Мастер - класс "Игровой метод обучения на уроках технологии в 5 - 7 классах"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

В данной методической разработке показан опыт работы по применению на уроках технологии (технический труд) игровой педтехнологии (организационно-деятельные игры). Учитель технологии работает в общеобразовательной школе ЗАТО. Мастер - класс показан на региональном конкурсе "Лучший учитель технологии года - 2011 Саратовской области".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_uchitel_goda_2011.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс на звание Лучшего учителя технологии года.

Мастер – класс

учителя технологии МОУ СОШ - №2  ЗАТО Светлый

Алексеева Ю. П.

                       

«Игровой метод обучения на уроках технологии (5 – 7 классы).

2011 год

г. Саратов

                                                          План

                        проведения мастер – класса

«Игровой метод обучения на уроках технологии (5 – 7 классы).

  1. Цель:

                    1.Ознакомить присутствующих коллег и членов жюри конкурса с применением игрового метода обучения (организационно – деятельные игры) на уроках технологии в 5 – 7 ых классах МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый.

                               Ход мастер – класса:

1. Введение (адаптация учебного процесса к условиям и быту военного городка, принципы игры «Солдаты»).

2. Технология (описание и комментирование игры):

                        а) структура игры «Солдаты»;

                        б) порядок присвоения воинских званий;

                        в) цель игры и продолжительность учебного времени.

3.Результативность и применение на открытых уроках, исследования школьного психолога.

4. Заключение (уважение к личности ребенка, учитель и ученик растут вместе).

5. Приложение (диск с презентацией: фрагменты открытого урока, проекты учащихся).

 

                                                  Введение.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

* в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,     раздела учебного предмета;

* как элемент общей технологии;

* в качестве урока или его части (введение, контроль);

* как технология внеклассной работы.

Свою игровую форму отношу к игровой технологии «Организационно – дея тельные игры», использую в качестве урока или его части. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности. Применяя игру «Солдаты», учитель технологии адаптирует учебный процесс к условиям и быту военного городка, присваивая воинские звания за достижения в обучении предмета технология. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение не навязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, воздействие на становление личности в группе сверстников. Игровая атмосфера позволяет добиваться успешности в обучении и воспитании, втягивает учащихся в решение учебных проблем в реальных условиях школы, исчезают проблемы дисциплинированности и негативного отношения к школе.  

Принципы организации игры:

                                                  а) отсутствие принуждения в любой форме;

                                                  б) развитие игровой динамики;

                                                  в) поддержание игровой атмосферы;

                                                  г) переход от простейших правил  к более

                                                    сложным.

                                                     

                                    Технология (описание и комментирование игры).

Структура (основные понятия).

Школа – в/ч МОУ СОШ №2;

директор школы – полковник, командир в/ч;

завучи – майоры, заместители командира в/ч;

учитель технологии – капитан – командир группы;

девочки (обслуживающий труд) – женский батальон;

командировка в женский батальон (Новый год – оформление коридоров, рас-

                                                             садка цветов, работа на клумбах, носиль-

                                                             щики, копка);

параллели классов – роты (5 рота, 6 рота, 7 рота);

класс – взвод;

ученические бригады – отделения (формируются по желанию, от двух до трех от наполняемости класса);

участники игры – рядовые, солдаты;

командир отделения – сержант ( на 3 звания выше).Условия: рядовой, обогнавший в звании сержанта по какой-либо причине, автоматически становится командиром отделения. Командир отделения выбирается личным составом отделения, должен иметь авторитет, владеть технологическими навыками, быть честным, принципиальным и справедливым, имеет право снизить оценку до 3х баллов, мотивируя свои требования.

Штрафбат – лишение всех воинский званий и наград и права выхода на военную пенсию. Перекличка - Гражданин;

выход из штрафбата в действующую армию – две пятерки подряд, начинаем с рядового;

разжалование на одно звание вниз –двойка по технологии;

наряд вне очереди – самоволка – внеочередное дежурство по мастерской;

перекличка – кто есть кто в начале урока (по званиям);

подведение итогов учебной боевой работы – в конце четверти, года;

техобслуживание учебного оборудования – боевой регламент;

Получение очередного воинского звания – в классном журнале должны стоять две пятерки подряд. Их можно получить на одном занятии (сдвоенные уроки) или на двух. 5 с минусом не дает право на присвоения звания.

Классный журнал – личное дело военнослужащего. Дополнительное оценочное поощрение – представление дидактического материала (рисунки, раскраски, чертежи, шаблоны, принтерные распечатки, ксерокопии ).

Смысл игры – в результате активной учебной деятельности добиться продвижения по служебной лестнице от рядового до генерала или маршала.

Игра проходит в течение учебного года. Новый учебный год снова начинаем с рядового состава. Игровой метод обучения использовался при проведении открытого урока на муниципальном уровне в 6- ом классе по теме: «Работа на токарном станке по дереву. Приготовление и установка на станок заготовок. Цилиндрическое точение заготовок».

Используя игровую форму работы с учащимися, учитель добился следующей результативности:

стабильное 100% качество знаний, 3 последних года без троек в четвертях и итогах года. В критериях и показателях качества и результативности

 педагогического работника динамика качества знаний подсчитывается по  соотношению оценок  5 и 4.

 Исследование школьного психолога: 86% учащихся показали положительное отношение к своему учителю.

 Неприятия, тревоги и эмоционального дискомфорта со стороны учеников не выявлено. Анализ полученных результатов опроса показывают удовлетворенность 97% родителей работой учителя (октябрь – декабрь 2010 года).

                                              Заключение.

В игре «Солдаты» отдельные учащиеся изначально равны. Результат четверти, года зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умения, характера. Не авторитетным игра помогает укрепить авторитет, не активным – проявить активность, не дисциплинированным – стать организованными, новичкам – проявить себя, сдружиться со сверстниками. Главное – уважение к личности ребенка, стремление развивать интерес к предмету технология, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: « Учитель и учение растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода обучения на уроках технологии

Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

Активные методы обучения на уроках технологии

Настоящий  материал  позволяет  обобщить  активные  методы  обучения  на  уроках  технологии....

Активные методы обучения на уроках технологии

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы ...

Активные методы обучения на уроках технологии

В статье описаны Активные методы обучения на уроках технологии...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...