Декорирование изделий
презентация к уроку по технологии на тему

Декорирование изделий в технике Решелье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rishele.docx26.53 КБ
Файл rishele.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Введение

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы, из которых создавали одежду, разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.

Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы, расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов. Так, вышивка ришелье родилась в Италии в эпоху Возрождения, а названием своим обязана известному французскому кардиналу, которому она особенно нравилась. И в XXI веке кружевная отделка выглядит изысканно и современно.

Цель  - рассмотреть особенности вышивки ришелье.

Задачи:

  1. изучить историю возникновения вышивки ришелье;
  2. дать характеристику техники выполнения вышивки ришелье.

Объект - вышивка ришелье.

Предмет  - виды вышивки ришелье и техника их выполнения.

Гипотеза : с помощью вышивки ришелье можно создавать салфетки, дорожки и скатерти разного назначения, а также украшать одежду.

1. История возникновения вышивки ришелье

Вышивка ришелье - это изящная ажурная вышивка, требующая навыков, терпения, внимания и аккуратности.

В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи [2].

Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички, манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие женских школ и мастерских по всей Европе.

Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-разному: "ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла".

"Ренессанс" - это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками. Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера, соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.

Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором можно было легко считать нити для разделок. Фестонный шов по контуру узора делался очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполнялся различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он редко используется, почти забыт [6].

Существует много легенд вокруг названия "ришелье", и все они связаны с именем кардинала Ришелье - известного французского государственного деятеля.

Одна из легенд гласит, что в то время кружева в Европе были одним из самых ходовых товаров. Однако господствующее положение в Европе занимала Италия. Кардинал Ришелье решил, что Франция должна быть совершенно независимой, и ввел большие пошлины на все ввозимые в страну товары, в том числе и на все кружева, выписал лучших итальянских кружевниц, создал им благоприятные условия для работы и жизни. Они обучили искусству вышивки француженок, и очень скоро Франция стала лидером в области изготовления кружев.

По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой. Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел [1].

В настоящее время все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называются "ришелье" и подразделяются на ришелье с бридами и безбридное.

2. Техника выполнения вышивки ришелье

Особенностью техники ажурной вышивки ришелье является то, что основные линии узора обшиваются гладьевым валиком, а ткань вырезается. При этом, на местах вырезанной ткани могут прокладываться сеточки, бриды, либо (если это позволяет рисунок) просто остаются просветы [5].

На чем вышивать ришелье? Для вышивки можно применять практически любую ткань. Но для каждого конкретного изделия выбор ткани должен зависеть от двух факторов – назначения вещи и узора, который будет вышит.
Если выбранный узор кружевной, воздушный, то он будет гармонично смотреться на тонких тканях. А если узор крупный, то его лучше разместить на плотном материале.
По назначению изделия можно дать такие рекомендации: для салфеток, дорожек, скатертей, занавесок используют лен, плотную хлопчатобумажную ткань. Для ковриков и панно – мешковину, холст, сукно, шерсть, драп, полотно. Для сумок можно брать любую ткань. Для платьев и блузок берут тонкие ткани: батист, шелк, тонкую шерсть.
Нитки. Чем вышивать ришелье? Для вышивки ришелье подходит крученая хлопчатобумажная или шелковая нить. Но шелковая отличается наличием небольшого блеска. В зависимости от плотности ткани выбирают нить в 1, 2 или 3 сложения – чем плотнее ткань, тем толще нить.
Обязательно перед началом работы рекомендуется проверить нитки на линяемость. Для этого нить опускают в горячую воду и намыливают. После чего протягивают через белую ткань. Если остается цвет, значит нить имеет свойство линять. В таком случае лучше подобрать другую нить.
Однако есть способ избавиться от линяемости. Вышивальщицы делают так. Все нити намыливают и опускают в кипяток на 15 мин. Затем их прополаскивают в нескольких водах. В последнюю воду добавляют немного столового уксуса. Некоторые мастерицы кипятят нитки в течение 5 мин в уксусном растворе: на 1 стакан воды они берут 1 ст. л. столового 9 %-ного уксуса.
                             Инструменты для вышивки ришелье
Инструменты Иглы. В зависимости от плотности ткани и толщины нити можно использовать иглы номерами от 0 до 5. Игла должна быть немного толще рабочей нити. Нить должна свободно проходить через отверстие прокола. 
Ножницы. Непосредственно при работе с вышивкой потребуются маленькие ножницы с загнутыми краями, ими удобно обрезать рабочие нитки, надрезать ткань. Большие ножницы потребуются для раскроя ткани. Главное, чтобы ножницы были с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми краями.

Пяльцы и ришелье 
Пяльцы Самые простые пяльцы состоят из 2 обручей. Один из них немного больше другого, его диаметр обычно регулируют с помощью специального винта. Для небольшой работы круглые пяльцы наиболее удобны.

Затянуть пальца
Запяливание. При натягивании ткань кладут на стол верхнее кольцо, на него помещают ткань рисунком вверх и вкладывают внутреннее кольцо. Затем ткань натягивают вокруг пялец по прямым ниткам. Натягивать материю по косой нельзя, иначе рисунок потеряет свою форму. Когда натяжение ткани станет тугим, винт затягивают до конца. 
При натяжении натянуть ткань слишком тонких тканей по кругу пялец кладут полоску хлопчатобумажной ткани. Она защитит основную материю от нарушения ее структуры.
Калька и копировальная бумага. Они необходимы для перевода рисунка на ткань. Копировальная бумага применяется, если рисунок ришелье слишком сложный, чтобы его перевести на бумагу от руки. Чтобы не испачкать ткань лучше применять копирку светлых цветов - зеленую, желтую, либо протереть красящий слой мягкой тряпочкой, чтобы снять излишки жирного красящего слоя с копирки. 

Калька которая подготавливает перевод рисунка на ткань. Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а потом с кальки на ткань. На ткани накладывают строчки, параллельные или симметричные данному рисунку.
Кроме этих основных есть дополнительные приспособления, которые сделают труд вышивальщицы более удобным.
Булавки незаменимы при вспомогательных и подготовительных работах. Наперсток применяется для предохранения пальцев от проколов иглой. Сантиметровая лента, длинная и короткая линейки, угольник, плотная бумага для составления узоров, простые карандаши. Так же можно использовать небольшую коробочку для мусора, обрезков ниток, лоскутков, сломанных иголок.
Для работы со швейной машинкой Вам потребуется машинное масло для смазки машинки перед работой, мягкая ткань для удаления излишков масла, кисточка - чтобы убрать загрязнения в машинке, а так же отвертка. Маленькая отвертка пригодится вам в процессе подготовки швейной машинки к работе, или для регулирования натяжения нижней нити.

От характера заполнения просветов ришелье бывает бридным, безбридным или с мозаикой.

Для вышивки в технике ришелье подбираются рисунки свободного контура, как геометрического, так и растительного характера. Детали рисунка должны располагаться таким образом, чтобы они соприкасались какими то частями, или чтобы между ними можно было проложить бриды, паучки или сетки.

Сначала нужно перенести рисунок на ткань. Контуры узора переводят двойной линией, места выполнения брид - одной линией. Настилом следует проложить контуры краев. Количество рядов настила зависит от желаемой ширины вышивки. Настил выполняется швом "вперед иголку", тамбурным или стебельчатым швом.

Бриды - это обметанные воздушные строчки, служат для соединения противоположных сторон ткани.

Поверх настила фестонным (петельным) швом выкладываются плотно прилегающие друг к другу стежки таким образом, чтобы линии переведенного узора были скрыты под стежками, при этом петельный (закрытый) край должен быть направлен в ту сторону, которую затем срезают .

В соответствующих местах ткани одновременно выполняются и бриды. Существует несколько способов выполнения брид. Рассмотрим наиболее простые из них:

-обвитая брида. Она выполняется следующим образом: предварительно проложенные 3 нити обвиваются на обратном пути рабочей нитью.

-брида, выполняемая петельным швом: проложенные 3 нити обшиваются на обратном пути плотным петельным швом.

-брида, выполняемая штопальным швом. Для данной бриды прокладывается четное количество нитей, обычно 4-6. Проложенные нити делятся пополам и попеременно перештопываются то одна, то другая половина проложенных нитей.

При выполнении сложных брид с ответвлениями во избежание ненужных утолщений в местах перекрещивания проложенных рабочих нитей вспомогательные стежки следует выполнять более тонкой нитью [4].

