Проведение I примерки. Возможные дефекты в изделии испособы их устранения.
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Звягина Ирина Владимировна

Правила проведения первой примерки. Карточки задания для учащихся: "Последовательность проведения примерки". Закрепление изученного материала в игровой форме: блицтурнир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-primerka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока технологии

Тема программы: «Изготовление плечевого изделия».

Тема урока: «Проведение I примерки. Возможные дефекты в изделии и         способы их устранения».

Цель урока:  Углубить и расширить знания учащихся о правилах проведения первой примерки. Совершенствовать практические навыки и умения проведения примерки. Познакомить учащихся с возможными дефектами ночной сорочки и способами их устранения. Расширить кругозор учащихся, знакомя их с историей костюма.

Воспитывать эстетические вкусы, чувство патриотизма на примере истории Русского костюма, творческое отношение к работе.

Развивать любознательность, пространственное мышление учащихся, умение применять полученные знания на практике.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: объяснение, беседа, демонстрация наглядных пособий, технологических приемов работы; игра.

Материальное обеспечение: образец изделия ночной сорочки, манекен, плакат «Дефекты одежды», карточки-задания; карточки вопросов; карточки «Дефекты одежды», набор инструментов и приспособлений для проведения примерки.

Межпредметные связи: рисование.

Ход урока

  1. Организационный  момент: проверка учащихся готовности к уроку, наличие инструментов и приспособлений.
  2. Повторение пройденного материала.

На предыдущем уроке мы подготовили ночную рубашку к I примерке. Давайте вспомним:

Вопрос: В чем заключается подготовка кроя к пошиву?

Предполагаемый ответ: Подготовка кроя включает в себя следующие операции:

1. проверка качества кроя, т.е.

а) наличие всех деталей и отсутствие ткацких пороков и других дефектов на видимых местах деталей;

б) качество нанесения меловых линий;

в) наличие припусков на швы, их соответствие техническим условиям;

г) направление долевых нитей на деталях кроя.

2. Перевод меловых линий и знаков (4 способа перевода меловых линий).

3. Проставление контрольных линий и знаков.

Вопрос: Какие контрольные линии и знаки проставляют на деталях кроя и каково их назначение?

Предполагаемый ответ: Различают основные и дополнительные линии и знаки. К основным контрольным линиям относятся: линии середины полочки и спинки; середины кокеток; линии застежки (если есть); линии плеча (если изделие без плечевых швов). К дополнительным контрольным линиям относятся: линия подгибки низа рукава, низа изделия, места расположения отделочных деталей.

Назначение этих линий: обозначить середину изделия для удобства дальнейшей работы, осуществления контроля качества; для удобства проведения примерки.

Вопрос: Назовите технические условия на выполнение ручных работ при подготовке ночной сорочки к I примерке.

Предполагаемый ответ: Все ручные стежки выполняют светлыми или белыми нитками, х/б № 50, лл № 35,45. Длина стежков при соединении деталей 1-1,5 см; при проставлении контрольных линий и знаков 2-3 см. В начале и конце строчек должны быть выполнены закрепки.

Вопрос: Какова степень готовности изделия к примерке?

Предполагаемый ответ: На изделии должны быть проставлены все необходимые контрольные линии и знаки. Изделие сметано по боковым, плечевым швам; рельефным швам, кокеткам (если есть). Должны быть выполнены сборки (если есть), сметаны складки (если есть). Заметаны низ изделия и низ рукава (при необходимости).

Ш.     Сообщение новой темы и цели урока, актуализация данной темы.

На уроках мы говорим о ночных сорочках, рубашках. А когда же впервые появилась рубашка?

Доклад учащегося: «История возникновения рубашки».

Мы узнали сейчас, какое значение играла рубашка в истории развития Европейского костюма. Но не меньшая роль ей принадлежит и в русском национальном костюме.

Доклад учащегося: «Рубашка в русском народном костюме».

А теперь зайдем в современное ателье и понаблюдаем за работой портных; попробуем сами выступить в их роли. Мы уже подготовили изделие к I примерке, теперь необходимо провести её.

При изготовлении одежды на конкретную фигуру необходимым условием является примерка. Этим достигается индивидуальность выполнения изделия. Примерка дает возможность вовремя устранить возникающие дефекты, вызванные ошибками при снятии мерок, изготовлении чертежа, и тем самым улучшить качество работы, сократить время на исправление недостатков. Поэтому при проведении примерки необходимо особое внимание, точность при выполнении работ.

IV.     Объяснение нового материала:

(попутно: демонстрация наглядных пособий и технологических приемов работы).

Количество примерок зависит от сложности фасона, сложности фигуры, ткани. Изделия изготавливают с I и с П примерками. Мы изготавливаем ночную сорочку с одной примеркой, поэтому во время её проведения необходимо внести все изменения и уточнения.

