Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время.
статья по технологии по теме

Макарова Ольга Валентиновна

В воспитании и образовании подрастающего поколения всегда присутствует национальный колорит. Важность этой проблемы отражена в "Законе об образовании". Роль учителя технологии по освоению историко-культурного наследия бесценна. Прграмма по технологии содержит раздел "Художественные ремесла". Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма

на уроках технологии и во внеурочное время.

В воспитании и образовании подрастающего поколения обязательно присутствует национальный колорит. Он способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа.

В Законе «Об образовании» отражена важность данной проблемы. Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и культурных традиций регионов. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Творческий патриотизм необходимо воспитывать с детства. Как любое другое чувство он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Роль учителя технологии в организации системной, личностно-ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия бесценна.

Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема сейчас остро стоит перед образовательными учреждениями.

При отборе краеведческих сведений для уроков технологии следует придерживаться правил:

1.События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся.

2.Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными.

3.Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту.

4.Вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств.

 Программа по технологии 5-8 классы А.Т.Тищенко, Н.В.Синица на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года содержит раздел «Художественные ремесла»:

5 класс

1

Декоративно- прикладное искусство.

2 ч.

2

Основные композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

2 ч.

3

Лоскутное шитьё.

4 ч.

6 класс

1

Вязание крючком

4 ч.

2

Вязание спицами

4 ч.

7 класс

1

Ручная роспись тканей

2 ч.

2

Вышивание

6 ч.

Изучение раздела поможет привнести в атмосферу урока колорит русского уклада жизни.

Так, на уроках технологии, для обеспечения качества практических работ  предусмотрено выполнение поисковых, тренировочных упражнений. Посещение школьного музея народного быта, промыслов и ремесел, музеев  народной культуры города и области, экскурсий. Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создает нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять  бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Каждый человек и каждый народ хочет жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках я использую краеведческий материал. Кроме уроков приобщение продолжаю в процессе дополнительного образования на кружках «Волшебница», «Кладовая народных ремесел», «Школьный музей».  Являясь руководителем школьного музея народного быта, промыслов и ремесел и музея истории школы уже на протяжении 5 лет занимаюсь с учащимися исследовательской работой,  созданием выставок, проведением экскурсий. За этот период под моим руководством были подготовлены и проведены экскурсии «Путешествие в страну сумок», «Все дело в шляпе!», «Пожалуйте к нам на чай», «Замки, замочки», «Круговорот времени» (о часах), «Чудо из прошлого» (о празднике Троица, о берестяном промысле) и др. Сейчас почти готовы к запуску две выставки «Мы разные, но мы вместе!» (о костюмах, традициях и культуре народов, населяющих нашу область, о толерантности), «Раз матрешка, два матрешка…». Эта деятельность школьникам стала очень интересна и увлекательна. При подготовке к выставкам обязательно изготавливаем изделия, соответствующие тематике. А еще успешно участвуем в конкурсах районного и городского уровней. Кроме познавательного, это имеет важное воспитательное значение. Так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность -  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под пат...

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии

Научная статья о воспитании гражданственности и патриотизма на уроках технологии....

Обобщение опыта на тему "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Национальный колорит способствует патриотическому воспитанию, обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа. Практически  в каждом разделе предмета «Технология»...

"Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"

Статья из опыта работы "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках технологии и во внеурочное время"...