Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком
рабочая программа по технологии (6, 7, 8 класс) на тему
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук.
Мышцы рук (особенно у незрячих детей) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:
- мобилизировать деятельность сохранных анализаторов;
- формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;
- стимулировать познавательные действия слабовидящих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;
- формировать навыки и умения выполнять практические действия;
- расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- развивать образность и точность мышления, умение обобщать мысли;
- совершенствовать практическую деятельность.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дает детям с нарушение зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения и игры.
Каждое коррекционное занятие состоит из двух частей:
- Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
- Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, вязание крючком, чтение и изготовление рельефных рисунков).
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой учащихся, в зависимости от осязательной чувствительности и моторики рук, а так же содержания занятия. Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в различных видах предметно-практической деятельности. На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические.
К словесным относятся: рассказ, беседа, объяснение; наглядным – демонстрация, показ; практическим – упражнения, выполнение графических работ.
Содержание программы распределено последовательно на годы обучения, построено от простого к сложному материалу. Программа включает перечень дидактических игр, упражнений, предметно-практических игр (по методике М.Монтессори).
При обучении слепых и слабовидящих учащихся используются следующие технологии:
- обучение в сотрудничестве (обучение в парах и группах);
- здоровьесберегающие технологии (индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени, смена видов работы: самостоятельная работа, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником, практическая работа, творческие задания);
- информационно-коммуникационные технологии (использование интернет-ресурсов, подготовка презентаций, просмотр фильмов);
- коммуникативные технологии (активное взаимодействие всех участников учебного процесса);
- игровые технологии (дидактические игры, воображаемые путешествия, ролевые игры).
Важным условием работы на занятии является обеспечение правильной организации труда, норм санитарной гигиены, создание благоприятной атмосферы в группе.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с нитками;
- работа с крючком и спицами.
Для изучения данного курса отведено в 6а, 6б,7а,7б классах по 1 часу в неделю (34 часа в год), в 8а и 8б (девочки) по 2 часа в неделю ( 68 часов в год).
Содержание программы в 6а, 6б классах
Раздел I.
Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности
Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры.
Осязательное восприятие пространственных свойств предметов
1.Выделение сенсорных эталонов формы
Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Предметно-практические игры.
2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков
Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов; понятий: одинаковые предметы, такие же предметы. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Предметно-практические игры. Дидактические игры.
3.Ориентирование на плоскости с помощью осязания
Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро- и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).
Раздел II.
Развитие навыков использования осязания в процессе предметно- практической деятельности
1. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Инструменты и ма териалы.
2. Материаловедение (приложение ).
Виды ниток. Волокна натуральные и химические. Свойства ниток. Приготовление старых ниток к работе. Окрашивание нитей. Засахаривание и накрахмаливание изделий.
3.Основные приемы вязания. Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время вязания. Освоение приемов вязания.
4. Упражнения из столбиков и воздушных петель.
Зарисовка условных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и зарисовка схем упражнений. Выполнение упражнений.
5. Вязание узорного полотна.
Расположение и выполнение рядов в узоре. Выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего.
Выполнение образцов и столбиков с накидом. Выполнение образцов форме круга, квадрата и пятиугольника.
Упражнения по цветоведению. Знакомство с теплыми и холодными цветами, хроматическими и ахроматическими.
6.Тапочки.
Вязание тапочек с мыска. Круговое прибавление. Прямые и обратные ряды Зашивка пятки столбиками без накида. Отделка изделия. Изготовление украшений.
7. Салфетки.
Виды салфеток (ажурные, выполненные в технике филейного вязания). Схемы для вязания салфеток. Правила вязания по кругу. Вязание маленьких элементов. Соединение элементов в одну салфетку. Выполнение салфетки способом на цепочке.
