Содержание программы по предмету "Технология" направлению "Индустриальные технологии" для 5-8 классов ФГОС второго поколения
методическая разработка по технологии на тему

Симанов Михаил Васильевич

 

Рабочая программа (в дальнейшем программа) является общеобразовательной и предназначена для реализации основного общего образования по образовательной области «Технология», направлению «Индустриальные технологии», соответствует ФГОС второго поколения.

Программа реализована в предметной линии учебников «Индустриальные технологии», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание учебного предмета "Технология"

Содержание предмета технология по направлению "Индустриальные технологии" в авторской программе[1]  состоит из разделов и тем:

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных материалов

  • Тема 1. Технология ручной обработки  древесины и древесных материалов
  • Тема 2. Технология машинной  обработки  древесины и древесных материалов
  • Тема 3. Технология ручной обработки  металлов и искусственных материалов
  • Тема 4. Технология машинной обработки  металлов и искусственных материалов
  • Тема 5. Технология художественно - прикладной обработки   материалов

Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства

  • Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
  • Тема 2. Эстетика и экология жилища
  • Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ
  • Тема 4. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
  •  Тема 5. Бюджет семьи

Раздел 3. Электротехника

  • Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии
  • Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
  • Тема 3. Бытовые электроприборы

Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование

  • Тема 1. Сферы производства и разделение труда
  • Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера

Раздел 5. Технология исследовательской и опытнической деятельности

  • Тема 1. Исследовательская и созидательная  деятельность

С учетом:

-опыта и  творческого потенциала учителя;

-индивидуальных, возрастных особенностей и  способностей, интересов и потребностей учащихся;

-возможностей школы (учебно – методическое и материально – техническое обеспечение);

-местных условий, характера рынка труда;

-возможности формирования участниками образовательного процесса до 30% от общего объёма содержания  ООП ООО

 спроектирована, на основе авторской программы1  для 5 – 8  классов, схема структурирования разделов и тем рабочей программы:

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных материалов

  • Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов
  • Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов
  • Тема 3. Технология художественно - прикладной обработки   материалов

Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства

  • Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
  • Тема 2. Эстетика и экология жилища
  • Тема 3. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
  • Тема 4. Технологии ремонтно – отделочных работ
  • Тема 5. Бюджет семьи

Раздел 3. Электротехника

  • Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии
  • Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
  • Тема 3. Бытовые электроприборы

Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование

  • Тема 1. Сферы производства и разделение труда
  • Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера

Раздел 5. Технология исследовательской и опытнической деятельности

  • Тема 1. Исследовательская и созидательная  деятельность

Отбор содержания программы, выбор методики обучения произведен на основе реализации деятельностно-параметрического подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля. С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов.  

Базовым для программы по направлению «Индустриальные технологии» является раздел "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов"

Для исключения дублирования близкого по содержанию материала в различных разделах и темах некоторые из них объединены, а некоторые изучаются не отдельными разделами, темами, а интегративно.

Так разделы  «Технология обработки конструкционных и поделочных материалов»,  «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Технология домашнего хозяйства» изучаются отдельно.

  Раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности », тема «Технология художественно - прикладной обработки   материалов» изучаются интегративно. Их не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать в процессе  изучения базового  раздела "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов".

При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по базовому  разделу, согласуясь по смыслу с соответствующими  технологиями.

Раздел " Технология домашнего хозяйства " в связи с отсутствием должной материально – технической базы, изучается несколько в меньшем объеме. Некоторые учебные вопросы изучаются в ознакомительном плане.

Раздел «Электротехника» перенесён из 8 класса и изучается в 5, 6, 7 классах, т. к. содержание учебного материала темы и  материально – технической база более соответствует познавательно – возрастным особенностям этих учащихся.  Раздел формирует знания и умения, необходимые для подключения, эксплуатации, элементарного ремонта простейших бытовых электроприборов и бытовой электроарматуры.

За счет вышеуказанных изменений и перестановок продолжается изучение базового раздела "Технология обработки конструкционных и поделочных материалов" в 8 классе в количестве 25 часов. Ранее сформированные (5 – 7 класс) по этому разделу базовые знания и умения, должный уровень материально – технической базы  позволяет учащимся выйти на более высокий уровень освоения, близкий к допрофессиональной подготовке.

При такой спроектированной  схеме структурирования разделов и тем рабочей программы появляется возможность более эффективного освоения содержания курса на основе включения обучающихся в  разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность.

