ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по технологии ( класс) по теме

Напаснюк Юлия Валерьевна

 

В статье рассматриваются основные интерактивные методы, используемые на уроках технологий при выполнении творческих проектов. Раскрываются суть и способы применения таких методов творческой деятельности, как метод мозгового штурма, метод фантазирования, метод образцов (алгоритмический анализ), метод фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта, которые являются наиболее эффективными и известными в современной литературе по вопросам технического творчества. Обоснована важность применения рефлексии для обеспечения успешного учебного процесса.

Ключевые слова: метод мозгового штурма, метод фантазирования, метод образцов (алгоритмический анализ), метод фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napasnyuk_statya.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.3 : 001.895 : 372.86

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЙ

Напаснюк Юлия Валерьевна,

учитель технологий I квалификационной категории

муниципального казенного общеобразовательного

учреждения «Школа-гимназия № 3»

города Армянска Республики Крым

Аннотация

В статье рассматриваются основные интерактивные методы, используемые на уроках технологий при выполнении творческих проектов. Раскрываются суть и способы применения таких методов творческой деятельности, как метод мозгового штурма, метод фантазирования, метод образцов (алгоритмический анализ), метод фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта, которые являются наиболее эффективными и известными в современной литературе по вопросам технического творчества. Обоснована важность применения рефлексии для обеспечения успешного учебного процесса.

Ключевые слова: метод мозгового штурма, метод фантазирования, метод образцов (алгоритмический анализ), метод фокальных объектов, метод создания образа идеального объекта, рефлексия.

Summary

The paper examines the main interactive methods used in class technologies in the execution of creative projects. Reveals the essence and methods of application of such methods creative activities like brainstorming, daydreaming method, the method samples (algorithmic analysis), method of focal objects, a method of creating an ideal image of the object that are most effective and known in the modern literature on technical creativity. Highlights the importance of reflection to ensure a successful learning process. The author analyses modern scientific and educational-methodical literature on this problem.

Keywords: brainstorming, daydreaming method, the method samples (algorithmic analysis), method of focal objects, a method for generating the image of the ideal object, reflection.

Постановка проблемы. Целью современного образования является формирование гражданина – носителя национальных ценностей, общечеловеческих достижений, который умеет самоопределиться, реализовать себя в различных жизненных ситуациях; создание условий для повышения профессионального уровня, разностороннего развития и самореализации  субъектов обучения. На современном этапе развития общества расширение творческого потенциала педагогов, повышения их профессионального уровня должны основываться на основе глубокого и всестороннего анализа результатов педагогичной деятельности. Потому новый взгляд и подход к самоанализу педагогичной деятельности является  актуальной проблемой.

Анализ исследований. Использование инновационных методов на уроках технологии при выполнении творческих проектов рассмотрено в трудах О. Коберника, О. Мелентьева,  Л. Пироженко, Е. Пометун, А. Терещука, , Т. Тимаренко, Л. Слободенюк и др.

   Цель статьи – раскрыть сущность и особенности использования инновационных методов на уроках технологии при выполнении творческих проектов.

   Изложение основного материала статьи. Образование – это одно из сфер общественной жизни, изменения в образовании – интегральная часть изменений общества в целом. В учебно-методической литературе не хватает практических рекомендаций по подведению учеников к открытию нового. Задача учителя во время изложение нового материала заключается не в том, чтобы всё самому пояснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей на уроках и помочь ученикам самим открывать свойства, признаки и взаимосвязи. Высокие требования к качеству знаний и практических умений учеников при ограниченном количестве времени на уроках предусматривает применение в процессе обучения наиболее эффективных средств, что способствует активизации познавательной деятельности учеников, обеспечивает быстрое и прочное овладение учебным материалом, развивает их познавательные способности.

Практическим применением новых целей, инструментом усвоения нового опыта являются интерактивные методы обучения. Сущность интерактивного урока заключается в мотивации школьников к активному обучению и конструированию собственных знаний. Построение урока на основе интерактивных технологий способствует созданию условий для активизации участия детей в обучении, стимулирования мышления, применения усвоенных знаний  в решении жизненных задач. Интерактивное обучение рассматривается педагогами как социальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет определённую цель – создание конкретных условий, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную способность. Поиск научной организации творческого труда дал возможность разработать новые методы решения проблемных задач. Ученые разработали методы творческой деятельности, которые являются наиболее эффективными и известными в современной литературе по вопросам технического творчества [2].