8.Творческая мастерская
Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). Оформление выставки детских работ. Подведение итогов.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |
Раздел 1 | ||
1. | Выделение сенсорных эталонов формы | 1 |
2. | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков | 1 |
3. | Ориентирование на плоскости с помощью осязания | 1 |
Раздел 2 | ||
1. | История вязания | 1 |
2. | Вопросы материаловедения | 4 |
3. | Основные приемы вязания крючком | 2 |
4. | Упражнения в вязании столбиков и воздушных петель | 4 |
5. | Вязание узорного полотна | 4 |
6. | Тапочки | 8 |
7..
| Салфетки | 4 |
8. | Творческая мастерская | 4 |
| Всего | 34 |
По окончанию обучения учащиеся должны:
- Иметь представления:
- о строении и возможностях рук;
- о сенсорных эталонах форм;
- о сенсорных эталонах осязательных признаков;
- об использовании осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
- об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
- Знать:
- приемы сцепления рук;
- приемы сравнения предметов;
- приемы самомассажа рук;
- алгоритм осязательного обследования;
- основные понятия выделения сенсорных форм предметов;
- приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
- Уметь:
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
- владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта и др.);
- выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
- сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
- сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
- сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
- выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой выполнения работ вязание крючком.
Тематический поурочный план
1 | Выделение сенсорных эталонов формы |
2 | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков |
3 | Ориентирование на плоскости с помощью осязания |
4 | История вязания |
5 | Вопросы материаловедения. Виды ниток. Волокна натуральные и химические. Свойства ниток. |
6 | Приготовление старых ниток к работе. Окрашивание нитей. |
7 | Засахаривание изделий. |
8 | Накрахмаливание изделий. |
9 | Основные приемы вязания. Правила безопасности труда при вязании. Правильное положение рук во время вязания. |
10 | Освоение приемов вязания. |
11 | Упражнения из столбиков и воздушных петель. Зарисовка условных обозначений воздушных петель. Выполнение упражнений. |
12 | Запись и зарисовка схем упражнений из столбиков без накида. Выполнение упражнений. |
13 | Запись и зарисовка схем упражнений из столбиков с накидом. Выполнение упражнений. |
14 | Выполнение упражнений из столбиков и воздушных петель. |
15 | Вязание узорного полотна. Расположение и выполнение рядов в узоре. |
16 | Выполнение воздушных петель в начале ряда и вывязывание в конце каждого ряда столбика на цепочке предыдущего. |
17 | Выполнение образцов форме круга. Упражнения по цветоведению. |
18 | Выполнение образцов форме квадрата и пятиугольника. |
19 | Вязание тапочек с мыска. |
20 | Круговое прибавление. Вязание 1-3 рядов. |
21 | Вязание 4- 7 рядов. |
22 | Вязание 8-10 рядов. |
23 | Прямые и обратные ряды |
24 | Зашивка пятки столбиками без накида. |
25 | Отделка изделия. |
26 | Изготовление украшений. |
27 | 7. Салфетки. Виды салфеток (ажурные, выполненные в технике филейного вязания). |
28 | Схемы для вязания салфеток. Правила вязания по кругу. |
29 | Вязание маленьких элементов. Соединение элементов в одну салфетку. |
30 | Выполнение салфетки способом на цепочке. |
31 | Творческая мастерская Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). |
32 | Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). |
33 | Изготовление творческих работ (в технике по выбору учащихся). |
34 | Оформление выставки детских работ. Подведение итогов. |
Содержание программы в 7а, 7б классах
Раздел I.
Развитие навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности
Упражнения, способствующие развитию бимануального осязательного восприятия. «Пальчиковый игротренинг» – играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве. Сочетание пассивной и активной форм осязания при обследовании предметов и их изображений. Пальчиковые игры.
Осязательное восприятие пространственных свойств предметов
1.Выделение сенсорных эталонов формы
Упражнения, способствующие развитию знаний, умений и навыков о выделении сенсорных эталонов формы предметов. Умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме. Анализ конструкции простого изделия (проводится на основе образца в сборе и в деталях по схеме: сколько деталей всего, какой они формы, как между собой соединены?). Предметно-практические игры.
2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков
Упражнения, способствующие развитию знаний об объеме предметов; понятий: одинаковые предметы, такие же предметы. Умение различать протяженность предметов. Развитие умений и навыков пользоваться приемами сравнения предметов: наложение, приложение, вложение для дифференцирования объектов по величине с использованием условных мерок. Предметно-практические игры. Дидактические игры.
3.Ориентирование на плоскости с помощью осязания
Упражнения, способствующие развитию умений различать предметы по образцу и словесному описанию. Упражнения, способствующие тренировке по ориентированию в микро- и макропространстве (лист бумаги, стол, комнаты, углы, коридоры и т.п.).
Раздел II.