Разделы  и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных  материалов

Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов

32

32

16

16

Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов

26

26

10

10

Раздел 2. Технология домашнего хозяйства

Тема 1.  Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

2

-

-

-

Тема 2. Эстетика и экология жилища

2

-

-

-

Тема 3.  Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации

-

4

-

-

Тема 4. Технологии ремонтно – отделочных работ

-

-

4

-

Тема 5. Бюджет семьи

-

-

-

4

Раздел 3. Электротехника

Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии

6

-

-

-

Тема2. Электротехнические устройства с элементами автоматики

-

6

-

-

Тема 3. Бытовые электроприборы

-

-

4

-

Раздел 4. Современное производство и профессиональное образование

Тема 1. Сферы производства и разделение труда

-

-

-

2

Тема2.Профессиональное образование и профессиональная карьер

-

-

-

2

Итого за год:

68

68

34

34

Интегративные разделы:

Раздел 1. Тема 3. Технология художественно – прикладной обработки материалов

Радел 5.  Технология исследовательской и опытнической деятельности

Эти разделы (темы) не предусматривается изучать как самостоятельные, а предполагается давать при изучении базового  раздела (тема 1 или тема 2).  При календарно-тематическом планировании они содержательно распределены по темам  раздела 1, согласуясь по смыслу с соответствующими базовыми технологиями.

Тематический  план

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5  КЛАСС

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных  материалов

 Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов (32 часа)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание и задачи раздела. Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Содержание учебного (трудового) процесса. Знакомство с образцами деталей, изделий, объектов труда различных возрастных групп учащихся с 5 по 8 класс.

        Древесина - конструкционный материал. Получение и виды пиломатериалов.  Деревоматериалы.

        Понятие "заготовка – деталь – изделие". Простейшие элементы детали. Изучение конструкции и требований к изготовляемым деталям и изделию, ознакомление с технологией изготовления. Технологический процесс. Технологическая карта.

        Столярный верстак, его назначение и устройство. Способы закрепления детали (заготовки). Правила и приемы. Организация рабочего места и правила безопасности.

        Графическое изображение деталей и изделий. Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже детали призматической формы. Вид спереди, сверху, слева. Размеры детали. Линии и условные обозначения.

Основные технологические операции ручной и машинной обработки древесины.

Назначение строгания. Устройство рубанка. Правила и приемы строгания. Контроль параметров: чистоты (шероховатости), плоскостности (продольной, поперечной), формы (взаимного расположения поверхностей), размера. Организация рабочего места при строгании и правила т/б.

        Разметка, ее назначение. Разметочный инструмент (линейка, угольник, рейсмус, шаблон). Их назначение, устройство, приемы работы.

        Пиление. Инструмент. Устройство. Форма зуба, развод зубьев. Способы пиления: ручное, машинное (дисковая пила, электролобзик)

        Сверление. Назначение. Сверла, их виды. Способы сверления (коловорот, ручная дрель, электродрель, сверлильный станок). Приемы сверления. Правила безопасной работы.

        Сборка. Способы соединения деталей из древесины (клей, гвозди, шурупы). Элементы гвоздя, шурупа. Приемы и правила сборки. Правила безопасной работы.

        Отделочные работы.  Шлифование: ручное, машинное (шлифовальный станок, электрошлифовальная машина)

Художественно – прикладная обработка.

Традиционные виды  декоративно – прикладного творчества:  выжигание, выпиливание лобзиком, роспись, шлифование, художественные изделия из проволоки, покрытие красками, лаком. Материалы, инструменты и приспособления.

Творческий проект по технологии. Порядок выбора темы проекта. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Подготовка графической и технологической документации. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения  презентации проектов.

Использования ИКТ – технологий при выполнении творческих проектов для  получения необходимой информации об операциях, инструментах, технологиях обработки деталей и сборки изделий.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объект труда: детская лопатка.

Состав: черенок, планка, полотно (комплектующие детали).

Распознавание древесины и древесных материалов.

Подготовка к работе:

  • подбор и проверка заготовок, инструментов, приспособлений, оснастки;
  • разработка последовательности изготовления деталей из древесины
  •  организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

Изготовление  черенка:

  • закрепление заготовки на крышке верстака в клиньях;
  • строгание пластей, получение квадратного сечения;
  • контроль чистоты (шероховатости), плоскостности, угла;
  • разметка центров на торцах заготовки;
  • строгание ребер, получение восьмигранника, контроль параметров;
  • получение круглого сечения (строгание), контроль;
  • приемы работы ручным инструментом;
  • шлифование черенка (шлифовальная лента);
  • закругление одного из торцев (напильник, шлифполотно).

Изготовление планки:

  • строгание базовых пласти и кромки, контроль параметров;
  • строгание рабочей пласти в размер (толщина);
  • строгание рабочей кромки в размер (ширина), контроль параметров;
  • разметка, проведение центральной линии;
  • выполнение  технического рисунка и эскиза;
  • зажим деталей в струбцинах, сверление отверстия;
  • разметка криволинейных поверхностей по шаблону;
  • строгание криволинейных поверхностей;
  • приемы работы ручным инструментом;
  • зачистка.