 Рассмотрим возможности использования некоторых интерактивных методов на уроках технологии при выполнении творческих проектов учащимися.

Метод мозгового штурма. Наиболее эффективно приведенный метод можно использовать при поиске проблем (вариантов изделий), которые учащиеся будут изготавливать в течение следующих уроков в виде учебных или творческих проектов. Соответственно, после выполнения упражнения результатом работы должен быть банк творческих идей или банк проектов и тому подобное. Мозговой штурм побуждает учеников активизировать воображение и творчество, дает возможность свободно высказывать свои мысли. Конечно, школьники могут реально оценить (обсудить с учителем и товарищами) свои возможности и выбрать для изготовления такой проект, который будет интересным и одновременно посильным для выполнения.

В начале урока учитель должен ознакомить с правилами проведения метода. Ученики должны понять, что это не только игра, но и обучающее упражнение: цель мозгового штурма в том, чтобы собрать как можно больше идей по проблеме от всех школьников в течение ограниченного времени. Время учитель определяет самостоятельно, исходя из индивидуальных возможностей класса.

После изучения детьми различных источников (в соответствии с содержанием практической работы учебной программы) учитель формулирует проблемный вопрос: предложить наиболее интересные, по мнению детей, объекты труда, которые бы они хотели проектировать и изготовить с учетом того, чтобы они нашли свое применение в школе, дома или на досуге. Задача может быть сформулирована каким-то другим образом. Главное, чтобы формулировки не были слишком длинными и непонятными для учеников.

С этой целью их записывают на доске. Далее учитель предлагает детям высказать идеи, комментарии. Это даже могут быть слова или фразы, вызывающие ассоциации с приведенным заданием. Учитель записывает все предложения на доске или на большом листе бумаги без каких-либо замечаний, комментариев или вопросов. Наставник проводит экспертизу идей и отбирает наиболее актуальные и интересные. Таким образом создается список (банк) ученических творческих проектов в виде проблем. Далее учитель обращается к детям с просьбой осуществить выбор наиболее актуальной проблемы (будущего объекта труда), которая бы отвечала требованиям данного коллектива, потребностям школы. Вместе с детьми учитель на основе проведенных упражнений составляет банк проблем (проектов) [1].

Метод фантазирования. На уроках детям предлагают пофантазировать над созданием формы любого изделия, который им под силу. При этом на начальных стадиях использования метода фантазирования не надо ставить слишком абстрактные задачи типа «фантазируя, создайте форму выбора, который вам наиболее нравится». Наоборот, обучение должно начинаться с более конкретных действий. Для этого учитель может руководствоваться такими методами. Опираясь на знания детей по математике, стоит напомнить ученикам о фигурах, которые они усвоили на уроках математики или изобразительного искусства. После обсуждения таких вопросов, как: что называют квадратом, прямоугольником, треугольником – переходят к созданию формы будущего изделия. Учителю стоит объяснить, что над созданием формы изделия работает художник, конструктор, дизайнер. Он, разрабатывая форму будущего объекта технологической деятельности, использует разнообразные приемы, например, прибегает к аналогиям, то есть переносит формы объектов, которые создала природа, на тот объект, который будет изготавливаться. Такие формы и их использование при разработке изделий дизайнеры называют  биоформами.

Метод образцов. Этот метод представляет собой упрощенный вариант метода «Алгоритм решения исследовательских задач», который предложил Г. С. Альтшуллер. Суть его заключается в последовательном выполнении действий, касающихся выявления, уточнения и устранения технических противоречий.

Для реализации алгоритмического метода обучения учеников проектной деятельности можно упростить до уровня метода образцов. Суть его заключается в следующем. Учитель помогает школьникам  найти в журналах,  каталогах и других технических изданиях образцы объектов (идеальные объекты) и предлагает сравнить найденные образцы с существующими объектами технологической деятельности. На основе сравнения выявляют технологические различия между найденными образцами и реальными объектами и разрабатывают последовательность (алгоритм) действий,  касающийся их устранения.

Метод фокальных объектов. Метод разработан американским ученым Ч. Вайтингом. Объект, который усовершенствуют при помощи этого метода, называют фокальным, так как его ставят в центр внимания (фокус). Суть его основывается на перенесении признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект, впоследствии чего получают необычные объединения, которые дают возможность преодолеть психологическую инерцию. Необязательно, чтобы все выбранные объекты каким-то образом подходили к объекту, который усовершенствуется, но, используя этот метод, можно выбрать большое количество различных вариантов.

Отметим, что метод фокальных объектов больше подходит в тех случаях, когда необходимо модернизировать, усовершенствовать уже существующий объект или подать новую идею, определенное направление в развитии технологической мысли. Этот метод не дает стопроцентного решения определенной конструкторской или исследовательской задачи. Следует отметить, что важным является не только результат, то есть то, что ученики смогут усовершенствовать или создать, как сам процесс поиска. Учитель должен следить за тем, чтобы ученик понял, как действует этот метод. Здесь важно приучить ребенка к оригинальному нестандартному мышлению, усилить его способности к фантазированию.

Метод создания образа идеального объекта. Анализ литературных источников показывает, что этот метод можно найти в группе эвристических приемов, которые используют для преобразования основных показателей технической системы: геометрических, физико-механических, энергетических, дизайнерских и т. д. Методика ознакомления учеников с указанным методом может быть следующей. Во время проектирования определенного объекта учитель определяет ряд функциональных требований к будущему изделию. Важно, чтобы проектирование начиналось с проблемной ситуации. Возможен также вариант, когда ученики самостоятельно, во время обсуждения в малых группах, будут самостоятельно определять требования к проектированному изделию. Эти требования записываются на доске или на большом листе бумаги. Потом учитель ставит перед учениками задание смоделировать объект, который будет соответствовать установленным требованиям. Педагогу необходимо заблаговременно обдумать, где ученики в полной степени могут проявить свое творчество.

Считаем, что в идеале ученики как будущие технологи, конструкторы, дизайнеры должны учиться видеть проблему, исходя из собственных потребностей или потребностей общества, и, работая над этой проблемой, применять указанные методы творческой деятельности [4].

Т. Титаренко сказал: «Путь к себе – тяжелое испытание, которое требует мужества, самостоятельности, терпения, настойчивости. Мы сориентированы, прежде всего, на внешний мир, а к себе обращаемся только тогда, когда переживаем что-то очень важное, когда оказываемся в кризисной ситуации» [5].  Любая деятельность выполняется обдуманно,  осознанно только в условиях рефлексии. Чтобы учебный процесс был успешным, необходимо создать благоприятные условия для становления и развития рефлексии. Предметом рефлексии может быть все, что имеется в опыте ученика: знания, представления, понятия, ощущения, желания, ценности и т. д. Необходимо активизировать все механизмы развития ученической рефлексии с целью выработки навыков и умений руководить своим самосознанием. За основу развития личности мы взяли интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы [3].

Выводы. Таким образом, используя интерактивные методы на уроках технологий, можно сделать вывод, что применение рефлексии на уроках способствует осознанию учениками полученных результатов своей деятельности, дает возможность более четко и ясно закрепить в сознании воспитанника полученный результат. При этом следует иметь в виду, что рефлексия направлена не на количественный анализ полученных знаний и умений, а, главным образом, на качество усвоенных учеником понятий. Поиск и разработка наиболее эффективных педагогических технологий способствует формированию гармонически развитого и духовно богатого человека.

Литература

1. Коберник О. Проектная технология на уроках технологий // Сельская школа. – 2010. - № 29–30. – С. 32–34.

2. Пометун Е. Современный урок: интерактивные технологии обучения / Е. Пометун, Л. Пироженко. – М. : Производство А.С.К., 2006. – 192 с.

3. Слободенюк Л. Уровни и приемы развития ученической рефлексии / Л. Слободенюк // Психолог. – 2006. – № 8 (56). – С. 8–9.

4. Терещук А. Методы проектирования / А. Терещук, О. Мелентьев // Сельская школа. –  2010. - № 29–30. – С. 38–42.

5. Титаренко Т. М. Поступок самопознания / Т. М. Титаренко // Основы психологии / Под общ. ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. – М., 2008 – С. 573–587.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Использование проектного метода на уроках технологии

Материал содержит описание опыта работы по использованию проектного метода на уроках технологии...

Методы эвристического обучения и примеры использования данных методов на уроках технологии

При разработке творческого урока необходимо использовать методы эвристического обучения: когнитивные (методы учебного познания) и креативные методы....

Использование инновационных методик на уроках технологии.

Статья о работе с одаренными детьми в области технологии. Определение одаренности....

Использование игровых методов на уроках технологии.

Актуальность дидактических игр для предмета "Технология " состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разностронние качества личности и способности к о...