Открытый урок по технологии в 6 классе
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

Открытый урок по технологии в 6 классе  по теме «Сроки и способы посева семян овощных культур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sroki_sposoby_i_normy_poseva_semyan.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение Ключанская  средняя общеобразовательная   школа муниципального  образования Кораблинский  муниципальный        район Рязанской области

Конспект открытого урока

по  технологии в 6 классе по теме

«Сроки и способы посева семян овощных культур»

                                                                                         

                                                                      Учитель технологии: Журавлёва С.С.

                                   

Ключ - 2011 г.

Задачи урока; 

  • Образовательные:
    на основе актуализации знаний познакомить учащихся с факторами, влияющими на сроки посева семян, глубину их посадки с учётом размера семени и состава почвы.
  • РРазвивающие:
    формирование умений выделять главное,  выявлять причинно-следственные связи.
  • Воспитательные:
    формирование понимания ценности знаний и их практической значимости; представлений о культуре земледелия.

Оборудование: семена моркови, свёклы,   редиса,  капусты, огурцов, томата, перца

Инструменты: лопаты, грабли, мотыга, лейка.;

Цели урока:

• Образовательная:

Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.

• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.

• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к

труду, желание участвовать в трудовом процессе.

Методы обучения: беседа, работа с инструктивными картами, практическая работа.

Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение,  биология, технология выращивания растений.

.

                                                      Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но, чтобы красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и посева семян.

На дворе весна – самое время подумать о будущем урожае.

Что такое семя? Из каких частей оно состоит?

Зрелое семя любого овощного растения состоит из трех основных частей:

а) зародыш, который имеет все основные органы будущего растения - первичный корешок, почечку, одну или две семядоли и зачаточный стебелек;

б) запасные питательные вещества, которые используются в процессе прорастания семени.

в) оболочка (кожура).

А все ли семена одинаковые? (Проверим.) ( Рассматривание коллекции семян.)

Перед вами  коллекция семян, посмотрите все ли они одинаковые, какая у них форма?

Гладкие, овальные, маленькие, какого цвета?  (Ответы детей.)

  1. Задание

 Перед учащимися чашки Петри, в которых находятся семена известных сельскохозяйственных растений: моркови,  редиса, свеклы, капусты, огурцов, томата, перца.

Перед вами карточки с названием плодов и  семейств овощных  культур, они потеряли свои семена,   я вам буду показывать коллекцию семян, вы по карточкам, которые перед вами, должны найти название плода  и определить семейство.

(морковь-семейство зонтичные, плод вислоплодник; редис- семейство крестоцветные, плод стручок; свёкла- семейство маревые, плод соплодие; капуста- семейство крестоцветные, плод стручок; огурец- семейство тыквенные, плод тыквина; томат- семейство паслёновые, плод ягода; перец- семейство паслёновые, плод  ложная пустотелая ягода; баклажан- семейство паслёновые, плод ложная ягода.)

Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знакомы с овощами и их семенами. Единственная цель растения - размножение и продолжение вида. Как только появились семена, растение выполнило свое предназначение. Всё для семян! Это закон, растения. Они должны собрать в семени все питательные вещества, поступающие из корней. Только так в семени появится зародыш, у которого будет запас питательных веществ, чтобы выжить.

География растений.

В настоящее время почти в каждом доме можно увидеть на подоконниках, в теплицах ящики с маленькими зелёными растениями. Что это за растения, занявшие самые светлые и солнечные места в нашем доме?

Это перец, баклажаны, томаты.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему мы высеваем семена этих растений ранней весной. И почему не всегда нам удается получить хороший урожай овощей ?

 Сообщение познавательных сведений учителем.

Родина томатов – Колумбия, Перу, эти страны находятся на материке Южная Америка в субэкваториальном и экваториальном поясах.

Родина перца – Мексика, страна находится на материке Северная Америка в тропическом поясе.

Родина баклажанов – Индия, страна находится в Азии, в субэкваториальном поясе.

Вопрос: Какими климатическими условиями характеризуются эти районы?

/Ответ: для экваториального и субэкваториального пояса характерны высокие температуры круглый год. В экваториальном поясе высокая влажность, в субэкваториальном воздух в зимнее время сухой. В тропическом поясе высокие температуры и сухо круглый год./

Вопрос: В каком климатическом поясе находится наш район?

/Ответ: Наш район находится в умеренном поясе, климат континентальный. Умеренно тёплое лето, холодная сухая зима./

Задание учащимся: рассмотрите семена, вспомните, что вам известно о них и как вы будете их сеять. ( учащиеся работают с информационным текстом «Посев семян»,  Работа с информационной таблицей «Данные для определения сроков посева семян»)

 Вопросы: В какие сроки необходимо посеять семена томата, чтобы получить урожай в середине июля?

- В какие сроки необходимо посеять семена томата, чтобы начать получать урожай в конце августа?

- В какие сроки высеваем семена капусты, чтобы получить урожай к концу сентября?