Изготовление полотна:

  • закрепление заготовки в зажим верстака;
  • шлифование кромок и торцев шлифполотном;
  • закрепление заготовки в клинья и шлифование пластей;
  • приемы работы ручным инструментом;
  • применение разметочных и контрольно – измерительных инструментов;

Сборочные работы:

  • разметка полотна по эскизу для подготовки к сборке (расположение гвоздей, шурупов);
  • сборка полотна с планкой на гвоздях и шурупах (блок №1);
  • сборка черенка с блоком №1, зачистка;
  • отделочные работы;

Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам.

Художественно – прикладная обработка. Защитная и декоративная отделка изделия.  Работы на полотне (шлифование, выжигание, роспись, лакировка)

Проектная деятельность.  Примерный перечень творческих, информационных, практико – ориентированных проектов: станок, инструмент режущий, инструмент контрольно-измерительный, инструмент разметочный, оборудование, приспособления, операции – технологии, изделия или  конструкции (их описание или изготовление),  художественная обработка материалов – ХОМ  (выжигание, рисунок, роспись, резьба, выпиливание и т. п.), материальные  объекты, модели (шкатулки, кормушки для птиц, разделочные доски и.т.п.).

Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов  (26 часов)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание и задачи раздела. Организация труда, оборудование рабочего места в слесарной мастерской.  Правила поведения и техника безопасности. Знакомство с образцами объектов труда различных возрастных групп 5 - 8 классов.

Металлы и их сплавы, область применения. Черные и цветные металлы.

        Виды тонколистового металла. Проволока. Получение тонколистового металла. 

Виды и свойства искусственных материалов, назначение и область применения, особенности обработки. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Слесарный верстак, назначение и устройство слесарных тисков. Способы закрепления детали и инструмента. Организация рабочего места, правила безопасности.

        Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже детали. Определение габаритных размеров. Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации. Технологические карты.

Основные технологические операции ручной и машинной обработки металлов и пластмасс. Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами.

Инструменты и приспособления для ручной и машинной обработки металлов.

Слесарный разметочный инструмент (линейка, чертилка, угольник, циркуль, рейсмус, шаблон). Разметка, ее назначение. Контрольно – измерительный инструмент. Приемы безопасной работы.

        Резание т. л. м. слесарными ножницами. Приемы резания.

        Гибка т. л. м. Приемы, использование различных оправок, гибочного приспособления.

        Отделка деталей из т. л. м. Инструмент для отделки (напильники, шлифовальная шкурка), назначение отделки.

Понятие о машинах и механизмах. Машинная обработка. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий  с помощью специального оборудования. 

        Машинная обработка. Сверление, назначение и устройство настольного вертикально-сверлильного станка.

        Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки. Соединение деталей заклепками. Виды заклепок, инструмент, последовательность клепки. Машинная обработка (клепочное оборудование).

        Соединение деталей фальцевым швом. Инструмент, приемы соединений, виды фальцевых швов.

        Соединение деталей пайкой. Устройство электропаяльника. Припой, флюсы. Приемы паяния. Техника безопасности при паянии.

        Изготовление деталей из проволоки.  Приемы разметки, резки, гибки. Инструмент (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила безопасности при работе с проволокой.

Художественно – прикладная обработка.

Традиционные виды  декоративно – прикладного творчества:  художественные изделия из проволоки, шлифование.

Профессии, связанные с ручной и машинной обработкой металлов и пластмасс.

Практические работы. (Примерный перечень)

Объекты труда: коробочка из жести, нагубники на слесарные тиски, совок для мусора, формочка для резки теста, головоломка, вязальные спицы.

Распознавание металлов, сплавов и искусственных материалов.

Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.

Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков.

Организация рабочего места для слесарной обработки. Соблюдение правил безопасной работы. Уборка рабочего места.

Разработка эскизов изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов.

Изготовление коробочки из жести и изготовление нагубников:

  • выбор заготовки;
  • разметка, контроль параметров;
  • выкройка;
  • гибка;
  • отделка.

Изготовление совка:

  • выбор заготовки;
  • разметка, контроль параметров;
  • выкройка;
  • гибка;
  • отделка;
  • разметка ручки;
  • выкройка;
  • сверление отверстий;
  • сборка (соединение на заклепках);
  • окончательная отделка;
  • окрашивание.

Изготовление формочки для теста:

  • выбор заготовки;
  • разметка;
  • выкройка;
  • соединение фальцевым швом.

Изготовление головоломки:

  • расчет длины заготовок по эскизу;
  • отрезка заготовок кусачками;
  • правка проволоки;
  • разметка;
  • гибка;
  • сборка.

Изготовление вязальных спиц:

  • отрезка проволоки;
  • правка;
  • гибка;
  • шлифование.

Контроль качества изделий, выявление и устранение дефектов.

Ознакомление  с механизмами и машинами.

Разрабатывать эскиз художественного изделия из проволоки.

Раздел 2. Технология домашнего хозяйства (4 часа)

Тема 1.  Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

Основные теоретические сведения.

Интерьер жилого помещения. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня,  кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство. 

  Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен.

Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами,  посудой, кухонной мебелью.  

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технология ухода за обувью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью.  

