Урок в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Комбинированный урок-исследование ,  проблемный с элементами игры.

Образовательные задачи урока:  Способствовать формированию понятия о внешних признаках шерстяных и шёлковых тканей;   формированию и развитию  умений определения сырьевого состава тканей.                                                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по технологии

Раздел «Материаловедение»

Тема: Натуральные волокна животного происхождения и ткани, получаемые из них.

Учитель Лазарева Елена Петровна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                     основная общеобразовательная школа № 14 с. Кочкарь

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения и ткани, получаемые из них.

Цели урока:                                                                                                                        образовательные: 1. Способствовать формированию понятия о внешних признаках шерстяных и шёлковых тканей.                                                                                         2.  Способствовать формированию и развитию  умений определения сырьевого состава тканей.                                                                                                                                        развивающие:  1. Способствовать  овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, строить аналогии,  обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,  ставить и разрешать проблемы).                                                                                   2. Способствовать  развитию  сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, тактильных ощущений)                                                                                               воспитательные:  1.Способствовать формированию  и развитию общетрудовых умений:  пользоваться  инструментами, оценивать результаты  выполненных действий,  работать самостоятельно и  в группе.                                                                                                      2. Способствовать развитию эстетического вкуса, бережного отношения к природным материалам.                                                                                                                                                                                                                                                                            

Методическое обеспечение урока:   компьютер, мультимедийный проектор; лупа; материалы: образцы шерстяных и шёлковых тканей;  инструкционные карты (ИК):   «Исследование волокнистого состава тканей»; раздаточный материал: опорные карточки: «Внешние признаки шерстяных тканей», «Внешние признаки шелковых тканей»,  трафареты - модели одежды.

 Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); практические (упражнения по закреплению знаний, практическая  работа ), самостоятельная работа, групповая работа

Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

Тип урока: комбинированный, проблемный с элементами игры.

Вид урока: урок-исследование ( 1 часть), урок- деловая игра (2 часть).

Формы организации учебной деятельности:  Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Межпредметные связи: технология 5 класс, биология.


Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цель этапа: 

  • настроить учащихся на учебную деятельность и на получение новых знаний

- создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение   классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • настрой учащихся на работу

- эмоциональный настрой на урок                                                             - активное слушание

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания
  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

- организация задания на повторение

- активизация имевшихся ранее знаний  

  • активное погружение в тему

- высказывание различных вариантов решения данной проблемы                                                                     - выслушивание вопросов учителя                                                                     - ответы на вопросы учителя                                            - самостоятельное определение темы урока

Ш. Изложения нового знания

Цель этапа:                                                            -организовать уточнение и согласование темы урока                                                                                - организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • объяснение с опорой на личные знания учащихся

  • осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала                                                                                  - получение  информации  из рисунка, текста и построение  сообщения в устной форме                      - сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям                            - осуществление  поиска необходимой информации, используя дополнительные источники информации                                                                     построение  простых рассуждений

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа «Исследование волокнистого состава тканей» с самопроверкой  и проверкой учителем

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
  • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • организовать выявление  и исправление допущенных ошибок
  • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Вводный инструктаж

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией  

 Организация самостоятельной работы учащихся по УТД

Текущий инструктаж

  • проверка организованности начала работы учащихся;
  • проверка организации рабочих мест учащихся
  • соблюдение санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с  технологической  документацией.

 Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам  обучения;
  • рациональное  использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
  • разбор  типичных ошибок учащихся;
  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

  • применение на практике полученных знаний и последующее повторение;
  •  на основе анализа объектов формулирование  выводов;                                                                                      - обобщение  и классификация  по признакам                     - выбор наиболее эффективных способов решения задач

 - самоконтроль выполнения задания

 и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

VI. Закрепление полученных знаний  в форме деловой игры

Цель этапа:

- организовать закрепление изученного материала в новой ситуации;

- организовать работу учащихся в группе;

- проверить усвоение знаний по теме

- проверить умение систематизировать и обобщать полученные знания.

Организация деловой игры:

- распределение в группы;

- оказание помощи слабо подготовленным  учащимся;

- применение полученных знаний в нестандартной ситуации;

- выбор способов решения поставленных задач;

- работа в сотрудничестве;

- активное слушание одноклассников;

- творческий подход

VII.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний учащихся
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку

  • отработка алгоритма по изученной теме
  • поиск   в традиционных источниках  (в энциклопедиях)
  •  поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель этапа: 

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся
  • оценка и самооценка учебной деятельности
  • обобщение и систематизация знаний
  •  выражение  своих эмоции по поводу урока

IX. Уборка рабочих мест


Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, очень рада всех вас видеть на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и постараемся максимально включиться в работу, потому что нас ждет много интересного. Чтобы урок прошел быстро нужно быть активными, самостоятельными.  На первом уроке вы получите новые знания, проведете исследование, а на втором уроке включитесь в деловую игру. Все готовы?  Начинаем?

