Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка (ВТО)
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Звягина Ирина Владимировна

Этапы отделки готового изделия; виды художественной отделки изделий. Художественное оформление и отделка изделий: выполнение отделочных строчек по краям разрезов в юбкае, способы отделки и украшения юбки вышивкой, тесьмой, термоаппликацией, стразами и др. Окончательная влажно-тепловая обработка изделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okonchatelnaya_otdelka_yubki.doc695 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  технологии

(6 класс)

Тема программы: Изготовление юбки.

Тема урока: Окончательная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

Цель урока: Познакомить учащихся с этапами отделки готового изделия; с видами художественной отделки изделий. Выполнить окончательную отделку и ВТО юбки, художественную отделку изделия.

Закрепить изученный материал по теме программы.

Развивать навыки самостоятельной работы, навыки взаимоконтроля и самоконтроля, скоростные навыки работы.

Воспитывать аккуратность и внимательность при работе, художественный вкус, повышать заинтересованность учащихся в предмете.

Тип урока: Комбинированный.

Методы проведения: Объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, демонстрация наглядных пособий, трудовых приемов.

Материальное обеспечение: Образцы готовых изделий. 

Наглядные пособия:

Образец «Обработка разреза», образец «Виды отделочных строчек», образец «Пришивание фурнитуры», образец «Настрачивание тесьмы», карточки-задания «Моделирование юбки», «Ромашка», карточки по технике безопасности.

Оборудование:

Швейные машины, утюжильные места, укладка с инструментами,

Межпредметные связи: Рисование, технология 5 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка присутствующих; готовности к уроку; назначение дежурных.

П. Повторение пройденного материала.

Мы заканчиваем изготовление юбки. Давайте вспомним, на каком этапе работы мы остановились?

???   1. Какие изделия относятся к поясной группе? И почему? 

Предполагаемые ответы: юбки, брюки, фартук, юбка-брюки, т.к. конструирование этих изделий производят от линии талии.

  2. Какими могут быть юбки по покрою? К какому виду относится юбка, которую вы шьете?

Предполагаемые ответы: прямая юбка, клиньевая, коническая.

  3. От чего зависит выбор ткани для юбки?

Предполагаемые ответы: фасона, назначения изделия, сезона, возраста, фигуры, направления моды.

  4. Назовите последовательность обработки юбки.

Предполагаемые ответы:  

  • раскрой,
  • подготовка к примерке и проведение примерки,
  • стачивание деталей,
  • обработка застежки,
  • обработка пояса,
  • обработка верхнего среза юбки поясом,
  • обработка низа изделия.

Ш. Актуализация изучаемого материала, сообщение цели и темы урока.

Итак, ваши юбки практически готовы. Но чтобы придать им вид полностью готового изделия, придать некоторую индивидуальность, «изюминку», следует провести окончательную отделку изделия и влажно-тепловую обработку.

???   Давайте вспомним понятия, изученные в пятом классе.

  1. Что такое конструирование?

Предполагаемый ответ: Конструирование – это построение основы чертежа.

  1. Что такое моделирование?

Предполагаемый ответ: Моделирование – это нанесение фасонных линий на чертеж основы, разработка конкретного фасона.

 

IV. Изучение нового материала.

???    А что же мы подразумеваем под окончательной отделкой изделия?

!!!   Запишем в тетрадях, что окончательная отделка изделия включает в себя следующие этапы:

I этап. Выполнение отделочных работ: прострачивание отделочных машинных строчек, пришивание отделочных деталей, фурнитуры клапанов, шлевок (если они имеются), художественное оформление изделий.

П этап. Чистка изделия: удаление сметочных стежков, контрольных линий и знаков.

Сметочные стежки удаляют, надрезая нитки ножницами через 10-15 см, и аккуратно вытягивают из ткани за концы. Для удобства работы можно пользоваться приспособлением-распарывателем. Концы машинных строчек закрепляют, завязывая узелки. Лишние нитки отрезают.

С готового изделия удаляют меловые линии, пользуясь при этом мягкой щеткой или кусочком ткани. Удаляют производственный мусор – нитки, пыль и т.д.

Ш этап. Выполнение Влажно-тепловой обработки (ВТО).

(см. далее)

Рассмотрим подробно I этап.