Экологические аспекты применения современных химических средств в быту.

Уход за окнами. Способы утепления окон в зимний период.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Практические работы.

Выполнение мелкого ремонта одежды,  чистки обуви.

Выполнение мелкого ремонта мебели.

Тема 2. Эстетика и экология жилища

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические. Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны.

         Микроклимат в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Технология крепления деталей интерьера (настенных предметов). Выбор способа крепления в зависимости от веса предмета и материала стены.

Современная бытовая техника, облегчающая выполнение домашних работ. Правила пользования бытовой техникой.

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.

Использование декоративных растений для оформления интерьера.

Практические работы.

Оценивание микроклимата в помещении.

Разработка вариантов размещения мебели, оборудования и бытовых приборов в помещении.

Раздел 3. Электротехника (6 часов).

Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии

Задачи темы 

        Дать общие сведения и основные понятия об электрическом токе, электрических цепях, их сборке, электрической бытовой арматуре.

Технические сведения

        Роль электричества в жизни современного общества. Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приёмников электрической энергии.

        Электрическая цепь. Электрическая схема. Условные обозначения на электрических схемах. Простейшие электрические схемы с лампами накаливания, выключателем, переключателем.  Чтение  простых электрических схем. Электромонтажные схемы. Правила и порядок сборки электрических цепей. Блок питания. Провода, наконечники, клеммы. Приёмы монтажа и соединения установочных проводов и установочных изделий. Правила электробезопасности.

        Бытовая электроарматура: розетки, выключатели, вилки, патроны, лампочки. Устройство, назначение. Сборка и разборка электроарматуры.

Профессии, связанные с выполнением электро-монтажных и наладочных работ

Практические работы

Чтение и составление простых схем с лампами накаливания.

Сборка электрических цепей из деталей конструктора с одним или несколькими выключателями, переключателями, с одной или несколькими лампами накаливания, соединенных параллельно или последовательно.

Сборка и разборка электрической бытовой арматуры.

6  КЛАСС

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных  материалов

 Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов (32 часа)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Цели обучения и его одержание. Образцы изделий, изготовляемые учащимися. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и правила поведения в мастерских.

Древесные конструкционные материалы: фанера, ДВП, ДСП.

        Технология ручной обработки детали призматической формы. Приемы закрепления, строгания, разметки. Контроль основных параметров качества.

        Конструктивные элементы детали. Шиповое соединение: шип, проушина, гнездо, щечки, заплечики. Размеры шипа. Виды шиповых соединений: концевые, серединные, ящичные.

          Черчение и графика. Графическая  документация. Чертеж детали призматической формы. Чтение чертежа.

Соединение деталей из древесины. Шиповое соединение.

        Технология изготовления ящичного соединения. Выбор материала. Изготовление стенок ящика (в размер). Разметка шипов и проушин.

        Запиливание шипов и проушин. Правило запиливания. Инструмент. Приемы работы. Правила безопасности.

        Выдалбливание проушин. Инструмент: долото, стамеска. Назначение, устройство, отличие. Приемы работы. Правила безопасной работы.

        Выравнивание щечек, заплечиков. Подгонка соединения. Инструмент. Приемы работы. Правила безопасности.

Машинная обработка древесины. Точение. Устройство токарного станка СТД-120. Основные узлы и части станка. Назначение станка. Черновое, чистовое точение. Инструмент. Подготовка станка к работе. Установка подручника, задней бабки. Подготовка детали к точению, установка и закрепление детали. Приемы точения детали. Поза. Захват инструмента. Начало работы. Контроль параметров.

Декоративно – прикладное творчество: художественная обработка древесины – резьба   по дереву. Виды  резьбы.

Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование и изготовление изделий. Основные требования: технологичность, экономичность, эргономичность, безопасность, экологичность. Анализ изделий из банка. Расчет расходов.

Применение ПК при проектировании и конструировании изделий.

Практические работы. (Примерный перечень)

Распознавание основных конструкционных древесных материалов.

Распознавание конструктивных элементов детали.

Чтение чертежа детали цилиндрической и призматической формы.

Машинная обработка (точение):

  • подготовка станка к работе
  • закрепление заготовки;
  • управление станком;
  • соблюдение правил безопасной работы  на станке.

Изготовление комплектующих деталей (стенки) ящичного шипового соединения:

-   строгание базовой и рабочей кромки в размер;

  • разметка шипов и проушин;
  • запиливание шипов и проушин;
  • выдалбливание проушин;
  • выравнивание щечек и заплечиков;
  • подгонка шипового соединения;
  • выравнивание заплечиков.

Декоративно – прикладное творчество: распознавание различных  видов резьбы по дереву.

Коллективный  анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися в качестве творческих проектов. Изготовление деталей проекта и контролировать их качества. Конструирование и проектирование деталей проекта с помощью ПК. 

