"Использование метода проектов в деятельности обучающихся 5 -7 классов на уроках технологии при изучении декоративно — прикладного искусства в рамках реализации ФГОС.
статья по технологии

Жарова Александра Юрьевна

Статья для научной конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Районная педагогическая конференция

«Опыт реализации ФГОС: открытость, преемственность, развитие»

Тема: «Проектирование, как элемент урочной деятельности на уроках технологии а рамках реализации ФГОС»

Доклад

«Использование метода проектов в деятельности обучающихся 5 -7 классов на уроках технологии при изучении декоративно — прикладного искусства в рамках реализации ФГОС»

Выполнен учителем технологии

Жаровой Александрой Юрьевной

ГБОУ школа № 416

Санкт-Петербург

2019г.

        Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством. Использованию в работе с детьми произведений народного декоративного искусства, обучению школьников основам художественного ремесла в нашей стране всегда уделялось много внимания. Преемственность лучших, самых жизнеспособных традиций – характерная черта культуры народов нашей страны. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества людей.

        Программа технологии предусматривает различные возможности развития  и реализации творческого начала у каждого школьника.

        Обучение предмета «Технология» основывается на списке программ образовательной области в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». УМК являет собой единую информационно-образовательную среду основной и старшей школы. Отличительной чертой УМК является взаимосвязь новейших педагогических технологий и методических новинок. В соответствии с требованиями ФГОС в учебники добавлены вопросы и задания, предполагающие самостоятельную работу над творческим проектом.
        Педагогическая практика  показывает, что одной из образовательных технологий является метод проектов. Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

        Проектная деятельность на уроках технологии  при изучении декоративно-прикладного искусства – это возможность учащихся развивать и реализовать свои творческие способности в таких отраслях декоративно-прикладного искусства как художественная резьба, вышивка, художественная роспись, изготовление игрушек, бисероплетение, макраме, вязание, квиллинг,

пирография, оригами, декупаж и т.д.         

        Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для этого, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
        
Цель  данной работы: создание условий, способствующих развитию у обучающихся познавательного отношения к изучению основ декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через организацию проектной деятельности.

        Достижение положительных результатов предполагает решение следующих задач:

  - определить условия и факторы влияющие на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии;

   - выявить, какие педагогические условия влияют на развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству.

    - на примере проектных работ показать приёмы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие совмещению на уроках технологии разных видов работы;

   - ввести в педагогическую практику применение технологии проектов для обеспечения роста интереса детей к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии.

        Прежде чем приступить к работе над проектом на уроке технологии, необходимо определить, какой тип проектов может быть успешно использован в зависимости от следующих условий: темы урока, возраста обучающихся, интереса ребят к определённому виду декоративно-прикладного искусства, временные рамки, доступность определенного материала при подготовке проекта.

        Для организации работы над проектом важно соблюдать следующие условия:

        - тематика проектов по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства должна быть связана с историей страны или народа, где зародился тот или иной вид искусства;

        - при работе над проектом обучающиеся должны научиться привлекать информацию из разных информационных источников;

        - в работу над проектом необходимо вовлекать всех учащихся класса, предлагая им индивидуальные задания, с учётом их уровня подготовки.

        Для изучения декоративно-прикладного искусства на уроках технологии, с использованием метода проектов, необходимо соблюдать основные принципы проектной работы:

        Вариативность.

        Этот принцип предполагает различные формы работы над проектом: индивидуальную, парную, групповую. Это может быть сообщение теоретических сведений, обсуждение образцов, составление эскизов, показ приёмов работы с материалом. Для организации работы над проектом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его способности и степень подготовленности.

        Решение проблем.

        Процесс изготовления предметов декоративного искусства должен помогать детям в решении определённых проблем, тогда это заставит ребёнка учиться, думая о том, что он делает. Обучающийся обязательно должен задумываться над тем, кто впервые изготовил этот предмет, когда, в какой стране, с какой целью, какой скрытый смысл вложен мастером в его шедевр и т. д.

        Когнитивный подход к обучению.

        Не все дети легко понимают или усваивают структуру или схему изготовления предмета, поэтому необходимо помочь ребятам поверить в себя и самим добиться поставленной цели. Постепенно у детей начнёт формироваться чувство композиции, которое необходимо для построения предмета; они научатся сочетать декор с формой и материалом; узнают о ценности вещи, истории её первого появления на свет; с большим желанием окунутся в процесс эстетического познания художественных произведений.

        Учение с увлечением.

