Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажные фантазии»
рабочая программа по технологии на тему

Шихова Ольга  Александровна

Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа «Бумажные фантазии»557.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное казенное учреждение

дополнительного образования детей

Оричевский районный Дом детского творчества

п. Оричи Кировской области

Принята методическим советом                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Оричевского Дома творчества                                                       Директор Оричевского

«12» сентября 2012 г.                                                                      Дома  творчества

Протокол № 1                                                                                                Т.Ю. Соколова  

                                                                                                           «12» сентября  2012 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Бумажные фантазии»

Направленность: художественно-эстетическая

Возраст детей: 7 – 12  лет

Срок реализации программы: 3 года

                                                 

                                                           

                                                   Автор-составитель программы    

                                                  Ольга Александровна Шихова

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   первой квалификационной категории

                                                                   

п. Оричи 2012 г

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажные фантазии» имеет художественно – эстетическую  направленность.

        К Г. Паустовский писал: «...Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления. Педагог должен воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – качества, которые находят яркое выражение в творчестве.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования.

Программа «Бумажные фантазии» основана на работе с бумагой – материалом, обладающим пластическими свойствами знакомые каждому ребенку. Программа предлагает  разные техники конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация.

         Новизна программы заключается в синкретизации  разных техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.

Педагогическая целесообразность программы

Ценной особенностью бумаги является возможность с самых первых шагов обучения изготавливать практически полезные, нужные вещи. При работе с бумагой совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Наряду с этим обогащается творческий опыт, формируется воображение. Обучающиеся сосредотачиваются на процессе изготовления поделки для получения желаемого результата, что способствует концентрации внимания.

Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают у обучающихся такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка. Разнообразие видов и сортов бумаги дает возможность подбирать материал в соответствии с назначением изделий и требованиями, предъявляемыми к ним.

Авторский вклад в программу заключается в  синкретизации (смешивании и соединении) техник бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), в  авторских идеях при создании и оформлении изделий из бумаги, в разработке учебно –методического комплекса к программе «Бумажные фантазии».

Социальная значимость программы заключается:

  • в возможности самовыражения с использованием доступных средств – бумаги, а так же в многообразии используемых технологий бумагопластики (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация);
  • в экономичности и доступности материала;
  • в формировании у обучающихся экологической культуры через использование вторичного и бросового материала;
  • в отсутствии возрастных ограничений, возможности социальной адаптации детей в условиях разновозрастных групп;
  • в возможности использования созданных на занятиях изделий в качестве подарков, сюрпризов для родных, друзей и близких, для декоративного оформления кабинетов, создания уютного интерьера дома;
  • в индивидуальности: каждое изделие имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход;
  • в социализации: возможности самовыражения личности, формированию коммуникативных навыков, прямому общению обучающихся в объединении.

Цель программы: развитие творческого мышления и потенциала обучающихся посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги и художественного оформления изделий.

Задачи обучения:

Образовательные: 

  1. познакомить с техниками конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  2. формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  3.  отрабатывать практические навыки использования инструментов при работе с бумагой;
  4.  формировать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

  1. способствовать развитию и совершенствованию основных психологических процессов личности обучающихся (внимание, воля, чувства, память, мышление, воображение, фантазия);
  2. развивать творческие способности при выполнении заданий различного уровня сложности с целью формирования знаний, умений и навыков в системе;
  3. способствовать формированию личности обучающихся, его познавательным интересам, убежденности, мировоззрения через содержание учебного материала, деятельности детей на занятиях, общение.

Воспитательные:

  1. формировать интерес к конструкторской деятельности, декоративно- прикладному и изобразительному творчеству;
  2. воспитывать любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость;
  3. формировать эстетическую и экологическую культуру обучающихся;
  4. формировать эмоционально – ценностные отношения к миру, себе, к природе;
  5. воспитывать потребность обучающихся в самовыражении посредством выбранной деятельности, в самоутверждении через участие в массовых мероприятиях, выставках и конкурсах разного уровня, самореализации в творческих работах.

Отличительные особенности программы

Обучение и воспитание в объединении «Бумажные фантазии» осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций заключается в консультативной роли, т.е. обучающийся  получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно – ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Все выполненные поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых занятий дети начинают понимать, что понятия «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Принципы, лежащие в основе программы «Бумажные фантазии»:

• доступности (простота изготовления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (наличие методологической базы и теоретической основы);

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность избавить детей от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программа рассчитана  для обучающихся   7 - 12 лет.

