Открытый урок по трудовому обучению "Обработка накладного кармана и соединение его с основной деталью"- 2013 г.
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

Открытый урок по трудовому обучению в 7 классе (швейное дело).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №29

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ШВЕЙНОГО ДЕЛА,

6 КЛАСС

Тема:

«ОБРАБОТКА НАКЛАДНОГО КАРМАНА И СОЕДИНЕНИЕ ЕГО С ОСНОВНОЙ ДЕТАЛЬЮ»

Учитель Юрченко Е.Ф.

Москва, 2013-2014 учебный год

Тема: «Обработка накладного кармана и

соединение его с основной деталью»

Цель: научить обрабатывать накладной карман.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с приёмами и последовательностью обработки накладного кар-мана прямоугольной формы;

-научить обрабатывать верхний срез кармана швом вподгибку с закрытым срезом;

-научить правильно обрабатывать нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям;

-научить соединять карман с основной деталью по намеченным на этой детали линиям;

-закрепить умение учащихся работать по плану;

-закрепить навыки самостоятельной работы при выполнении отдельных операций.

Коррекционно – развивающие:

-развитие пространственных представлений,

-развитие мелкой и крупной моторики рук при обработке образца,

-развивать логическое мышление, память,

-развивать речь учащихся, включая в неё специальную терминологию,

-развивать общетрудовые умения и навыки,

-развивать зрительный и измерительный контроль при анализе качества выполненной работы,

-применять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.

Воспитательные: 

-приучать работать самостоятельно,

-воспитание усидчивости, целеустремленности, трудолюбия,

-развитие эстетического воспитания,

-воспитывать точность и аккуратность при изготовлении образца.

Наглядность:

-образец;

-словарь;

-виды карманов с различным нижним срезом и с различной отделкой,

-операционная карта (ОК) шва вподгибку с закрытым срезом и шва с открытым срезом,

-таблица «Накладной карман» (чертёж кармана, выкройка кармана, крой кармана, образец кармана, шаблон кармана, образец шва вподгибку с закрытым срезом, шва вподгибку с открытым срезом и ОК накладного шва),

-раздаточные дидактический материал с различными видами швов,

-ПТК по изготовлению накладного кармана в порядке последовательности выполнения.

Оборудование:

магнитная доска,

детали кроя: карман и основная деталь,

инструменты и приспособления, шв. машины, утюг, глад. доска, учебник, дневник, ручки, папки. Тип урока: комбинированный Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Первый уровень обученности: ученик самостоятельно  может выполнить всю работу-(нет). Второй уровень обученности: учитель должен пояснить, уточнить задание или операцию-(Кузовкова Елена, Сергиенко Владислав).Третий уровень обученности: ученик нуждается в индивидуальной помощи-(Леонов Александр).

Четвёртый уровень обученности: ученик выполняет всю работу с помощью учителя -(Бакеева Анастасия).

Ход урока.

I-й урок.

I. Подготовительная часть.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовность учащихся к уроку (наличие формы, инструментов)
  2. Повторение.

-Какие машинные швы вы знаете? (соединительные и краевые). На магнитной доске прикрепляются 2 слова- «соединительные» и «краевые».

Начинаем игру на проверку и запоминание двух групп швов - соединительных и краевых.

Детям раздаются образцы швов.

Задание даётся дифференцированно: учащиеся второго уровня обученности получают большее образцов, третьего уровня обученности соответственно меньше, а четвёртого уровня один образец.

Задание. Выйти к доске. Найти надпись, которая соответствует образцу, и прикрепить магнитом в нужную колонку (к слову «соединительные» или к слову «краевые»). Проговорить.

Учитель убирает надписи «соединительные» и «краевые». Просит ученика подойти к доске, вспомнить, где были надписи и прикрепить их магнитом.

- Какую тему мы сейчас изучаем? А чтобы вы быстрее вспомнили, отгадаем загадку:

Один пришит для красоты,
Другой для дела нужен –

В него платок положишь ты,

Когда зимой простужен

(« Карман»).

Дайте определение, что такое КАРМАН? (Карман – деталь для хранения и переноски мелких предметов.)

Учитель.

Как вы думаете, всегда ли одежда человека была с карманом?

(Нет, не всегда)- показать рисунок.

В одежде, которую носили наши предки, отсутствовали карманы, все необходимые вещи затыкали за пояс, прятали за пазуху, клали в шапку, либо вешали на шею. На поясе у славян практически всегда висела сумочка - калита или мошна. Нередко можно было увидеть на поясе нож в ножнах, гребень или даже ложку. Первые карманы на одежде, славяне увидели лишь в 17-18 веке у приезжающих в страну европейцев.  Наше время – это время торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде. Карманы делают как рабочую, так и домашнюю одежду удобной и практичной.

-Какие карманы бывают? (накладные, прорезные, в швах,) – показать рисунок.

-У вас на парте образцы карманов. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются? (разный нижний срез)

Расскажите о своём образце.

У вас было домашнее задание: найти пословицы в которых есть слово карман.

• «И больно хочется, да в кармане не можется» (нет денег)

• «Не надейся Роман на чужой карман» (учись деньги зарабатывать самостоятельно)

• «В карман за словом не полезет» (находчивый в разговоре)

• «Не по карману...» (очень дорого)

- Давайте вспомним, что мы уже сделали, изучая тему и готовясь к изготовлению накладного кармана. (Делали чертёж, делали выкройку, раскраивали)

Покажите в своих папках, где у вас чертёж, а где выкройка кармана. Чем они отличаются? (На выкройке есть припуски)

- Можно ли делать раскрой кармана по чертежу? (Нет). Почему? (для образования швов нужны припуски)

Учитель обращает внимание детей на пособие, где показаны чертёж, выкройка и крой кармана.

Теперь вы видите, насколько важен карман. Мы вспомнили его историю, поговорки назвали, и о чертеже и выкройке поговорили, теперь, я думаю, мы действительно готовы применить наши знания, начать обрабатывать карман, а затем соединить его с основной деталью.

II. Основная часть.

Тема урока записана на доске:

«Обработка накладного кармана и соединение его с основной деталью».

Запись темы урока в дневник. Объяснение нового материала.  Сегодня вы познакомитесь с тем, как обрабатывается накладной карман прямоугольной формы. Итак, перед вами образец накладного кармана прямоугольной формы. Я буду задавать вопросы, а вы постараетесь на них ответить - таким образом мы проанализируем образец.

1.Анализ образца.

Перед вами образец кармана прямоугольной формы.

АНАЛИЗ ОБРАЗЦА

  1. Название.

НАКЛАДНОЙ КАРМАН.

  1. Назначение.

ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕНОСКИ МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ.

  1. Ткань.

ХЛОПЧАТОБУМАЖНАЯ ТКАНЬ.

  1. Детали.

ДВЕ ДЕТАЛИ:

1) ДЕТАЛЬ КАРМАНА;

2) ОСНОВНАЯ ДЕТАЛЬ, НА КОТОРУЮ ПРИШИВАЕТСЯ КАРМАН.

  1. Швы.

1) ШОВ ВПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ;

2) НАКЛАДНОЙ ШОВ.

  1. Отделка.

БЕЗ ОТДЕЛКИ.

  1. Форма.

ПРЯМОУГОЛЬНАЯ ФОРМА.

Задание. У вас на партах  крой кармана. Назовите срезы кармана. Это нам нужно для того, чтобы составить план работы и приступить её выполнению.

2.План работы. 

Для нас очень важна последовательность выполнения швейных операций в любой работе, т.е. мы должны составить план.

План работы. Составляется в групповой беседе.

Последовательность

Что делаем?

1 Верхний срез

Шов вподгибку с закрытым срезом

2.Нижний срез

Замётываем

3.Боковые срезы

Замётываем

4. Карман

Приметываем к основной детали

5. Карман

Пристрачиваем накладным швом

6. Карман

Выполняем ВТО

При составлении плана повторяем словарь:

Основа – долевая нить.

Приметать – соединить детали смёточным стежком.

Заметать – закрепить срез детали смёточным стежком.

Смёточный стежок – прямой стежок временного назначения.

3. Показ конкретной операции у стола учителя – инструктаж по работе.

Сейчас вы подойдёте к моему столу, где я покажу вам, в какой последовательности и как выполняется работа: как обрабатывается каждый срез.

IV. Выяснение степени понятности нового материала и конкретизация учебного задания разным группам учащихся.

Проверяем, как вы усвоили. Посмотрите на магнитную доску. Там 6 образцов. Расставьте их в нужной последовательности: так, как вы будете выполнять работу. Ученики подходят, выполняют задание и проговаривают вслух.

Затем все занимают свои места.

Физкультминутка.

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим...

Отдохнула детвора,
Снова шить карман пора!

Практическая работа.

  1.  Верхний срез обработать швом вподгибку с закрытым срезом, закрепить машинной строчкой.
  2.  Нижний срез отогнуть на изнаночную сторону на 5-7 мм, замётать ровными прямыми стежками.
  3.  Боковые срезы отогнуть  на изнаночную сторону на 5-7 мм, замётать ровными прямыми стежками.
  4.  Карман прямоугольной формы размером 14х16 см, наложить на размеченное по шаблону место, приколоть, приметать. 
  5.  Карман пристрочить к основной детали накладным швом.
  6.  Выполнить ВТО готового изделия.

На доске требования к качеству работы.

  1. Объём выполненной работы.
  2. Правильная последовательность выполнения.
  3. Ровность машинной строчки.
  4. Качество влажно – тепловой обработки.

Учитель дополняет и объясняет:

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:

  1. Верхний срез отогнут на изнаночную сторону, обработан швом вподгибку с закрытым срезом, ширина шва равномерная, 1 см, прямая машинная строчка ровная, на расстоянии 2 мм от края внутреннего подгиба.
  2.  Нижний и боковые срезы отогнуты на изнаночную сторону на 5-7 мм, замётаны ровными прямыми стежками.
  3. Срезы и углы должны быть обработаны аккуратно.
  4.  В начале и в конце машинной строчки должны быть закрепки.
  5. Карман должен быть прямоугольной формы размером 14х16 см, точно подходить к разметке по шаблону.
  6. ВТО выполнена правильно.

Повторение правил по ТБ при работе с иглой, ножницами, с утюгом и на швейной машине электроприводом.

Учитель. Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину. Пальцы – дальше от иголки. Под косынку спрячем чёлки. Давайте повторим все вместе:- Хранить булавки в определённом месте.- Чтоб не болели зубы и живот, не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы кольцами к себе. Передаю я ножницы кольцами к тебе. Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, на подставку, на подставку поскорей поставь утюг! Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура. Не оставь утюг включённым в кабинете до утра. Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.

Задание разным группам учащихся даётся дифференцированно.

  1. Учащиеся второго уровня обученности выполняют работу с опорой на инструкционную карту, ПТК, с небольшой помощью учителя (уточнения, пояснения.) (Кузовкова Е., Сергиенко В.)
  2. Учащиеся третьего уровня обученности работают  с опорой на инструкционную карту и с большей помощью учителя. (Леонов А.)
  3. Учащие четвёртого уровня работают с помощью учителя: учитель оказывает индивидуальную помощь и постоянный контроль за работой.(Бакеева А.)

V. Практическая работа.

Выполнение учащимися задания. Во время работы обратить внимание на положительные и отрицательные моменты в работе. Обратить внимание

на организацию рабочего места, также ТБ.

II-й урок.

I. Текущий инструктаж по допущенным ошибкам.

Акцентирую внимание учащихся на допущенных ошибках, выделяю лучшие

работы, показываю их всем, хвалю учеников. Обращаю внимание учащихся

 на ровность шва вподгибку с закрытым срезом , на то, что срезы должны быть замётаны ровно, карман должен соответствовать шаблону.

Продолжение практической работы.

II. Физкультминутка для осанки.

III. Анализ качества выполненной работы.

За 15 минут до звонка предлагаю учащимся закончить свою работу и обменяться ей  со своим соседом по парте. Затем всем предлагаю взять линейки и произвести глазомерный и измерительный контроль.

Все измеряют карман. Учащиеся, ориентируясь на « Требования к качеству выполненной работы», написанные на доске, анализируют работы своих товарищей, оценивают их.

  1. Проверка результатов практической работы.
  2. Исправление недостатков, ошибок.

Учитель прислушивается к мнению учащихся и учитывает его при оценке  качества работ. Оценки выставляются в дневники и журнал.

  1. Закрепление.
  1. Назовите детали кармана.
  2. Какие швы используется при изготовлении кармана?
  3. В какой последовательности обрабатывается накладной карман?

Домашнее задание:

Учебник, стр. _________ – теоретический материал

Закончить выполнение практической работы.

Учащиеся убирают свои рабочие места, а дежурные мастерскую.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Обработка накладного кармана"

Описание урока технологии в 5 классе...

Занятие по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе «Соединение рюша с основной деталью на образце».

Занятие по теме "Соединение рюша с основной деталью на образце" из раздела программы "Отделка лёгкой одежды" для 8 класса коррекционной школы VIII вида. Основная цель занятия - это дать представление ...

ОБРАБОТКА ГЛАДКОГО НАКЛАДНОГО КАРМАНА ПРЯМОУГОЛЬГОЙ ФОРМЫ И СОЕДИНЕНИЕ ЕГО С ОСНОВНОЙ ДЕТАЛЬЮ

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО   УРОКА  В 6 КЛАССЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕГО ОБУЧЕНИЯ...

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной деталью на образце".

Презентация к уроку профессионально-трудового обучения (швейное дело), 8 класс "Соединение рюша с основной  деталью на образце".. Презентация ставит своей целью дать представление ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 6 КЛАССЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «ОБРАБОТКА ГЛАДКОГО НАКЛАДНОГО КАРМАНА ПРЯМОУГОЛЬНОЙ ФОРМЫ И СОЕДИНЕНИЕ ЕГО С ОСНОВНОЙ ДЕТАЛЬЮ».

Цель: Научить учащихся обрабатывать накладной карман прямоугольной формы и соединять его с основной деталью на образце. Задачи:Образовательные: - познакомить учащихся с приёмами и последовательно...

Презентация к уроку "Соединение рюша с основной деталью на образце"

Презентация к уроку "Соединение рюша с основной деталью на образце"...