Мастер-класс. МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
методическая разработка

Гатаулина Елена Юсуповна

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.     МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.

Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов, фактов.

На парте перед вами лежит конверт № 1. В них находится изображение некоторого существа.

Слайды 1-5

  1. Древние египтяне полагали, что души умерших покидают свои тела в  виде этих существ.
  2. Александр Михайлович Бутлеров российский химик-органик. Занимался разведением этих существ
  3. Англичане говорят о людях похожих на этих существ «Heisbusy, likeabee», хизбизе лайке бий
  4. Великий химик А. Энштейн говорил. Если они исчезнут с лица Земли, через 4 года исчезнет всё человечество.
  5. Эти великие строители точно знают, что форма шестигранника является самой экономичной с точки зрения выгодной формой построения.

И так изображение, какого существа находится в конверте? Вскрывает конверты. Обозначим тему нашего сегодняшнего общения.  Эти удивительные Пчёлы. Слайд № 6

Я предлагаю 1 группе почувствовать себя физиками, 2 группа – химики, 3 группа – социологи.  Вам предстоит решить некоторые задачи, результат которых полностью зависит от вас. Возьмите конверты № 2 в них находится задание для вашей группы. На обсуждение вам дается 2 минуты, но может быть, кто, то сможет справиться и раньше.

Слайд № 7. Физики: Тело пчелы покрыто мелкими волосками, которые помогают ей собирать пыльцу. Она  без каких либо усилий налипает на тело пчелы. И она не тратя энергии переносит её на определённые место своих ножек и несёт в улёй. Смоделируйте данную ситуацию с помощью предложенных предметов.

Спасибо физикам, они показали, как действует в природе физический закон.

Перелетая с цветка на цветок,  пчёлы переносят пыльцу, тем самым опыляя растения.

Для чего пчёлы собирают пыльцу? Какие продукты пчеловодства вам известны?

Слайд № 8

Мёд (пчелиный продукт) – нектар + ферменты пчелы.

Воск  это продукт переработки пыльцы и нектара восковыми железами пчёл.

Прополис – растительные смолы + ферменты пчелы.

Перга ( белковый продукт) – пыльца + мёд + ферменты пчелы.

3 продукта вам наиболее известны. А вот перга – продукт знакомый не всем. Древние люди очень многое взяли от пчёл. Что такое – перга? Это пчелиный хлеб. Как человек получает хлеб? Какие продукты нам необходимы? Вода, мука. Пчела для приготовления своего хлеба берёт пыльцу и мёд. Как вы думаете, почему мёд? Ведь выгоднее мёд сохранить, ведь он достается в результате  тяжёлого труда. Что бы ответить на этот вопрос обратимся к истории. Кто изображён на слайде? Слайд № 9-10.

По одной из версий после его гибели его тело поместили в саркофаг, залили мёдом в течении месяца транспортировали на родину. (пелле) Сначала гроб доставили в Мемфис, затем в египетскую Александрию, где он и находился до конца периода античности. 

Какое свойство мёда было использовано? (антисептик, консервант). ПОЭТОМУ НАТУРАЛЬНЫЙ МЁД МОЖНО ХРАНИТЬ ОЧЕНЬ ДОЛГО, И ОН НЕ ТЕРЯЕТ СВОИХ ЦЕЛЕБНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ КАЧЕСТВ.

НО к сожалению бывает и такое что мёд теряет свои вкусовые качества. Это происходит если мы становимся жертвами не честных пчеловодов. Группа химиков попыталась определить качество мёда, провела эксперименты. Предоставим им слово. Ознакомьте нас с результатами вашей работы.

Химики:

Инструктивная карточка.

В колбах № 1 - 3  находиться растворённый в воде мёд. Определите, в каких колбах находиться раствор натурального мёда.  

1. в колбу № 1 капните несколько капель йода. Что наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать?

2. в колбу № 2 добавьте немного уксуса. Что наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать?

3. разделите содержимое  колбы № 3 на 2 части (перелейте в свободную колбу)

4. в одну колбу капните несколько капель йода. Что наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать?

5. в другую добавьте немного уксуса. Что наблюдаете? Какой вывод вы можете сделать?

Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд №

Пчёлы общественные насекомые. В пчелиной семье выделяют 1 матку, несколько трутней самцов, и тысячи рабочих пчёл. Один их этих организмов погибает во время спаривания, или выгоняется из улья перед уходом на зимовку. ( кто?) Ещё одна группа членов пчелиной семьи практически полностью утратили свою личность, если рассматривать их с позиции общества, они совершенно обезличены, все одинаковы, всю жизнь трудятся, выполняю различную работу, (охраняют улей,  добывают нектар, чистят улей, следят за маткой и за яйцами и т.д.) являясь самками, не могут дать потомство – это рабочие пчёлы. И главный член пчелиной семьи – матка. Она управляет всем ульем, даёт потомство - тем самым обеспечивает жизнь всему рою. Одновременно двух и более маток в одной семье быть не может, за исключением редких случаев (в итоге в семье все равно остается только одна королева). Свою матку члены семьи легко отличают по запаху. При подсадке чужой матки в семью, где уже есть действующая королева, пчелы вполне могут идентифицировать её как угрозу и уничтожить. Рабочие пчёлы живу всего 30-35 дней, матка может прожить до 7 лет. За сутки она откладывает  до 2 тыс. яиц за сезон до 200 тыс.

Улей живёт по законам матриархата. Один без других жить не может...  Это ещё два подтверждение того что пчела общественное насекомое. Наверное,  есть ещё общественные законы,  по которым живёт это общество. Это должны были выяснить наши социологи.  

Социологи: В семье различают матку, трутней, рабочих пчёл. Первая матка вышедшая их маточника, в первую очередь находит другие маточники и прогрызая их убивает других маток. Каким историческим термином в человеческом обществе вы бы назвали подобные  действия?

Борьба за власть.

Метод эмпатии «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).

Сейчас я попрошу вас сесть поудобнее, закрыть глаза и представить залитый солнцем цветущий луг. Вдохнуть аромат цветов и представить что вы пчёлы. Каждая занята своим делом. Подумайте. Какими качествами присущими лично  вам или просто человеку вы наградите свою пчёлку.

Мы много говорили о том, какие это удивительные и полезные существа. Неужели ни у кого из вас это насекомое не вызывает негативных эмоций ?

Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится.