Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание пончо.
методическая разработка на тему

Прядько Тамара Николаевна

Долгие годы пончо оставался только традиционной одеждой индейцев и изредка использовался в качестве элемента военного обмундирования. Со временем пончо из нехитрого прямоугольника превратилось в изящную одежду, которая вобрала в себя лучшие качества из всевозможных вещей гардероба. Пончо перестало быть просто согревающей одеждой. Оно стало предметом, который стал прекрасным дополнением к почти любому стилю одежды и даже больше, пончо часто отводилось место главного элемента костюма. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Пончо— латиноамериканская традиционная верхняя одежда (кофта) в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине. 

Пончо – с одной стороны простая вещь из ряда классической верхней одежды, а с другой – практичная и оригинальная одежда, которая при наличии богатой фантазии, хорошего вкуса и умелых рук, поможет сделать вас неотразимой. Обычный кусок материи уже давно стал больше чем просто традиционная одежда южноамериканских индейцев. Пончо превратилось в современную одежду с разнообразием моделей, фактур, рисунков, узоров и материалов. Единственное, что остается неизменным уже много-много лет, это обязательное наличие выреза для головы и отсутствие рукавов.

В вязании - это красивый и удобный вид одежды, прост в исполнении, часто представлялся в виде квадратов и был всегда популярен и востребован модницами. Люди, приходившие на курсы обучения, всегда просили помочь связать  пончо. Кажется, ничего проще нет: прямоугольное, квадратное полотно, посередине вырез для головы. Я видела, как при построении много лишнего трикотажного полотна оказывалось в области подмышек, это мешало  при наклоне вперёд, создавалось нагромождение, я понимала, что что-то лишнее необходимо убрать. Путём математических манипуляций с квадратом, получилось пончо, которое в обхват линии плеч, при наклоне нет ничего лишнего и очень удобный защитный вид одежды в любую погоду, а если добавить декорирования  при  обработке выреза горловины и обработке края пончо по периметру кружевом, цены пончо не будет, как красивой верхней одежды. Хочется подчеркнуть: очень простой  в исполнении для начинающих, а именно через простые вещи, приходит любовь к такому  виду декоративно прикладного искусства, как «Художественное вязание».

  Актуализация знаний

Из истории пончо

История рождения пончо не совсем прозрачна.Она берет начало где-то в горных районах Южной Америки. Уже неизвестно  кому первому из индейского племени Араукано пришла в голову идея вырезать в шерстяном одеяле отверстие для головы, но это нововведение пришлось по вкусу и впоследствии получило широкое распространение среди жителей Патагонии.

Традиционные пончо эпохи 13-14 веков, а именно к этому времени археологи относят самые ранние находки необычной верхней одежды индейцев, не отличалось разнообразием кроя и размеров. Обычно это был прямоугольник размером 1,5 на 1,5 или 1,5 на 2 метра, не предусматривающий ни рукавов, ни манжеток – только отверстие для головы. Основным материалом для изготовления пончо в мексиканской одежде являлась шерсть. Для простолюдин ткали пончо из “аваски”, так называлась грубая ткань из шерсти ламы. Ткань более высокого качества из альпаки использовалась при пошиве пончо для людей высшего сословия. А пончо вождей племен изготавливалось из самой редкой и дорогой шерсти викуньи.

В древнем Перу процесс изготовления пончо был целым ремеслом, которым занимались мастера только из ограниченного числа районов Патагонии. Причем пончо из тонкой ткани ткали исключительно мужчины, с грубой тканью приходилось работать женским рукам. Верхняя одежда индейцев отличалась разнообразием цвета и отделки в зависимости от того, в какой местности ее ткали. Основу полотна из шерстяных окрашенных ниток, как правило, составляли яркие геометрические узоры, в которых знаками были зашифрованы повествования о важных событиях в истории племени, мифы о жизни богов, изображения хищных животных, понимание окружающего мира. Самое интересное, что традиция отображать летопись жизни в ярких красках пончо сохранилась и у современных потомков индейцев, поэтому если вам посчастливится когда-нибудь попасть на ежегодную ярмарку в Мехико, то у вас появится прекрасный шанс купить такое пончо. Значимыми атрибутами пончо были не только качество шерсти, узоры, но и цвет одежды. Считалось, что цвет пончо отражал те краски, которые были характерны именно для той местности, где эти шерстяные изделия производились. Поэтому индейцам хватало одного взгляда, чтобы определить местность, из которой прибыл тот или иной гость.

Открытие Колумбом Америки и ее дальнейшее завоевание конкистадорами почти никак не отразилось на месте пончо в истории моды. Оно не было взято на вооружение европейцами, также как и не было вытеснено из культуры индейцев. Лишь спустя сотни лет американские военные первыми обратили внимание на национальную одежду перуанцев. Пончо из водонепроницаемого прорезиненного материала были использованы в 1850 году в рядах нерегулярных вооруженных сил США. Затем пончо можно было неоднократно увидеть в одежде войск Союза генерала Шермана, во время испанско-американской войны в 1898 году, в 1900 году при Филиппинском восстании и даже во время 2-й Мировой Войны. Во всех этих случаях для изготовления пончо использовались абсолютно разные материалы от традиционной шерсти до легких синтетических материалов.

Одежда пончо и мода

Долгие годы пончо оставался только традиционной одеждой индейцев и изредка использовался в качестве элемента военного обмундирования. И неизвестно, какова бы была судьба его в наши дни, если бы в истории моды не было бы безумных 60-х годов со своей прогрессивной модой. Своей массовой популярностью пончо было обязано хиппи, которые породили этнический стиль. Мотивы, цвета, формы, идеи для нового стиля черпались из культуры народов Индии, Непала, Марокко и, естественно, Центральной Америки. В конце 60-х пончо наряду с огромными юбками, украшенными цветами, и брюками клеш были типичной одеждой тех молодых людей, которые боролись за всеобщий мир и любовь.

Пончо угодили хиппи, прежде всего, своим свободным кроем, удобством и универсальностью. Не многие “дети цветов” вели оседлый образ жизни, поэтому пончо был не только верхней одеждой, которая согревала, при необходимости его можно было использовать как подстилку. К тому же хиппи противостояли массовой культуре одеваться в “однотипную фабричную” одежду, которая, по их мнению, лишала людей индивидуальности. А пончо было той вещью, которая делалась своими руками, что ценилось гораздо больше, чем одежда известных фирм. В руках хиппи пончо было одним из тех объектов, в котором можно было выразить свое собственное “Я”. Хиппи оказались не единственными, кому приглянулось пончо. В 70-х годах в старом свете эта необычная одежда начала пользоваться большим успехом у домохозяек и рукодельниц. Если индейцы делали пончо из единого куска полотна, который никогда не кроили, а сразу ткали, то в “домашних условиях” наиболее подходящим вариантом изготовления пончо стало вязание. Женщины начали делиться оригинальными схемами и секретами. В глазах рукодельниц связать пончо было гораздо “почетнее”, чем обычные носки или шарф. Традиционный прямоугольный крой разнообразили всевозможными вариантами: от пончо с плавными линиями до моделей с кисточками на концах и “рваными” краями. Со временем пончо из нехитрого прямоугольника превратилось в изящную одежду, которая вобрала в себя лучшие качества из всевозможных вещей гардероба.

Разнообразие пончо просто поражало. В арсенале модниц можно было увидеть пончо в виде шали, узкое пончо до плеч, с успехом заменяющее шарф, длинное пончо, являющееся альтернативой пальто, пончо-пуловер, пончо-жилет и другие варианты. Пончо перестало быть просто согревающей одеждой. Оно стало предметом, который стал прекрасным дополнением к почти любому стилю одежды и даже больше, пончо часто отводилось место главного элемента костюма.



Предварительный просмотр:

Инструкционно-технологическая карта

по теме «Вязание пончо»

Для начала вязания, определяемся с пряжей, цветом и подбором инструмента к пряже. Очень удобно при начальном вязании использовать схему «бабушкиного квадрата» ( его ещё называют афганским). Разноцветные квадраты любят вязать многие женщины со всего мира уже много сотен лет. Мотив "бабушкин квадрат", связанный крючком, очень прост в исполнении. Выполнить его сможет даже начинающая рукодельница.

Каждый ряд таких квадратов можно начинать вязать другим цветом. Включайте фантазию и творите, цветовое решение зависит только от вас.

Схема вязания квадрата

Квадрат представлен в цвете, при его выполнении можно использовать оставшуюся пряжу различных цветов.

Примеры, связанных квадратов.

Квадрат может достигать размеров от 20 до 30 см, преимущество бабушкиного квадрата: его можно связать любого размера, пользуясь одной схемой. Такая схема – рис.1 всегда предлагалась для вязания пончо из квадратов, путём математических манипуляций, будем менять схему вязания и тем самым создаём удобства при ношении.

Рис.1

 

Квадраты перечёркнутые, необходимо было убрать и тогда вязание принимает другие формы.

Количество квадратов необходимое для пончо -  16.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Рис.2

 Я предлагаю очень простой способ исполнения: вяжем дорожку из 12 мотивов, не думая, соединяем квадраты через арки из воздушных петель.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Рис.3

Затем по предложенной схеме, присоединяем ещё 2 квадрата, в сумме 14 – рис. 4, 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Рис.4

2 последующих квадрата  вяжутся путём соединения трикотажного полотна в единое - рис.1. Получается пончо с большой горловиной без определения переда. По предложенной схеме  вяжем треугольник, в конце ряда вязания присоединяя его через арки из воздушных петель к основному полотну. Обрабатываем горловину и пончо готово.



Предварительный просмотр:

Соединение квадратов

Половина «бабушкиного» квадрата

Длина стороны треугольника равна длине квадрата, в последнем ряду при вязании треугольника присоединяемся к основному полотну пончо. 

И ещё один пример замечательного квадрата для пончо из интернет-ресурса

Использованная литература:

1- журналы:

      «Журнал мод», Москва

      «Дуплет», Киев

2- интернет – ресурсы

https://vk.com/klub_rukodeliya

https://vk.com/knitting

https://vk.com/yarni_ru

https://vk.com/istoria_modi

http://ok.ru/uhimsavysati

http://ok.ru/

http://ok.ru/svoevyazaniesxema151011

http://ok.ru/group51576966086910

http://ok.ru/group52001674494022

http://ok.ru/stilvyazka

http://ok.ru/group/48922355564730

3- большой личный опыт преподавания


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Мозаика на изделиях из дерева»

КОНСПЕКТурока по технологии: «Мозаика на изделиях из дерева»Гайворонского Дениса Владимировичаучителя технологиимуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная шк...

Методические разработки по теме "декорирование поверхностей". Инструкионные карты уроков производственного обучения.

Задание : «Обманка» Формат : А-3, расположение горизонтальное или вертикальное Задача: изобразить композицию из простых узнаваемых 3-4 предметов ,глянцевых и матовых.  размещенных...

Методическая разработка урока технологии "Ажурные изделия из жести"

Данную разработку можно использовать на уроках при изучении раздела «Изготовление изделий из тонколистового металла» на факультативах и кружках....

Методическая разработка учебного занятия в кружке художественного вязания «Вязание крючком по схеме»

Данное занятие предназначено для учащихся 9 – 11 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка художественного вязания «Искусница», 2-й год обученияЦель: Расширение знаний, умений и...

Методическая разработка интегрированного занятия «Изготовление кашпо с вязаными цветами»

Интеграция -  необходимое условие современного учебного процесса.  Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики.Нами, педагогами допо...

Методическая разработка технологической карты «Изготовление изделия «Сказочная ключница»

Методическая разработка технологической карты «Изготовление изделия «Сказочная ключница»...

Методическая разработка по теме: Макаронные изделия, в 6 классе по технологии.

Презинтация по теме: "/Классификация макаронных изделфий" по разделу кулинария в 6 классе....