Проведение примерки.

Изделие одевают на фигуру человека. В случаях если вырез горловины оказался недостаточным, необходимо подпороть левый плечевой шов (надев изделие на человека, левый плечевой шов закалывают булавками). Если изделие цельнокроеное по плечевым  швам, то по вырезу горловины выполняют рассечки.

Примерку выполняют с помощью булавок по правой стороне фигуры. Все измерения и неточности намечают мелом на ткани, или нитками контрастного цвета.

  1. Примерку начинают с проверки и уточнения баланса изделия.

Баланс – положение переда относительно спинки, правильная посадка изделия на фигуре.

Изделие должно сидеть без перекосов и заломов. Боковые швы должны быть отвесны. Плечевые швы должны проходить по середине плеча и находиться на одной линии с боковыми швами. Малейшее изменение положения плечевого шва влечет изменение положения бокового шва.

Обратить внимание на то, как изделие прилегает к фигуре в области горловины, и по линии груди.

  1. После уточнения баланса проверяют правильность расположения кокеток (уровень, размер, форма); расположение и глубину складок или сборки (равномерность её распределения, густоту).
  2. Проверяют ширину изделия в области груди, талии, бедер. В случае несоответствия вносят необходимые изменения.
  3. Проверяют ширину рукава. Рукав в ночной сорочке должен быть достаточно свободным, не образовывать косых заломов в нижней части рукава.
  4. В изделиях с цельнокроеным рукавом рационально одновременно с уточнением ширины рукава, уточнить и его длину. Уточняют длину рукава в соответствии с моделью.
  5. Определяют глубину и ширину выреза горловины, в соответствии с моделью. Здесь же уточняют длину и расположение застежки (если есть).
  6. Если ночная сорочка без рукавов, то следует обратить внимание на прилегание изделия по пройме и глубину проймы. Срез проймы по полочке и спинке должен образовывать плавную овальную линию.
  7. Уточняют длину изделия спереди, сбоку и сзади от пола с помощью специальных приспособлений или линейки. Если изделие короткое, то линию низа проверяют зрительно. Линия низа изделия должна быть параллельна уровню пола.
  8. Намечают место расположения отделочных деталей, рюшей, тесьмы, вышивки, аппликации и т.д. Намечают длину разрезов (если есть).

Все внесенные изменения на примерке указывают в паспорте заказа (карточке).

Используемая нами выкройка ночной сорочки довольно проста и несложна, благодаря чему дефекты в таких изделиях практически отсутствуют. Наиболее распространенными могут быть:

  • изделие широко (узко) по линии груди;
  • косые заломы от низа рукава  к горловине;
  • перед (полочка) или спинка не прилегают к фигуре.

Указать причины и способы устранения дефектов.

  1. Подготовить учащихся к самостоятельной работе.(работа в парах)

Выдать карточки «Последовательность проведения примерки»; объяснить принцип работы по карточкам.

  1. Предварительный инструктаж по ТБ.

Работа с ножницами, булавками, иглами.

  1. Ножницы хранить в закрытом состоянии на столе перед собой, или острием от себя, или в специальной коробке.
  2. Передавать ножницы кольцами вперед.
  3. Иглы и булавки хранить в игольнице.
  4. При поломке иглы необходимо собрать ее части, завернуть в бумагу и выбросить в корзину.
  5. Соблюдать порядок на рабочем месте.
  1. Практическая работа учащихся и текущее инструктирование.

Учащиеся проводят первую примерку, заполняют карточки «Последовательность проведения примерки». По окончании работы сдать карточки.

VШ.  Закрепление пройденного материала.

Групповой опрос: игра КВН «Звездное поле». (За каждый правильный ответ команда получает звёздочку, прикрепляет ее на доску.)

Распределить учащихся на 3 команды. Объяснить правила игры, выдать задание.

  1. Игра «Ромашка». К середине «ромашки», на которой написано задание-вопрос, подобрать правильные ответы-«лепестки».
  2. Блицтурнир. Команда отвечает на вопросы в течение 3 минут. Выигрывает команда набравшая максимальное количество правильных ответов. (см. приложения).
  3. Вопрос к другой команде. Учащиеся задают вопросы друг другу.

IX.     Подведение итого урока.

В конкурсе победила команда …

Лучшими ответами сегодня на уроке были …

Сообщить учащимся предварительные оценки.

  1. Домашнее задание: подготовить инструменты и материалы (нитки) для выполнения машинных работ. Повторить правила ТБ при работе на швейной машине.
  2. Уборка рабочих мест.


Приложение 1

Последовательность проведения примерки

Учащиеся работают в парах, проводят примерку изделий друг на друге поочередно. Все необходимые изменения намечают на изделии с правой стороны портняжным мелом (мылом) или нитками, указывают изменения в таблице.

