческого объединения

     «Прикладное творчество»

                                                                       Тип программы: адаптированная

                                                                          программа рассчитана на 1 год                                  

                                                                                            дети 4-7 класса

                                                             примерное количество детей 10 человек

                                                                                учитель технологии : Судакова

                                                                                             Татьяна  Валентиновна

                                        2015 -2016 учебный год

                                         Пояснительная записка.

             В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В условиях развития современной системы образования предметы эстетического цикла всё чаще выступают как средство формирования творческих способностей, необходимых человеку во всех сферах деятельности. Широкое развитие в этом направлении по достоинству должно получить народное искусство.

Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании имеет огромное значение. В процессе общения с ним у ребёнка формируются высокие идеалы, приобретаются нравственные ценности и эстетические впечатления, необходимые для всестороннего развития личности. Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, в яркой, образной форме убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую культуру человека, стимулируют познавательный интерес к народному творчеству, утверждают чувство гордости за свою принадлежность нации.

 Цель программы кружка:

 возрождение интереса к народному творчеству. Формирование человека с широким кругозором, активной жизненной позицией. Воспитание гармоничной нравственной личности, через приобщение к этнографическим традициям русского народа, возрождение генетической и художественной памяти детей.

Задачи:

Обучающие:

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом.

- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства и одно из важнейших средств народной педагогики. Она помогает воспитывать ребёнка нравственно и эстетически, формировать его сознание и характер. В качестве средства воспитания, предмета магии, праздничного подарка, свадебного атрибута, украшения, народная игрушка выполняла в русской культуре свою главную функцию – функцию духовного общения. Русская народная игрушка отличается художественным своеобразием. Она характеризует специфику народного художественного творчества, которая определяется единством утилитарных и художественных качеств. Игрушка традиционно рассматривалась как эталон рукоделия.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

 Но были куклы, которыми не играли. Эти куклы оберегали людей, дом, уносили болезни, согревали колыбельную, помогали общаться с Богами.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода - вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно - все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый.

                      Планируемые результаты.

Должны знать:

- исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек.

- способы замешивания теста для мукосолек, изготовление цветного теста

- виды и назначение изделий из соленого теста;

- необходимые инструменты и материалы;

 - основные этапы изготовления изделий;

- основные приемы лепки, технологию выполнения;

-  композиционные основы построения изделия;

-  правила безопасной работы во время изготовления изделий.

- русские народные праздники.

Должны уметь:

- изготавливать самодельные игрушки из ткани, муки и соли;

• приготавливать тесто для лепки;

• использовать инструменты для работы;

• изготовлять отдельные детали;

• соединять детали в готовое изделие;

• сушить изделие;

• гармонично сочетать цвета;

• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

• выполнять правила безопасной работы;

• организовывать рабочее место;

• определять качество готового изделия.

Программа обучения рассчитана на детей 8 — 14 лет, наполненность группы — 10 человек, поскольку придется много работать индивидуально.  Занятия проводятся раз в неделю  по 2 часа (всего 72 часа).

Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в районных и областных конкурсах, выставках, фестивалях.

Методическое обеспечение образовательной программы “Лепка из соленого теста” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения..

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
  • Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
  • Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ кружка “Лепка из соленого теста” и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий

Техническое оснащение занятий включает в себя:

  • Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
  • Доска рабочая;
  • Рабочие столы ,стулья;
  • Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей, картофельный крахмал), пищевые красители, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые), иглы ручные, ножницы, лоскут для отделки работ, мулине, нитки катушечные, пуговицы, бусины, стеклярус, рубка, бисер, картон, цветная и бархатная бумага, клей, проволока, скрепки, природные материалы и т.д.
  • Раковина для мытья рук ;

Организационные формы работы на занятиях определяются в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.

Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей учащихся формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.

В качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев: анализ объекта деятельности и анализ процесса деятельности. Естественно обе группы связаны между собой и позволяют охарактеризовать полученные результаты. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса обучения ведется на каждого ученика, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявлять недочеты и корректировать образовательный процесс. При обучении учащихся анализу и самоанализу,  работы детей не сравниваются и при выполнении заданий поощряются любые успехи.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Лепка из соленого теста”.

Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в районных конкурсах, выставках и фестивалях.

Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:

  • Проведение мастер-классов;
  • Участие в школьных конкурсах
  • Участие в районных и областных конкурсах, выставках, фестивалях (областной конкурс по декоративно-прикладному направлению и т.д.).

Анализ работы творческого объединения «Прикладное творчество»

     за 2014-2015 учебный год руководитель Судакова Т.В.

Творческое объединение работает в школе десять лет.

Данная программа направлена на раскрытие творческих способностей учащихся.  