2. Актуализация знаний.

На экране видеоряд: хлопчатник, лен, ткацкий станок, прялка, пряжа, схема: волокно → пряжа → ткань  Сл. 1

Учитель:      - Посмотрите и скажите о чем говорят вам иллюстрации?                                                                                                                           - Что вы уже знаете по данному материалу?  (учащиеся должны вспомнить материал 5 класса по разделу материаловедение)                                                                                                                                                                                                                         - Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?                                                     (учащиеся высказывают  свои предположения).

Учитель: Вы уже знаете, что волокна, получаемые из растений хлопчатника ,  льна  и др. называются волокнами растительного происхождения. Такие  волокна и ткани, получаемые из них являются натуральными.

На экране: овца, кокон гусеницы, верблюд, костюм, нарядное платье.   Сл. 2

Учитель: Посмотрите на следующие иллюстрации. Что скажете?  Сможете сформулировать тему сегодняшнего урока?

Итак, тема урока   «Натуральные волокна животного происхождения и ткани, получаемые из них».    Сл. 3

- Что мы узнаем сегодня? Давайте сформулируем задачи на урок:                                                                                                          1) Познакомиться  с шерстяными и шёлковыми тканями, их свойствами, применением;                                                                                                                                   2) Учиться  определять  ткани  по волокнистому составу.   Сл. 4                                                 (Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

            3. Проблемное изложение нового материала.

Учитель: Чтобы получить новые знания нам нужно ответить на 4 вопроса:

1)Где взять?

2)Как получить ткань?

3)Какие свойства имеет?

4) Как использовать?  

На доске прикреплены эти вопросы, чтобы было видно всем учащимся на протяжении всего изложения материала.

Итак,  шерстяные волокна. Попытайтесь ответить на первый вопрос – Где взять, откуда берется шерстяное волокно?             Сл. 5                                                                (Учащиеся высказываются)

Учитель: С незапамятных времен люди использовали для изготовления тканей шерсть животных. С тех самых пор, как  стали заниматься скотоводством. В дело шли шерсть овец, коз, в Южной Америке – лам. Сформулируйте, что такое шерстяные волокна.                                                                                                       (формулировки учащихся)

Вывод: шерстяные волокна – натуральные волокна, получаемые из шерсти животных – овец, коз, верблюдов, лам, кроликов.                                                                           (учащиеся записывают в тетрадь)

Учитель: Попытайтесь ответить на второй вопрос. Нам бы хотелось узнать, что же нужно сделать, чтобы из шерсти, состриженной с животных получилась ткань. И вам снова понадобятся знания, полученные в 5 классе.                                                                       (учащиеся готовят устные сообщения)

Вывод:  Получение ткани из шерстяных волокон состоит из нескольких этапов:

1) первичная обработка шерсти:                                                                                            - сортировка                                                                                                                                                  - трепление                                                                                                                                                               - очистка                                                                                                                                                        - сушка                                                                                                                                    2) прядение                                                                                                                                 3) ткачество                                                                                                                                              Сл.  6     учащиеся записывают схему:  сортировка → трепление  →  очистка  →   сушка →  прядение→   ткачество

Учитель: А теперь, имея представление о животных, с  которых получают шерсть, скажите, какими свойствами будут обладать ткани из шерстяных волокон?   (учащиеся называют)

Вывод: Шерстяные волокна обладают высокой гигроскопичностью, упругие, стойкие к воздействию солнечных лучей, во время горения волокна спекаются, образовавшийся шарик легко растирается пальцами, в процессе горения ощущается запах жженого пера.

Возьмите опорную карточку «Внешние признаки шерстяных тканей»,  ознакомьтесь, вклейте в тетрадь (учащиеся вклеивают в тетрадь карточку)

Учитель: И последний вопрос: как использовать шерстяные ткани, какие изделия можно сшить из них?                                                                                                                           (учащиеся формулируют ответы)    Сл. 7

Итог этого этапа урока: Мы ответили на все поставленные вопросы о шерстяных волокнах и тканях? Что –то осталось непонятным? Просмотрите ваши записи.

Учитель:  Итак, шелковые волокна. Как бы вы ответили на первый вопрос- где взять?                                                                                                                                          (используя видеоряд, учащиеся формулируют ответ)    Сл. 8

Учитель:  Шелковые волокна получают из коконов гусеницы  тутового шелкопряда. Эта гусеница питается только листьями тутового дерева. Развитие шелкопряда проходит четыре стадии: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Гусеница, выделяя нить, укладывает ее слоями вокруг себя, образуя плотно склеенную замкнутую оболочку – кокон. Внутри кокона гусеница превращается в куколку, а через 15-17 дней куколка – в бабочку. Бабочка, после выхода их кокона откладывает яйца, из которых вылупляются гусеницы. Сформулируйте, что такое  шелковые волокна.

Вывод: Шелковые волокна – натуральные волокна, получаемые из кокона гусениц тутового шеклкопряда.                                                                                                                (учащиеся записывают в тетрадь)

Учитель: А что дальше?  

 Для получения шелка естественный ход развития шелкопряда прерывают. Собранные через 8-9 дней коконы подсушивают, обрабатывают горячим паром или воздухом. Затем приступают к первичной обработке шелка, цель которой – размотать коконную нить, которая достигает 600-900 м. Эта нить очень тонкая, как паутина, поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе. А уже затем на ткацких  фабриках  ткут шелковое полотно.  Сл.9

Вывод: Мы ответили на второй вопрос – как получить ткань. Запишите в виде схемы.  Сл. 10

Учитель: И снова нужно определить свойства. Кто попробует это сделать? (учащиеся  формулируют ответы)

Учитель: Шелковые ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, высокой прочностью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем шерстяные ткани. Горит шелковое  волокно так же, как и шерсть.

Возьмите опорную карточку «Внешние признаки шелковых тканей»,  ознакомьтесь, вклейте в тетрадь.  (учащиеся вклеивают в тетрадь карточку).                                                                                           

Учитель: последний вопрос как использовать?  Ваши варианты?                                             (учащиеся формулируют ответы)   Сл. 11

Итог этого этапа урока:  Мы познакомились с получением натуральных волокон животного происхождения, их свойствами, способами получения тканей и их применением. Просмотрите свои записи. Все понятно?

      4. Физминутка

       5. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж.  Для выполнения практической работы вы будете использовать образцы тканей, лупу, учебник, инструкционную  карту, опорные карточки «Внешние признаки шерстяных и шелковых тканей», которые вы вклеили в тетрадь,  форму отчета. Все это у вас на столах.

2.Текущий инструктаж. Итак, необходимо сравнить образцы тканей, определить внешние признаки, заполнить форму отчета.  Сл.12,13

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого – матовая.                                                                              2.Сравните на ощупь мягкость  и гладкость каждого образца ткани.                                   3. Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей разорвите и рассмотрите вид её обрыва.                                                                                                 4. Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон.                                                               5. Учитель продемонстрирует процесс горения волокон шерсти и шелка. Внимательно рассмотрите  характер горения.                                                                                                    6. Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.                                                                                                                                            7. Заполните  форму отчета, вклейте  в тетрадь.

                      Форма отчета:

ПРИЗНАКИ

Образцы

1

2

1. Блеск

2. Гладкость поверхности

3. Мягкость

4. Вид нити

5. Вид обрыва нитей

Вид ткани

3. Проверка выполнения практической работы   сл. 14 

4.  Анализ выполненной работы, выявление ошибок.

      6. Закрепление изученного материала.  Деловая игра  «Подбери ткань к модели»

 Учащиеся делятся на две группы. В каждой группе по 4 человека: теоретик, технолог, художник, менеджер (учащиеся распределяют роли между собой).

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, чтобы закрепить ваши знания. Разделитесь на две группы, в каждой группе нужно распределить роли: теоретик, технолог, художник, менеджер. Выполните это быстро, будьте доброжелательны друг к другу.

Вашим группам необходимо  подобрать ткань к предложенной модели.  

   Задание делается по частям (каждый ученик  в зависимости от роли занят своей частью):                                                                                                                                                                                                   группа в целом – обсуждает и подбирает к данной модели соответствующую ткань  ( в результате должно получиться: одна группа - шерстяную, другая  группа -  шелковую);

теоретик – дает краткие сведения о выбранной ткани (как получают волокна для данной ткани, ее свойства);

технолог – составляет технологический режим, формулу ухода за тканью;

художник –« раскрашивает»  модель,  подставляя ту или иную ткань в трафарет;

менеджер – представляет весь материал в виде рекламы у доски.

Подведение итогов игры: Молодцы, вы хорошо справились, правильно подобрали ткань, хорошо представили вашу работу.  А я увидела, что вы хорошо усвоили материал.

      7. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Д/з:  параграф 1 учебника, подготовить сообщения об истории  шелка.

     8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель:  Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные льняные, шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к тканям растительного и животного происхождения.

Где пригодятся вам знания по материаловедению?

Мы выполнили поставленные задачи?  Вам понравилось?  

Спасибо за урок.

Практическая работа: Определение тканей по внешним признакам.

Материалы и инструменты: образцы тканей, учебник, тетрадь, лупа, форма отчета

Ход работы:

1.Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого – матовая.                                                                              2.Сравните на ощупь мягкость  и гладкость каждого образца ткани.                                   3. Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей разорвите и рассмотрите вид её обрыва.                                                                                                 4. Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон.                                                               5. Учитель продемонстрирует процесс горения волокон шерсти и шелка. Внимательно рассмотрите  характер горения.                                                                                                    6. Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.                                                                                                                                            7. Заполните  форму отчета, вклейте  в тетрадь.

Определение тканей по внешним признакам

                                                                                                               Форма отчета:

ПРИЗНАКИ

Образцы

1

2

1. Блеск

2. Гладкость поверхности

3. Мягкость

4. Вид нити

5. Вид обрыва нитей

Вид ткани

                                         

                                                         

Внешние признаки шерстяной ткани:

  • Блеск - слабый
  • Гладкость - шероховатая
  • Мягкость - мягкая
  • Извитость нити - извитые
  • Вид обрыва нити - кисточка с расходящимися извитыми волоконцами

        Внешние признаки шелковой ткани:

  • Блеск - нерезкий
  • Гладкость - гладкая
  • Мягкость - мягкая
  • Извитость нити - прямые
  • Вид обрыва нити - Связанная масса волоконец

Приложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок технологии в 6 классе Учитель Лазарева Елена Петровна МКОУ ООШ № 14 с. Кочкарь

Слайд 2

Волокно Пряжа Ткань

Слайд 4

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения и ткани, получаемые из них.

Слайд 5

Задачи на урок: 1) Познакомиться с шерстяными и шёлковыми тканями , их свойствами, применением; 2) Учиться определять ткани по волокнистому составу.

Слайд 6

Шерстяные волокна получают из волосяного покрова животных

Слайд 7

Сортировка Трепление Промывка Сушка Прядение Ткачество

Слайд 8

Шерстяное волокно применяют для изготовления платьевых, костюмных и пальтовых тканей. Благодаря свойлачиваемости, из шерсти можно изготовить сукно, драп, фетр, войлок , а также другие текстильные изделия. В продажу шерстяные ткани поступают под названиями: габардин, кашемир, драп, сукно, трико и другие.

Слайд 10

Первичная обработка шелка Цель первичной обработки шелка - размотать коконную нить

Слайд 11

обработка коконов перед транспортировкой и хранением обработка паром для умерщвления куколок обработка паром с целью размягчения шелкового клея сушка горячим воздухом для удаления влаги сматывание шелковых нитей вместе с нескольких коконов получение ткани на ткацких станках

Слайд 12

Натуральный шелк используется для производства различных платьевых тканей, а также головных платков, косынок и так далее. Шелковые ткани поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и другие.

Слайд 13

Практическая работа «Определение тканей по внешним признакам». Ход работы: 1.Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого – матовая. 2.Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани. 3. Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей разорвите и рассмотрите вид её обрыва. 4. Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон. 5. Учитель продемонстрирует процесс горения волокон шерсти и шелка. Внимательно рассмотрите характер горения. 6. Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца. 7. Заполните форму отчета, вклейте в тетрадь.

Слайд 14

«Определение тканей по внешним признакам». Форма отчёта ПРИЗНАКИ Образцы 1 2 1. Блеск 2. Гладкость поверхности 3. Мягкость 4. Вид нити 5. Вид обрыва нитей Вид ткани

Слайд 15

ПРИЗНАКИ Образцы 1 2 1. Блеск Не резкий Малозаметный 2. Гладкость поверхности Шероховатая Гладкая 3. Мягкость Средней жесткости Мягкая 4. Вид нити Извитая Прямая 5. Вид обрыва нитей Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами Связанная масса волоконец Вид ткани Шерстяная Шелковая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Урок по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"

Данная разработка раскрывает особенности натуральных материалов, их использование для изготовления различных изделий....

конспект урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Урок по технологии(девочки) в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения" рассчитан на 90 мин. Используются 3 технологии: игровая,  групповая и информационно-коммуникационная.На уроке ...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...

Конспект урока по технологии на тему: "Натуральные волокна животного происхождения"

Конспект урока по технологии (девочки) 6 класс по теме: "Натуральные волокна животного происхождения"   Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения. Цели урока: Обучающие:...