        Ребёнок должен при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства получать удовольствие от самого процесса работы, тогда процесс обучения станет более эффективным и не станет шаблонным. Ведь если ребёнку что-то нравится, то он это быстро усваивает. В связи с этим на уроках технологии необходимо загадывать загадки, отправляться в заочные путешествия, проводить различные игры, придумывать шуточные задания и т. д.

        Личностный фактор.

        Благодаря проектной работе ребятам предоставляется большая возможность общаться друг с другом не только на тему проекта, но и затрагивать многие жизненные темы: рассказать о себе, своих планах, жизненных интересах.

        Адаптация заданий.

        Задания на уроках технологии по декоративно-прикладному искусству не должны быть настолько сложными, что ученикам не под силу будет их выполнить. Задания должны быть индивидуальными и соответствовать уровню подготовки каждого ребёнка, так как проектная работа может проводиться на любом уровне и в любом возрасте.

        Системная и целенаправленная работа по созданию условий для использования метода проектов при изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в 5 — 7 классов позволила добиться  положительных результатов. Это и развитие познавательной и социальной активности, и активизация мыслительной деятельности, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их, и заинтересованность в обучении. Кроме того, обучающиеся научились определять проблему и  работать с ней, освоили начальные навыки сбора и обработки информации, познакомились с основами исследовательской деятельности, научились применять ранее полученные знания для приобретения новых. Проектная деятельность дала ученикам возможность сотрудничать с учителем, предлагать собственную точку зрения, принимать критику в свой адрес, анализировать мнения одноклассников. Самой важной стороной проектной деятельности является создание положительной мотивации для самообразования у обучающихся.

Источник информации:

  1. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/03/16/obobshchenie-opyt;
  2. raboty-po-teme-dekorativno-prikladnoe;
  3. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya;
  4. https://урок.рф/library/proekt_po_dekorativnoprikladnomu;
  5. https://yandex.ru/search/?tex;
  6. https://www.inter-meb.ru/stili/istorizm;
  7. https://vuzlit.ru/547171/modernizm_neomodernizm;
  8. http://art-on-line.com.ua/ru/content/33-neomodernizm-kartiny-jivopis;
  9. https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library;
  10. https://infourok.ru/rabochaya-programma-proektnaya-deyatelnost-fgos.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районная педагогическая конференция «Опыт реализации ФГОС: открытость, преемственность, развитие» Тема: «Проектирование, как элемент урочной деятельности на уроках технологии а рамках реализации ФГОС» Доклад « Использование метода проектов в деятельности обучающихся 5 -7 классов на уроках технологии при изучении декоративно ― прикладного искусства в рамках реализации ФГОС » Выполнен учителем технологии Жаровой Александрой Юрьевной ГБОУ школа № 416 Санкт-Петербург 2019г.

Слайд 4

Метод проектов – это некоторый способ достижения дидактической цели через детальную разработку обозначенной проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Слайд 5

Цель: создание условий, способствующих развитию у обучающихся познавательного отношения к изучению основ декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через организацию проектной деятельности. Задачи: - определить условия и факторы влияющие на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии; - выявить, какие педагогические условия влияют на развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству. - на примере проектных работ показать приёмы организации учебной деятельности обучающихся, способствующие совмещению на уроках технологии разных видов работы; - ввести в педагогическую практику применение технологии проектов для обеспечения роста интереса детей к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологи.

Слайд 6

Условия: - тематика проектов по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства должна быть связана с историей страны или народа, где зародился тот или иной вид искусства; - при работе над проектом обучающиеся должны научиться привлекать информацию из разных информационных источников; - в работу над проектом необходимо вовлекать всех учащихся класса, предлагая им индивидуальные задания, с учётом их уровня подготовки. Принципы: 1. Вариативность . 2. Решение проблем. 3. Когнитивный подход к обучению. 4. Учение с увлечением. 5. Личностный фактор. 6. Адаптация заданий.

Слайд 7

Положительные результаты: развитие познавательной и социальной активности; активизация мыслительной деятельности; расширение кругозора; возможность осознанно получать новые знания; заинтересованность в обучении; научились определять проблему и работать с ней; освоили начальные навыки сбора и обработки информации; познакомились с основами исследовательской деятельности; научились применять ранее полученные знания для приобретения новых; положительная мотивация для самообразования у обучающихся.

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства»

Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

«Использование проектных технологий в изучении декоративно-прикладного искусства»

Выступление на курсах повышении квалификации. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ...

Методическое пособие «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС»

quot;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....