Цель программы кружка:

 возрождение интереса к народному творчеству. Формирование человека с широким кругозором, активной жизненной позицией. Воспитание гармоничной нравственной личности, через приобщение к этнографическим традициям русского народа, возрождение генетической и художественной памяти детей.

Задачи:

Обучающие:

- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом.

- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Развивающие:

- развивать образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Программа обучения рассчитана на детей 8 — 14 лет, наполненность группы — 10 человек, поскольку придется много работать индивидуально.  Занятия проводились раз в неделю  по 2 часа (всего 72 часа). Работа велась согласно составленному плану. Практически все запланированное было выполнено.

 Завершением курса обучения является итоговая школьная выставка, призванная показать достижения детей за год. А лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в районных и областных конкурсах, выставках, фестивалях.                                                                      Групповая проектная работа «Герои сказок»(Старик Лесовик)                                Победитель проекта : Плешкова Эльнара                                                                                    Участники: Давыдова Тоня, Штиб Кирилл, Штиб Надя                                                        Приняли участие в областном конкурсе «Зеркало природы» заняли призовое место.

Авторская работа Штиб Нади «Доброе утро», также заняла призовое место в областном конкурсе «Зеркало природы».                                                                         В следующем году планирую продолжать работу по данному направлени

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

практика

I

Вводное занятие

2

2

-

II

Изделия из соленого теста

40

8,5

31,5

1

«ОБИТАТЕЛИ МОРСКОГО ДНА»

6

1

5

2

«ВАЗА С ЦВЕТАМИ»

6

1,5

4,5

3

«ПОДАРОК НА ПАМЯТЬ»

4

1

3

4

«СМЕШАРИКИ»

4

1

3

5

«ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ»

10

2

8

6

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

10

2

8

III

Проектная работа «ГЕРОИ СКАЗОК»

24

4

20

1

«СТАРИК-ЛЕСОВИК»

12

2

10

2

«РУСАЛОЧКА»

12

2

10

Итоговое занятие:

2

2

-

Оформление выставки

4

4

-

Итого:

72

20,5

51,5

   

 

                        КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

I

Вводное занятие Знакомство с техникой безопасного труда. Беседа о видах декоративно-прикладного творчеств . История создания соленого теста.

2

II

Изделия из соленого теста

1

«ОБИТАТЕЛИ МОРСКОГО ДНА»    Основные этапы изготовления изделий

2

2

Освоение рельефной лепки: создание уплощенные фигуры рыбок, прикрепленных к основе. Сушка.

2

3

Составление композиции, раскрашивание, оформление

2

4

«ВАЗА С ЦВЕТАМИ»Выполнение различных цветочных элементов и оформление композиции. Сушка.

2

5

Лепка по эскизам, рисункам, по памяти и представлению. Сушка

2

6

Оформление композиции; раскрашивание.

2

7

«ПОДАРОК НА ПАМЯТЬ»

Лепка  поделок конструктивным и комбинированным способами. Сушка .

2

8

Оформление, раскрашивание, покрытие лаком

2

9

«СМЕШАРИКИ» образы по представлению. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п

2

10

Оформление, украшение , дополнение мелкими деталями, раскрашивание.

2

11

«ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ» ознакомление с новым способом лепки – лепки на форме.

2

12

Показ последовательности работы. Объемные лепные фигурки.

2

13

Использование вспомогательных способов и приемов

2

14

Оформление и декорирование образа клоуна

2

15

Оформление, раскрашивание, покрытие лаком

2

16

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» воспитание у детей любви к животным, стремление передавать их характерные особенности

2

17

Закрепление умения лепить конструктивным, скульптурным и комбинированным способами

2

18

Использование известных приемов лепки. иллюстрации экзотических животных.

Сушка .

2

19

Оформление, раскрашивание, покрытие лаком

2

20

Резерв .

2

III

Проектная работа «ГЕРОИ СКАЗОК»

21

«СТАРИК-ЛЕСОВИК» подбор материала, составление эскиза. Выполнение основной фигуры.

2

22

Научить, передавать в лепке сказочные образы «русской нечисти» ( Домовой, Леший, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Кикимора

2

23

Ежики, Елочка

2

24

Домовой, Леший

2

25

 Баба Яга

2

26

Составление композиции, раскрашивание, оформление. Оформление проекта.

2

27

«РУСАЛОЧКА»  подбор материала, составление эскиза. Иллюстрации из сказок.

2

28

Применение различных способов лепки, изучение последовательности работы.

2

29

Лепка на основе (круглая, овальная форма),

2

30

Дополнительные детали к композиции

2

31

Составление композиции, раскрашивание, оформление

2

32

 Оформление проекта.

2

33

Итоговое занятие:

2

34

Оформление выставки

2

35

Резерв

2

                 СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА

 I .       Вводное занятие-2часа.

Знакомство с техникой безопасного труда. Беседа о видах декоративно-прикладного творчеств . История создания.

 II.      Изделия из соленого теста – 40 часов.

1. «ОБИТАТЕЛИ МОРСКОГО ДНА»: освоение рельефной лепки: создание уплощенные фигуры рыбок, прикрепленных к основе, украшение налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентирование на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развитие комбинаторных способностей; совершенствование умения оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр.; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности. Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, картон для основы композиции. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной. Для работы необходимо: рассматривание живых рыбок в аквариуме, иллюстраций; рисование рыбок с натуры; чтение сказок и стихотворений о рыбках; возможно подготовка 2-3 маленьких аквариумов – прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещены вылепленные камешки и водоросли.

2. «ВАЗА С ЦВЕТАМИ» выполнение различных цветочных элементов и оформление композиции; развитие творческих способностей, аккуратности, внимания и усидчивости; понятие стилизации (цветок не точная копия, только лишь мое представление о нем); лепка по эскизам, рисункам, по памяти и представлению. Возможное применение – подарок маме. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти. Для работы необходимо: рассказать детям о том, какие бывают цветы, разобрать цветок по «отдельным лепесткам».

3. «ПОДАРОК НА ПАМЯТЬ» лепка из соленого теста поделок конструктивным и комбинированным способами, воспитание желания создать подарок для своих любимых людей, выполнение его аккуратно, красиво, развитие самостоятельности, трудолюбия, творчества, фантазии. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти. Для работы необходимо: рассказать детям о истории праздника и его традициях.

4. «СМЕШАРИКИ» научиться создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т.п), оформлять, украшать , дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

5. «ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ» ознакомление с новым способом лепки – лепки на форме, показ последовательность работы, использование вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования образа клоуна (использование дополнительного материала – бисер, цветная бумага или ткань). Развитие художественных способностей, художественного. вкуса, пространственного мышления, воображения, творчества. Материал: соленое тесто, образцы, стеки, краски, кисти, картон, лоскут, бусины, пуговицы, игла, нитки катушечные, ножницы. Для работы необходимо: заполнить инструкционную карту, нарисовать эскизы работы, прочитать или вспомнить сказки, рассказы, стихи о клоунах.

6. «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» воспитание у детей любви к животным, стремление передавать их характерные особенности, закрепление умения лепить конструктивным, скульптурным и комбинированным способами, использование известных приемов лепки. Развитие фантазии, творчества. Материал: соленое тесто, стеки, краски, кисти, иллюстрации экзотических животных.

  III. Проектная работа – 24 часа.

      «ГЕРОИ СКАЗОК»

  1.  «СТАРИК-ЛЕСОВИК» учить передавать в лепке сказочные образы «русской нечисти» (Водяной, Домовой, Леший, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Кикимора и т.д.), самостоятельно находить способ лепки, опираясь на умения, полученные ранее. Материал: игрушки, сказки с иллюстрациями, стеки, соленое тесто, краски, кисти.

  1. «РУСАЛОЧКА» применение различных способов лепки, лепка на основе (круглая, овальная форма), изучение последовательности работы, использование вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования  (использование отпечатков дополнительных материалов – фигурные  изделия, пуговицы и т.д.). Развитие художественных способностей, художественного вкуса, творчества Материал: сказки с иллюстрациями, соленое тесто, стеки, краски, кисти, картон, лоскут, бусины, пуговицы, игла, нитки катушечные, ножницы.

Список использованной литературы:

     1.  И. Гусева  СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Мой мир. 2006.

     2.   ПОДЕЛКИ И СУВЕНИРЫ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА, ТКАНИ, БУМАГИ И ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Москва. Мой мир. 2006.

      3.  М.О. Синеглазова УДИВИТЕЛЬНОЕ СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

     4. И. Хананова СОЛЕНОЕ ТЕСТО. Москва. 2007.

      5.  Г. Чаянова СОЛЕНОЕ ТЕСТО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ.

6. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб. Паритет. 2008

7. Журналы «Народное творчество»

8. Е.А.Флерина   Игра и  игрушка.

9.  Головачева Р. М. Обрядовые куклы. Куклы – обереги.  Калуга, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение "Мастерок"

  Программа «Мастерок» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия художественной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...

Программа внеурочной деятельности творческого объединения "Рукоделие"

Программа внеурочной деятельности творческого объединения "Рукоделие". Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусств...

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год

В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....

Программа внеурочной деятельности творческого объединения «Агентство полезных дел» для 5-А класса на 2019-2020 учебный год

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...

Программа внеурочной деятельности творческого объединения "Ритмопластика"

Программа внеурочной деятельности творческого объединения "Ритмопластика"...