Творческий проект. Викторина "Профессии вокруг нас"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Монахова Светлана Александровна

Творческий проект урок-викторина "Профессии вокруг нас". По технологии 5 класс. Цель урока познакомить детей с разными видами темперамента человека, склонность к какой профессии. Рассказать о различных профессиях. Научить детей работать в команде. Отстаивать свою точку зрения. Уметь представлять себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок викторина 250 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №39-40

Творческий проект – викторина «Профессии вокруг нас»

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.

Задачи:

воспитательная:

  • развивать творческую активность;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать уважение к представителям различных профессий;
  • профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;

образовательная:

  • проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков
  • развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать свое мнение

развивающая:

  • расширение кругозора;
  • развивать внимание, память, сообразительность

Реквизит: раздаточный материал на карточках.

Класс делится на 3 команды. Дети, заходя в класс, вытягивают себе карточку, на которой нарисован круг (красный, желтый, синий, приложение1). Учитель: Ребята разделитесь на команды по цвету того круга, который вы взяли. У кого красный круг это 1 команда, синий круг 2 команда, желтый 3 команда. Команды должны быть равными по количеству человек. Выбираем членов жюри. Прошу вас рассаживаться на места.

Ход урока

1. Приветствие участников.(Снятие эмоционального напряжения). Ребята сейчас вы каждый сидите друг напротив друга, улыбнитесь и пожелайте удачи вашей команде. А теперь повернитесь к своим соперникам улыбнитесь и пожелайте им удачи.  Вступительное слово:

Учитель: Ребята, урок у нас сегодня не совсем обычный, мы с вами проведем викторину «Профессии вокруг нас» вспомним, что такое профессия, какие профессии бывают. Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. А судить  наше соревнование будут: ( Представление жюри). В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Оказывается в мире есть необычные профессии, такие как:

 Ловец муравьев.(слайд №2)

Ловец муравьев должен отлавливать в муравейнике лучших особей, которые в последствии послужат для продолжения рода на искусственных муравьиных фермах.

Продавцы слез.(слайд№3)

В азиатских странах люди привыкли сдерживать себя, поэтому похороны обслуживают специальные плакальщики. Цены на услуги такого персонала выглядит приблизительно так: плач – 1 монета; плач с подвыванием – 3 монеты; надрывной плач с подвыванием и паданием на колени – 7 монет; рыдание с бытьем себя в грудь, разрыванием одежды и катанием по земле – 20 монет. Перед началом работы необходимо сдать тест на знание традиций, умение драматически рыдать и моментально успокаиваться. 

Подниматели пингвинов (слайд №4)


Эти люди работают в Антарктиде и спасают бедных птиц, которые засматриваются на самолеты и падают на спину. Ведь по своей природе пингвины не способны сами подниматься. 

Слушатели пармезана(слайд №5)


Вы знаете, что такое абсолютный слух? В Италии, к примеру, – это умение четко исполнить песню «O sole mia» на сыре Пармезан. На фабриках, где его производят, работают люди с музыкальным образованием. Они стучат серебряным молоточком по головкам сыра, чтобы определить, дозрел ли он. А дозревает он 3 года, ежедневно выдавая новые ноты. Чем дальше идешь – тем звонче Пармезан

Учитель: А теперь перейдем к 1 конкурсу нашей викторины.

  • 1 конкурс: Приветствие (слайд №6)

Задание: В течение трех минут вам необходимо придумать название команды, которое должно отражать название профессии, которая, по-вашему, еще не существует и представить ее нам.

Учитель: Молодцы ребята. Вы прекрасно справились с нашим первым заданием. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое профессия? (ответы детей). Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Может ли человек получить профессию сразу же, без подготовки? (ответы детей). Совершенно верно, сначала нужно учиться в институте, техникуме или других учебных заведениях. А какие профессии бывают? Чтобы вспомнить это сыграем с вами в игру.

  • 2 конкурс: Угадай профессию.

Учит ель: Ребята все профессии делятся на 5 типов профессий:

-человек-человек,

-человек – знаковая система,

-человек – техника,

-человек – природа,

-человек – художественный  образ.

Типы профессий

Профессии

А.

Человек-Человек                                    2,7,11

Декоратор

Б.

Человек – художественный  образ       1,8,12

Медицинская сестра

В.

Человек – природа                                 4,9,15

Водитель

Г.

Человек – техника                                  3,5,14

Эколог

Д.