_ В какие сроки нужно посеять семена перца, чтобы начать получать урожай в конце июля?


- обсуждение в парах

        -заслушивание  ответов

Вопрос учителя: Вы уверены, что семена, посеянные как сказали вы, дадут дружные всходы и вообще взойдут? Заслушиваются мнения учащихся.

Вопрос учителя: Какая закономерность существует при заделке семян в почву?

 Вывод: при посеве семян надо учитывать

  • температуру прорастания семян;
  • размер семян;
  • состав почвы;
  • срок прорастания семян;
  • срок развития от появления всходов до сбора урожая.

                                           

                                           Инструктивная карточка                    

                                                                                   Посев семян

Наряду с другими факторами получение хорошего урожая зависит от правильного посева семян. Как вам уже известно,  для прорастания семенам необходимы вода, воздух и тепло. Правильная посадка семян и обеспечивает им необходимые условия для прорастания.

Сроки посева зависят от биологических особенностей культурного растения. По отношению к теплу одни растения являются холодостойкими, а другие – теплолюбивыми. Ранней весной высевают семена только холодостойких растений (пшеница, овёс, ячмень, горох). Семена этих культур  прорастают при низкой температуре и обилии влаги.

 Семена растений более требовательных к теплу (кукуруза, огурцы, дыня, томат и др.) приходится высевать, когда почва прогреется до 10-12 градусов. Но запаздывать с посевом семян этих растений нельзя, так как с каждым днём солнце пригревает всё сильнее и почва всё более высыхает.

Однако, можно посеять семена своевременно, но не глубоко заделать их в почву, тогда они высохнут под лучами солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохими. На большой глубине проросткам не хватает воздуха, молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому нормальные и дружные всходы можно получить только при правильной глубине заделки семян в почву.

 Так, семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена редиса, огурцов, - на глубину 2-4 см, а семена фасоли, гороха, бобов требуют глубины 4—5 см. Чем крупнее семена, тем глубже их сеют. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени. Если крупные семена посеять менее глубоко, им не хватит влаги.

В песчаные почвы семена сеют несколько глубже, чем в глинистые. В глинистую почву  не рекомендуется сеять семена слишком глубоко

Таблица «Данные для определения сроков посева семян»

Название

культуры

Минимальная температура прорастания семян (в градусах тепла)

Время, необходимое семенам для прорастания (в днях)

Сроки развития растений от появления всходов до сбора урожая (в днях)

Горох

1 - 2

3 - 7

45-54 дней – до образования зёленого горошка и до 90 дней до полного созревания

Бобы

3 - 4

3 - 8

40-45 дней – до образования зёленых плодов и около 100 дней до полного созревания

Редис

1 - 2

3 - 7

25 – 40 дней

Морковь

4 - 5

9 - 15

Около 100 дней

Свекла

5 - 6

8 - 16

80 – 90 дней – ранние сорта

Капуста

2 - 3

3 - 6

110-115 дней -  ранние сорта, 155-175 – поздние сорта

Огурцы

13 - 15

4 - 8

50 – 60 дней до начала плодоношения плюс 30-40 дней (срок плодоношения)

Томат

10 – 11

4 - 8

100-110 дней – ранние сорта до созревания первых плодов и 130-140 дней – поздние сорта

Перец

8 - 13

8 - 16

105-120 дней до образования плодов, 133-145 до полного созревания

Практическая работа «Высевание семян редиса в открытый грунт»

. Вступительный инструктаж учителя:

Ознакомление с последовательностью выполнения работы.

 Практическая работа и текущий инструктаж.

1. Учащиеся объединяются в группы по 3 - 4 человека и подготавливают и инструменты.

2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.

3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.

4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.

5. В подготовленные борозды равномерно высевают семена редиса на расстоянии 5 – 10 см и присыпают борозды с помощью мотыги или граблей.

6. На опытном участке ставят этикетки.

Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.

Подведение учителем итогов урока:

• Сообщение учителя о достижениях целей урока;

• Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;

 Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация открытого урока по технологии (1 класс). Тема: "Аппликации из ладошек"

Конспект разработан в соответсвии с ФГОС по программе "Перспективная начальная школа"...

Открытый урок по технологии 5 класс

Материалы по подготовке и проведению открытого урока по технологии в 5 классе. Класс неделимый (совмесного обучения мальчиков и девочек)....

открытый урок по технологии 7 класс

Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, углубление, обобщение и систематизации знаний о народном творчестве.Обучение технологии вышивки гладью.Учить созданию краси...

разработка открытого урока по технологии 6 класс Тема: "Фоторамка в технике квиллинг"

Разработка открытого урока. Тема: "Фоторамка в технике Квиллинг"...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

Открытый урок по технологии. 7 класс. Устройство и работа токарного станка СТД-120М.

Методическая разработка по предмету Технология. План-конспект открытого занятия по теме: Устройство и работа токарного станка СТД-120М". 7 класс (мальчики).В работе указаны основные цели и задачи, кот...

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...