Методы эвристического обучения и примеры использования данных методов на уроках технологии
методическая разработка по технологии на тему

Скоморохова Лариса Владимировна

При разработке творческого урока необходимо использовать методы эвристического обучения: когнитивные (методы учебного познания) и креативные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методы обучения66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ МЕТОДОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

                                                                 Выполнил: слушатель курса " Методика разработки

                                                                                     творческого урока" учитель технологии

                                                                      МБОУ СОШ № 26 г. Ногинска

                                                                                Скоморохова Лариса Владимировна

                                                   

Методы эвристического обучения

Наименование метода

Краткая характеристика метода

Пример использования

1. Когнитивные методы обучения (методы учебного познания)

1.1 Метод вживания

Метод, при котором ученик "переселяется" в изучаемый объект, чтобы почувствовать и познать его изнутри.

При изучении инструментов для ручных работ: "Представьте себе, что вы ножницы, ваши ноги-это лезвия, руки- кольца, голова- гвоздик…Ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне понять, увидеть ответы.

1.2 Метод смыслового видения

 Метод позволяющий понять (увидеть) внутреннюю сущность объекта, используя для этого вопросы.

При изучении оборудования для влажно-тепловых работ (утюг). Задают вопрос: "Какова причина его происхождения? Почему он такой, а не другой? Зачем ему гладкая поверхность?..

1.3 Метод образного видения

Метод эмоционально-образного исследования объекта, выраженный в словесной или графической образной форме.  

В разделе "моделирование" (при изучении силуэтов). Предлагается, глядя на модели платьев, нарисовать или описать, на какие геометрические фигуры они похожи.

1.4 Метод символического видения

Отыскание или построение  учеником связей между объектом и его символом. При этом важно толкование детьми созданных «символов».

В разделе "Вязание". Учитель предлагает рассмотреть образец связанный крючком. Каким символом можно изобразить столбик? Столбик с накидом? Столбик с двумя накидами?..

1.5 Метод эвристических вопросов

Метод,  при котором поиск сведений о каком-либо событии или объекте происходит с помощью ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

В разделе "конструирование" при построении чертежей основы юбки, ночной сорочки,  платья задаются следующие вопросы: "Где на чертеже линия талии? Зачем нужны вытачки? Что такое пройма?.. Кто и когда надевает халат?..

1.6 Метод сравнения

Сравнение версий разных учеников, их версий с аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, сравнение различных аналогов между собой.

В разделе "материаловедение". Учитель предлагает сравнить тонкую батистовую ткань и времена года. Ученикам задают вопросы: Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что не подлежит сравнению и попытайтесь все же сравнить несравнимое…

1.7 Метод эвристического наблюдения

 Добывание и конструирование знаний с помощью наблюдений. Важна новизна полученных результатов по сравнению с уже имеющимися.

При ВТО вытачек. Ученик самостоятельно заутюживает вытачки, а затем ему предлагают сделать тоже самое, но используя  проутюжильник. Наблюдая за процессом, они делают выводы.

1.8 Метод фактов

Поиск фактов, отличие их от не фактов с помощью восприятия образовательных объектов органами чувств.

При раскрое деталей факт – линия среза будет ровной, если: работу выполнять стоя – это не факт (проверяем), а если при этом ножницы держим не на весу, а вырезаем на столе – это факт.

1.9 Метод эвристического исследования

Метод, при котором предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по алгоритму с целью получения своего собственного результата.

В разделе "конструирование" воротник-объект исследования. Предлагается самостоятельно исследовать объект по плану: цели исследования – из истории воротников,  рисунки, факты о модных тенденциях – возникшие вопросы – версии ответов – выводы.

1.10 Метод конструирования понятий

Формулирование изучаемых понятий, начиная с сопоставления и обсуждения уже имеющихся  представлений о них.

Сопоставляя и обсуждая детские представления о "конструкторе" формулируем понятие "конструирование одежды" и "художник-конструктор"

1.11 Метод конструирова-ния правил

 Создание, «открытие» учениками правил в результате исследования по указанному алгоритму, который зависит от поставленной задачи.

Кулинария. Первоначальная задача – как вести себя  за столом. Исследовать статьи об этикете, обнаружить особенности, сформулировать правила поведения за столом для младших школьников.

1.12 Метод гипотез

 Развитие  навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности по отношению к версиям ответов на вопрос или проблему опираясь на логику и интуицию.

В разделе "кулинария" ученикам предлагается задача типа "что произойдет, если исчезнет соль". Они предлагают свои версии, точки зрения на темы: Зачем она нужна? Разве солить пищу необходимо? Есть много соли вредно…

1.13 Метод прогнозиро-вания

 Применяется прогноз  к реальному или планируемому процессу, а спустя заданное время сравнивается с реальностью, делаются выводы.

При подготовке изделия к примерке. Предложить задание: сметать изделие большими стежками, без закрепок и подумать, что произойдет во время примерки. Затем прогноз сравнить с реальностью.

1.14 Метод ошибок

 Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на использование их для углубления образовательных процессов.

При выполнении влажно-тепловых работ, если не соблюдать температурный режим  -  может произойти опал изделия. Как исправить? -  аппликация, замена детали при наличии ткани…

1.15 Метод конструирова-ния теорий

Метод теоретического обобщения проделанной работы несколькими способами, обеспечивающими развитие образовательного процесса.

При выполнении практической работы по материаловедению.  "Определение вида ткани, долевой и поперечной нити, лицевой и изнаночной стороны".

2. Креативные методы

2.1 Метод придумывания

 Создание неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий.

Лоскутная пластика.

При составлении эскизов можно придумать много разных вариантов, меняя  элементы местами, элемент можно выполнить в другой технике.

2.2 Метод «Если бы…»

 Описание или зарисовка картины о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, это позволит лучше понять устройство реального мира.

Ученикам предлагается составить описание о том, что произойдет, если в мире  исчезнут краски или столовые приборы или фурнитура.

2.3 Метод образной картины

Метод, при котором  восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, чтобы произошло его целостное видение.

При изучении натуральных волокон растительного происхождения  возникает вопрос: Приносит ли вред окружающей среде производство шелковых тканей? Представьте себя "куколкой". Какой образ у вас возникает при этом?.. Ученик может почувствовать, ощутить смысл изображаемой реальности.

2.4 Метод случайных ассоциаций

 Изменение объекта, улучшение его свойств, генерирование новых идей, опираясь на случайные ассоциации, возникающие по отношению к названию объекта, его функциям.

Предлагаем ученикам изучить слово "фартук", опираясь на случайные ассоциации для решения проблемы выбора ткани. Например: "фартук", "кухня", "посуда", "Дося", "поросенок", "праздник", "жирные пятна"…

2.5 Метод гиперболизации

Увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств.

При изучении темы " кулинария" предлагаем детям приготовить самый тонкий бутерброд или самый толстый бутерброд или самый сладкий чай...

2.6 Метод агглютинации

Метод соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов.

При изучении материаловедения предлагаем детям изобразить прозрачную краску для ткани.

2.7 «Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн)

Сбор как можно большего числа идей в результате обсуждения. На этапе генерации идей всяческая критика запрещена. В итоге отбирают идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями.

При изучении темы "Свойства тканей" предлагаем детям вопрос, который требует нетрадиционного решения,  например: Как определить, сколько метров ткани в рулоне, не разматывая его? Работа ведется в группах: анализируют проблемные ситуации, оценивают идеи в непринужденной обстановке и отбирают те, которые не были отвергнуты контридеями.

2.8 Метод синектики (Д.Ж. Гордон)

 Обсуждение общих признаков проблемы, выдвижение и отсеивание первых решений, выбор альтернативы, поиск новых аналогий.

В разделе "рукоделие" учитель  предлагает  рассчитать необходимое количество пряжи на изготовление изделия, если известно,  сколько ниток израсходовано на один рукав.

2.9 Метод морфологичес-кого ящика

 Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов.

При изучении технологии вышивания, для поиска новых идей: положить на стол краски, ткань и нитки мулине. Задание: Что из этого всего можно сделать?

2.10 Метод инверсии

Метод, при котором применяется принципиально противоположная идея  решения при рассмотрении объекта изнутри.

При изучении лоскутной техники  со вкусом подобрать ткани по цвету можно например: если выбирать их из большого количества лоскутков, прикладывая их друг к другу. Но на самом деле решению проблемы поможет изучение цветового круга.

2.11 Метод разнаучного видения

 Нахождение новых граней проблемы и способов ее решения с позиций разных наук и социальных практик.

При изучении кулинарных работ выполнить следующее задание: "Опишите суп глазами повара, диетолога, туриста, экономиста, литератора, математика, химика…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...

Методы эвристического обучения и примеры использования их на уроках технологии.

В материале  представлен методический материал, подготовленный  Скомороховой Ларисой  Владимировной,учителем технологии МБОУ СОШ № 26 г. Ногинска,  который я использую в своей прак...

Использование образовательного метода «Пре-водкастинг» на примере дистанционного курса по истории искусств

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает значительные изменения. Меняются приоритеты в образовании, его структура и содержание, вводятся новые образовательные стандар...

Мастер-класс. МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художе...