ДОКЛАД на тему: «Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по технологии на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Кызыл-Арыгская специальная (коррекционная школа-интернат VIII вида»

Научно-практическая конференция «Мартовские чтения»

 

ДОКЛАД

на тему: 

«Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ »

Выполнил: учитель технологии

 Куулар Салават Алдын-оолович

Кызыл-Арыг, 2014 г.

Добрый день, уважаемый председатель!

Уважаемые коллеги!

Слайд 1: Вашему вниманию представляется доклад на тему: «Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ ».

Слайд 2: Актуальность данного доклада определяется в качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в обществе данной категории детей. В теории и практике специального образования выделяется подготовка к труду детей с ОВЗ. Она направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе.

Слайд 3: Цель работы состоит в изучении возможностей конструктивной деятельности в эффективном формировании трудовых умений и навыков школьников с ОВЗ на уроках столярного дела.

Слайд 4: Задачи:

  • Изучить разработанность проблемы формирования трудовых умений и навыков у учащихся в психолого-педагогической литературе.
  • Провести изучение состояния формирования трудовых умений и навыков у школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках технологии в современной образовательной практике учреждений VIII-го вида.

Слайд 5: Объектом исследования работы является трудовые умения и навыки школьников с ОВЗ.

Предметом исследования является изучение конструктивной деятельности учащихся с ОВЗ как средство формирования и развития трудовых умений и навыков.

Слайд 6: Гипотезой исследования является то, что использование конструктивной деятельности как вида моделирования в сочетании с традиционными средствами трудового обучения обладает значительными коррекционно-развивающими возможностями формирования трудовых умений и навыков, необходимых как для обучения в школе VIII-го вида, так и для практической деятельности школьников с ОВЗ в целом, их всестороннему развитию, социальной адаптации и самореализации.

Слайд 7: Базой эксперимента является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида с.Кызыл-Арыг Тандинского кожууна.

Слайд 8: Структура  работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе рассмотрены теоретические анализы проблемы формирования трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ в современной психолого-педагогической литературе;

Во второй главе рассмотрено экспериментальное изучение сформированности трудовых навыков  и умений у учащихся старшего звена  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида;

В заключении дается вывод о том, что  теоретические и экспериментальные исследования свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихся с ОВЗ.

Слайд 9: Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с ОВЗ.

В первой главе рассмотрены,   исследуя высшую нервную деятельность у детей с ОВЗ учёные (А.В.Запорожец, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн и др.) выделили ряд особенностей. Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых условных связей и в затруднённости дифференцировки этих связей, что приводит к крайне замедленному темпу обучения умственно отсталых детей. Эти факты объясняются слабостью процессов возбуждения и активного внутреннего торможения, которая возникает вследствие патологического изменения функционального состояния всех нервных клеток коры головного мозга, вызванного различными его поражениями.

Слайд 10: Таким образом, среди особенностей высшей нервной деятельности умственно отсталых детей можно выделить: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.

Наряду с недоразвитием волевых качеств у школьника с нарушением интеллекта наблюдается общее недоразвитие эмоциональной сферы. Эмоции отражают смысл явлений и ситуаций и проявляются в форме непосредственных переживаний - удовольствия, радости, гнева, страха и др. Они непосредственно взаимосвязаны с интеллектом. Развитие эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности. Этому способствует вся жизнь, окружающая ребёнка и воздействующая на него.

У детей с интеллектуальной недостаточностью проявления эмоций зависят от принадлежности их к различным клиническим группам. Для одних характерны вялые, заторможенные, стереотипные реакции. У других реакции чрезмерно бурные, не соответствующие силе вызвавшего их раздражителя, в ряде случаев - неадекватные. У третьих лишь иногда наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки. Однако всем свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Как уже упоминалось ранее, у детей школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдаются затруднения понимания мимики, выразительных движений, изображённых на картинках персонажей. Они дают искажённые толкования, сводят сложные и тонкие переживания к более элементарным

Слайд 11: Структура и содержание трудового обучения детей с ОВЗ в школах VIII вида.

Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Главное условие успешности решения поставленных задач по формированию трудовых умений и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы - разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. Эффективность работы по формированию умений и навыков, осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями учителя технологии, проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различный материал по отдельным темам, готовя, таким образом, учащихся к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по технологии. Во втором случае воспитатели параллельно с учителем проводят работу, позволяющую учащимся прочно усвоить знания и умения.

Слайд 12. Таким образом, нарушение интеллектуального развития отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности. Для преодоления негативных последствий  ориентировки детей с ОВЗ им необходимы специальные занятия.

Результатом занятий должно стать наличие правильных представлений и понятий, а также сформированность навыков ориентировки в различных видах трудовой деятельности.

Слайд 13. Методика экспериментального исследования. Во второй главе рассматривается исследование,которое проходило в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида с.Кызыл-Арыг. В эксперименте принимали участие 8 детей 15-16 лет.

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, была проведена следующая работа:

- Изучили психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.

- Подобрали  методику для диагностики уровня формирования трудовых навыков умственно отсталых школьников;

- Диагностировали уровень развития трудовых умений и навыков испытуемых экспериментальной и контрольной групп на начало исследования.

- Провели диагностику уровня сформированности трудовых умений и навыков испытуемых экспериментальной группы и контрольной группы с констатацией достигнутых результатов на конец исследования;

- Выработали методические рекомендации для учителей по применению Программы развития психомоторных и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников 15-16 лет.

Слайд 14. Конкретно наблюдение проводилось следующим образом:

Во-первых, в условиях коррекционного учреждения с.Кызыл-Арыг проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как старшие школьники с ОВЗ складывали школьные инвентари и приспособления, одевались, и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).

Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением старших школьников в мастерской.

В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классного помещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оценивалась активность школьников, принимавших участие в уборке.

В-четвертых, со старшими школьниками с ОВЗ проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.

Слайд 15: Результаты экспериментального исследования

В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей. Результаты были занесены в таблицу №1.

Полученные результаты показали, что большинство детей находятся на низком и средних уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельности с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность, связанная с переносом трудовых умений в новые условия и самоконтролем, способностью к проявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовой деятельности, не выявлена.

Слайд 16: На рисунке 1. представлена диаграмма, на которой показаны уровни развития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.

Большое количество детей находятся на 3 уровне  - трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.

На втором уровне находятся 8 детей (хозяйственно-бытовая деятельность), владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих начатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.

Слайд 17: Эксперимент показал, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся с нарушением интеллекта.

Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в повседневном труде обусловлен также просчетами в воспитании и обучении.

Слайд 18: Таким образом: результаты проведённого констатирующего этапа эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

Большинство детей исследуемых групп коррекционной школы находятся на низком и средних уровнях трудовых умений и навыков, динамика формирования умений и навыков с возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельность репродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способов осуществления трудовых процессов.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что низкие и средние уровни умений и навыков в труде учащихся с недостатками интеллекта в основном обусловлены особенностями психического умственного развития учащихся с ОВЗ.

Слайд 19: Заключение

Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихся с недоразвитием интеллекта.

В настоящее время особо актуальная проблема целостного развития воспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно, как результат не одной (по критерию природное – социальное), а трех последовательных дихотомий (социогенное - психогенное, внешнее -внутреннее, извне предопределенное - изнутри обусловленное). Концепция целостного развития позволяет по - иному взглянуть на проблему развития личности ребенка с ОВЗ.

Слайд 20: Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости изменения существующей программы по трудовому обучению с учетом следующих требований.

1. В основу изменения программ по труду должен быть положен, прежде всего, принцип единства обучения детей знаниям, умениям и навыкам по труду с коррекционной работой по исправлению у них недостатков умственного развития.

2. Обучение приобретает силу развивающего фактора только в том случае, если его содержание доступно учащимся. Подлинная коррекция недостатков умственного развития может быть осуществлена лишь при соблюдении этого принципа. Поэтому при отборе программного материала по  труду не следует включать то, что не может быть более или менее осознано, усвоено умственно отсталым ребенком и самостоятельно выполнено.

3. В программе по трудовому обучению необходимо предусмотреть больше работ, направленных на развитие у детей творческого мышления.

Самое важное учитывать, необходимость приучения учащихся к самостоятельности как важного качества личности, необходимого в жизни человека.

«Формирование трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"

В своём докладе я осветила какие существуют принципы  для формирования трудовых умений и навыков....

Конспект урока по аккомпанементу по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АККОМПАНЕМЕНТА»

1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Орыт работы по теме: «Формирование жизненно-важных умений и навыков по средствам физических упражнений».

Основная идея опыта: развивающее обучение, реализуемое через двигательные действия в базовых видах спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика). Цель: попытка решить проблемы акти...

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...

Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников"

Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников" в рамках республиканского методического объединения учителей биологии и химии....