Бриды бывают с петельками - они применяются для большей нарядности вышивки. Выполняются они точно также как и простые бриды, с той лишь разницей, что при обметывании в середине бриды делают одну ил две петельки из той же нити, но швейной иглой, на которую укладывают нитку и закрепляют двумя ударами. Можно сделать иначе: закрепить у основания бриды прокладочную нить и проложить воздушные строчки, бриду обработать до середины гладьевым валиком вместе с прокладочной нитью. Далее на тонкую проволочку или швейную иглу набросить прокладочную нить, затем несколькими ударами иглы петельку нужно закрепить. Точно также петельку закрепляют и с другой стороны бриды, которую до конца закрепляют гладьевым валиком.

Бриды с усиками ПИКО - обметав бриду до определенной площади накладывают дополнительную нить №10 и обметывают ее слева на право, но так, чтобы игла не попала в дополнительную нитку, затем нить выдергивается и остаются усики.

На тонких тканях можно выполнить бриды, вырезанные из ткани - их нужно переснять на ткань и вышить узким гладьевым валиком, вместе со всеми элементами рисунка и только по окончании работы ткань вырезать.

Когда вышивка полностью выполнена, изделие вручную стирается, гладится во влажном состоянии и уже затем вырезаются внутренние участки вышивки. Выполнять эту операцию нужно осторожно, специальными ножницами с заостренными концами следующим образом: с лицевой стороны делается маленький надрез, чтобы легко можно было достичь петельного края. Затем с изнаночной стороны вдоль вышивки срезается лишняя ткань, так, чтобы не повредить бриды.

Особенностью безбридного типа вышивки является, то, что основные линии узора обшиваются гладьевым  валиком, после чего ткань вырезается. При этом, на местах вырезанной ткани остаются не заполненные просветы, конечно если это позволяет рисунок [1].

Главная особенность безбридного ришелье являются просветы, вырезанные в ткани, которые остаются незаполненными. Для такой вышивки рисунок нужно подбирать с деталями плотно соприкасающимися друг с другом.

По контуру рисунка прокладывается двойная строка по пути строкой же делают все имеющиеся в рисунке жилки, все рельефы, выпуклости и дырочки. При желании можно проложить х/б нить № 10. Подготовленный таким образом рисунок обшивается гладьевым валиком. Для скрепления двух соприкасающихся деталей рисунка делают 2-3 удара иглой за соседний валик.

После окончания вышивки изделие необходимо выстирать, подкрахмалить и еще влажным выутижить с изночной стороны. И только после этого просветы в рисунке можно (а точнее нужно) вырезать.

Заключение

В работе представлено описание истории возникновения вышивки ришелье, техника ее выполнения, виды изделий, которые могут быть украшены этим видом вышивки. В Приложении представлены рисунки, демонстрирующие красоту и изящество изделий, украшенных вышивкой ришелье.

Анализ литературы, посвященной истории вышивки ришелье, показал, что она появилась в Европе в XVII веке и была названа в честь своего «первооткрывателя» - кардинала Ришелье.

Изучение литературы, посвященной описанию техники выполнения вышивки ришелье, показало, что вышивку можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нити по толщине и цвету, украшая вышивкой костюмы и платья. С помощью вышивки ришелье можно создавать великолепные салфетки, дорожки и скатерти самого разного назначения. Сегодня этот вид вышивки выполняется как вручную, так и с помощью швейной машины. Особенностью вышивки является то, что основные линии узора обшиваются гладьевыми валиками, после чего ткань вырезается, а элементы узора соединяются между собой бридами (обметанными воздушными строчками). Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитями на шелковых тканях.

По нашему мнению, вышивка ришелье и сегодня является остается самой изысканной и благородной, самой любимой и популярной вышивкой. Ее можно использовать и при украшении салфеток, скатертей, но и в украшении одежды и ее элементов (воротников).

Список литературы

1.Вышивка ришелье [Текст] / пер. С. Мещеряковой. - М.: Внешсигма, 1998. - 64с.

2.Женское рукоделие: Все для мастериц и рукодельниц [Электронный ресурс]. - М.: Меридиан, 2003.

3. Лори, В. Вышивка. Лучшие техники [Текст] / В. Лори ; пер. с англ. У. Сапциной. - М.: Контэнт, 2008. - 111 с.

4. Нестерова, Д.В. Рукоделие [Текст] : энциклопедия / Д. В. Нестерова. - М.: АСТ, 2007. - 158 с.

5. Усова, О.В. Ажурная вышивка. Ришелье [Текст] / О.В. Усова. - М.: Призма, 1990. - 32 с.

6. Фидио, К. Вышивка ришелье: старинная техника в современном исполнении [Текст] / К. Фидио, Стабелло Б.; ред. Е. Зуевская. - М.: Контэнт, 2008. - 64 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Марченко Мария Ришелье : от древних традиций к современности

Слайд 2

Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины).

Слайд 3

Вышивка ришелье родилась в Италии в эпоху Возрождения, а названием своим обязана известному французскому кардиналу, которому она особенно нравилась. И в XXI веке кружевная отделка выглядит изысканно и современно .

Слайд 4

Цель - рассмотреть особенности вышивки ришелье. Задачи : изучить историю возникновения вышивки ришелье; дать характеристику техники выполнения вышивки ришелье. Объект - вышивка ришелье. Предмет - виды вышивки ришелье и техника их выполнения. Гипотеза : с помощью вышивки ришелье можно создавать салфетки, дорожки и скатерти разного назначения, а также украшать одежду.

Слайд 5

"Ренессанс" - это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками. Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера, соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.

Слайд 6

Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором можно было легко считать нити для разделок. Фестонный шов по контуру узора делался очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполнялся различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево.

Слайд 7

Ткани для вышивки ришелье

Слайд 8

Нитки для вышивания ришелье ( крученая хлопчатобумажная ) ( шелковая нить )

Слайд 9

Пяльцы Самые простые пяльцы состоят из 2 обручей. Один из них немного больше другого, его диаметр обычно регулируют с помощью специального винта Пяльцы и ришелье

Слайд 10

При натягивании ткань кладут на стол верхнее кольцо, на него помещают ткань рисунком вверх и вкладывают внутреннее кольцо. Затем ткань натягивают вокруг пялец по прямым ниткам..

Слайд 11

Они необходимы для перевода рисунка на ткань. Копировальная бумага применяется, если рисунок ришелье слишком сложный, чтобы его перевести на бумагу от руки. Чтобы не испачкать ткань лучше применять копирку светлых цветов. Калька и копировальная бумага .

Слайд 12

Бриды - это обметанные воздушные строчки, служат для соединения противоположных сторон ткани.

Слайд 13

Обвитая брида . Она выполняется следующим образом: предварительно проложенные 3 нити обвиваются на обратном пути рабочей нитью.

Слайд 14

Брида , выполняемая петельным швом: проложенные 3 нити обшиваются на обратном пути плотным петельным швом.

Слайд 15

Брида , выполняемая штопальным швом. Для данной бриды прокладывается четное количество нитей, обычно 4-6. Проложенные нити делятся пополам и попеременно перештопываются то одна, то другая половина проложенных нитей.

Слайд 16

Бриды с усиками ПИКО - обметав бриду до определенной площади накладывают дополнительную нить №10 и обметывают ее слева на право, но так, чтобы игла не попала в дополнительную нитку, затем нить выдергивается и остаются усики .

Слайд 17

Главная особенность безбридного ришелье являются просветы, вырезанные в ткани, которые остаются незаполненными. Для такой вышивки рисунок нужно подбирать с деталями плотно соприкасающимися друг с другом.

Слайд 18

Салфетки

Слайд 19

Ришелье в одежде

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание пончо.

Долгие годы пончо оставался только традиционной одеждой индейцев и изредка использовался в качестве элемента военного обмундирования. Со временем пончо из нехитрого прямоугольника превратилось в ...

Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание головных уборов.

Времена меняются, и с ними меняется все, в том числе и головные уборы. На смену жестким и объемным меховым и фетровым шляпам пришли удобные мягкие вязаные шапочки. Быть модницей будет совсем просто, д...

Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание ажурных перчаток.

В программе «Художественное декорирование изделий» по профессии «Художник по костюму» в разделе «Аксессуары» предоставляется тема «Ажурные перчатки». Ажурные перчатки, вязанные крючком, являются симво...

Конспект урока по технологии "Изготовление и декорирование проектного изделия" (6 класс)

Конспект урока технологии для неделимых 6 классов (ФГОС)Тема урока: Изготовление и декорирование проектного изделия.Тип урока: комбинированныйВид урока: урок практикумОборудование: Инструкци...

Мастер-класс "Пейп-арт - современная технология декорирования изделий

Мастер-класс знакомит с современной авторской  техникой работы с бумагой  - пейп-арт....