- Вводная беседа.
Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности.
- Сувениры.
Вязание головы и туловища игрушки как одна деталь. Вязание по спирали в прямом и обратном направлениях. Вязание изделий и расчет петель для очечника или чехла для мобильного телефона. Оформление изделий.
- Вязание косынки, шали.
Вязание шали с угла или с основания треугольника из ниток одного и нескольких цветов. Шаль в форме квадрата – со стороны или из центра квадрата. Вязание шали из отдельных мотивов. Порядок соединения мотивов. Обвязывание края косынки несколькими рядами кружев и привязывание кистей. Выполнение образца и расчета петель. Вязание косынки.
- Конструирование.
Снятие мерок. Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины.
- Вязание изделий по выкройке.
Вывязывание образца, расчет петель. Вязание спинки, полочек переда. Круглый вырез горловины. Сшивание деталей жилетки. Обвязывание жилетки.
- Шапочка.
Изготовление выкройки изделия. Выбор рисунка, цвета. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков. Вязание образца и расчёт петель. Вывязывание шапочки.
- Отчетная выставка изделий учащихся.
Анализ выполнения программы .
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Раздел 1 | ||
1 | Вводная беседа. Выделение сенсорных эталонов формы | 1 1 |
2 | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков | 1 |
3 | Ориентирование на плоскости с помощью осязания. | 1 |
Раздел 2 | ||
1 | Сувениры | 8 |
2 | Косынки, шали | 5 |
3 | Конструирование | 2 |
4 | Вязание изделий по выкройке. | 9 |
5 | Шапочка | 5 |
6 | Отчетная выставка изделий учащихся | 1 |
Всего | 34 |
По окончанию обучения учащиеся должны:
- Иметь представления:
- о строении и возможностях рук;
- о сенсорных эталонах форм;
- о сенсорных эталонах осязательных признаков;
- об использовании осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
- об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
- Знать:
- приемы сцепления рук;
- приемы сравнения предметов;
- приемы самомассажа рук;
- алгоритм осязательного обследования;
- основные понятия выделения сенсорных форм предметов;
- приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
- Уметь:
- владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свидания» и т.п.);
- владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (геометрических фигур, предметов быта и др.);
- выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, фактуру, детали и т.п.);
- сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходство и различие;
- сопровождать обследование объекта словесным объяснением его признаков, свойств и способов обследования;
- сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
- выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой выполнения работ вязание крючком.
Тематический поурочный план
1 | Вводная беседа. Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности. |
2 | Выделение сенсорных эталонов формы |
3 | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков |
4 | Ориентирование на плоскости с помощью осязания. |
5 | Сувениры. Виды сувениров . Выбор игрушки. |
6 | Вязание головы по спирали в прямом и обратном направлениях. |
7 | Вязание туловища игрушки по спирали. Набивка детали. |
8 | Вязание туловища игрушки по спирали. Набивка детали. |
9 | Вязание лап игрушки по спирали. Набивка деталей. |
10 | Способы соединения деталей. Выполнение соединения деталей. |
11 | Использование фурнитуры для оформления изделий. |
12 | Окончательная отделка сувенира. |
13 | Вязание косынки, шали. Вязание шали с угла или с основания треугольника из ниток одного и нескольких цветов. |
14 | Шаль в форме квадрата – со стороны или из центра квадрата. |
15 | Вязание шали из отдельных мотивов. Порядок соединения мотивов. |
16 | Выполнение образца и расчета петель. Вязание косынки. |
17 | Обвязывание края косынки несколькими рядами кружев и привязывание кистей. |
18 | Конструирование. Снятие мерок. Определение размера. |
19 | Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины. |
20 | Вязание изделий по выкройке. Вывязывание образца, расчет петель. |
21 | Вязание спинки сверяя с выкройкой. |
22 | Вязание спинки сверяя с выкройкой. |
23 | Вязание проймы сверяя с выкройкой. |
24 | Вязание правой полочки переда. |
25 | Вязание левой полочки переда. |
26 | Круглый вырез горловины. |
27 | Способы сшивания деталей. Сшивание деталей жилетки. |
28 | Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки. |
29 | Шапочка. Изготовление выкройки изделия. Выбор рисунка, цвета. Два способа вывязывания колпачка |
30 | Шапочка с макушки. Вязание образца и расчёт петель. |
31 | Вязание шапочки прямыми рядами. Зашивка детали. |
32 | Вывязывание колпачка шапочки от ободка. Вывязывание шапочки прямыми рядами. |
33 | Убавление столбиков. Вывязывание шапочки. Зашивка детали. |
34 | Отчетная выставка изделий учащихся. Анализ выполнения программы . |
Содержание программы в 8а, 8б классах
Раздел II
- Вводная беседа.
Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности.
- Сувениры.
Изготовление сувениров по схемам, по описанию.
- Конструирование.
Снятие мерок. Построение чертежа выкройки жакета.
- Вязание изделий по выкройке.
Вывязывание образца, расчет петель. Вязание спинки, полочек переда. Круглый вырез горловины. Сшивание деталей жакета. Обвязывание жакета
- Проект.
Изготовление проектного изделия в технике вязание крючком.
- Отчетная выставка изделий учащихся.
Анализ выполнения программы
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Раздел 1 | ||
1 | Вводная беседа. Выделение сенсорных эталонов формы | 1 1 |
2 | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков | 1 |
3 | Ориентирование на плоскости с помощью осязания. | 1 |
Раздел 2 | ||
1 | Вводная беседа. | 2 |
2 | Сувениры | 16 |
3 | Конструирование | 4 |
4 | Вязание изделий по выкройке. | 34 |
5 | Проект | 8 |
Отчетная выставка изделий учащихся | 2 | |
Всего | 68 |
По окончанию обучения учащиеся должны:
- Иметь представления:
- об использовании осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- дифференцировать различные признаки и свойства предметов;
- об ориентировке на плоскости с помощью осязания.
- Знать:
- алгоритм осязательного обследования;
- основные понятия выделения сенсорных форм предметов;
- приемы использования осязания в процессе ориентировки в окружающем мире;
- приемы ориентировки на плоскости с помощью осязания.
- Уметь:
- сочетать, в процессе восприятия предметов окружающего мира и выполнения предметно-практической деятельности, осязательную и визуальную (при наличии остаточного зрения) информацию;
- выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой выполнения работ вязание крючком;
- выполнять работы, пользуясь различными материалами и техникой выполнения работ вязание крючком. строить выкройки, вязать по выкройке, выполнять декоративную отделку трикотажных изделий, аксессуаров в технике вязание крючком; ухаживать за вязаными изделиями.
Тематический поурочный план
1-2 | Вводная беседа. Знакомство с программой и правилами поведения. Режим работы. Правила противопожарной безопасности. Правила по технике безопасности. Выделение сенсорных эталонов формы |
3-4 | Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков. Ориентирование на плоскости с помощью осязания. |
5-6 | Сувениры.. Выбор сувенира. Подбор ниток, крючка, фурнитуры. |
7-8 | Изготовление сувенира по схеме. |
9-10 | Изготовление сувенира по описанию. |
11-12 | Вязание деталей сувенира |
13-14 | Вязание деталей сувенира |
15-16 | Соединение деталей сувенира. |
17-18 | Украшение фурнитурой. |
19-20 | Окончательная отделка изделия. ВТО. |
21-22 | Конструирование. Снятие мерок. Определение размера. |
23-24 | Построение чертежа выкройки жилетки. Круглый вырез горловины. |
25-26 | Вязание изделий по выкройке. Вывязывание образца, расчет петель. |
27-28 | Вязание спинки жакета, сверяя с выкройкой. |
29-30 | Вязание спинки жакета, сверяя с выкройкой. |
31-32 | Вязание проймы, сверяя с выкройкой. |
33-34 | Вязание проймы, сверяя с выкройкой. |
35-36 | Вязание правой и левой полочки переда. |
37-38 | Вязание правой и левой полочки переда. |
39-40 | Вывязывание горловины по выкройке. |
41-42 | Вязание рукавов. Пройма реглан. |
43-44 | Вязание правого и левого рукавов жакета |
45-46 | Вязание правого и левого рукавов жакета |
47-48 | Способы сшивания деталей. Сшивание деталей жакета. |
49-50 | Сшивание деталей жакета. |
51-52 | Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки. |
53-54 | Узоры для обвязывания изделий. Обвязывание жилетки. |
565-56 | Пуговицы. Застежка-молния. Изготовление застежки. |
57-58 | Окончательная отделка изделия. ВТО. |
59-60 | Проект. Определение темы проекта. |
61-62 | Технологический этап проекта. Выполнение изделия |
63-64 | Технологический этап проекта. Выполнение изделия |
65-66 | Заключительный этап проекта. Защита проекта |
67-68 | Отчетная выставка изделий учащихся. Анализ выполнения программы . |
Контроль образовательного процесса.
Данная программа имеет два уровня контроля – текущий и итоговый. Текущий контроль направлен на выявление уровня знаний, умений, полученных в течение занятий. Используются следующие формы контроля:
- кроссворды,
- викторины,
- фронтальный опрос,
- мини-выставки,
- анализ содержания портфолио, которое наглядно показывает развитие
ребёнка за время обучения,
- выставка одной работы,
- отчётная выставка, городские, районные, областные выставки, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня сформированности умений и
навыков.
Методическое обеспечение программы:
- Методические материалы по развитию осязания и мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.
- Комплекс упражнений, коррекционных заданий для работы по овладению приемами осязания и развитию мелкой моторики у школьников с тяжелой зрительной патологией.
- Альбом с образцами ниток, узоров вязания.
- Выкройки изделий.
- Выставка изделий обучающихся .
Для педагога:
- Особенности проведения занятий со слепыми детьми в час коррекции.
Учебно – методическое пособие.- М.:1990.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.- М.: Просвещение, 1993.
- Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка.- М.: 2003.
- Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. Учебно-методическое пособие. - М.: 1990.
- Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
- Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005.
- Журналы: «Вязание крючком для взрослых» Российско – Аргентинское издание.
- Панкеев И. Энциклопедия народных промыслов и ремёсел. – М.: «Олма-пресс», 2000.
- Чменкова Т.Ю., Беленькая Т.П. Устинович О.Ю. Кружева из сундука. – Мн.: Хелтон, Харвист, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Балашова М.Я., Семёнова Ю.П. Узоры вязания крючком.- Ростов на Дону: Феникс, 2004.
- Ярмаков В.П., Якунин Г.Я. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1990.
Для обучащихся:
- Анна Краузе «Вязание крючком». Издательство Узбекистана Ташкент, 1983.
- Семенова Н.И. Пособие для начинающих рукодельниц (серия «Домашняя практическая библиотека». Крючок, челнок и клубок. Издательство «Тайм – Аут» 1995г.
- Ляхова К.А. «Вязание крючком. Новые узоры». М.: РИПОЛ классик, 2008.
- Журналы «Валентина», «Диана», «Бурда», «Елена».
- Фомичёва А. Начинаем вязать спицами и крючком. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
Методические материалы:
Литература:
1. Ананьев Б.Г., Веккеъ Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. – М., 1959.
2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
3. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Под редакцией М. И. Земцовой. – М.,1980.
4. Гайшут А.Г. Математика в логических упражнениях. – Киев, Рад. шк., 1985.
5. Григорьева Л.П., Бердянская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. – («Лечебная педагогика и психология – приложение к журналу «Дефектология»», вып.6).
6. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. – М., 1967.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.
8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста / Сост. А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк. – Киев, 1984.
9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Изательство ГНОМ и Д», 2001.
10. Кучинин В.А. Обучение слепых ориентировке в пространстве. – М., 1992.
11.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.,1986.
12. Либман Е.С., Вервельская В.М., Дерябина Н.К. и др. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. – М., 1984.
13. Малаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002.
14. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985.
15. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей / Под ред. В.П. Ермакова. – М., 1985.
16. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Сборник упражнений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития осязания и мелкой моторики рук
"Усатый - полосатый"...
Урок развития осязания и мелкой моторики рук в 5 классе
"Группировка пуговиц по величине"...
Урок развития осязания и мелкой моторики рук в 7 классе
"Бабочка-красавица"...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"
Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...
Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» (вариант 3.2)
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...
Коррекционно – развивающая курс по предмету «Развитие осязания и мелкой моторики» 1 - 5 классы (вариант 4.2)
Рабочая программа по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики»...
Коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики
Тема: «Познаем мир руками!Цели:Формирование тактильной чувствительности через игровую деятельность. Развивать тактильную память и внимание, ловкость и силу рук и мелкой мускулатуры;Повышат...