Человек – знаковая система                  6,10,13

Токарь

Экономист

Секретарь-референт

Дизайнер

Зоолог

Почтальон

Менеджер

Ювелир

Бухгалтер

Радиомеханик

Биолог

И в этом задании вам необходимо будет угадать профессию. Все задания расположены по уровню сложности. И здесь вы можете выбрать себе вопрос от 10 до 50 баллов (презентация, слайды: 9-23). Отвечает та команда, которая выбирала вопрос, если команда не знает ответа, то отвечает та команда, которая первая подняла руку. А начинает наш конкурс команда, которая по итогам первого конкурса набрала наивысший балл (слово жюри).  

Загадки и отгадки

Человек - природа                                  

10

20

30

40

50

Человек - человек

10

20

30

40

50

Человек - знаковая система

10

20

30

40

50

Человек - техника                                

10

20

30

40

50

Человек – художественный образ

10

20

30

40

50

Загадки:

Человек – природа:

10 баллов:

Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет. (Пастух)

20 баллов:

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.  (Лесничий)

30 баллов:

Мама лечит всех зверей -
Кошку, пса и ламу.
Болен друг? Звонят скорей,
Вызывают маму.
Мама знает все таблетки
Для ежа и птички в клетке.  (Ветеринар)

40 баллов

Не замерзнет папа мой,
Папе жарко и зимой.
Проберется к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. 
      (Полярник)

50 баллов

Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и гранит (Геолог)

Человек – человек

10 баллов

Ждут мамулю малыши -
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат -
Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)

20 баллов

В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
Папа знает медицину,
Все лекарства и вакцины. (Врач, доктор)

30 баллов

Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева,
Чашки - на витрине.
Мама словно королева
В нашем магазине! (Продавец)

40 баллов

Есть у Оли-мастерицы
Тушь, румяна, пудра, клей.
И меняет мама лица
Исполнителям ролей.
Из красотки Бабку-Ёжку
Нужно сделать? Не вопрос!
Мама помудрит немножко
И кривой приладит нос. (Гример)

50 баллов

У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)

Человек – знаковая система

10 баллов

С другого языка переведёт

Нам книжки. И будем  

Читать с братишкой. (Переводчик)

20 баллов

Расчёт зарплаты – знать пора! –

Проводят в срок…(Бухгалтер)

30 баллов

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас…(Программист)

40 баллов

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень        

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

 

50 баллов

Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет  лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием. (Конструктор)

Человек – техника

10 баллов

Встаём мы очень рано, 
Ведь наша забота - 
Всех отвозить 
по утрам на работу. (Водитель)

20 баллов

Он не летчик  не пилот, 
Он ведет не самолет, 
А огромную ракету, 
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

30 баллов

Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой? (Пожарный)

40 баллов

Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа - красота! (Кондитер)

 

50 баллов

Вьется стружка над станком,
Папа с техникой знаком.
Он из дерева и стали
Ловко выточит детали,
Даже сделает игрушки
Для меня и для Ванюшки. (Токарь)

Человек – художественный образ

10 баллов

Хоть на съёмках кинокадра,
Хоть на сцене здесь в театре, 
Мы послушны режиссёру
Потому, что мы ... (Актеры)

20 баллов

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …. (Артист)

30 баллов

Мама - золотые руки -
Шьет рубашки, платья, брюки.
Папа, я, сестренка Света -
Все с иголочки одеты! (Портниха)

40 баллов

Нужно маме для работы
На рояль поставить ноты.
Маму только попроси,
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!" (Музыкант)

 

50 баллов

Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – запомнит вас. (Фотограф)

Учитель: Мы просим уважаемое жюри озвучить итоги 2 конкурса. (Слово жюри).В мире очень много профессий, и вы сейчас будете разгадывать ребусы, в которых зашифрованы профессии.

  • 3 конкурс. Ребусы (слайд №25-28)

Задание: Сейчас я каждой команде раздам ребусы, на которых зашифрованы профессии, а вы должны будете их разгадать. Если вы забыли как разгадывать ребусы, то прочитайте правила.(приложение2) На этот конкурс вам отводится 15 минуты. (Ответы: кондитер, журналист, дворник, портной, сапожник,  парикмахер) Приложение 3.

Учитель: Молодцы ребята, вы блестяще справились и с этим заданием.

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии – слава и честь.

Ребята как вы понимаете это выражение (ответы детей).

Учитель:  А сейчас ребята я прочитаю вам стихи про профессии пап и мам.