Проектная деятельность.  Примерный перечень творческих, информационных, практико – ориентированных проектов: станок, инструмент режущий, инструмент контрольно-измерительный, инструмент разметочный, оборудование, приспособления, операции – технологии, изделия или  конструкции (их описание или изготовление),  художественная обработка материалов – ХОМ  (выжигание, рисунок, роспись, резьба, выпиливание и т. п.), материальные  объекты, модели (шкатулки, кормушки для птиц, разделочные доски и.т.п.).

Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов (26часов)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Цели обучения, содержание урока труда. Образцы изделий учащихся, организация рабочего места. Правила поведения в мастерской и техника безопасности.

        Свойства черных и цветных металлов.  Сортовой прокат. Виды. Производство проката. Применение.

        Измерение штангенциркулем. Знакомство с устройством ШЦ-1, правила и приемы измерений, контроль качества разметки.

        Изготовление изделий из сортового проката.         Последовательность и правила разработки технологической карты. Сборочный чертеж, его чтение.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: резание, рубка, опиливание, отделка;

Разметка заготовок сортового проката. Значение и контроль качества разметки.

        Резание металла  слесарной ножовкой. Приемы качественной и безопасной работы.

        Рубка металла зубилом на плите и в тисках. Приемы рубки, правила закрепления в тисках. Соблюдение правил безопасности.

        Опиливание. Виды напильников. Классы и номера напильников. Назначение. Приемы закрепления заготовок, приемы проверки качества опиливания.

        Безопасность работы с заготовками из сортового проката.

Элементы машиноведения. Составные части машин. Виды механических передач. Понятие о передаточном отношении. Соединения деталей. Современные  машины и электрооборудование для выполнения слесарных работ.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов: тиснение по фольге. Технология, материалы, инструменты.

Практические работы. (Примерный перечень)

Распознавание видов материалов (металлы, сплавы, пластмассы)

Распознавание видов сортового проката

Разрабатывать чертежи и технологические карты изготовления изделий из сортового проката, в том числе с применением ПК.

Измерение размеров  деталей с помощью штангенциркуля ШЦ – 1.

Выполнение основных операций  ручной слесарной обработки заготовок.

Объекты труда: рыхлитель огородный, захват для горячих банок.

Изготовление рыхлителя (3 детали: корпус, хвостовик, заклепка):

  • выбор, правка заготовки;
  • разметка;
  • вырубание по контуру;
  • прорезание пазов зубьев;
  • опиливание по контуру;
  • сверление отверстий;
  • соединение на заклепки;
  • отделка.

Изготовление захвата (5 деталей: ручка, короткая шарнирная планка, длинная шарнирная планка, захват, заклепка):

  • разметка коротких планок;
  • опиливание;
  • сверление отверстий;
  • разметка длинных планок;
  • опиливание;
  • сверление отверстий;
  • разметка деталей ручки;
  • опиливание;
  • сборка (соединение на заклепках);
  • регулировка;
  • отделка.

Ознакомление с механизмами (цепными, зубчатыми, реечными), соединениями (шпоночными, шлицевыми, посадкой).

Определение передаточного отношения зубчатой передачи.

Применение современных ручных технологические машин и механизмов при изготовлении изделий.

Раздел 2. Технология домашнего хозяйства

Тема 3.  Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (4 часа)

Основные теоретические сведения.

Простейшее сантехническое оборудование в доме.

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Схемы горячего и холодного водоснабжения. Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Система канализации в доме. Устройство сливных бачков.

Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Устранение простых неисправностей водопроводных кранов и смесителей.  

Энергопотребление. Счетчики. Мелкий ремонт бытовых электроприборов

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Практические работы.

Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями.

Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома.

Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.

Разборка и сборка запорных устройств системы водоснабжения.

Расчет потребления различных  энергоресурсов по счетчикам.

Раздел 3. Электротехника (6 часов)

Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии

Технические сведения

        Электрическая цепь, электрическая схема с последовательным, параллельным и смешанным соединением потребителей.

Квартирная электропроводка. Подключение бытовых приемников электрической энергии. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Работа счётчика электрической энергии. Способы определения расхода и стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких бытовых приборов в сеть с учетом их мощности.  Пути экономии электрической энергии.

Преобразование неэлектрических величин в электрические сигналы. Электромагниты. Виды датчиков: механические, контактные, реостат, биметаллическое реле.

Виды и назначение автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических устройствах.

Влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека.

Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электро-монтажных работ.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических установок

Практические работы

-Чтение, составление и сборка схем с последовательным, параллельным и смешанным соединением потребителей.

-Испытание электромагнита. Изучение электрического звонка, подключение и работа.

-Выполнение схемы квартирной электропроводки.

-Собирать модель квартирной проводки с использованием типовых деталей электроарматуры, коммутации и защиты.

7  КЛАСС

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных  материалов

 Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов (16 часов)

Теоретические сведения.

        Содержание обучения. Знания и умения учащихся. Выбор объекта работ. Правила техники безопасности и поведения в мастерской, организация рабочего места.

