Статья "Формирование здоровьесберегающих компетенции через культуру питания на уроках технологии"
статья

Гомзякова Евгения Павловна

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Гомзякова

МБОУ «СОШ №28»

 г.Братск

Формирование здоровьесберегающих компетенции

через культуру питания на уроках технологии

 

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул.

А ведь составляющих здоровья очень много. Это и занятие спортом, и отказ от вредных привычек, и соблюдение правил гигиены. И, конечно же, правильное питание.

Знакомство учащихся с основами правильного питания в рамках образовательного учреждения осуществляется в процессе воспитательных мероприятий и в  большей доле на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария». Девочки, как будущие мамы, домохозяйки должны знать законы правильного питания, чтобы не только самим питаться правильно, но и готовить для своей семьи вкусную и полезную пищу.

Питание является жизненной необходимостью человека. В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.  

Изучение раздела «Кулинария» в 5-9 классах позволяет раскрыть основы физиологии питания человека: рассматривается значение всех пищевых веществ в составе продуктов. Учащиеся  знакомятся с витаминами, минеральными веществами, углеводами, жирами, ролью воды в питании. Основополагающим является знание основных принципов здорового питания:

- разнообразие продуктов;

- сбалансированный рацион;

- способы приготовления пищи;

- структура потребления, свойства, состав и вкус пищи;

- способы и условия употребления пищи;

- окружающая обстановка и внутреннее состояние организма.

Практические работы разнообразны. Все они имеют теоретическую поддержку, формирующую основы знаний. «Приготовление салатов», «Приготовление блюд из вареных овощей» - темы, которые позволяют раскрыть значение овощей в питании человека, технологическую последовательность обработки, правила варки овощей позволяющие сохранить витамины и минеральные вещества. «Приготовление блюд из яиц», «Горячие напитки», «Приготовление блюд из мяса», «Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря» и т.д. знакомят учащихся, в первую очередь, со способами определения качества продуктов и важностью соблюдения их технологической обработки, способами оформления блюд, что немаловажно для положительной атмосферы во время приема пищи. Практические работы по разделу сводятся не только к приготовлении вкусных и полезных блюд, но и к обязательному соблюдению правил техники безопасности и санитарных норм. Эти параметры также являются немаловажными составляющими здоровья человека.

«Наше здоровье в наших руках!» - тема одного из моих открытых уроков, посвященного пропаганде здорового питания. Урок ориентирован на учащихся 8-го класса,  разработан по типу комбинированного, основной направленности на здоровьесберегающие технологии, включающего углубление знаний в области здорового питания.

Во время урока учащиеся делятся на две группы: врачи-диетологи и домохозяйки и обсуждают конкретные продукты: промышленный майонез, входящие в него компоненты, затрагивают и принципы рационального питания, пищевые добавки.

Учащиеся узнают, что майонез, не смотря на свое французское происхождение, является одним из наиболее потребляемых, практически повседневным продуктом на столе россиян. В странах Европы и Америки существуют стандарты, согласно которым майонез  должен обладать определенным показателем. Тот товар, что продается в наших магазинах под видом майонеза, мировым стандартам, увы, не соответствует.  К сожалению, в промышленных условиях в состав большинства видов майонезов вводятся модифицированные масла, т. н. транс-жиры. Это полностью искусственный продукт, к усвоению которого организм человека абсолютно не приспособлен. Пища, приправленная таким майонезом, переваривается желудочно-кишечным трактом с большим трудом. Результат – они вообще не выводятся из организма, навсегда оставаясь  в печени, поджелудочной железе, откладываются в виде холестериновых бляшек на стенках сосудов.

Кроме растительного масла и воды в состав майонезов входят пищевые добавки, придающие майонезам различный вкус и аромат: вещества, улучшающие внешний вид (красители), вещества, регулирующие консистенцию (загустители, эмульгаторы, стабилизаторы), вещества, регулирующие вкус и аромат (ароматизаторы, вкусовые добавки),  вещества, повышающие сохранность и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты).

 В ходе урока проходит  мастер-класс. Учащиеся под руководством учителя выполняют практическую работу «Приготовление майонеза в домашних условиях».  Рецепт прост. Продукты для приготовления майонеза полезны для организма человека. Учащиеся рассматривают все составляющие и убеждаются в этом.   

Подводя итог занятия, участники определяются с выбором: покупать  промышленный майонез или приготовить его своими руками? А самое главное: осознают, что «Наше здоровье в наших руках!»,  мы должны работать над своим здоровьем.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.                                

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

  • Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Формирование культуры здорового питания на уроках технологии.

В статье представлен опыт работы по формированию культуры здорового питания на уроках технологии....

"Формирование здорового образа жизни через культуру питания"

В нашей школе учатся дети с различными сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата: гиперкинезы, различные степени порезов правой или левой стороны;  многочисленные аутоподобные синдром...

Статья "Культура здорового питания на уроках технологии"

Здоровье-главное богатство! Статья о культуре здорового питания на уроках технологии в школе...

Статья "Культура здорового питания на уроках технологии"

Культура здорового питания по уроках технологии у девочек....