Принимаются в объединение все желающие по заявлению родителей.

Срок реализации программы 

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Год обучения

Количество часов в год

Режим занятий

1 год обучения

144 часа в год

2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения

216 часов в год

2 раза в неделю по 3 часа

3 год обучения

216 часов в год

2 раза в неделю по 3 часа

Формы и режим занятий

Программой предусматривается разнообразие форм деятельности обучающихся на занятиях:

- групповая или  фронтальная формы деятельности обучающихся используется при изучении нового материала, при знакомстве с новой техникой;

- индивидуальная форма деятельности используется при создании поделок, при подготовке к выставкам творческих проектов, зачетных занятий.

Формы проведения занятий: учебное занятие; познавательные игры; видеозанятие; защита творческих проектов; экскурсия; творческие выставки.

Основной формой обучения является учебное занятие.

Программой предусмотрены также формы воспитательной работы:

- мероприятие – события, занятия;

- дела – общая работа, важные события для коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе.

Типы учебных занятий:

- изучение нового материала;

- самостоятельная работа;

- обобщающее повторение;

- контрольно-учетное занятие;

- комбинированное.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемный;

- частично-поисковый;

- творческий.

Приемы обучения:

- словесные – рассказ, беседа;

- наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;

- практические – самостоятельная, практическая работы.

Работа с родителями:

- открытые занятия для родителей;

- мастер – классы для родителей;

- совместное проведение мероприятий;

- помощь детям в использовании поделок.

Ожидаемые результаты

К концу освоения программы обучающиеся должны знать:

  1. понятия оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание;
  2. правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  3. свойства различных видов бумаги;
  4. материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
  5. технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
  6. основные правила цветоведения;
  7. правила организации и планирования работы.

Должны уметь:

  1. самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  2. оформлять изделия в соответствии с правилами цветоведения;
  3. пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
  4. самостоятельно составлять композиции из бумаги;
  5. читать и записывать схемы оригинальных поделок;
  6. изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
  7. самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
  8. правильно организовывать и планировать работу.

Способы определения  результативности 

Результативность деятельности обучающихся в творческом объединении определяется с помощью следующих диагностик: «Мотивы и интересы посещения объединения», «Диагностика личностного развития обучающихся», «Социально – психологическая адаптация» (Приложение № 49).  

Результативность обучения определяется диагностикой «Диагностика результативности обучения по дополнительной общеобразовательной программе» (Приложение № 49), а так же устного опроса, наблюдения, практического задания, просмотра работ, опросов в игровых формах: кроссворды, конкурсы. При оценке знаний и умений учитывается участие в выставках – конкурсах  декоративно – прикладного творчества, стабильность посещения занятий и интерес к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается удовлетворенность работой в творческом объединении детей и родителей на основе собеседований и анкеты «Удовлетворенность деятельностью объединения» (Приложение № 49).

Формы подведения итогов реализации программы:

  Участие в  выставках декоративно-прикладной направленности

 (районных, областных, всероссийских и международных);

  Организация и проведение тематических выставок в объединении;

  Игры - соревнования;

  Открытые занятия для родителей;

  Презентация творческих проектов;

  Просмотр-защита индивидуальных итоговых работ;

  Коллективная работа для оформления интерьера ДДТ. 

Итоговая аттестация обучающихся по программе «Бумажные фантазии» состоит из двух этапов: теоритического и практического. Теоритический этап проводится по билетам (Приложение № 50). Каждый билет содержит 3 вопроса:

1 вопрос: понятие оригами  (папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание);

2 вопрос: материалы и инструменты, используемые в технике оригами, (папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание);

3 вопрос: базовые формы в оригами; виды аппликации; этапы при создании  работ в технике айрис – фолдинг; виды торцевания;  приемы создания изображений в технике пейп – арт; основные формы, используемые в технике квиллинг; технология приготовления массы для папье-маше; приёмы техники художественного вырезания.

Практический этап: представить 2 изделия, сделанные в любых 2 техниках, изучаемых по программе, с поэтапным рассказом их изготовления.

Аттестация проводится по желанию, носит добровольный характер.

Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о прохождении обучения по программе «Бумажные фантазии».

Учебно-тематический план 1 года обучения

Задачи 1 года обучения:

- обучить основам бумагопластики в техниках оригами, торцевание, квиллинг, айрис  фолдинг, аппликации из бумаги;

- научить рационально использовать бумагу; складывать базовые формы оригами; читать схемы в технике айрис – фолдинг, решать задачи на плоскостное конструирование;

-  познакомить с видами бумаги и  основами цветоведения;

-  способствовать формированию творческого мышления;

-  развивать наблюдательность, память, воображение;

-  формировать умение давать оценку своей работе;

- воспитывать коммуникабельность, культуру взаимоотношений в коллективе.

№ занятия

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Материал - бумага

6

2

4

3

Цветоведение

4

1

3

4

Аппликация из бумаги

16

6

10

5

Айрис фолдинг

16

6

10

6

Торцевание

16

6

10

7

Квиллинг

34

4

30

8

Оригами

34

4

30

9

Зачетная работа по пройденному материалу за год

4

-

4

10

Массовые  мероприятия

10

-

10

11

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

144

31

113

Содержание  1 года обучения

1.Вводное занятие

Теория: Знакомство с программой кружка, её целями и возможностями (Приложение № 51). Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами.  Правила и приемы организации рабочего места для работы с бумагой.

Инструменты и приспособления, применяемые при работе с бумагой и клеем (ножницы, линейка, угольник, шаблоны, трафареты, салфетки для снятия лишнего клея). Техника безопасности при работе с инструментами. (Приложение №1). Общее представление о назначении бумаги.

Практика: Диагностика «Мотивы и интересы» (Приложение № 49).

2.Материал – бумага

Теория: История бумаги (Приложение № 3).  Технология изготовления бумаги (Приложение № 5). Виды бумаги и ее свойства: пластичность, упругость, прочность. Влияние влаги на бумагу (Приложение № 2).

Знакомство с основными правилами работы с бумагой при выполнении изделий в разной технике исполнения. Основные приёмы обработки бумаги и подготовки её к работе.

Практика: Определение видов бумаги. Изготовление бумаги своими руками (Приложение № 4)

3.Цветоведение

Теория: Цветовой круг. Палитры цвета. Значение цвета в композиции (Приложение № 6)

Практика: Создание графической композиции эмоционального состояния человека («Радость», «Нежность», «Беспокойство», «Страх», «Желание»).

4.Аппликация

Теория: История аппликации (Приложение № 7). Знакомство с видами и технологиями аппликаций (плоская, симметричная, модульная) (Приложение № 8). Материал и образ. Простейшие приёмы обработки материалов для создания образа.

Практика: Разрезание бумаги по прямолинейной разметке. Приёмы наклеивания деталей. Задачи на плоскостное конструирование (Приложение № 9). Разметка деталей по шаблону. Разметка прямых линий по линейке и сгибанием. Использование разных способов выкраивания бумаги для создания разных образов. Выполнение творческих работ в виде плоской, симметричной и модульной аппликации. (Приложение № 10).

5.Айрис-фолдинг

Теория: Из истории айрис- фолдинг (Приложение № 11). Основные этапы применения техники айрис – фолдинга (Приложение № 12). Чтение схем (Приложение № 14).

Практика: Создание шаблона и работа с ним в стиле радужного складывания (Приложение № 15). Изготовление цветка, сердца, кошки в технике айрис – фолдинг (Приложение № 13).

6.Торцевание

Теория: Знакомство с техникой обработки бумаги – торцевание (Приложение № 16). Виды торцевания (Приложение № 17) . Виды торцовочек и их изготовление (Приложение № 18). Размещение деталей по выбранному силуэту. Особенности торцевания на пластилине.

Практика: Изготовление поделок, открыток, сюжетных композиций в технике торцевание: «Утята на пруду», «Валентика», «Цветы в Вазе».

7. Квиллинг

Теория: История возникновения техники квиллинга. (Приложение № 19), Основные правила работы. Разметка. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник» (Приложение № 20). Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях. (Приложение № 21).

Практика: Вырезание полосок для квиллинга. Изготовление поделок в технике квиллинг: цветы, бабочки, кошка, снежинки. (Приложение № 22)

8.Оригами

Теория: Знакомство с оригами. Термины, принятые в оригами. Условные обозначения на схемах. Приемы чтения схем оригами (Приложение № 23). Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы». Базовые формы «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Катамар», «Рыба», «Бутон», «Птица», «Блинчик» (Приложение № 24). Плоские оригамные изделия.

Практика: Складывание простых форм из бумаги. Чтение схем, демонстрирующих процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями.

Фигурки людей и животных. Звёзды, орнаменты и символы (Приложение № 25)

9. Зачетная работа

Выполнение творческих работ по изученным темам: аппликация из бумаги, айрис – фолдниг, квиллинг, оригами, торцевание. Оформление и проведение  выставки декоративно прикладного творчества. Диагностика личностного развития обучающихся, «Удовлетворенность работой объединения», «Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе», «Социально – психологическая адаптация детей» (Приложение № 49).

10 Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодний балл, 8 Марта, чаепития, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.  

11 Итоговое занятие

Подведение итогов за год (Приложение № 52). Задание на лето. Чаепитие.

Ожидаемый результат 1 года обучения

К концу изучения 1 раздела программы, обучающиеся должны знать:

- особенности работы с бумагой,  виды бумаги и её свойства;

- инструменты, правила работы с ними;

- правила работы в техниках айрис – фолдинг, торцевание, квиллинг, оригами;

- палитру цветов.

Должны уметь:

- работать с инструментами и материалами;

- складывать базовые формы в оригами;

- работать в техниках: аппликация, айрис – фолдниг, торцевание, квиллинг, оригами;

- решать задачи на плоскостное конструирование; читать схемы;

- давать оценку своей работе;

- правильно организовывать рабочее место.

Учебно - тематический план 2 года обучения

Задачи 2 года обучения:

 -  дать понятия папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации;

- обучить технике фигурного вырезания, папье-маше, объемной аппликации;

- углубить и расширить знания по оригами и квиллингу;

-формировать самостоятельность в создании творческих индивидуальных работ в известных техниках работы с бумагой;

- прививать навыки безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;

- формировать умение давать оценку своей работе;

- воспитывать ответственность к работе и поручениям у обучающихся;

- продолжить работу над формированием дружного, сплоченного коллектива.

№ занятия

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Объемная аппликация

18

6

12

3

Фигурное вырезание

30

9

21

4

Квиллинг

30

9

21

5

Оригами

69

9

60

6

Папье-маше

42

9

33

7

Зачетная работа по пройденному материалу за год

9

-

9

8

Массовые воспитательные мероприятия

12

-

12

9

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО

216

45

171

Содержание 2 года обучения

1.Вводное занятие

Теория: Знакомство с целями и задачами  2-го года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности (Приложение № 1)

Практика: Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива (Приложение № 26, 51). Диагностика «Мотивы и интересы» (Приложение № 49)

2.Объемная аппликация

Теория: Плоскостные и объёмные аппликации – сходство и различие. Виды объёмных аппликаций: симметричные, из гофрированных, объёмных бумажных элементов (комочков, катышков) (Приложение № 8).

Практика: Создание  сюжетных  аппликаций «Веселый лужок», «Вот какое море», «Звезды и созвездия», «Джунгли», «Сказки», «Животный мир»  (Приложение № 27).

3.Фигурное вырезание

Теория: Освоение приёмов техники художественного вырезания. Выбор эскиза, материала. Умение работать с разными инструментами для работы с бумагой (Приложение № 1).

Практика:  Снежинки, салфетки, гирлянды, открытки с цветами, валентинки. (Приложение № 28).

4.Квиллинг

Теория: Знакомство с объемным квиллингом (Приложение № 20).  Правила изготовления объемных элементов, сборка изделия. Оформление объемной композиции. Петельчатая техника, ее виды (Приложение № 29).

Практика: Изготовление цветов: лилии, тюльпана, нарцисса. Изготовление листиков петельчатым способом. Изготовление шкатулок, корзинок, Оформление композиции. (Приложение № 30).

5.Оригами

Теория: Знакомство с объёмными оригамными изделиями. Знакомство с техникой изготовления модуля для выполнения фигурок людей и животных (Приложение № 31). Техника изготовления коробочки и упаковки (Приложение № 32). Техника изготовления модульного оригами (Приложение № 33).

Практика: Фигурки людей и животных.  Коробочки и упаковки. Лебедь, совёнок, бабочка, зайчик в технике модульного оригами. (Приложение № 34).

6.Папье – маше

Теория: Что такое папье – маше. Способы изготовления изделий из папье -  маше в послойной технике. Материалы для изготовления изделий из папье – маше (Приложение № 35).

Практика: Посуда в технике папье – маше. Игрушка – бабочка. Карнавальная маска. Ваза для цветов. Оформление изделий. (Приложение № 36).

7. Зачетная работа

Выполнение творческих работ по изученным темам: объемная аппликация, оригами, папье – маше, квиллинг, фигурное вырезание. Оформление и проведение выставки декоративно – прикладного  творчества. Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, «Социально – психологическая адаптация детей», Диагностика «Личностного развития обучающихся»  (Приложение № 49).

8. Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, новогодний балл, 8 Марта, чаепития, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.  

9. Итоговое занятие

Подведение итогов за год (Приложение № 51). Задание на лето. Чаепитие.

Ожидаемый результат 2 года обучения

К концу изучения 2 раздела программы, обучающиеся  должны знать:

- понятия папье – маше, фигурное вырезание, объемная аппликация;

- технику фигурного вырезания, папье-маше, объемной аппликации;

- правила  безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;

- материалы для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации, оригами, квиллинг;

- инструменты для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации; оригами, квиллинг.

Должны уметь:

- выполнять правила  безопасной работы с инструментами для фигурного вырезания и квиллинга;

- выбирать материалы для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации;  работать инструментами  для работы в технике папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации;

- самостоятельно создавать творческие, индивидуальные работы; давать оценку своей работе;

- ответственно относиться к работе и поручениям.

Учебно - тематический план 3 года обучения

Задачи 3 года обучения:

- познакомить с понятием пейп – арт;

- научить работать в технике пейп – арт;

-  расширять знания работы в техниках папье – маше, фигурное вырезание, объемной аппликации, квиллниг;

- развивать умение переносить известные способы действия в новые условия;

- развивать умение выполнять работу по собственной инициативе;

- формировать адекватную оценку своей работе, осуществлять самоконтроль.

№ занятия

Тема

Количество часов

Всего

в том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Фигурное вырезание

27

9

18

3

Квиллинг

30

6

24

4

Оригами

45

15

30

5

Папье -маше

42

6

36

6

Пейп-арт

45

12

33

7

Зачетная работа по пройденному материалу за год

9

-

9

8

Массовые воспитательные мероприятия

12

-

12

9

Итоговое занятие

3

-

3

ИТОГО

216

51

165

Содержание 3 года обучения

1.Вводное занятие

Теория: Задачи и содержание занятий 3 года обучения. Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях (приложение № 1)

Практика: Диагностика учащихся «Мотивы и интересы посещения объединения» (Приложение № 49)

2.Фигурное вырезание

Теория: Приёмы техники художественного вырезания. Эскизы и материалы для фигурного вырезания. Правила работы с инструментами (Приложение № 1). Шаблоны для техники фигурного вырезания (Приложение № 39). Правила вырезания и сборки куба – туннеля (Приложение № 37). Изготовление открыток в технике фигурное вырезание.

Практика: изготовление куба – туннеля. Открытки: «С днем рождения», «Роза», «Цветок в горшочке». Пасхальные композиции. Букетик для мамы. Оформление праздника.  (Приложение № 38)

3.Квиллинг

Теория: Объемный квиллинг из гофрокартона (Приложение № 20).  Правила изготовления объемных элементов, сборка изделия. Оформление объемной  композиции.

Практика: Изготовление фигурок животных, людей, цветов из гофрокартона (Петушок, обезьянка, корова, ромашки, слон, тигр и др.). Составление композиций из гофрокартона «На лугу», «Ромашки», «Музыканты», «На лесной опушке». «Ангел» (Приложение № 40).

4.Оригами

Теория:  Понятие о кусудаме. Истоки искусства. Правила, материалы и инструменты для изготовления кусудам (Приложение № 41). Базовые формы в оригами (Приложение № 24). Самостоятельное чтение схем базовых форм. Составление композиции с использованием сложенных фигурок, дополнительных деталей и фона. Составление композиций с использованием полученных фигурок по собственному замыслу.

Цветочные композиции в технике оригами. Принципы составления цветочных композиций (Приложение № 43). Значение цвета в композиции (Приложение № 6).  Цветочные композиции на бумажных трубочках.  Цветочные композиции на бумажных камнях (Приложение № 44).

Практика: Изготовление кусудам «Шар звездный», «Шар праздничный»,     «Розовый куст», «Цветочная сказка», «Лекарственный шар» (Приложение № 42). «Фонтан», «Каллы», «Березки», «Розы», «Нежность», «Лютики», «Каменный цветок», «Каменная горка» (Приложение № 44).

5.Папье-маше

Теория: Папье – маше. Способы изготовления объемных изделий папье -  маше из массы. Правила приготовления массы. Формы для папье – маше. (Приложение № 35). Правила обработки изделий папье – маше.

Практика: Гусеница, Ангел, Башмак, кошечка, фото – рамки, сова. Составление сюжетных композиций с использованием фигурок, выполненных в технике папье – маше «В лесу», «Зоопарк», «Птицы леса» (Приложение № 45)

6.Пейп-арт

Теория: Понятие пейп – арт. История возникновения техники. Материалы и инструменты для работы в технике пейп – арт. Базовые элементы. Приемы создания изображений. Объемные элементы (Приложение № 46).

Практика:  оформление ваз: «Морской конек», «»Маков цвет», «Гусар». Создание панно «Аквариум», «В мире животных», «Лето красное». Оформление шкатулок «Книга магии», «Райское яблочко». Создание гобелена «Туманный лес» (Приложение № 47).

7. Зачетная работа

Выполнение творческих работ по изученным темам: оригами, папье – маше, квиллинг, фигурное вырезание, пейпр – арт. Оформление и проведение выставки декоративно – прикладного  творчества. «Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе», «Диагностика личностного развития обучающихся», «Удовлетворенность работой объединения» (Приложение № 49)

8. Массовые мероприятия

Обучающиеся участвуют во внутрикружковых мероприятиях и мероприятиях, проводимых в Доме творчества. День здоровья, Новый год, 8 Марта, в районных и областных, Всероссийских и международных выставках.  

9. Итоговое занятие

Подведение итогов за год (приложение № 51). Праздник окончания учебного года «Здравствуй лето».

Ожидаемый результат

К концу освоения программы обучающиеся должны знать:

  1. понятия оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, аппликация, фигурное вырезание;
  2. правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  3. свойства различных видов бумаги;
  4. материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой и правила работы с ними;
  5. основные правила цветоведения;
  6. правила организации и планирования работы.

Должны уметь:

  1. самостоятельно выполнять изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квилиннг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация;
  2. оформлять изделия в соответствии с правилами цветоведения;
  3. пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
  4. самостоятельно составлять композиции из бумаги; читать и записывать схемы оригинальных поделок; изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
  5. самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
  6. правильно организовывать и планировать работу.

Методическое обеспечение программы

Для реализации программы  дополнительного образования «Бумажные фантазии» необходимы следующие условия:

 Материально-техническое обеспечение:

- рабочий кабинет со  столами и стульями,  полками вдоль стен;

- компьютер для поиска, использования  информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео- и аудиоряды) на дисках, видео- и аудио- носителях, для создания наглядности, составления каталогов работ воспитанников, образцов и схем работ; для просмотра и работы с имеющимися  Internet- материалами по различным техникам работы с бумагой;

- мультимедийное оборудование: интерактивная доска; принтер; проектор;

- цифровой фотоаппарат;

- наборы бумаги для занятий (цветная и белая бумага для принтера, гофрокартон, калька, тутовая, пергаментная, газетная, туалетная, салфетки);

- карандаши (простые, цветные, пастель);

- маркеры и выделители;

- ножницы для бумаги, фигурные ножницы;

- скрепки, булавки;

- клей (ПВА, канцелярский, термоклей, клей – гель, обойный, клестер);

- чертежные инструменты: линейки, транспортиры, циркули, линейка шаблон;

- шило;

- стека;

- мат для резки бумаги;

- фигурные дыроколы;

- нож для художественных работ;

- набор пинцетов;

- кусачки;

- двусторонний скотч;

- клеевые подушечки;

- ластик;

- зубочистки;

- термопистолет с горячим клеем;

- алебастр;

- вазелин;

- бумажное вторсырье;

Дидактические материалы

Для занятий по программе «Бумажные фантазии» созданы:

- индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого обучающегося: схемы, трафареты, шаблоны, таблицы – памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени по темам программы;

- альбомы с фотографиями - образцами по темам: папье-маше, оригами, объемное конструирование, айрис – фолдинг, торцевание, оригами, квиллинг, пейп – арт.