Тёплые вещи быстро и тихо
Шьёт для детишек 
мама-портниха.
Зубки больные без всяких уколов
Вылечит мама – 
врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там 
няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки 
мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение 
мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – 
продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам 
мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая 
мама-парашютистка.

 Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет 
папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет 
папа-пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели 
папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «
Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи 
папа-шахтёр.
Искры летят, из котла валит пар –
То варит сталь наш 
отец-сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук
В детской больнице 
папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или 
монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный 
папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства 
папа-поэт.

Учитель: И мы переходим с вами к заключительному конкурсу нашей игры, который называется «Качества профессии». Но сначала дадим слово нашему уважаемому жюри. ( Слово жюри)

  • 4 конкурс «Качества профессии» (слайд №29)

Задание: Каждая команда получает задание на карточках, на которых написана профессия, (Дизайнер, портной, парикмахер. Приложение 4). Ваша задача обыграть данную профессию и ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии. На обдумывание задания  вам дается 5 минуты. Постарайтесь задействовать максимальное количество участников.

 Учитель:  Вот и закончилась наша игровая программа. И жюри готовы подвести итоги игры. (Слово жюри) Награждение победителей.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас должна стать учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Потому уже теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. Каждая профессия полезна, нужна, уважаема.

Рефлексия: Наше занятие окончено, но я надеюсь, что после нашего урока хотя бы один из вас определился с выбором профессии. Значит, не зря проводятся такие уроки.

 Спасибо за интересную игру.

Приложение 1 Рефлексия.

        

                         

        

        

Приложение 2

Как разгадывать ребусы

Ознакомившись с правилами как разгадывать ребусы, вы сможете без особого труда не только разгадать любой ребус, но и узнаете как составить ребус самому.

  1. Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже.
  2. Картинка в ребусе может иметь не одно название. Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название).
  3. Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.ребус: лесЛЕС
  4. Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все.ребус: кассаКАССА
  5. Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать.
  6. Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове.ребус: силаСИЛА
  7. Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв.
  8. Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры.ребус: танкТАНК
  9. Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК)
  10. Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд.ребус: котКОТ
  11. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).ребус: полкаПОЛКАребус: фонарьФОНАРЬ
  12. При составлении ребусов используют ноты. Для определения ноты имеет значение только то, на какой черте расположена чёрная точка (нота).Ноты
  13. Внутри буквы "О" расположен слог "ДА", получается В-О-ДА, т.е. "ВОДА". Также это можно прочитать как "ДА-В-О". Выбирается вариант, подходящий по смыслу.ребус: воляВОЛЯ
  14. Когда картинки расположены друг над другом, это читается как "НАД", "НА", "ПОД" (в зависимости от того, что подходит по смыслу).ребус: подарокПОДАРОКребус: ананасАНАНАС
  15. Буква, состоящая из других букв, читается как предлог "ИЗ". Например из буквы "Б" составим букву "А", то получим: из «Б» «А» (ИЗБА).ребус: избаИЗБА
  16. Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как "ПО".ребус: полеПОЛЕ
  17. Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог "ЗА" или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу.ребус: заяцЗАЯЦ
  18. Знак "+" означает предлог "К" (Прим. 2+3 можно прочитать: К Двум прибавить Три или Три прибавить К Двум). Следует выбирать вариант подходящий по смыслу.ребус: ОкноОкНОребус: КоконкОкон
  19. Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом.ребус: ПалкаЛапка
  20. Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" (Пример: «С» НЕ равно «Г»).ребус: СнегСнеГ

Приложение 3 Раздаточный материал «Ребусы»

Команда №1

Ребусы про профессии

Ребусы про профессии

Команда №2

Ребусы про профессии

Ребусы про профессии

Команда №3

Ребусы про профессии

Ребусы про профессии

Приложение 4

Раздаточный материал «Качества профессии»

Дизайнер: (задание для первой команды)
Ваша задача обыграть данную профессию и ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии. На обдумывание задания  вам дается 3 минуты. Постарайтесь задействовать максимальное количество участников.


Портной: (задание для второй команды)
 Ваша задача обыграть данную профессию и ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии. На обдумывание задания  вам дается 3 минуты. Постарайтесь задействовать максимальное количество участников.

Парикмахер: (задание для третьей команды)

Ваша задача обыграть данную профессию и ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии. На обдумывание задания  вам дается 3 минуты. Постарайтесь задействовать максимальное количество участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...