выбор объектов труда на уроках технологии
статья по технологии ( класс) на тему

Данилина Ирина Владимировна

Работа содержит рекомендации по выбору объектов труда на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_obektov_truda.docx958.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выбор объектов  труда на уроках технологии.

          "Ничто так, как труд, не облагораживает человека,

без труда человек не может соблюсти

своё человеческое достоинство"

Л.Н. Толстой

            Одним из основных предназначений образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений. Кроме теоретических сведений каждый раздел программы включает в себя практические работы и рекомендуемые объекты труда в обобщенном виде. «Технология», пожалуй, единственный школьный предмет, дающий возможность ученикам использовать свои теоретические знания на практике.

          Процесс изготовления начинается с выполнения эскизов, зарисовок, составления вариантов композиций. Выполнение работы предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету, фактуре, выбором художественной отделки изделия.

Основные критерии выбора объектов труда.

         Технологичность объекта труда характеризует изделие с точки зрения количества технологических операций, которые может освоить ученик в процессе его изготовления. Следует отметить, что в процессе технологического образования должно происходить постепенное повышение уровня технологичности изготавливаемых учениками изделий.

         Функциональность объекта труда даёт возможность его применения и использования в повседневной жизни. Функциональность изделия способствует повышению самооценки ученика в процессе использования этого изделия.

        Актуальность объекта труда предполагает наличие предварительного интереса у учеников или формирование этого интереса в процессе рассказа учителя о предмете, выбранном в качестве объекта труда.  Зачастую именно от умения учителя интересно рассказывать о предмете зависит результативность актуализации объекта труда на уроке. Также актуальность может возникать вследствие необходимости изготовления изделия. Например, изготовление приспособления для повышения точности выполнения каких-либо технологических операций, иногда является производственной необходимостью. Но, поскольку процесс создания приспособления является частью общего процесса создания изделия, то его актуализация происходит автоматически. 

          Трудоёмкость объекта труда свидетельствует о затратах времени на изготовление изделия.

          Художественно-эстетическая значимость объекта труда является довольно важной характеристикой для формирования художественного вкуса учеников.

          Семантическая  нагруженность объекта труда способствует расширению кругозора учащихся и служит стимулом для исследовательской деятельности. 

            Потенциальная возможность изготовления изделия в данных условиях является одним из существенных критериев оценки и выбора объектов труда для учителя технологии. В обязанности преподавателя входит обеспечение учебного процесса необходимыми материалами и инструментами. Этот критерий напрямую связан с наличием необходимого инструмента, а также материалоёмкостью и энергоёмкостью процесса создания изделий.

         Материалоёмкость процесса создания изделия даёт представление о количестве материалов, расходуемых при изготовлении объекта труда. 

        Энергоёмкость процесса создания изделия характеризует затраты энергоресурсов.

        Экономические требования характеризуются выбором варианта изделия  с наименьшими (доступными) материальными затратами.

        Одной из главных задач учителя технологии в современных условиях является поиск оптимальных вариантов планирования и организации практических работ с целью достижения весомого результата в формировании компетентностей учащихся по различным направлениям предмета «Технологии». 

          В результате изучения предмета «Технология» учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки на уровне основного общего образования.

Одним из важных разделов изучения предмета «Технология» является «Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда».

В него входят:

  • выбор объектов труда;
  • подбор материалов и средств  труда  в соответствии с целями деятельности;
  • применение инструментов и оборудования;
  • использование безопасных приемов труда в технологическом процессе;
  • контроль хода процесса и результатов своего труда.

          Выбор объектов труда – один из важнейших этапов в его организации. Сложность его связана со многими факторами: возраст учащихся, материальная база для изготовления выбираемых объектов, технология изготовления изделий, их практическое использование и многое другое. В связи с этим при выборе объектов труда школьников разных классов необходимо учитывать ряд требований.

Основные из них следующие:

1.Соответствие  изучаемому  теоретическому материалу.

2.Обеспечение воспитательных и развивающих функций в процессе труда.  Данное требование предусматривает воспитание и развития у учащихся таких качеств, как трудолюбие, терпеливость, бережливость, аккуратность, дисциплинированность, ручную ловкость, пространственные представления, кратковременную наглядно-образную память, внимание, координацию движений, экономичность  и др.

Учитель должен подходить к обоснованию выбора объекта труда, исходя из соответствия знаний, умений и особенностей личности, необходимых для его изготовления, программе по технологии  в том или ином классе.

3.Преемственность в изготовлении объектов труда.  Это требование имеет важное педагогическое значение. В организационном плане его реализация не представляет трудностей, так как учитель трудового обучения работает в нескольких параллелях. Сложность состоит в том, чтобы объект труда состоял из деталей, требующих для изготовления разные материалы и выполнения различных трудовых и технологических операций. В этом случае учитель получает возможность распределить изготовление деталей по разным классам.

4.Сочетание посильности и необходимой сложности изготовления объекта труда. Выполнение этого требования в значительной мере служит развитию интереса учащихся к процессу труда.

5. Располагаться по нарастающей сложности.

6. Обеспечивать чередование видов деятельности.

7. Соответствовать возрастным особенностям учащихся.

8. Быть общественно значимыми.  Если объекты труда будут иметь функциональное, хозяйственное  значение, то и воспитывающие и обучающие функции процесса труда усиливаются, повышается осознанность действий обучающихся.

Некоторые методисты к числу требований к объектам труда относят

 следующее:

1.Объекты производительного труда должны давать возможность создания разнообразных производительных технологических ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям современного производства.

2.Изготавливаемые изделия должны состоять из деталей, разнообразных по размерам, конфигурации, материалу, точности и чистоте обработки.

3.При изготовлении изделий по возможности должны применяться многочисленные виды обработки, сборки и других технологических операций.

Выполнение всех рассмотренных выше требований  к объектам труда зависит от многих факторов:

1.Состояние материально технической базы школы.

2.Численного состава и уровня подготовки учащихся.

3.Социального окружения школы.

4.Взаимодействие школы и базового предприятия.

5.Творческой работы педагогического коллектива школы, поиск объектов труда обучающихся.

Составляя тематический план урока, я, как учитель,  распределяю предполагаемые  изделия по классам с учетом требований программы, уровня подготовки обучающихся, сроков изготовления, а также наличия материалов, инструментов, оборудования. Прежде чем предложить изделие обучающимся, обязательно сама его изготавливаю, это дает возможность уточнить технологию изготовления, а также выяснить, какие трудности могут встретиться ученику в работе.

Известно, что любую вещь можно сделать несколькими способами. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такой, который больше всего соответствовал бы условиям мастерских, требованиям программы и подготовленности обучающихся, а заведомо сложные, непосильные подчас снижают интерес к их выполнению.

Развитие творческих начал в процессе трудовой деятельности учащихся. Вовлечение учащихся в творческий процесс по совершенствованию материальной базы и технологии труда при её выборе может показаться чрезмерно сложным для его изготовления на базе школьных учебных мастерских. Однако после анализа технологии изготовления может быть сделан вывод о том, что дополнительная оснастка для имеющегося типового оборудования позволит изготовить этот объект учащимися. В этом случае появляется возможность вовлечь обучающихся в изобретательскую и рационализаторскую деятельность, в процессе которой у учеников формируются многие полезные качества, и нередки случаи, когда наряду с совершенствованием технологической базы обучающиеся совершенствуют структуру и самих объектов труда.

Подбор работ посильных для учащихся.

Объекты работы, прежде всего, должны отвечать учебной программе и быть посильным для учащихся с точки зрения их интеллектуальной и физической подготовки. К изделиям учащихся необходимо предъявлять определенные технические требования, в частности относительно точности обработки. Если к качеству предъявлять определенные требования, то учащиеся работают внимательнее и достигают лучших результатов. Однако, ставя перед учащимися требования к точности работы, надо помнить, что возможности учащихся ограничиваются их способностями управлять рабочими движениями. Поэтому необходимо подбирать такие объекты труда, которые по требуемой точности были бы посильными для учащихся. В связи с этим, хотелось бы отметить, мне, как учителю, приходится часто изменять конструкцию изделий, чтобы учащиеся могли изготовить их с меньшей точностью, но не снижая их эксплуатационных качеств.

Объект труда должен быть посильным для учащихся и в связи с физической нагрузкой. Например: разрезая металл ножницами, не закреплёнными в тисках, учащимся приходится прикладывать 'значительные усилия, чтобы удерживать инструмент в нужном положении. Поэтому нервно-мышечные напряжения учащихся сохраняется на протяжении всей работы. При работе ножницами, закрепленными в слесарных тисках, такой недостаток устраняется, и учащиеся могут резать более толстый листовой материал.

Необходимо подбирать приемы работы, наиболее отвечающие возможностям детей, применять приспособления. Основная трудность в том, что нет каких-либо нормативов. Поэтому, нам учителям приходится самостоятельно, следя за внешними проявлениями утомления, определять посильность работы для учащихся и соответственно этому применять различные меры, направленные на нормирование физической нагрузки.

        Многие учителя технологии на своих уроках сталкиваются с низкой мотивацией учащихся к изучению предмета «Технология». Зачастую это происходит потому, что не всегда объекты труда интересны и понятны обучающимся, современные учащиеся в большинстве своем предпочитают те виды работ, которые дают быстрый результат. В частности, это особо проявляется при самостоятельном выборе направления в творческом проектировании, когда предпочтение отдается тем видам деятельности, которые при малых затратах сил и времени дадут видимый результат.

        В своей практике формирование  положительной мотивации к предмету  я начинаю, во- первых, с диагностики мотивационной сферы ( я провожу анкетирование ), с выявления исходного состояния мотивации учения. Постановка целей формирования мотивации является вторым важным требованием научно-обоснованного процесса ее формирования. Третье требование — отбор и применение педагогических приемов, методов и средств формирования мотивации. Для того чтобы объекты труда были интересны учащимся, следует проанализировать сферы их увлечений. Большинство подростков увлекается компьютерными технологиями. Однако, есть также люди, увлечённые материальными технологиями.

         Кроме того, существует еще и проблема сокращения учебного времени на выполнения работы в различных техниках, что, так или иначе, приводит к необходимости поиска альтернативных вариантов для возможности формирования практических компетенций в различных видах технического творчества. Данная проблема в нашей школе решается  за счет внеурочной деятельности: обучающийся всегда имеет возможность сделать более сложную модель, усовершенствовать ее, получить опыт в работе.

 Особенно тщательно приходится планировать работу в неделимых классах.

         Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке современных педагогических технологий.
        В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно - ориентированную среду на уроках технологии.

Применение  на уроках технологии системно- деятельностного  подхода  развивает  у обучающихся  универсальные учебные действия, лежащие в основе нового образовательного стандарта. 

          Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (древесина, фанера, тонколистовой металл и др.) ребята выполняют определённые этапы и технологические операции в работе (разметка, выпиливание, строгание, зачистка, правка,  отделка и др.), сравнивают и делают вывод о том, что технологии изготовления изделий схожи (всегда  соблюдается выполнение определённых этапов в работе). В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический процесс.

          Выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала, ребята учатся быть экономными,- а разве это не пригодится в жизни? При чем, очень часто принесенного материала для работы не хватает, учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия. Можно, применив масштаб, уменьшить размеры деталей изделия и тогда материала хватит. Полученные знания применили при изготовлении конкретного изделия. На передний план здесь выдвигается творческое применение конструкторских  знаний на практике.  Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки конструкционных материалов, ребята могут дома забить гвоздь, выполнить мелкие ремонтные работы, закрепить настенные предметы, подтянуть петли у шкафа.

        Особое внимание при работе я уделяю разработке графической документации. Умения в этой области нужны  мальчикам,  чертёж-это язык техники. И наверняка, у многих ребят будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи необходимо при выполнении проектной работы,  при разработке конструкции своего изделия. Умение конструировать и моделировать важны для человека не только в будущей профессии, но так же они развивают пространственное воображения. Так же можно упомянуть, что эти  конструкторские умения пригодятся на уроках физики и математики. В кабинете технологии  у нас имеется большой банк идей, который постоянно обновляется силами обучающихся.

         Культура и эстетика труда. Хотелось бы обратить внимание на такую тему, как «Отделка изделий из различных конструкционных материалов». Отделка – это одна из технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия.  Применяя различные варианты отделки, получаются совершенно непохожие друг на друга изделия; у ребят всегда есть выбор. Многие пятиклассники поначалу пренебрегают отделочными операциями, в погоне за количеством поделок, но потом понимают, что некрасивую  вещь никому не подаришь и мало кто восхищается твоими работами( ну и что, что делал сам?). И уже через какое- то время ребёнок понимает, что зря потрачены силы, материал – необходимо более серьёзно подойти к своей работе, чтобы  доделать изделие.  Наверное, вы со мной согласитесь, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого  человека.

           На наших занятиях обучающиеся привыкают работать в коллективе. На первом занятии у нас происходит ознакомление ребят с нашим предметом, с правилами работы и ТБ.  Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают самостоятельно, каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию, рациональную организацию рабочего пространства( постоянно обращаю внимание  на это во время урока). Такая направленность работы в дальнейшем отразится па профессиональной деятельности. Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою, учит  толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда (5-е классы).

