КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
план-конспект занятия по технологии на тему

Герасимова Наталья Митрофановна

КОНСПЕКТ УРОКА

 

 

 

Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов,                                                             влажно-тепловая обработка»

 

Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

начального профессионального образования Саратовской области

«Саратовское профессиональное училище – интернат для инвалидов»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов,                                                         влажно-тепловая обработка»

Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»

Выполнил мастер п/о

 Герасимова Наталья Митрофановна

Саратов 2014 г.

Основная часть

Тема раздела: «Изготовление швейных изделий ассортиментных групп»

Тема урока:  «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»

Цель урока:

- Ознакомить учащихся  с историческими сведениями  кармана и его роли в одежде;

-  Научить правильному выполнению обработки  накладного  кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

 -  Воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе.

Коррекционно - развивающая:

Развивать навыки использования технической литературы, измерительных инструментов. Развивать мыслительные процессы обучающихся на основе аналитической работы над образцом.

Коррегировать мышление учащихся через включение в урок – сравнение, обобщение.

Методическая цель:

Формирование технологических умений и навыков.

Методы проведения занятия:

 объяснительно-иллюстративный, проблемно-  поисковый, самостоятельная работа   по теме.

Меж предметные связи:

 История – история создания элементов одежды; технология; оборудование; материаловедение.  

Сохраняющие здоровье технологии:

неформальное общение, цвет терапия,  физкультминутка.

Материально-техническое оснащение:  

  • Оборудование учебного кабинета
  • Компьютер, мультимедийный  проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран.
  • Раздаточный материал: инструкционные карты; карточки - задания, карманы,
  • Образец изделия (детское платье);
  • Швейное оборудование, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ножницы, детали кроя – карман;
  • Кроссворд  «Карман».

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: По степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно – иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, с индивидуальным подходом.

Сохраняющие здоровье технологии:  физкультминутка.

Ход урока:

I Организационная часть

  • Приветствие учащихся
  • Проверка посещаемости
  • Проверка готовности к уроку
  • Сообщение темы и цели урока

II. Освоение новых понятий и способов деятельности. Игра- путешествие в страну «Карманию»          

(слайд N1)                                                                 

Вопросы к учащимся:

  • Какое изделие мы с вами шьём? (ответы учащихся)
  • Какого его назначение?  ( ответы учащихся)

Вывод: платье может быть, как повседневное,  так и праздничное..

(слайд №2)

Сегодня мы остановимся на одной из деталей платья. А какая это деталь вам подскажет загадка.

«Потайная кладовая, чего тут только нет.

Здесь и фантики от конфет, здесь и пуговица,

крючок и носовой платок».

(карман)  

(слайд №3)

Правильно. Молодцы! – это карман.

А сейчас я приглашаю вас отправиться в страну «Карманию», в историческое прошлое карманов.

( слайд №4)

Сообщение (домашняя заготовка), делает Кашевская Ирина.

Много лет в научных кругах не утихали споры относительно появления в культуре современного человечества такого изобретения как карман. Историки, археологи, дизайнеры одежды, все имели свое мнение.

Однако обратясь к истории, можно утверждать, что до настоящего времени существовало два основных лагеря исследователей. Одна группа утверждала, карманы изобрели еще предки современного человека — карманьонцы, в незапамятные времена. Идея карманов надолго была позабыта, однако жила в виде тайного знания долгие века. Вторая многочисленная группа изобретения карманов относилась к  итальянским повстанцам — карманариям, якобы прозванных так за огромные карманы которые нашивались на одежду для переноски боеприпасов,.

( слайд №5)

Конечно, существовало еще множество разных  представлений о происхождении кармана, например многие приписывали его изобретение Леонардо да Винчи.

Сенсационное заявление израильских ученых произвело эффект бомбы. «Карманы, в том виде к которому мы привыкли, изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона» — утверждают ученые.

( слайд №6)

 Были обнаружены чертежи первых моделей карманов, сделанных рукой гениального портного Беня Карманом.

Итак, как же появился карман?

( слайд №7)

Оказывается, тайный заказ на разработку кармана, портной получил от израильского правительства. В до-карманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. Это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда.

Карманы  существенно отличались от современного тем , что он нашивался на одежду поверх кошелька.

( слайд №8)

Это конечно доставляло некоторые неудобства. Тогда взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности.

Но карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.

( слайд №9)

Сообщение (домашняя заготовка), делает Пономарева Нина.

Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам.

( слайд №10)

До этого счастливого времени монеты носили в мешочках. У мужчин они висели на поясе, а у женщин - под юбкой. В восемнадцатом веке в женской и мужской одежде появились карманы только к концу века , изготовленные вместе с одеждой .В девятнадцатом веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.

Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.

( слайд №11)

В зависимости от места расположения в изделии можно разделить все карманы на две группы

-внешние и

-внутренние.

В зависимости от расположения линии входа в карман и ее наклона карманы бывают:

-с горизонтальным,

-вертикальным и

-наклонным входом.

В зависимости от формы входа в карман – с прямолинейным входом или фигурным.

По отделке входа в карман различают карманы:

- с одной или с двумя листочками,

- с двумя обтачками – в рамку простую и сложную,

- с клапаном и обтачкой,

- с клапаном и двумя обтачками, без отделки, с застежкой и без нее и по обработке края входа – с обтачкой, с клапаном, с листочкой.

Ну вот, историю кармана мы узнали. А чтобы правильно  
обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные
на предыдущих занятиях.

Вопросы к учащимся:

  • Какое же назначение имеет накладной карман?
  • Какие по форме карманы вы знаете?
  • Где могут располагаться карманы?

( слайд №12)

Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.

Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.

Ну а сейчас нам предстоит  подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет  инструкционная карта.

Приложение N4

 Последовательность выполнения обработки накладного кармана и его соединения с изделием:

  1. Заложить припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной  линии на лицевую  сторону  и приутюжить.
  2. Подвернуть припуск верхнего среза на 10 мм  и  заутюжить.
  3. Сметать и обтачать углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.
  4. Удалить сметочные стежки, вывернуть обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправить уголки кармана.
  5. Заметать и застрочить подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
  6. Удалить нитки заметывания, приутюжить верхний край кармана.
  7. Заметать нижний  и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
  8. Приутюжить карман с изнаночной стороны.
  9. Настрочить карман на полочку.

( слайд №13-14)

(Разбираем  последовательность обработки накладного кармана и его соединения с изделием, с элементами практического показа).

Перед  началом работы нужно сдать экзамен по технике безопасности.                                                                                          

Я читаю стихотворение,  а выделенные  фразы произносите вы.

Сели шить мы за машину.

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы дальше от иголки,

Под косынку спрячем челки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определенном месте,

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы кольцами к себе

Передаю я ножницы кольцами к тебе

Сомкнутыми ножницы должны лежать

Положить разомкнутыми – может быть беда,

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку поскорей ты поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура

Не оставь утюг включенным в кабинете до утра

Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.

( слайд №15)

Вот мы и готовы. Отправляемся в ателье « Рукодельница»,  где мы подготовим карман для соединения с полочкой изделия..         

Мы рады приветствовать всех в нашем ателье «Рукодельница

 ( слайд №16)

А сейчас мы немного отдохнём.

Физкультминутка                                  

«Лебеди летят, крыльями машут,

Присели над водою, качают головою.

Гордо и важно умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся».

И.п.: руки в стороны; 1-2 - руки вверх; 3-4 - руки вниз; 5-6 - присесть, обнять колени; 7 -8 - посмотреть направо, налево; 9-10 встать, руки за спину, поднять голову; 11-12тихо сесть за стол.  

( слайд №18)

IV Закрепление пройденного материала                  

Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Во время путешествия, что нового вы узнали?  (ответы  учащихся)

Удалось ли решить вам поставленную проблему?  (ответы учащихся)    

ИГРА-ТЕСТ

Для проведения игры делим группу на 2 команды. Каждая команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. В случае правильного ответа на экране появляется улыбающийся смайлик, и команда получает 1 карман. В случае неправильного ответа на экране появляется грустный смайлик, ход переходит к другой команде, которая должна дать правильный ответ на текущий вопрос. Победителем считается команда, набравшая больше всех карманов.

Вопрос №1

Укажите правильную последовательность технологических операций при изготовлении кармана:

а) заметать нижние и боковые срезы кармана по намеченным линиям.

б) приутюжить карман с изнаночной стороны

в) заметать и застрочить верхний срез кармана

г) сметать и обтачать углы кармана на величину припуска
по боковым срезам                                                                         
(вгаб)

(слайд №21)

Вопрос №2

Каким швом обрабатывают верхний срез кармана?

а)  сметочным

б)  наметочным

в)  швом в подгибку с закрытым срезом                                 (в)

(слайд №24)

Вопрос №3

Название  изделия, которое  мы  шьем?

а) халат  

б) детское платье

в) рабочая одежда

г) брюки                                                                         (б)

(слайд №26)

Вопрос №4

Название операции влажно – тепловой обработки, при которой уменьшается толщина шва?

а) приутюжить

б) заутюжить

в)  разутюжить                                                                 (а)

(слайд №28)

Вопрос №5

Что нужно  сделать  с  боковыми  и  нижним срезом  кармана  по намеченным  линиям?

а) приутюжить

б) настрочить    

в) заметать                                                                 (в)

(слайд №30)

Вопрос №6

Как  нужно передавать ножницы?

а) кольцами к себе

б) кольцами от себя

в) в футляре                                                                 (б)

(слайд №32)

Вопрос №7

Где  нужно хранить иголки?

а) в коробке

б) в пакете

в) в игольнице                                                                 (в)

(слайд №34)

Вопрос №8

По  окончании  работы нужно?

а) оставить все на местах

б) убрать рабочее место                                                 (б)

(слайд №36)

Вопрос №9

Заметать  -  это  значит  закрепить  подогнутый край?

а) да

б) нет                                                                         (а)

(слайд №38)

Основная часть

Практическая работа

Должны знать:

Технологическую последовательность обработки накладного кармана и его соединение с изделием

Должны уметь:

Выполнять поузловую обработку кармана и его соединения с изделием

Текущий инструктаж

Самостоятельная работа учащихся по обработке накладного кармана и его соединение с изделием

Целевой обход:

Проверить правильность выполнения трудовых приемов, с соблюдением технических условий.

Контроль за соблюдением Т.Б. при работе.

Оказать помощь слабым учащимся.

Проверить правильность самоконтроля

Оказать помощь в наладке оборудования.

Проверить работу учащихся.

Практическое задание оценивается с учетом каждого параметра выполнения обработки кармана по следующим критериям.

№п/п

Наименование параметров выполнения обработки накладного кармана и его соединение с изделием

Итоговая оценка за практическую работу в баллах

1

Ровная ширина швов

4

2

Декоративное оформление кармана

4

3

Возможность работы без сметки

4

4

Симметричность кармана

4

5

Время изготовления кармана и его соединение с изделием

4

  • (20-18) баллов - оценка 5
  • (18-16) баллов – оценка 4
  • (16-14) баллов – оценка 3

2. Подведение итогов (Приложение N3)        

Победителем считается команда, набравшая больше всех карманов и баллов.                

Вы молодцы!  Работу  выполнили все хорошо, но есть самые красивые работы (выделить  лучшие  работы)

3. Выставить оценки за практическую работу                                  

(прокомментировать  каждую  работу)

4. Домашнее задание                                                                 

Разгадать кроссворд (карточки – задания  раздать)  

Карточка – задание

(слайд №40)

Вопросы:

1. Кто поможет раскроить карман?                                 (выкройка)

2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана?        (закрытым)

3. Что нужно прибавить  при раскрое  кармана?                (припуски)

4. При подготовке кармана , что нужно сделать с боковыми и нижним срезами?                                                                        (заметать)

5. Кружева к краям кармана  нужно, что сделать?                (приметать)

6. Инструмент бывалый – не большой, не малый. у него полно забот- он и режет и стрижёт.                                                        (ножницы)

V Уборка рабочего места                                                         

(слайд №41)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Обработка накладного кармана"

Материал открытого урока по технологии в 5 классе...

Конспект урока "Обработка накладного кармана"

Цели:1.    Ознакомить учащихся с группами карманов и их видами.2.    Научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и ...

Открытый урок "Обработка накладного кармана"

Урок содержит: конспект урока, технологическую карту, презентацию, работа с карточками, самоанализ урока...