Вы выполняли юбки различных фасонов, но у многих на юбках обработаны разрезы, обеспечивающие свободу движения, придающих изделию более эффектный внешний вид. Для того, чтобы в процессе эксплуатации изделия (носке, стирки) края разрезов не деформировались (не теряли форму) и в целях украшения и отделки изделия по краю разреза с обеих сторон прокладывают отделочные строчки.

Ширина отделочной строчки может быть любой от 0,1 см до 0,5-1 см и более. Это зависит от фасона изделия, желания человека. Цвет ниток – в тон основной ткани, или в зависимости от фасона – контрастными нитками.

Варианты строчек: а) верхний край прямой;

б) верхний край образует острый угол;

         

в) двойная отделочная строчка

(джинсовые ткани, плащевые ткани)

 

Пришивание фурнитуры.

???    Какие виды пуговиц вы знаете?

Предполагаемый ответ: пуговицы с 2-мя, 4-мя отверстиями, пуговицы на стойке.

Пуговицу пришивают нитками в 2 сложения, выполняя 4-5 прикрепляющих стежков и 2-3 закрепляющих стежка. Пуговицы с отверстиями пришиваем нитками в цвет пуговицы, а пуговицы на стойке – нитками в цвет основной ткани.

???    Какие еще виды застежки вы знаете?

Предполагаемый ответ: крючки, кнопки, петли.

V. Демонстрация трудовых приемов.

Показать учащимся правильность выполнения отделочной строчки. Сообщить ТУ на выполнение операций.

  • Наметить линию отделочной строчки, используя мел (мыло) и линейку.

Т.У. Толщина меловой линии 1 мм.

  • Заметать края разреза.

Т.У.  Длина стежка 1-1,5 см.

  • Прострочить отделочную строчку, начиная с правой стороны разреза, затем верхний край разреза, затем с левой стороны разреза. В начале и конце строчек выполнить закрепки.

Т.У. Ширина отделочной строчки зависит от фасона. Длина закрепки 1-1,2 см (исключение тонкие шелковые ткани).

  • Удалить ручные стежки, обрезать нитки в конце машинных строчек.

Отделочные строчки могут прокладываться по краю пояса; краю верхнего среза, обработанного обтачкой; вдоль рельефных швов и других деталях.

Вводный инструктаж:

  • Сообщить задание учащимся: выполнить отделочные строчки на изделии.
  • Провести чистку изделия.
  • Проверить подготовку швейных машин к работе.
  • Повторить правила ТБ при выполнении ручных и машинных работ. (Карточки по ТБ).

VI. Самостоятельная работа учащихся I.

Выполнение отделочных строчек. Пришивание фурнитуры. Чистка изделия. Контроль качества выполнения работ.

VII. Изучение нового материала (продолжение).

Окончательная влажно-тепловая обработка проводится с учетом вида ткани. Юбку, сшитую из шерстяной ткани, утюжат через влажную ткань (проутюжильник). Юбки из ситца и льняных тканей утюжат с лицевой стороны. Юбки из сатина, джинсы, шерсти, шелка, ворсовых тканей утюжат с изнаночной стороны. Юбки удобно утюжить на гладильной доске. Сначала отутюживают мелкие детали, затем – крупные.

  1. Приутюживают пояс – со стороны подпояса.
  2. Низ и участки разрезов – со стороны подгибки низа.
  3. Приутюживают вытачки, складки, рельефные швы (если есть), застежку.
  4. Проутюживают основную ткань, удаляя замины, заломы.

Т.У. t нагрева утюга для шерстяных тканей 150о С (    )

                                    для шелковых тканей 110о - 130о С (  )

                                    для хлопковых тканей 180о С (     )

Утюжить следует по направлению долевой нити.

Отутюженную юбку нужно подвесить или расстелить на столе, чтобы она просохла для закрепления формы. Иначе на ней появятся замины.

На производстве окончательную обработку изделий выполняют в отделочном цехе, где используют специальное оборудование: прессы и паровоздушные манекены, многие из которых автоматизированы.

Художественное оформление и отделка изделий.

Отделка дополняет и украшает швейное изделие. Для украшения изделия кроме отделочных строчек применяют различные отделочные детали: вышивку, кант, тесьму. Аппликацию, бахрому и другие.

Кроме основных деталей юбка может иметь несколько дополнительных мелких деталей – нагрудник, бретели, шлевки, карманы и т.д.     (см. рис.15, 16)

Вышивка делает юбку нарядной, украшает ее. Узоры вышивки могут быть различными: геометрическими, тематическими, растительными, абстрактными, по народным мотивам.

Вышивку располагают:   1) по низу изделия;

                                           2) на кокетках или карманах;

                                           3) в нижних углах разрезов и т.д.

Вышивка может быть расположена симметрично или асимметрично. Однако вышивка трудоемка, требует много времени.

В современном производстве вышивку часто заменяют аппликацией.

  1. Пришивная аппликация – настрачивается по контуру по месту расположения изделия.
  2. Термоаппликация – наклеивается с помощью утюга (клеевой способ соединения материалов).

???    Где еще вы использовали клеевые материалы при обработке юбки, и с какой целью?

Предполагаемый ответ: дублирование пояса, для придания ему жесткой формы, предохранения от растяжения и излишней сминаемости.

Одной из самых модных отделок в наши дни являются стразы. Так же как и аппликация, стразы могут быть наклеены на изделие (термообработка) или пришиты (пришивные).

Отделками могут служить шнуры, ленты, тесемки. Для продергивания шнура обрабатывают отверстия – металлические пистоны или петли. Воздушные петли выполняют из нити вручную.

Тесьма может быть настрочена в форме узора. Для этого на изделии наносят линию притачивания тесьмы, затем укладывают тесьму по намеченной линии, наметывают и настрачивают.

                                     (демонстрация образцов)

Можно украсить изделие бахромой или кружевом, расположив их по низу изделия.

VШ. Закрепление изученного материала по теме урока.

Сейчас вы выполните Ш этап – влажно-тепловую обработку изделия.

???    В какой последовательности производится ВТО юбки?

          Какие ТУ при выполнении ВТО вы будете соблюдать, утюжа свое      изделие?

Вводный инструктаж:

  • Повторить с учащимися ТБ при выполнении влажно-тепловых операций. (Карточки).
  • Распределить учащихся по рабочим местам.

IX. Демонстрация трудовых приемов.

Показать учащимся приемы наклеивания термоаппликаций и стразов.

X. Самостоятельная работа учащихся П.

Окончательная влажно-тепловая обработка.

Художественное оформление изделий.

Выполнение заданий в тетради (стр. 28, № 32).

XI. Изучение нового материала (продолжение).

Контроль качества изделий.

К качеству готового изделия предъявляют следующие требования:

  1. Внешний вид готового изделия должен соответствовать выбранной модели, эстетическим и гигиеническим требованиям.
  2. Готовое изделие должно быть хорошо отутюжено.
  3. Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.
  4. Соответствие припусков швов, стежков и строчек ТУ.

Работа в группах.

Сейчас 2 команды обменяются своими изделиями.

Задание: оценить качество работы, указать недостатки и способы их     устранения.

Выбрать лучшее изделие в классе.

ХII. Повторение изученного материала по теме раздела.

2 команды:

  1. Задание «Ромашка».

Выбрать правильные варианты ответов, указанных на листках. Прикрепить «лепестки» к «середине цветка» с ответом «Да».

  1. Ответить на вопросы (за правильный ответ команда получает 1 балл):
  1. В чем заключается подготовка ткани к раскрою?
  2. В чем заключается подготовка деталей кроя к обработке?
  3. Что такое «баланс» изделия?
  4. Что значит термин «декатирование» ткани?
  5. Как снимается мерка Ст?
  6. Как снимается мерка Сб?

Конкурс модельеров.

  1. Выполнить моделирование юбки в соответствии с заданным фасоном.

4.  Составить описание своей юбки (любое изделие из команды).

XIII. Подведение итогов.

Оценить ответы учащихся.

Оценить готовые изделия учащихся.

Выставление оценок.

ХIV. Уборка рабочих мест.

Дежурные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-5 класс «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки»

   Урок   На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:...

Влажно - тепловая обработка вязаных изделий

Разработка конспекта занятия поможет разнообразить урок....

Влажно-тепловая обработка изделий изделий

Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекса к образовательной программе «Проектирование и пошив одежды». В нём содержатся рекомендации для воспитанниц швейного объединения «Г...

Технологическая карта открытого занятия "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука"

   Открытое занятие "Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка фартука" способствует формированию у учащихся понятий о дизайнерском оформлении изделия, знакомству с ...

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс

На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презен...