      Нельзя не отметить и трудности, с которыми сталкивается современный учитель технологии, связанные с изготовлением изделий на уроках технологии в школьных мастерских:

  • требования к отбору изделий для уроков технологии расплывчаты. Они не позволяют четко определить перечень изделий, подлежащих изготовлению на уроках;
  • трудно подбирать изделия для фронтальной организации практической работы учащихся в то время как 5-7 классах наибольший эффект дает именно эта форма организации практической работы;
  • не всегда удается сочетать требования программы и возрастные интересы учащихся;
  • отсутствие необходимых методических рекомендации для учителя, способствующих эффективному формированию знаний, навыков и умений при изготовлении изделий;
  • изготовление изделий в школьных мастерских затруднено отсутствием регулярного снабжения школ материалами!

        Современный учитель должен учитывать требования стандартов, интересы учащихся, и профиль собственной подготовки педагога, доступность материалов, оборудования и инструментов при выборе объектов труда.  Объекты труда необходимо подбирать, учитывая их значимость, доступность и дифференцированность. Формирование у учащихся умений выбирать объекты труда является одним из важных, т. к. позволяют не только расширять их политехнический кругозор, но и раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой объект труда, свой материал, свою технику исполнения.

       Изучая опыт педагогов, работающих в этом направлении, вполне согласна с ними в том, что программа должна содержать больший набор модулей с вариативным содержанием. Чтобы учитель мог, в зависимости от конкретных условий своего региона, школы и класса, пожеланий родителей составить программу и включить в нее наиболее востребованные сегодня модули.

      Безусловно, и содержание самих модулей, и методика преподавания предмета должны способствовать достижению целей нового ФГОС ООО и СОО. При вариативном подходе учитель мог бы выделить учебные часы на изготовление швейного изделия, если оно востребовано, или на создание предметов быта, с учетом исторического наследия своего региона, или на изготовление функциональных изделий из конструкционных материалов. В любом случае необходимо использовать проектный метод обучения, создавать условия для самопрезентаций  учащихся на различном уровне (школьном, муниципальном, региональном),  применять   на уроках технологии системно- деятельностный подход.

В данной работе  я представляю объекты труда, изготовленные учащимися 5-8 классов по направлению «Технология. Технический труд». Многие работы стали участниками городских, региональных и всероссийских конкурсов, выставок, были удостоены призовых мест.  

E:\DCIM\100D3100\DSC_0082.JPGC:\Users\User\Desktop\фото- проект2\Новая папка\DSC_0140.JPGE:\DCIM\100D3100\DSC_0001.JPGE:\DCIM\100D3100\DSC_0058.JPGE:\DCIM\100D3100\DSC_0055.JPG

C:\Users\User\Desktop\FOTO\фото2\фоточки\100_3316.JPGC:\Users\User\Desktop\FOTO\фото2\фоточки\100_3315.JPGC:\Users\User\Desktop\FOTO\фото2\фоточки\100_3319.JPG

Список источников и литературы

  1. Журнал “Школа и производство” № 7 2000 г.
  2. “Школа и производство” № 6 2002 г.
  3.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Основное общее образование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru (Дата обращения 13.12.2011).
  4. Приоритетный национальный проект «Образование». Талантливая молодёжь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru (Дата обращения 13.12.2011).
  5. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология I-IV, V-XI классы. Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение. 1996. – 223 с.
  6. Тишков В.А., Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения» – М.: Просвещение. 2009. – 24 с.
  7.   Примерные программы по учебным предметам. Технология 5–9 классы. Серия «Стандарты второго поколения» – М.: Просвещение. 2010. – 96 с.
  8.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Проект. – М. 2008. – 165 c. [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль объектов труда в формировании знаний и умений на уроках технологии

Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений учащихся.Влияние объектов труда на развитие учащихся.  Общеизвестна величайшая роль труда в жиз...

Природный материал как объект труда на уроках технологии

Работа с природным материалом несет в себе положительную энергетику, а практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым....

Объекты труда на уроках технологии

Выступление учителя технологии на РМО об объектах труда....

Формирования практических навыков и культуры труда на уроках технологии

Опыт организации учебного процесса в современных условиях...

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖАУЧАЩИХСЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ...

Презентация по разработке объекта труда для уроков технологии в 5-х классах и практическому поэтапному изготовлению учащимися.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» включены темы: разметка, пиление, зачистка, сверление, соединение деталей, отделка.Для организации п...

Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....