Заготовка древесины. Пороки древесины. Отходы         древесины и их рациональное использование.

Свойства древесины: физические (цвет, запах, текстура, плотность, влажность);  механические  (твердость, прочность). Сушка древесины: естественная, искусственная.

Технология ручной обработки детали призматической формы. Параметры качества. Их контроль.

Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия. Чтение сборочных чертежей.

        Машинная обработка. Точение (СТД-120). Подготовка, наладка станка. Технологический процесс токарной обработки детали. Содержание технологической карты: вид операции, эскиз, способ закрепления детали, режущий инструмент, контрольно- измерительный инструмент.

         Чертеж деталей цилиндрических форм. Конструкторская и технологическая документация. Технологическая карта.

        Схемы точения. Информация схемы: форма инструмента, положение инструмента, направление движения инструмента. Виды токарных работ.

        Основы машиноведения. Понятие машины. Виды машин. Типовые детали, специальные детали. Условное обозначение деталей, механизмов. Кинематическая схема станка СТД-120. Движения в станках. Главное движение, движение подачи.

Конструктивные элементы детали. Склейка шипового соединения. Сушка, обработка углов шипового соединения. Шпаклевка: назначение, материал, приемы. Зачистка.

        Технология обработки фанеры, ДВП. Элементы коробки: дно, крышка.

Технология соединения деталей в накладку,  шкантами и  нагелями.

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов: точение декоративных фасонных деталей. Технология точения. Материалы. Инструмент.

Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование и изготовление изделий. Понятия: стандартизация, взаимозаменяемость, унификация, типизация, агрегатирование. Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.

Практические работы. (Примерный перечень)

Распознавание по свойствам различные породы древесины.

Изготовление  деталей и изделий различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам ручным инструментом и механически.

Объекты труда:

1. Восьмигранник - деталь призматической формы (заготовка                               для токарной обработки).

        2. Коклюшка - механическая обработка (точение, СТД - 120).

Восьмигранник

  • технология ручной обработки детали призматической формы. Контроль параметров, определяющих качество.

Коклюшка

  • разработка, составление технологической карты токарной обработки;
  • подготовка станка к работе;
  • установка и закрепление заготовки;
  • выполнение операций по изготовлению детали в соответствии с технологической картой;
  • контроль параметров.

Поиск  необходимой информации с использованием сети Интернет. Изготовлять детали проекта, осуществлять сборку изделия и его отделку. Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК.

Проектная деятельность.  Примерный перечень творческих, информационных, практико – ориентированных проектов: станок, инструмент режущий, инструмент контрольно-измерительный, инструмент разметочный, оборудование, приспособления, операции – технологии, изделия или  конструкции (их описание или изготовление),  художественная обработка материалов – ХОМ  (выжигание, рисунок, роспись, резьба, выпиливание и т. п.), материальные  объекты, модели (шкатулки, кормушки для птиц, разделочные доски и.т.п.).

Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов (10 часов)

Теоретические сведения

        Вводное занятие. Содержание урока труда в слесарной мастерской.. Правила поведения и безопасности. Планирование работы, организация рабочего места.

        Стали. Ее виды и свойства. Классификация сталей: конструкционные, инструментальные, специальные. Термическая обработка сталей.  Виды  термообработки.

        Резьбовые соединения. Элементы резьбы. Виды резьбы. Нарезание наружной резьбы вручную. Инструмент для нарезания. Нарезание внутренней резьбы вручную. Инструмент. Условное изображение резьбы на чертеже (эскизе).

        Ручная и машинная обработка металла: правка, резание, опиливание, гибка, отделка. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей.  Использование контрольно-измерительного инструмента.

        Составление технологической карты на изготовление изделия. Выполнение эскиза деталей. Рациональное планирование работы.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.  Декоративно – прикладное творчество: чеканка, просечной металл. Технология, материал, инструменты.  Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов

Практические работы. (Примерный перечень)

Ознакомление с  термической обработкой стали.

Нарезание наружной резьбы

Нарезание внутренней резьбы

Изготовление  деталей  из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежам и технологическим картам.  Объекты труда: веерные грабли (верхняя планка, нижняя планка, боковая планка, хвостовик, зубья, заклепки).

Изготовление граблей:

  • разработка технологической карты, планирование работы;
  • разметка деталей;
  • гибка на оправках;
  • сверление отверстий;
  • правка проволоки;
  • изготовление зубьев;
  • соединение на заклепки;
  • отделка изделия.

Художественно-прикладная обработка:

-подбор рисунка и перенос его на заготовку

-правка и подготовка заготовки, разметка

-знакомство с технологией просечного металла

- знакомство с технологией чеканки

Раздел 2. Технология домашнего хозяйства

Тема 3.  Технологии  ремонтно – отделочных работ (4 часа)

Теоретические сведения.

Виды ремонтно-отделочных работ.

Способы закрепления настенных предметов. Способы пробивания отверстий в стене. Оконные, дверные блоки и коробки, рамы.

Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.  

Основы технологии малярных работ. Инструменты и приспособления, материалы для выполнения малярных работ. Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.

Технологии выполнения штукатурных и плиточных работ. Инструменты и приспособления, материалы для выполнения  штукатурных и плиточных работ. Правила безопасной работы.

Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.

Практические работы.

Изучение технологии малярных работ.

Изучение технологии плиточных  работ.

Знакомство с технологиями по ремонту дверей, окон, форточек, оконных и дверных коробок.

Изучение видов обоев, подбор обоев.

Знакомство  с технологиями   по наклейке  обоев.

Раздел 3. Электротехника

Тема 3.  Бытовые электроприборы  (4 часа)

Технические сведения

        Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.

Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Пути экономии электрической энергии в быту.

Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации.

Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин.

Цифровые приборы. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

 Виды неисправностей бытовых электроприборов и электроарматуры: неисправность розетки, блока питания; разрядка элементов, батарей; неисправность вилки; обрыв провода, шнура; неисправности выключателя, патрона; перегорание лампочки, нагревательных элементов, спиралей, предохранителей.

Практические работы

-Использование авометра для определения обрыва провода, шнура, перегорания лампочки, предохранителя, спиралей, нагревательных элементов, для измерения сопротивления, для измерения напряжения.

-Оценка  характеристик бытовых электроприборов.

-Оценка  допустимой суммарной мощности электроприборов.

  1. КЛАСС

Раздел 1. Технология обработки конструкционных и поделочных  материалов

 Тема 1. Технология ручной и машинной обработки  древесины и древесных материалов (10 часов)

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание трудового обучения. Организация рабочего места и труда. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда в мастерских.

Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм  по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.

Точность измерений, понятие допуска, отклонения на размеры детали.

        Технологический процесс токарной обработки детали. Технологическая карта, ее содержание. Выбор способа закрепления детали. Технология изготовления, виды токарных работ, режущий и контрольно-измерительный инструмент. Схемы точения. Содержание схемы.  Правила безопасности при работе на станке СТД-120.

        Наладка рубанка. Элементы ножа. Требования к наладке. Факторы, влияющие на величину вылета ножа. Процесс наладки.

        Заточка ножа. Этапы заточки. Ручная и механическая заточка Инструмент. Определение остроты. Правка.

Практические работы. (Примерный перечень)

Настройка  дереворежущиих инструментов.

Ознакомление с заточкой режущих инструментов.

Изготовление деталей и изделий различных геометрических форм.

Объекты труда:

-восьмигранник - деталь призматической формы, заготовка для токарных работ, технология ручной обработки детали призматической формы, контроль параметров, определяющих качество

-декоративная вставка для полки - механическая обработка (точение), точение детали на станке СТД-120 в соответствии с технологической картой, контроль параметров.

Тема 2. Технология ручной и машинной обработки  металлов и искусственных материалов (16 часов).

Теоретические сведения.

        Вводное занятие. Содержание урока труда. Охрана труда, техника безопасности, правила поведения.

        Технология ручной и машинной обработки.

 Общие сведения о токарной обработке. Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. Токарный резец. Основные виды резцов. Режимы резания. Главное движение. Движение подачи.

Основные токарные операции:

  • отрезка заготовки,
  • подрезание торцов и уступов,
  • обтачивание цилиндрической поверхности.

Чертежи деталей изготовленных на металлорежущих станках. Разработка технологической карты на изделие. Выполнение эскизов. Планирование работы. Контроль качества обработки.

Назначение и устройство НГФ-110 ШИ. Фреза, ее элементы, виды фрез.

Приемы закрепления детали и инструмента на горизонтально-фрезерном  станке. Попутное и встречное фрезерование. Фрезерование плоских поверхностей, уступов, скосов, канавок, пазов. Меры безопасности при работе на НГФ.

Пластмассы, их виды. Литье и прессование пластмассовых изделий. Изготовление пустотелых пластмассовых изделий. Особенности обработки пластмасс. Приемы подгонки и отделки деталей. Сборочные работы.        

Проектирование и изготовление изделий.  Выбор темы проекта. Выбор материалов. Разработка чертежа изделия.  Использование ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Планирование процесса создания изделия. Оценка стоимости. Защита проекта.

Практические работы. (Примерный перечень)

Изучение устройства токарного и фрезерного станков.

Ознакомление с инструментами для токарных и фрезерных работ.

Управление токарно-винторезным и фрезерным станками.

Объекты труда: молоток (стержень-рукоятка, деревянная втулка, гайка).

Изготовление молотка:

  • опиливание заготовки прямоугольного сечения;
  • контроль параметров и качества;
  • сверление отверстий;
  • вытачивание стержня-рукоятки на ТВ-6;
  • нарезание резьбы на стержне;
  • изготовление гаек;
  • сборка;
  • отделка изделия.

Проектная деятельность.  Примерный перечень творческих, информационных, практико – ориентированных проектов: станок, инструмент режущий, инструмент контрольно-измерительный, инструмент разметочный, оборудование, приспособления, операции – технологии, изделия или  конструкции (их описание или изготовление),  художественная обработка материалов – ХОМ  (выжигание, рисунок, роспись, резьба, выпиливание и т. п.), материальные  объекты, модели (шкатулки, кормушки для птиц, разделочные доски и.т.п.).

Раздел 2. Технология домашнего хозяйства

Тема 5.  Бюджет семьи (4 часа)

Теоретические сведения.

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи.

 Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.

Технология совершения покупок.  Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.

Особенности деятельности менеджера, бизнесмена, предпринимателя. Сущность предпринимательской деятельности. Особенности индивидуальной трудовой деятельности. Бизнес-план и его основные компоненты. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок. Методы оценки себестоимости производства продукта и определения цены товара. Виды рекламы и основные требования к ее разработке.

Практические работы.

-оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи.

-планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава.

-изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.

-анализ качества и потребительских свойств товаров.

-выбор способа совершения покупки.

-освоение положений законодательства по правам потребителей. 

-планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности.

Раздел 5. Современное производство и профессиональное самоопределение

Тема 1.  Сферы производства и разделение труда  (2 часа)

Теоретические сведения.

 Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства.

Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Понятие о профессии, специальности, должности,  квалификации и компетентности работника. 

Практические работы.

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

 Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников.

Тема 2.  Профессиональное образование и профессиональная карьера

Теоретические сведения.

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Специальность,  и оплата труда.

Классификация профессий. Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии. Технология агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности.

Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы и склонности. Профессиональные качества личности и их диагностика. Пути получения профессии. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Практические работы.

Ознакомление по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями.

Искать информацию в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования.

Выбор и характеристика по справочнику условий поступления и обучения в профессиональном учебном заведении.

Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий.     

Диагностика склонностей и качеств личности.

Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ РАЗДЕЛОВ

 (5,6,7,8 классы)

Во всех классах с 5-го по 8-ой  разделы  «Технология исследовательской и опытнической деятельности»,  «Технологии художественно – прикладной обработки материалов»  не предусматривается изучать, как самостоятельные, а предполагается давать при изучении основных разделов, т. е. интегративно.

        Содержание интегративных разделов в каждом из классов может иметь отличие, но общая структура (схема) изучения остается одинаковой.

Исследовательская и созидательная деятельность

1. Выбор объекта работы:

  • поиск проблемы;
  • выбор объекта работ с учетом анализа потребностей школы, мастерской, дома, сферы услуг, производства; с учетом возможности реализации изделия;
  • оценка профессиональных, материальных, финансовых возможностей выполнения объекта работ;
  • сбор и обработка необходимой информации;
  • разработка объекта работ с учетом экономических, экологических, дизайнерских ограничений, возможностей мастерских.

2. Конструирование изделия:

  • внешний вид, габариты;
  • комплектующие детали, материал, размеры;
  • виды соединений.

3. Технология изготовления:

  • эскизы, чертежи деталей;
  • технологические карты, схемы изготовления;
  • способы сборки;
  • выполнение операций, технология ручной обработки;
  • механическая обработка детали;
  • сборочные работы.

4.Защита проекта.

5. Изучение спроса и предложения, маркетинг, элементы маркетинга: оценка спроса, бизнес-план, планирование производства, реклама, пути реализации товара.

Рекламный проспект: товарный знак, наименование изделия, назначение, рекламные фразы.

Экономические расчеты (прибыль); предпринимательская оценка.

Предпринимательская оценка. Экономические расчеты.

Стоимость изделия.

Реализация, сбыт.

Технологии художественно – прикладной обработки материалов

     Традиционные виды декоративно – прикладного творчества

Художественная обработка материалов

Выжигание по древесине и выпиливание лобзиком

Резьба по дереву, мозаика, тиснение по фольге, изделия из проволоки

Басма, чеканка

Шлифование, полирование, покраска, роспись, отделочные работы

Материалы, инструменты, приспособления для работ. Организация рабочего места, техника безопасности, приемы выполнения работ.

     Приусадебный участок  


[1] Технология: программа: 5 – 8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,2015. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения

проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

Рабочая программа по английскому языку в соответствии с ФГОС второго поколения для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой

 Рабочая программа по английскому языку для 3 класса общеобразовательной школы к учебнику М.З.Биболетовой. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов и составлена в соответствии с требова...

Рабочая программа по английскому языку (6 класс) ФГОС второго поколения

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса по УМК: Биболетова М.З., Денисенко О.А.,..Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для  6 кл. общеобр...

Рабочая программа по предмету "Технология" 5-8 класс ФГОС второго поколения (вариант девочки)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения (вариант для девочек). Данная программа содержит: общую характеристику учебного п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре 5-9 классы ФГОС второго поколения

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ...