выступление на педсовете "Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках профессионально-трудового обучения"
учебно-методический материал по технологии ( класс) на тему

Вавилова Вера Анатольевна

 

            В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, необходимо включать детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата учителя профессионально-трудового обучения  используют разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия. Все эти уроки имеют коррекционную составляющую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_2016.docx52.62 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках профессионально-трудового обучения

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

 своей мысли, а не памятью.

(Л.Н. Толстой)

Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие  школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, ее познавательных способностей. Без развития  познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.

Постоянно растущий объем информации, ее многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнений тезис о невозможности знать и уметь все. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной  творческой деятельности учителя и ученика.

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация»– нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Специфика инноваций проявляется в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
  • внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Актуальность инновационной деятельности

Современные  дети с ОВЗ  сильно  изменились  по  сравнению  с  тем  временем, когда  создавалась  ныне  действующая  система образования.  В  первую  очередь  изменилась  социальная  ситуация  развития  детей  нынешнего  века:

  •    - значительно увеличилось количество детей с интеллектуальным недоразвитием, с сочетанными дефектами, с выраженным нарушением эмоционально-волевой сферы;    
  •       - резко  возросла  информированность  детей;
  •         - современные  дети  мало  читают;
  •         - характерна  ограниченность  общения  со  сверстниками;
  •         - большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций;
  •         - сегодня  дети  более  открыто  выражают  и  отстаивают  своё  мнение.

            В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока.

Стараясь вызвать у учащихся интерес к изучению предмета, необходимо включать детей в исследовательскую деятельность.

В целях достижения лучшего результата учителя профессионально-трудового обучения  используют разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-модуль, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН, урок-презентация с использованием компьютера, урок-экскурсия. Все эти уроки имеют коррекционную составляющую.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Инновационные формы и методы в коррекционной педагогике

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный (работа по заданному учителем алгоритму);
  3. эвристический;
  4. методы самостоятельной работы учащихся;
  5. метод дифференцированного обучения;
  6. метод проектов.

Учителя профессионально-трудового обучения применяют на своих уроках различные коррекционные педагогические технологии обучения 

1.Личностно-ориентированная технология обучения 

Помогает в создании творческой атмосферы на уроке с уч-ся с ограниченными возможностями здоровья, а также создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, что является условием его развития, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития. Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому  стараемся находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

2. Технология разноуровневой дифференциации 

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Ребенок, обучающийся в коррекционной школе, отличается от детей массовой школы:

- своей наивностью, несамостоятельностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований;

- не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности; ( Тамаев Алик, Гладкая Мария, Нестеренко Роман, Челебий Юрий, Яковлев В, Матвей )

- информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно  и также ее перерабатывает. ( Яковлев Валентин, Сиротенко Софья, Смирнова Елена). У таких детей низкий уровень работоспособности, они быстро утомляются, объем и темп работы ниже, чем у других детей.

Трудовое обучение в коррекционной школе является одним из основных предметов, и этим учащимся в силу тяжести и особенностей структуры дефекта сложно или вообще невозможно освоить такие виды производительного труда, как столярное и швейное дело. Таким детям дается посильное задание. Например, выполнить шов вподгибку с закрытым срезом. Нужно отметить, что они уже овладели ручными операциями, и даже могут выполнить на швейной машине( Яковлев Валентин, Сиротенко Софья, Смирнова Елена,  Дерищев Матвей).

3. Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся с ОВЗ, позволяет  нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Из психологических исследований известно, что умственно отсталый ребенок не может производить правильно операции сравнения, вычленять существенные признаки вещей, самостоятельно планировать свою работу во всей ее последовательности и т.п. Отсюда и возникает педагогическая проблема – как развивать умственные действия у учащихся коррекционной школы в процессе трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет учащихся на решение умственных задач, заключенных в любом задании по труду. Поэтому при обучении детей с ОВЗ следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления (аутизм, упрямство), обусловленные неравномерным развитием у них отдельных психических функций.

Большое значение для коррекции учебной деятельности детей имеют вопросы культуры труда и организации рабочего места. С первых дней обучения столярному и швейному делу особое внимание следует обратить на воспитание умения готовить к уроку рабочее место и содержать его в порядке, правильно располагать необходимые для данного вида работы инструменты, приспособления и материалы, класть их в процессе работы на свои места.

Постепенность усложнения учебного материала является одним из основных условий развития самостоятельности учащихся. Учитель должен быть ориентирован на  использование потенциальных возможностей ученика, должен хорошо понимать, что ребенок может усвоить сегодня и на что он будет способен завтра. Это поможет учителю избежать частых подсказок, уйти от желания дать учащемуся готовое решение. Нужно предоставить самому ребенку возможность подумать, собраться с мыслями, не спешить, чтобы не допустить ошибочного ответа. Иногда для получения правильного ответа достаточно лишь организовать внимание ученика или помочь ему наводящим вопросом.

В связи с ослабленностью процессов запоминания и недостаточным осмыслением учебного материала большое значение имеет осуществление межпредметных (метапредметных) связей, когда учебный материал уроков труда связывается с учебным материалом уроков изобразительного искусства, математики, чтения и развития речи, письма и развития речи, географии.

На своих уроках мы отрабатываем с учащимися значения слов, терминов, необходимых для описания предстоящей работы или предмета изучения, а также следим за правильностью грамматического оформления их высказывания.

Аналогичную работу проводят на своих уроках учителя письма и развития речи Гассан Вера Дмитриевна, Жук Ирина Поликарповна, Бобровникова Наталья Михайловна.  

Необходимо отметить, что МО учителей предметников реализовало данное ему задание (создание словаря терминов, ноябрьский педсовет). На уроках письма учителя включают в словарную работу специальные термины.

Также на своих уроках мы решаем постоянно математические задачи. Это, когда мы изучаем темы мерок и построения чертежей изделий, выполняем расчеты расхода ткани на изделия.  Хорошо выполняют расчеты Волкострелы Ирина и Анастасия, Вапнярская О., Евдокимова Л.  

Учащиеся 9кл. при изучении темы «Заработная плата» узнали, из чего складывается реальный доход работника. Пришли к выводу, что заработная плата – это денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную работу. Она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.

Такие задачи хорошо решали Третьяк С., Самойленко С., проявляя личную заинтересованность. Сколько они будут зарабатывать в будущем?  

Очень трудно идет процесс обучения на уроках столярного дела, когда все измерения производятся в мм.        

4. Тестовые технологии

Задания на тестовой основе используем на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

  • Преимущества тестирования: 

-Тестирование является более качественным и объективным    способом оценивания.

-    Тестирование ставит всех учащихся в равные условия.

-    Тесты – это более объемный и точный инструмент.

Недостатки тестирования:

- Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, не позволяют судить о причинах этих пробелов.

- Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством.

5. Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий. 

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто…» Сократ

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием на старте школьного обучения, но важна и правильная организация учебной деятельности.

Обязательное условие – положительный эмоциональный настрой.

Физкультминутки в 5-6 классах.

  1. Возможны в виде игры. Можно попросить детей:

         - улыбнуться как в день рождения, когда тебе дарят подарок;

         - нахмуриться как учитель, когда плохо написали контрольную работу.

2) Физкультминутки могут вплетаться в канву урока.

         - Ученики встают. Если учитель назвал правильный шов - встают на носочки, поднимают руки вверх, если неправильный – руки опускают вниз, расслабляются.

         - Ученики встают. Если изучается тема по материаловедению, то задаются вопросы о названиях тканей, ее свойствах и др.

 Если учитель назвал верный ответ, то ученики должны встать, если неверный, то присесть на корточки.

    Упражнения для глаз:

 - Вертикальные движения глаз.  

  - Горизонтальные движения глаз.  

     - Вращения глазами.

   

- Нарисовать глазами спираль.        

Физкультминутки в 7-9 классах.

  1. Упражнения для глаз. Нарисовать ими следующие геометрические фигуры:
  • правильный треугольник;
  • окружность по часовой стрелке, а потом против;
  • прямоугольник;
  • параллелограмм;
  • трапецию;

                -     параллельные прямые

Проводить физминутки помогают компьютерные презентации. Дети выполняют эти упражнения под музыку.

Постоянно проводим пальчиковую гимнастику. Это различные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев. Эти упражнения детям хорошо известны, т.к. применяются и на других уроках. Они улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

6.  Игровые технологии

Игровые технологии на уроках - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Главной целью применения игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения  игр. 

Учитель заботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использует это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого  познавательного интереса, который, зачастую, полностью отсутствует у учащихся со сниженным интеллектом.

        Немаловажная роль здесь отводится игровой технологии на уроках профессионально-трудового обучения  - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Главная задача каждого преподавателя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться.

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Для УО игровые приемы, фрагменты урока уместны до 9кл.

Игра – творчество, игра – труд.

  • В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

 Главной целью применения  игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения  игр.

Цели применения  игр:

  •  Развитие мышления;
  •  Углубление теоретических знаний;
  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;
  •  Организация свободного времени;
  •  Общение со сверстниками;
  •  Воспитание сотрудничества и коллективизма;
  •  Приобретение новых знаний, умений и навыков;
  •  Формирование адекватной самооценки;
  •  Развитие волевых качеств;
  •  Контроль знаний;
  •  Мотивация учебной деятельности и др.

7. Компьютерные технологии

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные творческие способности учащихся.

Компьютерные технологии представляют огромные возможности для развития процесса образования, формирования информационно-образовательной среды, основу которой составляют компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео- и аудиотеки, видеоконференции и другие приложения сферы образования. При разработке такой среды упор делается на самостоятельную работу обучающихся, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня. Образовательный процесс характеризуется, в первую очередь, тем, что он интерактивен в своей организации, имеет конкретную предметную область познания и реализует технологии доступа к образовательным ресурсам. Эффективность образовательного процесса во многом определяется обеспечением условий дружественного взаимодействия пользователей и информационно-образовательной среды с помощью телекоммуникационных средств.

 Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определенные схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации, который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме, производится преподавателем  на одном компьютере (желательно с применением средств проекции). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они привносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

8.Метод проектов

Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, которая интегрирует проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

В последние годы метод проектов находит все большее распространение. Для выполнения требований проектной деятельности учителям необходимо не только переосмысливать традиционные методы преподавания, но и овладевать новыми технологиями, перенимать опыт у учителей-новаторов.

 Приверженцы метода проектов утверждают, что проект – это и метод обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования. Причем эффективность проекта как метода обучения состоит в том, что помимо знаний, умений и навыков учащиеся приобретают опыт деятельности, а его уникальность – в ориентации на достижение целей самими учащимися. Универсальность проекта как формы организации учебного процесса заключается в том, что его можно применять и в учебное, и во внеурочное время. А философия проектов – это философия «цели и деятельности, результатов и достижений»: не только оснащение учащихся знанием теории наук и принципов морали, но и овладение умением поставить цель и добиться ее реализации, приобрести опыт работы в команде, взаимопомощи, умения выслушать товарища, принятия решения и готовности за него ответить.

 Метод проектов – это способ достижения намеченного результата, который предусматривает технологическую проработку всего пути.

Технология – это «воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на заданную цель».

Итак, плюсы использования в школе метода проектов очевидны: ребята с удовольствием, поскольку это для них важно, участвуют в проектной деятельности, приобретая и знания, и опыт их применения, и умение общаться. И если учитель примет решение овладеть проектной технологией и применять ее в дальнейшей профессиональной деятельности, в выигрыше окажутся все: ученики и их родители, школа и сам учитель.

 Главной целью инновационных технологий в коррекционной школе является подготовка подростка с ОВЗ  к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения познавательной активности на уроках математики

В данной работе рассказывается о работе по активизации познавательной деятельности на уроках математики. В данной работе раскрыты различные формы и методы работы, позволяющие стимулировать работу обуч...

Инновационные методы и приемы повышения познавательной активности на уроках математики.

Стратегическим направлением активизации обучения является  создание дидактических психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но...

Повышение познавательной активности на уроках математики учащихся с ОВЗ

Данная статья о различных методах и приёмах, которые можно использовать на уроках математики для повышения познавательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Игра, как способ повышения познавательной активности на уроках математики

Роль игровых технологий в развитии логического мышления велика. Именно благодаря ним дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. А главное ...

Мастер-класс: «Интерактивные формы и методы как средство повышения познавательной активности обучающихся на уроках естественно-географического цикла»

Цель: продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании предметов естественно-географического цикла.Задачи:Вспомнить, что такое интерактивные формы и методы; ...

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ...