Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
рабочая программа по технологии (6, 7, 8 класс) на тему

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.

Мышцы рук (особенно у незрячих детей) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:

  • мобилизировать деятельность сохранных анализаторов;
  • формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;
  • стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них  приемов осязательного восприятия объектов;
  • формировать навыки и умения выполнять практические действия;
  • расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
  • развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;
  • совершенствовать практическую деятельность.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дает детям с нарушение зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения и игры.

Каждое коррекционное занятие состоит  из двух частей:

  1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
  2. Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, вязание крючком, чтение и изготовление рельефных рисунков).

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от осязательной чувствительности и моторики рук, а так же содержания занятия. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности.       На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения
словесные, наглядные, практические.

К словесным относятся: рассказ, беседа, объяснение;  наглядным – демонстрация, показ; практическим – упражнения, выполнение графических работ.

 Содержание программы распределено последовательно на годы обучения, построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упражнений, предметно-практических игр (по методике М.Монтессори).

 При обучении слепых и слабовидящих учащихся используются следующие технологии:

  • обучение в сотрудничестве (обучение в парах и группах);
  • здоровьесберегающие технологии (индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени, смена видов работы: самостоятельная работа, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, практическая работа, творческие задания);
  • информационно-коммуникационные технологии (использование интернет-ресурсов, подготовка презентаций, просмотр фильмов);
  • коммуникативные технологии (активное взаимодействие всех участников учебного процесса);
  • игровые технологии (дидактические игры, воображаемые путешествия, ролевые игры).

 

Важным условием работы на занятии является обеспечение правильной организации труда, норм санитарной гигиены, создание благоприятной атмосферы в группе.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с нитками;
  • работа с крючком и спицами. 

 Для изучения данного курса отведено в 6а, 6б,7а,7б классах по 1 часу в неделю (34 часа в год), в 8а и 8б (девочки) по 2 часа в неделю ( 68 часов в год).

Содержание программы в 6а, 6б классах

 Раздел I.

Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической  деятельности 

Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры.

Осязательное восприятие пространственных свойств предметов 

1.Выделение сенсорных эталонов формы

Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Предметно-практические игры.

2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов; понятий:  одинаковые предметы, такие же предметы. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Предметно-практические игры. Дидактические игры.

 3.Ориентирование на плоскости с помощью осязания 

Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро-  и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).

Раздел II.

Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-  практической  деятельности 

1. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Инструменты и ма  териалы.

2. Материаловедение (приложение ).

Виды ниток. Волокна натуральные и химические. Свойства ниток. Приготовление старых ниток к работе. Окрашивание нитей. Засахаривание и накрахмаливание изделий.

3.Основные приемы вязания. Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время вязания. Освоение приемов вязания.

4. Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений.

5. Вязание узорного полотна.

Расположение и выполнение рядов в узоре. Выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.

Выполнение образцов и столбиков с накидом. Выполнение образцов форме круга, квадрата и пятиугольника.

Упражнения по цветоведению. Знакомство с теплыми и холодными цветами, хроматическими и ахроматическими.

6.Тапочки.

Вязание тапочек с мыска.  Круговое  прибавление. Прямые и обратные ряды Зашивка пятки столбиками без накида. Отделка изделия. Изготовление украшений.

7. Салфетки.

Виды салфеток (ажурные, выполненные в технике филейного вязания). Схемы для вязания салфеток. Правила вязания по кругу. Вязание маленьких элементов. Соединение элементов в одну салфетку. Выполнение салфетки способом на цепочке.

8.Творческая мастерская 

Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). Оформление выставки детских работ. Подведение итогов.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Раздел 1

1.

Выделение сенсорных эталонов формы

1

2.

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

1

3.

Ориентирование на плоскости с помощью осязания

1

Раздел 2

1.

История вязания

1

2.

     Вопросы материаловедения

      4

3.

Основные приемы вязания

крючком

2

4.

Упражнения в вязании столбиков

           и воздушных петель

4

5.

Вязание узорного полотна

4

6.

Тапочки

8

7..

       

Салфетки

4

8.

            Творческая мастерская

4

     

Всего

34

По окончанию обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
  • о строении и возможностях рук;
  • о сенсорных эталонах форм;
  • о сенсорных эталонах осязательных признаков;
  • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
  • об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
  • Знать:
  • приемы сцепления рук;
  • приемы сравнения предметов;
  • приемы самомассажа рук;
  • алгоритм осязательного обследования;
  • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
  • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
  • Уметь:
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
  • владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта и др.);
  • выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
  • сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
  • сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
  • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
  • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой  выполнения работ вязание  крючком.

Тематический поурочный план

1

Выделение сенсорных эталонов формы

2

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

3

Ориентирование на плоскости с помощью осязания

4

История вязания

5

Вопросы материаловедения. Виды ниток. Волокна натуральные и химические. Свойства ниток.

6

Приготовление старых ниток к работе. Окрашивание нитей.

7

Засахаривание изделий.

8

Накрахмаливание изделий.

9

Основные приемы вязания. Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время вязания.

10

Освоение приемов вязания.

11

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Зарисовка условных обозначений воздушных петель. Выполнение упражнений.

12

Запись и зарисовка схем упражнений из столбиков без накида. Выполнение упражнений.

13

Запись и зарисовка схем упражнений из столбиков с накидом. Выполнение упражнений.

14

Выполнение упражнений из столбиков и воздушных петель.

15

Вязание узорного полотна.

Расположение и выполнение рядов в узоре.

16

Выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.

17

Выполнение образцов форме круга. Упражнения по цветоведению.

18

Выполнение образцов форме квадрата и пятиугольника.

19

Вязание тапочек с мыска.  

20

Круговое  прибавление. Вязание 1-3 рядов.

21

Вязание 4- 7 рядов.

22

Вязание 8-10 рядов.

23

Прямые и обратные ряды

24

Зашивка пятки столбиками без накида.

25

Отделка изделия.

26

Изготовление украшений.

27

7. Салфетки. Виды салфеток (ажурные, выполненные в технике филейного вязания).

28

Схемы для вязания салфеток. Правила вязания по кругу.

29

Вязание маленьких элементов. Соединение элементов в одну салфетку.

30

Выполнение салфетки способом на цепочке.

31

Творческая мастерская 

Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся).

32

Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся).

33

Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся).

34

Оформление выставки детских работ. Подведение итогов.

Содержание программы в 7а, 7б классах

Раздел I.

Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической  деятельности 

Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры.

Осязательное восприятие пространственных свойств предметов 

1.Выделение сенсорных эталонов формы

Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Предметно-практические игры.

2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов; понятий:  одинаковые предметы, такие же предметы. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Предметно-практические игры. Дидактические игры.

 3.Ориентирование на плоскости с помощью осязания 

Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро-  и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.). 

Раздел II.

  1. Вводная беседа.

Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности.

  1. Сувениры.

Вязание головы и туловища игрушки как одна деталь. Вязание по спирали в прямом и обратном направлениях. Вязание изделий и расчет петель для очечника или чехла для мобильного телефона. Оформление  изделий.

  1. Вязание косынки, шали.

Вязание шали  с угла или с основания треугольника из ниток одного и нескольких цветов.  Шаль в форме квадрата – со стороны или из центра квадрата. Вязание шали из отдельных мотивов. Порядок соединения мотивов. Обвязывание края косынки несколькими рядами кружев и привязывание кистей. Выполнение образца и расчета петель. Вязание косынки.

  1. Конструирование. 

Снятие мерок. Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины.

  1. Вязание изделий  по выкройке.

Вывязывание образца, расчет петель. Вязание спинки, полочек  переда. Круглый вырез горловины. Сшивание деталей  жилетки. Обвязывание жилетки.

  1. Шапочка.

Изготовление выкройки изделия. Выбор рисунка, цвета. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков. Вязание образца и расчёт петель. Вывязывание шапочки.

  1. Отчетная выставка изделий учащихся. 

Анализ выполнения программы .

Учебно-тематический план

№        

                  Тема

     Количество часов

Раздел 1

1

Вводная беседа.

Выделение сенсорных эталонов формы

1

1

2

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

1

3

Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

1

Раздел 2

1

Сувениры

8

2

Косынки, шали

5

3

Конструирование

2

4

Вязание изделий  по выкройке.

9

5

Шапочка

5

6

Отчетная выставка изделий учащихся

1

Всего

34

По окончанию обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
  • о строении и возможностях рук;
  • о сенсорных эталонах форм;
  • о сенсорных эталонах осязательных признаков;
  • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
  • об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
  • Знать:
  • приемы сцепления рук;
  • приемы сравнения предметов;
  • приемы самомассажа рук;
  • алгоритм осязательного обследования;
  • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
  • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
  • Уметь:
  • владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
  • владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта и др.);
  • выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
  • сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
  • сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
  • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
  • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой  выполнения работ вязание  крючком.

Тематический поурочный план

1

Вводная беседа. Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности.

2

Выделение сенсорных эталонов формы

3

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

4

Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

5

Сувениры. Виды сувениров . Выбор игрушки.

6

Вязание головы  по спирали в прямом и обратном направлениях.

7

Вязание туловища игрушки по спирали. Набивка детали.

8

Вязание туловища игрушки по спирали. Набивка детали.

9

Вязание лап игрушки по спирали. Набивка деталей.

10

Способы соединения деталей. Выполнение соединения деталей.

11

Использование фурнитуры для оформления изделий.

12

Окончательная отделка сувенира.

13

Вязание косынки, шали. Вязание шали  с угла или с основания треугольника из ниток одного и нескольких цветов.

14

Шаль в форме квадрата – со стороны или из центра квадрата.

15

Вязание шали из отдельных мотивов. Порядок соединения мотивов.

16

Выполнение образца и расчета петель. Вязание косынки.

17

Обвязывание края косынки несколькими рядами кружев и привязывание кистей.

18

Конструирование. Снятие мерок. Определение размера.

19

Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины.

20

Вязание изделий  по выкройке. Вывязывание образца, расчет петель.

21

Вязание спинки сверяя с выкройкой.

22

Вязание спинки сверяя с выкройкой.

23

Вязание проймы сверяя с выкройкой.

24

Вязание правой  полочки   переда.

25

Вязание левой полочки   переда.

26

Круглый вырез горловины.

27

Способы сшивания деталей. Сшивание деталей  жилетки.

28

Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки.

29

Шапочка.

Изготовление выкройки изделия. Выбор рисунка, цвета. Два способа вывязывания колпачка

30

Шапочка с макушки. Вязание образца и расчёт петель.

31

Вязание шапочки прямыми рядами. Зашивка детали.

32

Вывязывание колпачка шапочки от ободка. Вывязывание шапочки прямыми рядами.

33

Убавление столбиков. Вывязывание шапочки. Зашивка детали.

34

Отчетная выставка изделий учащихся. 

Анализ выполнения программы .

Содержание программы в 8а, 8б классах

Раздел II

  1. Вводная беседа.

Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности.

  1. Сувениры.

 Изготовление сувениров по схемам, по описанию.

  1. Конструирование.

Снятие мерок. Построение чертежа выкройки жакета.

  1. Вязание изделий  по выкройке.    

Вывязывание образца, расчет петель. Вязание спинки,  полочек переда. Круглый вырез горловины. Сшивание деталей  жакета. Обвязывание жакета

  1.  Проект.

      Изготовление проектного изделия в технике вязание крючком.

  1. Отчетная выставка изделий учащихся.

Анализ выполнения программы

Учебно-тематический план

№        

                  Тема

     Количество часов

Раздел 1

1

Вводная беседа.

Выделение сенсорных эталонов формы

1

1

2

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков

1

3

Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

1

Раздел 2

1

Вводная беседа.

2

2

Сувениры

16

3

Конструирование

4

4

Вязание изделий  по выкройке.

34

5

Проект

8

Отчетная выставка изделий учащихся

2

Всего

68

По окончанию обучения учащиеся   должны:

  • Иметь представления:
  • об использовании  осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
  • об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
  • Знать:
  • алгоритм осязательного обследования;
  • основные понятия   выделения сенсорных форм предметов;
  • приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
  • приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
  • Уметь:
  • сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
  • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой  выполнения работ вязание  крючком;
  • выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой  выполнения работ вязание  крючком. строить выкройки, вязать по выкройке, выполнять декоративную отделку трикотажных изделий, аксессуаров в технике вязание крючком;       ухаживать за вязаными изделиями. 

Тематический поурочный план

1-2

Вводная беседа. Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности. Выделение сенсорных эталонов формы

3-4

Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков. Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

5-6

Сувениры.. Выбор сувенира. Подбор ниток, крючка, фурнитуры.

7-8

Изготовление сувенира по схеме.

9-10

Изготовление сувенира по описанию.

11-12

Вязание  деталей сувенира

13-14

Вязание  деталей сувенира

15-16

Соединение деталей сувенира.

17-18

Украшение фурнитурой.

19-20

Окончательная отделка изделия. ВТО.

21-22

Конструирование. Снятие мерок. Определение размера.

23-24

Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины.

25-26

Вязание изделий  по выкройке. Вывязывание образца, расчет петель.

27-28

Вязание спинки жакета, сверяя с выкройкой.

29-30

Вязание спинки жакета,  сверяя с выкройкой.

31-32

Вязание проймы,  сверяя с выкройкой.

33-34

Вязание проймы,  сверяя с выкройкой.

35-36

Вязание правой  и левой  полочки   переда.

37-38

Вязание правой  и левой  полочки   переда.

39-40

Вывязывание горловины по выкройке.

41-42

Вязание рукавов. Пройма реглан.

43-44

Вязание правого и левого рукавов жакета

45-46

Вязание правого и левого рукавов жакета

47-48

Способы сшивания деталей. Сшивание деталей  жакета.

49-50

Сшивание деталей  жакета.

51-52

Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки.

53-54

Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки.

565-56

Пуговицы. Застежка-молния. Изготовление застежки.

57-58

Окончательная отделка изделия. ВТО.

59-60

Проект. Определение темы проекта.

61-62

Технологический этап проекта. Выполнение изделия

63-64

Технологический этап проекта. Выполнение изделия

65-66

Заключительный этап проекта. Защита проекта

67-68

Отчетная выставка изделий учащихся. 

Анализ выполнения программы .

Контроль образовательного процесса.

Данная программа имеет два уровня контроля – текущий и итоговый. Текущий контроль направлен на выявление уровня знаний, умений, полученных в течение занятий. Используются следующие формы контроля:

  •  кроссворды,
  •  викторины,
  •  фронтальный опрос,
  •  мини-выставки,
  •  анализ содержания портфолио,  которое наглядно показывает развитие  

             ребёнка за время обучения,

  •  выставка одной работы,
  • отчётная выставка, городские, районные, областные выставки, направленные на обобщение    полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и

             навыков.

                      Методическое обеспечение программы:

  • Методические материалы по развитию осязания и мелкой моторики у школьников   с   тяжелой зрительной патологией.
  • Комплекс упражнений, коррекционных заданий для работы по овладению приемами осязания и развитию мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.
  •  Альбом с образцами ниток, узоров вязания.
  • Выкройки изделий.
  • Выставка изделий обучающихся .

Для педагога:

  1. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в час коррекции.

      Учебно – методическое пособие.- М.:1990.

  1. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1993.
  2. Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка.- М.: 2003.
  3. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. Учебно-методическое пособие. - М.: 1990.
  4. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005.
  6. Журналы: «Вязание крючком для взрослых» Российско – Аргентинское издание.
  7. Панкеев И. Энциклопедия народных промыслов и ремёсел. – М.: «Олма-пресс», 2000.
  8. Чменкова Т.Ю., Беленькая Т.П. Устинович О.Ю. Кружева из сундука. – Мн.: Хелтон, Харвист, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  9. Балашова М.Я., Семёнова Ю.П. Узоры вязания крючком.- Ростов на Дону: Феникс, 2004.
  10. Ярмаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.

Для обучащихся:

  1. Анна Краузе  «Вязание крючком». Издательство Узбекистана Ташкент, 1983.
  2. Семенова Н.И. Пособие для начинающих рукодельниц (серия «Домашняя практическая библиотека». Крючок, челнок и клубок. Издательство «Тайм – Аут» 1995г.
  3. Ляхова К.А. «Вязание крючком. Новые узоры». М.: РИПОЛ классик, 2008.
  4. Журналы  «Валентина», «Диана», «Бурда», «Елена».
  5. Фомичёва А. Начинаем вязать спицами и крючком. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

   

Методические материалы:

Литература:

1. Ананьев Б.Г., Веккеъ Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. – М., 1959.
2. 
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
3. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Под редакцией М. И. Земцовой. – М.,1980.
4. 
Гайшут А.Г. Математика в логических упражнениях. – Киев, Рад. шк.,  1985.
5. 
Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып.6).
6. 
Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. – М., 1967.
7. 
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и   воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / Сост. А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк. – Киев, 1984.
9. 
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Изательство ГНОМ и Д», 2001.
10. 
Кучинин В.А. Обучение слепых ориентировке в пространстве. – М., 1992.
11.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.,1986.
12. 
Либман Е.С., Вервельская В.М., Дерябина Н.К. и др. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. – М., 1984.
13. 
Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002.
14. 
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985.
15. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1985.
16. 
Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"

Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...

Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» (вариант 3.2)

Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...

Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики

Тема: «Познаем мир руками!Цели:Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание,  ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;Повышат...