Последовательность выполнения

1учащийся Ф.И.

2учащийся Ф.И.

1. Проверить баланс изделия

2.Положение кокеток, складок, сборок (если есть)

3. Ширина изделия

4.Ширина рукава (если есть)

5.Длина рукава (если есть)

6.Форма и глубина выреза горловины

7.глубина проймы (в изделиях без рукавов)

8.Длина изделия

9.Расположение отделочных деталей, разрезов (если есть)

Приложение 2

Блицтурнир 1.

  1. Какие требования предъявляются к одежде?

Экономические, эстетические, эксплуатационные, гигиенические.

  1. Процесс получения ткани из пряжи называется…

Ткачеством.

  1. Какая мерка измеряется сзади над 7-ым шейным позвонком, по основанию шеи и спереди над яремной выемкой?

Ош, Сш.

  1. Волокна, обладающие наибольшей гигроскопичностью …

Лен, вискоза.

  1. Если изделие узко в области груди, то неправильно снята мерка …

Сг.

  1. Какие виды плечевых изделий вы знаете?

Сорочка, платье, блузка

  1. Длинное, гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше очень малого поперечного размера называется …

Волокно.

  1. Первый этап производства химических волокон – это получение …

Прядильного раствора или расплава.

  1. К волокнам искусственного происхождения относятся …

Вискоза, ацетат, триацетат.

  1. Перечислите гигиенические свойства тканей.

Гигроскопичность, теплозащитность, паро-воздухо-проницаемость, электризуемость

Приложение 3

Блицтурнир 2.

  1. Свойства ткани, которые проявляются в процессе изготовления одежды называются …

Технологическими.

  1. К натуральным волокнам растительного происхождения относятся …

Лен, хлопок.

  1. Если в ночной сорочке узок рукав, то неправильно снята мерка …

Оп.

  1. Какая мерка измеряется сзади по лопаткам, по нижним углам подмышечных впадин, спереди через выступающие точки груди?

СгII.

  1. Толщина меловых линий при раскрое равна …

1 мм.

  1. Назовите волокна, обладающие наиболее высокими гигиеническими свойствами …

Хлопок, лен.

  1. Требования к одежде предъявляемые в процессе носки, стирки называются …

Эксплуатационными.

  1. Если изделие широко в груди, то неправильно снята мерка …

Сг.

  1. Сырьем для производства искусственных волокон служит …

Целлюлоза.

  1. Назовите физико-механические свойства тканей …

Осыпаемость, прорубаемость, сопротивление резанию, скольжение, способность к формованию, раздвижка нитей в швах …

Приложение 4

Блицтурнир 3.

  1. Волокна, используемые для производства пряжи, нитей, ткани называются …

Текстильными.

  1. Свойства ткани, которые проявляются в процессе носки одежды, называются …

Гигиенические.

  1. При формовании волокна прядильный раствор или расплав пропускают через отверстия, которые называются …

Фильеры.

  1. Какая мерка измеряется сзади от 7-го шейного позвонка до желаемой длины?

Ди.

  1. Если возникают в изделии косые заломы от рукава к горловине, то это означает, что…

Рукав узок.

  1. Если вырез горловины мал, то неправильно снята мерка …

Сш.

  1. К волокнам синтетического происхождения относятся …

Капрон, лавсан, полиэстер …

  1. Назовите антропометрические точки на теле человека …

Точка у основания шеи, конечная плечевая точка, выступающая точка груди.

  1. Назовите физико-механические свойства тканей …

Удлинение, пылеемкость, сминаемость, драпируемость, устойчивость к действию света…

  1. Процесс обработки ткани перед раскроем с целью придания ей усадки называется …

Декатирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по технологии "Проведение 1 примерки, выявление и устранение дефектов" 6 класс

Жиличкина Ольга Александровнаучитель технологииМАОУ лицей № 142 г. ЧелябинскУрок - обобщение материала (урок - ролевая игра)Данный урок позволяет закрепить теоретический материал на практике. Учащиеся...

Проведение I примерки.

Тема:«Проведение Iпримерки.Цель урока:ознакомить учащихся с порядком проведения I-ой примерки; научить проводить I-ую примерку...

Урок на тему: «Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Исправление дефектов».

Урок в 6 классе на тему: "Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Исправление дефектов". Раздел "Технология обработка ткани"...

План-конспект занятия по теме "Проведение второй примерки. Внесение уточнений после примерки"

В материале представлен план-конспект занятия по технологии в 6 классе по теме "Проведение второй примерки. Внесение уточнений". Цель:- создать условия для формирования универсальных учебных дейс...

Возможные дефекты лакового покрытия

Способы нанесения лака...

Возможные дефекты облицовывания

Возможные дефекты облицовывания, их предупреждение и устранения....