Формирования практических навыков и культуры труда на уроках технологии
статья

Жарков Евгений Александрович

Опыт организации учебного процесса в современных условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Формирования практических навыков и культуры труда на уроках технологии

Основной проблемой современной школы остаётся слабая обеспеченность учебно-материальной базы для полноценной реализации образовательных программ. В частности, такая проблема оказывает существенное влияние на качественную организацию занятий по "технологии". Сегодняшнее количество учебных площадей, состояние оборудования и качество, а главное, количество инструмента создаёт существенные трудности при организации учебного процесса.

Такое положение дел вынуждает искать особые подходы для решения образовательных задач по реализации учебных программ и при умелом подходе не является критичным.

В связи с этим, представляю свой опыт работы с обучаемыми по организации практических занятий по разделу: "Технический труд". Опыт основан на следующих принципах:

- знание детьми факторов вредного воздействия при работе в школьной мастерской и мер защиты от них, в сочетании с постоянным инструктажем;

- использование общедоступных (бесплатных) и безопасных материалов, как правило из вторичного сырья;

- применение несложных, недорогих инструментов, имеющихся практически в каждой семье;

- обязательная практическая полезность изготавливаемых вещей для обучаемых, формирование естественной мотивации.

Для учеников 5 класса процесс обучения начинается с умения организовать своё рабочее место и знакомства с простейшими инструментами, приспособлениями и материалами для ручного труда, декоративной отделкой:

- лобзик;

- фанера;

- простейший измерительный инструмент;

- заранее заготовленный комплект шаблонов и рисунков, копировальная бумага;

- выпиловочный столик, струбцина;

- шило, отвёртка, ключик для лобзика;

- наждачное полотно, надфили, напильник;

- выжигатель;

- лак и т.д.

С помощью этого дети знакомятся с простейшими техническими навыками, развивают моторику, необходимые группы мышц, координацию движений, художественное мышление и т.д. К сожалению, многие это делают впервые.

Примеры изделий от простого к сложному: сердечко, птичка, разделочная доска "рыбка", снеговик на подставке, ёлочное украшение "звёздочка"...

Освоив первоначальные навыки работы и организации рабочего места мы приступаем к формированию навыков работы со столярным инструментом и древесиной:

- рубанок, рашпиль, напильник;

- пила-ножовка, лучковая пила;

- стамеска, долото, киянка;

- доски от товарных поддонов - доступны повсеместно.

С помощью данного инструмента мы переходим на более высокую ступень, формируем более сложные навыки, развиваем глазомер.

Примеры изделий: выпиловочный столик (как первое изделие остаётся в школе для последующих классов); подставка под карандаши; плечики для одежды, скворечник (является первым групповым творческим проектом по итогам года обучения)...

В 6 классе обучаемые приступают к изучению основ конструирования и моделирования. При это важно поддержать, развить и сохранить индивидуальный подход каждого ученика к проектируемому изделию. Обеспечить придание изделию первоначально заданных свойств, требуемого качества, уйти от шаблонов и копирования.

В качестве материалов используется древесно-стружечная плита (ДСП) - остатки старой мебели,  её в изобилии.

Причём, прежде чем работать с материалом  разрабатывается макет изделия из картона и осуществляется его доработка до нужного качества.

Примеры изделий: полочки для цветов.

Кроме того учащиеся 6 класса знакомятся с машинной обработкой материалов (древесины) и работают на токарном станке.

Материал - брусок лиственной породы древесины заготавливается заранее, об этом нужно позаботиться в начале года.

Примеры изделий: картофелемялка, скалка.

Далее 6-классники осваивают слесарное дело и приступают к обработке металла. Знакомятся с рабочим местом слесаря и слесарным инструментом:

- ножницы по металлу;

- зубило;

- ножовка по металлу;

- молоток, киянка

- плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы

- слесарный угольник, чертилка и т.д.

В качестве материала используется проволока и тонколистовой металл.

Примеры изделий: проушина, чертилка

Для учеников 7 класса важно сформировать целостное представление о технологическом процессе по изготовлению какой-либо полезной вещи. Ученики в работе составляют и используют технологическую карту в виде последовательности отдельных (простых) операций, приводящих к изготовлению изделия.

При этом они пользуются уже знакомыми столярными и слесарными инструментами, совершенствуя навыки владения ими. Перечень материалов расширяется: применяется обивочная ткань, поролон, линолеум, а так же листовой металл, проволока.

Примеры изделий: табурет, полочка для одежды, киянка, совок, скребок, таганок.

Изделия обладают большей практической и хозяйственной значимостью, что способствует дополнительной мотивацией к труду.

В 8 классе ученики изготавливают дизайнерские предметы домашнего обихода, украшения, сувениры, применяя все те навыки, знания и умения, которыми они овладели ранее.

В качестве материала используется всё то же доступное, что имеется под рукой (как правило вторсырьё).

Примеры изделий: корзина плетёная, крючок для полотенца, брелок-подковы и др..

Активно применяется коллективный (бригадный) труд по изготовлению сложный хозяйственных изделий: стол, скамейка, носилки, лопата снеговая.

Такой подход к организации образовательного процесса позволяет достичь целей обучения, сформировать необходимые технологические навыки, привить обучаемым культуру и эстетику труда, помочь сформировать из ребёнка полноценную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)

Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной  жизненной траектории  связаны со  скво...

Формирование практических навыков на уроках СБО.

Здесь предлагается алгоритм действий по стирке носков слепыми и слабовидящими школьниками....

АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...

Статья "Формирование здоровьесберегающих компетенции через культуру питания на уроках технологии"

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должн...

Презентация по разработке объекта труда для уроков технологии в 5-х классах и практическому поэтапному изготовлению учащимися.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» включены темы: разметка, пиление, зачистка, сверление, соединение деталей, отделка.Для организации п...