ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
статья по технологии на тему

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ  

    В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

   Учитывая психолого-педагогические особенности возраста, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности.

   Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.     Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.

   На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты.

   ФГОС  II поколения ставят задачу  при обучении  работе над проектом сформировать компетенции младшего школьника: научить формулировать цель, принимать решения, быть коммуникативным, заниматься проектной деятельностью и добиваться реализации цели.

   «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, которое  даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

   Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

   Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Учителю необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.

 Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека.

  А главное — знакомство это происходит через практическую деятельность.     Еще одной важной особенностью курса “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей.

     Важной частью проектной деятельности является умение рассказать о своей работе. Итак, проект, как правило, состоит из двух основных частей: сам проект и его презентация. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы.

   Интересным видом проектной деятельности может служить «Мастерская театра кукол».

   В ходе работы над проектом какой-либо сказки или другого произведения ученики создают своих героев сами, выполняя необходимые изделия, учатся планировать свою работу, подбирать материал, инструменты, выполняют необходимые технологические операции, учатся коллективно решать различные проблемы. Результат работы над проектом – это представление своей работы в форме спектакля.  

Такой проект – творческий, долгосрочный.

   Трудный период приходиться преодолевать учащимся начальной школы, когда они переходят из 4 класса в 5. Расставание с любимым учителем, с традициями, которые сложились в коллективе за четыре года. В этот период у детей происходят физиологические и психологические изменения. Именно в этот период необходимо сохранить то, к чему они привыкли, чему научились, какие знания приобрели, в каких видах деятельности участвовали.   Преемственность в обучении – это одна из главных задач всего учебного процесса и очень важно соблюсти ее.

Учителя технологии уже много лет используют в своей работе метод проекта, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.                                           Метод проекта позволяет создать атмосферу поисково-исследовательской деятельности, накопления  информации, творческой состязательности, востребованности результатов, что способствует привлечению сведений по различным основам наук. Создать условия для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом сохранения единого образовательного пространства.                                                      

  Выполнение проекта может укладываться в один час, несколько часов (уроков) учебного времени, в месяцы, в полугодие, год. Если проект требует большой занятости по времени, то целесообразно заниматься его выполнением во внеурочное время.    

   В нашей школе учителя начальной  школы используют метод проекта на уроках технологии с первого класса, работая по проектной деятельности и во внеурочное время, где каждый может из детей проявить творческую самостоятельность, взаимопомощь, научиться работать в команде, решать поставленную проблему опираясь на полученные знания, проявить свои коммуникативные умения (общаться, уступать, считаться с мнением ребят команды,  спрашивать, уточнять, предлагать свои решения).  

  По окончании начальной школы учащиеся не заканчивают свою  работу по проекту « Мастерская театра кукол», они продолжают работу над ним в основной школе, опираясь на полученные знания и свой, хоть еще и небольшой, жизненный опыт.

Постепенно от урока к уроку по предмету технология, учащиеся узнают о

свойствах ткани, о конструирование, моделирование и эти знания переносят  на занятия по проекту во внеурочное время. Они уже знают, что раскладку выкройки на ткани необходимо делать по долевой нити, сшивать две ткани вместе можно не только краевыми стежками, но и другими - по изнаночной стороне ткани или прошить на швейной машине. Знакомятся не только с профессиями конструктора, модельера, закройщика, дизайнера по художественной обработки изделия, но и с профессией костюмер.                          

  Работая над костюмами для героев сказок к спектаклю, учащиеся опираются на знания предмета литературы по устному народному творчеству. На уроках технологии, знакомясь с понятием фольклор как народным творчеством, они понимают и знают, что устное народное творчество, художественное, музыкальное, рукоделие относится к творчеству народа.                                              Перед учащимися ставиться проблема (получается проект в проекте) – изготовить для героев спектакля народные костюмы. Дети самостоятельно организуются в группы, распределяют каждому объект работы – этому они научены уже в начальной школе. Сначала начинается поисково-исследовательская деятельность, сбор информации, ее анализ, выбор, затем дети приступают к изготовлению костюмов. Они самостоятельно конструируют, моделируют, шьют. По окончании проделанной работы учащиеся анализируют и учатся доброжелательно друг к другу обосновано оценивать работу. Делают вывод, что получилось, что нет, что надо исправить, готово ли изделие к использованию. Дети едины в своей конечной цели, получают положительные эмоции от проделанной работы. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Конечной целью проекта является спектакль как презентация. Учитель выступает в деятельности учащихся как координатор - советует, консультирует, помогает.  

  Первые занятия внеурочной деятельности по предмету технология проходят в кабинете начальной школы для того, чтобы не оборвать ту «нить» деятельности детей, которая была и проводилась с первым учителем, в их классе. Затем дети привыкают и свою работу продолжают в кабинете технологии. Преемственность в работе должна учитывать все психологические факторы учащихся.

   Во внеурочной деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету; даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.

  Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся –  применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. Способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность,  ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Использование проектной деятельности на уроках технологии. / Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.

4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2003, стр.296 
5.  Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой . М., Вентана-Граф, 2003. 

 6. Метод проектов в начальной школе: система реализации/авт.сост.Н.В.Засорина , изд.  «Учитель», 2013.