- собрана библиотека по декоративно - прикладному творчеству, а также методике преподавания прикладных видов творчества.

Диагностический материал (Приложение № 49)

  • Диагностика личностного развития обучающихся
  • Мотивы и интересы
  • Социально – психологическая адаптация детей    
  • Удовлетворенность деятельностью
  • Диагностика результативности обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе

Список  литературы

Для педагога:

  1. Гаврилова А. Фигурное вырезание из бумаги. – Ростов –на – Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, - 2012. – 192: ил.
  2. Богатова И. Оринами. Цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011 – 176: ил.
  3. Зайцева А. Искусство квилинга: магия бумажных лент. -  М: Эксмо, 2009, 64: ил.
  4. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – АСТ –Пресс,  -  2011. – 104: ил.
  5. Курочкина Л., Щур Т., Ургард А. Забавные фигурки делаем из гофрокартона. – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, - 2012. -  96: ил.
  6. Третьякова М. декоративные цветы из гофробумаги. – Донецк: «Издательство СКИФ»,- 2014.- 53: ил.
  7. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М: Просвещение, - 2004.- 208: ил.
  8. Дадашова З.  Волшебная бумага . – Ростов – на – Дону: Феникс, - 2013. – 95: ил.
  9. Сорокина Т. Техника пейп – арт. – М: «АСТ – ПРЕСС», - 2014. – 88: ил.
  10. Дубасова А., Зайцева А. папье – маше: коллекция оригинальных идей. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
  11. Жукова И. забавные самоделки в технике модульного оригами. - М: ЭКСМО, - 2013. – 66: ил.
  12.  Богатова И. Оригами: цветочные композиции. – М: Мартин, - 2011. – 176: ил.
  13. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru;  http://podelki-bumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.

Для детей:

  1. Иванова Е.П. Поделки из папье – маше. – Харьков: Клуб семейного досуга, - 2011. – 63: ил.  
  2. Зайцева А.А. Объемный квиллинг: создаем фигурки из гофрокартона – М: ЭКСМО, - 2013. – 64: ил.
  3. Лыкова И.А. Неужели из бумаги: азбука аппликации. – ООО «Карапуз – Дидактика», - 2007. – 45: ил.
  4. Проснякова Т. Забавные фигурки: модульное оригами. – М: АСТ – ПРЕСС, 2011. – 104: ил.
  5. Долженко Г.И. Поделки из бумаги. – Ярославь: Академия развития, - 2011. – 32: ил.
  6. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Объемные фигурки животных из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2009. – 62: ил.

Для родителей:

  1. Дадашова З.Р. Резные открытки. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2013. – 35: ил.
  2. Вырезаем из бумаги. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2011. – 32: ил.
  3. Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2011. – 62: ил.
  4. Кабаченко С. Бумажные человечки. – М: ЭКСМО, - 2011. – 64: ил.
  5. Васина Н. Бумажная симфония. – М: Айрис – Пресс, - 2010. – 125: ил.
  6. Интернет сайты по декоративно – прикладному творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru;  http://podelki-bumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnika-tatyany-sorokinoj и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной образовательной направленности «Бумажная фантазия». Возраст детей – 8 – 12 лет, срок обучения – 2 года.Цель...

Дополнительная образовательная программа "Бумажная фантазия"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бумажная фантазия"....

Дополнительная общеобразовательная программа Лоскутная фантазия

Лоскутный дизайн - это удовольствие. Оно дает полную свободу выражения, в котором вместо красок используются нитки и ткани. В лоскутном творчестве замечательно то, что нет никаких ограничений в выборе...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажные фантазии "

Программа "Бумажные фантазии " художественной направленности, предназначена для обучающихся 7-10 лет. Срок реализации 2года. Программа не только учит обучающихся приемам работы с бумагой, ис...

Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"

Дополнительная общеразвивающая программа"Бумажные фантазии" Направленность: художественнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихся: 7 – 10 летСрок реализации программ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Бумажное конструирование и моделирование"

Данный вид деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, а также на формирование таких качеств, ...


 

Комментарии

Шихова Ольга  Александровна

Программа «Бумажные фантазии» основана на работе с бумагой – материалом, обладающим пластическими свойствами знакомые каждому ребенку. Программа предлагает разные техники конструирования из бумаги: оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация