Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажные фантазии"
рабочая программа

Панова Екатерина Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа

"Бумажные фантазии"

 

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 18 месяцев (144 часов)

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» … Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.  Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей позволяет формировать эстетический вкус, развивать трудовые умения и навыки. В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемым в школе.

Но как научить мыслить нестандартно, творчески маленького человека? Как помочь ему открыть и выразить себя наиболее полно? Как в условиях современного общества с его растущей механизацией и компьютеризацией, неуклонно снижающейся долей ручного труда, дать ему возможность почувствовать радость и гордость от сделанного своими руками?      Именно эти вопросы помогает решать дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии», позволяющая сформировать у обучающихся интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством и творческой деятельности в целом.   

Объём программы составляет 144 академических часа.

  • первый год обучения – 72 часа, 9 месяцев;
  • второй год обучения – 72 часа 9 месяцев.

Срок освоения программы «Бумажные фантазии» рассчитана на 2 учебных года (18 месяцев).

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: одно занятие - 1 академический час, второе занятие - 1 академических часа с перерывом между занятиями 10 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у обучающихся мотивации к творческой деятельности, выявление, развитие и реализация творческого потенциала в области декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                                     

Задачи программы. Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели:

обучающие:

- знакомство с традиционными и современными видами и техниками декоративно-прикладного творчества, обучение приемам работы с различными материалами.

развивающие:

- развитие эмоциональной сферы, пространственного и логического мышления, художественно-эстетического вкуса, творческого воображения, оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности.

воспитательные:

- формирование мотивации к творческому труду, работе на конечный результат.

1.3. Планируемые результаты обучения

В конце обучения обучающиеся должны показать следующие результаты:

Предметные результаты:

по окончании обучения обучающиеся будут знать:

 - используют приобретенные знания и умения для изготовления не сложных творческих работ по бумагопластике и декоративно-прикладному творчеству;

- знают правила техники безопасности;

- термины основных изучаемых понятий техники торцевания, назначение и свойства материалов, назначение применяемых ручных инструментов, виды, приемы и последовательность выполнения операций;

- различные техники работы с бумагой и последовательности изготовления изделий;

- о материалах и инструментах, применяемых в этом виде прикладного искусства, правилами безопасной работы с ними;

уметь:

 - гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- работать с различными инструментами и приспособлениями с соблюдением техники безопасности;

- применять выразительные средства различных видов декоративного творчества для изготовления собственных продуктов;

- воплощать свои творческие идеи в изделиях;  

- оформлять готовые изделия.

Метапредметные образовательные результаты: развитие эмоциональной сферы, пространственного и логического мышления, художественно-эстетического вкуса,   творческого воображения, сформированность оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности  (понимание и осознание причин ее успеха или неуспеха); использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления, демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.

Личностные образовательные результаты:

-  сформированность мотивации к творческому труду, работе на конечный результат;

-   имеют навыки самостоятельности и личной ответственности за собственные поступки;

- имеют навыки коммуникации (доброжелательность, сопреживание, эмоциональное восприятие и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumazhnye_fantazii.doc1002 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Р.П. ОЗИНКИ»

ОЗИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

Протокол №___от ______2020 года

«Утверждаю»

Директор МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

 ________С.А. Сысова                        

Приказ №____от________ 2020 года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 18 месяцев (144 часов)

Автор-составитель:

Панова Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

                                                 

                                               

р. п. Озинки 2020

Информационная карта

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области

2. Название программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Панова Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196;

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

6. Устав МБУДО «ДДТ р.п. Озинки».

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Тип программы

общеразвивающая

4.5. Вид программы

модифицированная

4.6. Уровень освоения программы

ознакомительный

4.7. Возраст обучающихся

по программе

7- 10 лет

4.8. Форма реализации программы

очная

4.9. Продолжительность обучения

  1. месяцев (144 часа)

5. Заключение педагогического совета

Протокол заседания № 4 от «20» мая 2020 г.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» Озинского района Саратовской области (далее ДДТ) носит художественную направленность, уровень освоения ознакомительный и разработана в соответствии с:

1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196;

5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

6. Уставом МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки».

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» … Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших.

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.  Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей позволяет формировать эстетический вкус, развивать трудовые умения и навыки. В процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемым в школе.

Но как научить мыслить нестандартно, творчески маленького человека? Как помочь ему открыть и выразить себя наиболее полно? Как в условиях современного общества с его растущей механизацией и компьютеризацией, неуклонно снижающейся долей ручного труда, дать ему возможность почувствовать радость и гордость от сделанного своими руками?      Именно эти вопросы помогает решать дополнительная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии», позволяющая сформировать у обучающихся интерес к занятиям декоративно-прикладным творчеством и творческой деятельности в целом.  

Актуальность программы, заключается в том, что она дает возможность современному ребенку, используя ручной труд, прикоснуться к творчеству, создавая собственные продукты из различных материалов.  

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Бумажные фантазии» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся. Занятия с бумагой в разных техниках помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Новизна программы состоит в том, что:

 * разработка, изготовление и применение дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка;

* вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность (нахождение информационного материала с помощью библиотеки, интернета).

Программа модифицированная, составлена на основе рекомендаций по обучению детей младшего школьного возраста основам изобразительной деятельности и образовательной программы творческой мастерской «Волшебные краски» и направлена на изучение декоративно-прикладного искусства

Отличительная особенность программы заключаются в том, что программа даёт возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребёнка для более успешного творческого развития.

Программа «Бумажные фантазии» построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном; нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.

Адресат программы «Бумажные фантазии» рассчитана на обучающихся от 7 до 10 лет.

Возрастные особенности категории обучающихся 7- 10 лет: младшие школьники отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета, наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно, поэтому педагог берет на себя роль наставника. К возрастным особенностям внимания также относится его сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для отдыха (физкультминутки и релаксирующие паузы). 

Объём программы составляет 144 академических часа.

  • первый год обучения – 72 часа, 9 месяцев;
  • второй год обучения – 72 часа 9 месяцев.

Срок освоения программы «Бумажные фантазии» рассчитана на 2 учебных года (18 месяцев).

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю: одно занятие - 1 академический час, второе занятие - 1 академических часа с перерывом между занятиями 10 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у обучающихся мотивации к творческой деятельности, выявление, развитие и реализация творческого потенциала в области декоративно-прикладного творчества.                                                                                                                                                    

Задачи программы. Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение поставленной цели:

обучающие:

- знакомство с традиционными и современными видами и техниками декоративно-прикладного творчества, обучение приемам работы с различными материалами.

развивающие:

- развитие эмоциональной сферы, пространственного и логического мышления, художественно-эстетического вкуса, творческого воображения, оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности.

воспитательные:

- формирование мотивации к творческому труду, работе на конечный результат.

1.3. Планируемые результаты обучения

В конце обучения обучающиеся должны показать следующие результаты:

Предметные результаты:

по окончании обучения обучающиеся будут знать:

 - используют приобретенные знания и умения для изготовления не сложных творческих работ по бумагопластике и декоративно-прикладному творчеству;

- знают правила техники безопасности;

- термины основных изучаемых понятий техники торцевания, назначение и свойства материалов, назначение применяемых ручных инструментов, виды, приемы и последовательность выполнения операций;

- различные техники работы с бумагой и последовательности изготовления изделий;

- о материалах и инструментах, применяемых в этом виде прикладного искусства, правилами безопасной работы с ними;

уметь:

 - гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- работать с различными инструментами и приспособлениями с соблюдением техники безопасности;

- применять выразительные средства различных видов декоративного творчества для изготовления собственных продуктов;

- воплощать свои творческие идеи в изделиях;  

- оформлять готовые изделия.

Метапредметные образовательные результаты: развитие эмоциональной сферы, пространственного и логического мышления, художественно-эстетического вкуса,   творческого воображения, сформированность оценочных и рефлексивных умений в декоративно-прикладной деятельности  (понимание и осознание причин ее успеха или неуспеха); использование в работе сформированных в процессе обучения навыков пространственного и логического мышления, демонстрация в выполненных заданиях творческого воображения и фантазии.

Личностные образовательные результаты: 

-  сформированность мотивации к творческому труду, работе на конечный результат;

-   имеют навыки самостоятельности и личной ответственности за собственные поступки;

- имеют навыки коммуникации (доброжелательность, сопреживание, эмоциональное восприятие и т.п.).

1.4. Учебный план

1 года обучения

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

В том числе

теория

практика

Вводное занятие. Знакомство.  Т.Б., инструменты, материалы, оборудование используемые на занятии.

2

2

-

Входной контроль,

опрос, тестирование

1.

Материал - бумага

2

2

-

Обсуждение, беседа

2.

Техника «Квиллинг».

6

2

4

Беседа, обсуждение, выполнение задания

3.

Основные формы скручивания бумаги

12

5

7

3.1.

«Тугая спираль», «Капля», «Треугольник», «Долька»

2

1

1

Наблюдение, беседа, опрос, сюжетно - ролевая игра

3.2.

«Завитки», «Спирали в виде стружки»

2

1

1

Опрос

3.3.

«Глаз», «Лист»

2

1

1

Обсуждение, беседа, сюжетно – ролевая игра

3.4.

«Полукруг», «Стрела»

2

1

1

Собеседование

3.5.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

3

1

2

Итоговое занятие, выставка

3.6.

Развлекательная программа «Поле чудес»

1

-

1

Викторина по теме

4.

Изготовление аппликаций в технике «Квиллинг»

29

9

20

4.1.

Объёмные и бахромчатые цветы

4

1

3

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.2.

Дары осени

4

1

3

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.3.

Объёмная снежинка

3

1

2

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.4.

Композиция на диске

2

1

1

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.5.

Подкова на счастье

3

1

2

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.6.

Объёмное панно «Зоопарк»

3

1

2

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.7.

Композиция «Ура! Пришла весна»

3

1

2

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.8.

Семейное древо

4

1

3

Наблюдение, обсуждение, беседа

4.9.

Изготовление украшений в изученной технике

3

1

2

Выставка, беседа

5.

Изготовление изделий в технике оригами

16

2

14

5.1.

Искусство модульного оригами

3

1

2

Выполнение задания, беседа, игра

5.2.

Рыбка

2

-

2

Наблюдение, выполнение задания, беседа

5.3.

Змейка

1

-

1

Наблюдение, выполнение задания, беседа

5.4.

Пингвинёнок

2

-

2

Наблюдение, выполнение задания, беседа

5.5.

Мышка

2

1

1

Наблюдение, выполнение задания, беседа

5.6.

Карандашница из модулей

3

1

2

Наблюдение, выполнение задания, беседа

5.7.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

4

1

3

Викторина по изученной теме

5.8.

Выставка творческих работ

1

-

1

Беседа, выставка

Итого

72

24

48

1.5. Содержание учебного плана первого года обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с целями и задачами объединения на текущий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Проективная диагностика. Работа в рамках коллективного творческого проекта «Что нам стоит город построить?».

Раздел 1. Материал - бумага

Теория. Знакомство с материалом – бумага. История возникновения и ее свойства. Разнообразие бумаги, ее виды. Знакомство с техникой «квиллинг».

Раздел 2.  Техника «Квиллинг»

Теория. Понятие «квиллинг»? Знакомство с историей возникновения этого вида творчества. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Практика. Просмотр мастер- класса по разметке и нарезания полосок для работы в данной технике.

Раздел 3. Основные формы скручивания бумаги

Тема 3.1. «Тугая спираль», «Капля», «Треугольник», «Долька»

Теория. Инструкция к разделу. Просмотр видеоматериалов и презентаций. Знакомство с условными обозначениями, обозначающими приемы и операции. Изготовление форм «Капля», «Треугольник», «Долька». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Практика. Складывание по схеме базовые формы данной техники.  Выполнение задания.

Тема 3.2. «Завитки», «Спирали в виде стружки»

Теория. Инструкция к разделу. Знакомство с новыми формами квиллинга: «Завиток», «Спираль в виде стружки», показать обозначение этих форм на схеме.

Практика. Складывание по схеме базовые формы данной техники.  Выполнение задания.

Тема 3.3. «Глаз», «Лист»

Теория. Инструкция к разделу. Знакомство с новыми формами квиллинга: «Глаз», «Лист», показать обозначение этих форм на схеме.

Практика. Складывание по схеме базовые формы данной техники.  Выполнение задания.

Тема 3.4. «Полукруг», «Стрела»

Теория. Инструкция к разделу. Знакомство с новыми формами квиллинга: «Полукруг», «Стрела», показать обозначение этих форм на схеме.

Практика. Складывание по схеме базовые формы данной техники.  Выполнение задания.

Тема 3.5.  Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Применение форм в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. Выполнение «Коллективной работы», с использованием основных форм изученной техники «Квиллинг».

Тема 3.6.  Развлекательная программа «Поле чудес»

Практика. Проведение развлекательной программы «Поле чудес» с конкурсами и викторинами по изученной теме.

Раздел 4. Изготовление аппликаций в технике «Квиллинг»

Тема 4.1. Объёмные и бахромчатые цветы

Теория. Знакомство с простейшими и более сложными приемами изготовления цветов. Подбор цветовой гаммы. Технология изготовления объемных и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Основные приёмах работы при сборке цветов.

Практика. Изготовление простых цветов «Роза», «Ирис», «Сирень» из базовых форм данной техники. Изготовление бахромчатых цветов.

Тема 4.2. Дары осени

Теория. Знакомство с технологической картой изготовления поделки «Дары осени». Презентация примеров работ.

Практика. Разработка схемы поделки. Выполнение заготовки из базовых форм. Сборка поделки.

Тема 4.3. Объёмная снежинка

Теория. Знакомство с технологической картой изготовления поделки «Объёмная снежинка». Презентация примеров работ.

Практика. Выполнение индивидуальной работы по изученной теме. Разработка схемы поделки. Выполнение заготовки из базовых форм. Сборка поделку.

Тема 4.4. Композиция на диске

Теория. Знакомство с техникой выполнения работы на диске, показ фотографий.

Практика. Разработка дизайна своей композиции на диске. Изготовление заготовок и сборка композиции.

Тема 4.5. Подкова на счастье

Теория. Знакомство с примерами оформления работы «Подкова на счастье». Рассказать о традициях и оберегах.

Практика. Разработка дизайна своей подковы. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют подкову, на счастье.

Тема 4.6. Объёмное панно «Зоопарк»

Теория. Знакомство со способами выполнения поделки «Зоопарк». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Самостоятельное выполнение заготовки для объёмного панно «Зоопарк». Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 4.7. Композиция «Ура! Пришла весна»

Теория. Знакомство со способами выполнения поделки «Весна». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Самостоятельное выполнение заготовки для композиции «Ура! Пришла весна». Оформление композиции.

Тема 4.8. Семейное древо

Теория. Знакомство со способами выполнения поделки «Семейное древо». Подбор цветовой гаммы. Показ фотографий.

Практика. Самостоятельное выполнение заготовки для своего семейного древа. Сборка поделки. Оформление работы.

Тема 4.9. Изготовление украшений в изученной технике

Теория. Просмотр презентации «Украшения». Технология разработки дизайна своих украшений (серёжки, браслеты, кольца, подвески, брелки).

Практика. Выполнение необходимых заготовок. Сборка украшений.

Раздел 5. Изготовление изделий в технике оригами

Тема 5.1. Искусство модульного оригами

Теория. Понятие «модульное оригами», история возникновения. Основные правила разметки и вырезания листа. Способы складывания модульного оригами.

Практика. Складывание модулей по схеме. 

Тема 5.2. «Рыбка»

Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «рыбки». Сборка поделки из готовых модулей.

Тема 5.3. «Змейка»

Теория. Знакомство с технологией выполнения «змейки» из модулей. Показ фотографий готовых работ.

Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «змейка» из модулей. Сборка поделки из готовых модулей.

Тема 5.4. «Пингвинёнок»

Теория. Знакомство с технологией выполнения «пингвинёнка» из модулей.

Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «пингвиненка» из модулей. Сборка поделки из готовых модулей.

Тема 5.5. «Мышка»

Теория. Знакомство с технологией выполнения «мышки» из модулей.

Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «мышка» из модулей. Сборка поделки из готовых модулей.

Тема 5.6. Карандашница из модулей

Теория. Знакомство с технологией выполнения «карандашница» из модулей. Показ презентации.

Практика. Складывание по схемам моделей на основе базовой формы «карандашница» из модульного оригами. Обучающиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.

Тема 5.7. Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Повторить понятие «композиция». Способы и правила её составления. Применение форм в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. Выполнение «Коллективной работы», с использованием основных форм изученной техники «Квиллинг».

Тема 5.8. Выставка творческих работ

Практика: выставка детских работ. Подведение итогов. Награждение.

Учебный план 2 года обучения

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство.  Т.Б., инструменты, материалы, оборудование используемые на занятии.

2

1

1

Обсуждение, беседа, анкетирование

1.

Искусство квиллинга

27

10

17

Наблюдение, обсуждение, беседа

1.1.

Панно «Что нам осень подарила»

3

1

2

Наблюдение, обсуждение, беседа

1.2.

Птичка из ажурных элементов

3

1

2

Наблюдение, беседа, опрос

1.3.

Композиция «Натюрморт»

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.4.

Композиция «Береги природу»

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.5.

Закладка для книг

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.6.

Шкатулка

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.7.

Композиция «Узоры на окне»

4

1

3

Выполнение задания, опрос, беседа

1.8.

Резная снежинка

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.9.

Открытка «С Новым годом!»

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

1.10.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

1

-

1

Выполнение итогового задания

2.

Изделия в технике модульное оригами

11

4

7

2.1.

Искусство модульного оригами

2

1

1

Наблюдение, обсуждение, беседа

2.2.

Тюльпаны

2

1

1

Выполнение задания, опрос, беседа

2.3.

Фоторамка

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

2.4.

Фрукты

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

2.5.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

3.

Волшебный квиллинг

12

5

7

3.1.

Открытка «Валентинка»

2

1

1

Выполнение задания, опрос, беседа

3.2.

Виноград

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

3.3.

Композиция «Весна»

4

1

3

Выполнение задания, опрос, беседа

3.4.

Открытка для мамы к 8 Марта

2

1

1

Выполнение задания, опрос, беседа

4.

Изготовление изделий из гофрированного картона

9

2

7

4.1.

Панно из гофрированного картона

4

1

3

Выполнение задания, опрос, беседа

4.2.

Забавные игрушки из гофрированного картона

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

4.3.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

5.

Техника «торцевание» из бумаги

7

3

4

5.1.

Что такое торцевание из бумаги?

2

1

1

Наблюдение, обсуждение, беседа

5.2.

Изготовление открытки в технике торцевание.

2

-

2

Выполнение задания, опрос, беседа

5.3.

Ковёр в технике торцевания

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

5.4.

Изготовление поделки «Пасхальное яйцо» в технике торцевания

3

1

2

Выполнение задания, опрос, беседа

5.5.

Итоговое занятие «Коллективная работа»

1

-

1

Выполнение задания, опрос, беседа

Итого

72

27

45

1.5. Содержание учебного плана второго года обучения

Вводное занятие

Теория. Знакомство с целями и задачами объединения на текущий учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Проективная диагностика. Работа в рамках коллективного творческого проекта «Что нам стоит город построить?».

Раздел 1. Искусство квиллинга

Тема 1.1. Панно «Что нам осень подарила»

Теория. Знакомство с основным понятием «Панно». Способы и правила его составления. Применение формы в композициях.

Практика. Разработка дизайна панно. Подбор цветовой гаммы. Выполнение заготовки из базовых форм. Сборка панно.

Тема 1.2. Птичка из ажурных элементов

Теория. Технология изготовления птички из ажурных элементов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказ о приёмах работы, о подборе цветовой гаммы.

Практика. Разработка дизайна своей птички. Выполнение необходимых заготовок. Сборка композиции.

Тема 1.3. Композиция «Натюрморт»

Теория. Рассказ о технологии выполнения композиции «Натюрморт». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Выполнение заготовки для композиции «Натюрморт». Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 1.4. Композиция «Береги природу»

Теория. Рассказ о технологии выполнения поделки «Береги природу». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Выполнение заготовки для поделки «Береги природу». Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 1.5. Закладка для книг

Теория. Знакомство с примерами оформления закладки для книги, дневника, тетради. Просмотр презентации.

Практика. Разработка дизайна своей закладки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют свою закладку в технике «Квиллинг».

Тема 1.6. Шкатулка

Теория. Знакомство с технологической картой изготовления поделки «Шкатулка». Показ примера работ и презентации шкатулок в технике квиллинг.

Практика. Выполнение индивидуальной схемы своей шкатулки, изготовление заготовок из базовых форм. Собирают шкатулку.

Тема 1.7. Композиция «Узоры на окне»

Теория. Рассказать о технологии выполнения поделки «Узоры на окне». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Самостоятельное выполнение заготовки для поделки «Узоры на окне». Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 1.8. Резная снежинка

Теория. Знакомство с технологической картой изготовления поделки «Резная снежинка». Показать примеры работ.

Практика. Выполнение работы по данной теме, разработка схем поделки. Выполнение заготовки из базовых форм. Сборка поделки.

Тема 1.9. Открытка «С Новым годом!»

Теория. Рассказать о технологии изготовления открыток, просмотр презентации.

Практика. Выполнение работы по дизайну своей открытки. Выполнение необходимых заготовок. Сборка открытки.

Тема 1.10. Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Закрепление понятия «композиция». Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. Выполнение «Коллективной работы» по изученной теме.

Раздел 2. Изделия в технике модульного оригами

Тема 2.1. Искусство модульного оригами

Теория. Понятие, что такое «модульное оригами», история возникновения. Основные правила разметки и вырезания листа. Способы складывания модульного оригами.

Практика. Отработка навыка по складыванию модуля.

Тема 2.2. Тюльпаны

Теория. Рассказ о технологии выполнения поделки.

Практика. Изготовление поделки тюльпаны из модульного оригами. Самостоятельная работа по заготовкам модулей. Сборка тюльпана из готовых модулей.

Тема 2.3. Фоторамка

Теория. Рассказ о технологии выполнения фоторамки из модулей. Показ презентации.

Практика. Выполнение работы по изготовлению фоторамки из модульного оригами. Самостоятельная работа по заготовкам модулей. Сборка тюльпана из готовых модулей.

Тема 2.4. Фрукты

Теория. Рассказ о технологии выполнения фруктов в технике модульного оригами. Повторение техники безопасности.

Практика. Выполнение работы по изготовлению фруктов из модульного оригами. Самостоятельная работа по заготовкам модулей. Сборка тюльпана из готовых модулей.

Тема 2.5. Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Повторить понятие «композиция». Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. итоговое занятие «Коллективная работа». Объемная композиция из модульного оригами. Составление композиции из модулей. Задания даёт обучающимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Раздел 3. Волшебный квиллинг

Тема 3.1. Открытка «Валентинка»

Теория. Презентации изготовление поделки - открытки «Валентинка». Обучающиеся разрабатывают дизайн открытки.

Практика. Выполнение необходимых заготовок. Сборка открытки «Валентинки».

Тема 3.2. Виноград

Теория. Рассказ о технологии выполнения поделки «Виноград». Подбор цветовой гаммы.

Практика. Выполнение заготовок для поделки «Виноград». Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 3.3. Композиция «Весна»

Теория. Показать способы выполнения поделки «Весна». Подбор цветовой гаммы. Повторение техники безопасности.

Практика. Изготовление заготовок для композиции «Весна». Оформление композиции.

Тема 3.4. Открытка - сувенир к 8 Марта

Теория. Показ презентации «Открытка для мамы». Разработка дизайна открытки.

Практика. Изготовление заготовок. Сборка открытку.

Раздел 4. Изготовление изделий из гофрированного картона

Тема 4.1. Панно из гофрированного картона

Теория. Знакомство с новым материалом. Что такое гофрированный картон, история возникновения. Понятие «панно», способы и правила его составления. Рассказ о технологии выполнения панно из гофрированного картона. Подбор цветовой гаммы.

Практика. Выполнение работы по изготовлению заготовок для панно из гофрированного картона. Сборка поделки. Оформление композиции.

Тема 4.2. Забавные игрушки из гофрированного картона

Теория. познакомить с технологической картой изготовления забавных игрушек из гофрированного картона. Показать примеры работ.

Практика. каждый учащийся разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из гофрированного картона. Собирает поделку.

Тема 4.3. Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Повторение о понятии «композиция». Способы и правила её составления. Применение форм из гофрированного картона в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из гофрированного картона. Составление композиции. Задания даёт сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Раздел 5. Техника торцевания из бумаги

Тема 5.1. Что такое торцевание из бумаги?

Теория. Что такое «торцевание из бумаги»? Знакомство с историей возникновения этого вида творчества. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Тема 5.2. Изготовление открытки в технике торцевания

Теория. Показ презентации открыток в технике торцевания. Разработка дизайна открытки. Повторение техники безопасности.

Практика. Выполнение необходимых заготовок в технике торцевания. Сборка открытки.

Тема 5.3. Ковёр в технике торцевания

Теория. Рассказ: какие ковры можно сделать в технике торцевания. Показ презентации ковров в технике торцевания.

Практика. Разработка дизайна ковра. Изготавливают торцовки для ковра. Продолжают изготавливать торцовки для ковра. Дети продолжают изготавливать торцовки для ковра. Оформляют свой ковёр.

Тема 5.4. Изготовление поделки «Пасхальное яйцо» в технике торцевания

Теория. Рассказ о технологии выполнения поделки в технике торцевания.   Разработка дизайна поделки.

Практика: изготовление торцовок для пасхального яйца. Сборка поделки. Повторение техники безопасности.

Тема 5.5. Итоговое занятие «Коллективная работа»

Теория. Повторение о понятии «композиция». Способы и правила её составления. Применение форм из гофрированного картона в композициях. Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом.

Практика. Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из гофрированного картона. Составление композиции. Задания даёт сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

1.6. Формы аттестации планируемых результатов программы

Результативность освоения программы контролируется на протяжении всего процесса обучения. Для этого предусмотрено использование тестовых заданий, выполнение практических работ и творческих заданий, позволяющих проводить оценивание результатов, в том числе в форме самооценки. Кроме того, в конце каждого изучаемого раздела проходит промежуточный контроль знаний, умений и навыков.

Вводная диагностика (сентябрь). При приеме обучающихся в объединение проводится тестирование уровня развития мотивации ребенка к обучению, уровня знаний обучающихся в сфере применения ИКТ. Результаты тестирования фиксируются в специальных сводных таблицах.

Промежуточный контроль (декабрь) предусматривает: выполнение письменных заданий, педагогическое наблюдение. Уровень освоения программы отслеживается с помощью выполнения заданий по разработке различных творческих проектов - проблемных заданий с элементами игры. Задания подбираются в соответствии с возрастом обучающихся.

1 год обучения - кроссворд: «Основные формы скручивания», письменный опрос: «Забавные предметы» (10 загадок);

2 год обучения - письменный опрос: «Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, зубочистками». Самостоятельное изготовление поделки из формы капля.

Итоговая диагностика (май). В конце учебного года проводится итоговое занятие в форме конкурса конструкторских идей, выставки творческих проектов (характеризуемых фото- и видеоматериалами), где определяются и фиксируются в протоколе достижения каждого обучающегося.

Формы контроля: в процессе занятий используются формы: традиционные, комбинированные и практические занятия (лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы, презентации, соревнования).

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Методическое обеспечение

Образовательный процесс проходит в очной форме, построен по двум основным видам деятельности:

- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий (в том числе кейс-технологий), лекционные материалы);

- самостоятельная и практическая работа обучающихся (научатся работать нужными инструментами и приспособлениями при выкладке мозаики).

В программе реализуются теоретические и практические блоки, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, сформировать практические навыки в области алмазной вышивки. Таким образом, данная программа позволяет развить у обучающихся творческий склад мышления, способности к самостоятельному поиску, решению поставленных проблем, и создать условия для творческого самовыражения личности.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

 Основная форма деятельности обучающихся — это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность, в сочетании с групповой.

Виды занятий: вводное занятие; ознакомительное занятие; мастер-класс; занятие-консультация; комбинированное занятие; итоговое занятие.

Методы и приёмы работы по данной программе направлены на раскрытие творческих способностей ребенка, дают ему возможность попробовать себя, свои силы в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, ассоциативный, практический, частично-поисковый, творческий.

Приёмы: объяснение, беседа, показ материала, схем, иллюстраций, слайдов, образцов, детских работ, показ действий, практическая работа с опорой на схемы, образцы, творческая работа, повторение, контрольное задание.

В процессе реализации программы активно используются педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, сотрудничества, индивидуализации и обучения, коллективной творческой деятельности, ИКТ, технология развития критического мышления.

Примерный алгоритм построения занятия:

  1. этап - постановка проблемы;
  2. этап - конструирование решения;

III этап - демонстрация результатов и рефлексия.

Формы, приемы, и методы занятий. Формы подведения итогов.

1 год обучения

Наименование разделов

Форма организации занятий

Методы, приемы

Средства обучения

Формы контроля

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные

Иллюстрации слайды

Обсуждение, беседа

Материал – бумага

Практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Обсуждение, беседа

Техника «Квиллинг»

Мастер-класс, занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Изделия в технике квиллинг

Занятие-консультация, практические занятия, мастер-класс

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Изделия в технике оригами

Занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Формы, приемы, и методы занятий. Формы подведения итогов.

2 год обучения

Наименование разделов

Форма организации занятий

Методы, приемы

Средства обучения

Формы контроля

Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные

Иллюстрации слайды

Обсуждение, беседа

Искусство квиллинга

Мастер-класс, занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Изделия в технике модульное оригами

Занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Волшебный квиллинг

Занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Цветная бумага А4, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

Изготовление изделий из гофрированного картона

Практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Иллюстрации слайды, гофрированный картон

Выставка творческих работ

Техника торцевания из бумаги

Занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Гофрированная бумага, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Выполнение задания, беседа, опрос

Итоговое занятие «Коллективная работа»

Занятие-консультация, практические занятия

Словесные, наглядные, практические

Гофрированная бумага, цветной картон, клей ПВА, ножницы

Наблюдение, обсуждение, беседа

2.2. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Кабинет (ученические столы, стулья), светлое, просторное и проветриваемое помещение, соответствующее санитарно- гигиеническим требованиям.

Перечень оборудования

Техническое обеспечение

1. Мультимедиа-проектор BenQ – 1шт;

2. Ноутбук - 1 шт.;

3. Мультимедийный проигрыватель - 1 шт.

Мебель

1. Столы для обучающихся - 8 шт.;

2. Стулья - 15 шт.;

3. Стол – тумба – 1 шт.;

4.  Доска – 1 шт.;

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов.

Материалы и инструменты

Нормы оснащения на группу

1. таблицы, плакаты, рисунки, наглядный материал, схемы, технологические карты последовательности;
2. ообразцы работ, выполненных в технике квиллинг, оригами, торцевание;

3. ножницы с острыми концами для нарезания бумаги – 15 шт.;

4. линейки, лекала – 15 шт.;
5. цветная бумага – 15 шт.;

6. офисная бумага цветная – 20 листов;

7. офисная бумага белая – 20 листов;

8. картон цветной – 15 шт.;
9. клей ПВА – 15 шт.;

10. клей «Карандаш» для склеивания бумаги – 15 шт.;

11. зубочистки – 1 шт.

2.3. Перечень информационно-методических и дидактических материалов

Для успешной реализации программы используются: мультимедийный проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, сайт МБУДО «ДДТ р.п. Озинки»: http://domddt.lbihost.ru/, e- mail: dom.skolnika@mail.ru.

Дидактико - методические материалы:

  • подборка информационной и справочной литературы;
  •  практический материал;
  •  обучающее CD-издание (пособие для педагога);
  •  видеоматериалы (демонстрации сборки, работы моделей);
  •   ресурсы Интернет;
  •  диагностические методики;
  •  методические разработки по темам программы;
  •  пошаговые инструкции по выполнению заданий;
  •  фотографии картин, схем;
  •  подборка фрагментов программ.

Учебно-методический комплект представлен календарным учебным графиком, подобраны и разработаны конспекты занятий, диагностические материалы, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал, подборка информационной и справочной литературы, инструкции по выполнению схем.

Кадровое обеспечение

Реализацию дополнительной общеразвивающей программы будет осуществлять педагог дополнительного образования с средним профессиональным педагогическим образованием, прошедшая переподготовку по квалификации «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 1 квалификационной категории – Панова Екатерина Александровна.

2.4. Оценочные материалы

Формы и методы отслеживания результатов:

При оценивании учебных достижений обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажные фантазии» используются: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности, презентация творческих проектов с последующим обсуждением, выставка работ.

1. текущий контроль знаний по окончании изученной темы (контрольные опросы, контрольные задания, оценки самостоятельных работ детей, выставок, творческих заданий, анализ участия детей в выставках и конкурсах);

2. обсуждение;

3. самооценка;

4. педагогическая диагностика (анкетирование обучающихся, их родителей; личные беседы с обучающимися);

5. анализ открытых занятий;

6. анализ детских работ;

7. педагогическое наблюдение;

8. контрольные задания.

К формам отслеживания результатов учебно-воспитательной работы относятся также методы педагогического наблюдения. Примером может стать ведение педагогом «Сводной таблицы наблюдения» в течение учебного года. Сводная таблица наблюдений помогает спланировать работу так, чтобы обучающийся овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения. Вместе с тем таблица даёт возможность выявить сильные стороны в развитии каждого обучающегося, давая им возможность развиться. В процессе занятий каждый обучающийся может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.                                      

В качестве методов диагностики личностных изменений обучающихся в рамках обучения по данной программе используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология определения личностных качеств обучающихся заключается в том, что совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной).

Технология мониторинга личностного развития ребенка предполагает документальное оформление полученных результатов на каждого обучающегося. С этой целью педагогом оформляется диагностическая карта учета личностных качеств развития обучающегося.

Диагностическая карта заполняется дважды в течение учебного года. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого учащегося, а также планировать темп индивидуального развития. К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать обучающемуся, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

Способы проверки знаний обучающихся

Самыми оптимальными способами проверки знаний детей 7-10 летнего возраста, согласно психолого-физиологических особенностей, являются: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, практическая работа, демонстрация моделей, выставка, участие в конкурсах художественного и декоративно- прикладного творчества, фестивалях и других мероприятиях различного уровня.

Список литературы

Для педагогов:

  1. Выготский, Л.С. [Текст]: воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991.- 148 с.
  2. Гибсон, Р. Поделки. Папье-маше. [Текст]: бумажные цветы / Р. Гибсон - М.: Росмэн, 1996. – 356 с.
  3. Горский, В.А. Дополнительное образование детей [Текст]: методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В.А. Горский - М.: Просвещение, 2003.- 84 с.
  4. Соколова, С.  [Текст]: игрушки из бумаги / С. Соколова - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003.- 240 с.
  5. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000. – 152с.
  6. Чибрикова, О.В. [Текст]: забавные подарки по поводу и без / О.В. Чибрикова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 274 с.
  7. Чиотти, Д. [Текст]: оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти- Полигон С.-Петербург, 1998. – 138 с.

Для обучающихся:

  1. Быстрицкая, А. [Текст]: бумажная филигрань / А. Быстрицкая - М.: Просвещение, 1982. – 93 с.
  2. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д. Дженкинс - М.: Просвещение, 1982. – 142 с.
  3. Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: искусство в школе / А.А Пашаев, З.Н. Новлянский, - М.: Просвещение, 1995. – 238 с.
  4. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000. – 152с.

Интернет-ресурсы:

  1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы – [Электронный ресурс]. 2008.
  2. Квиллинг - искусство бумагокручения - [Электронный ресурс]. 2007-2010. 
  3. Шевчикова Т.А. Завитки квиллинг // - [Электронный ресурс] 2007-2011.
  4. Энциклопедия самоделок - [Электронный ресурс]. 2006.

Приложение №1

Календарный учебный график

1 года обучения

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Индивидуальная и групповая работа

2

Вводное занятие

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Анкетирование

Тренировочное занятие

2

Материал – бумага

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, наблюдение

Индивидуальная и групповая работа

6

Нарезание полосок для квиллинга

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

12

Основные формы скручивания

Индивидуальная и групповая работа

2

«Тугая спираль», «Капля», «Треугольник», «Долька»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

групповая работа

2

«Завитки», «Спирали в виде стружки»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа,

Викторина

групповая работа

2

«Глаз», «Лист»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки

Опрос, беседа

Выставка детских работ

Индивидуальная и групповая работа

2

«Полукруг», «Стрела»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Развлекательная программа «Поле чудес»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

29

Изделия в технике квиллинг

Индивидуальная и групповая работа

4

Объёмные и бахромчатые цветы

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

4

Дары осени

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Объёмная снежинка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Композиция на диске

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Подкова на счастье

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Объёмное панно «Зоопарк»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, выставка детских работ

Тренировочное занятие

3

Композиция «Ура! Пришла весна»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

4

Семейное древо

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Украшения

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, опрос

15

Изделия в технике оригами

групповая работа

3

Искусство модульного оригами

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, опрос

Индивидуальная и групповая работа

1

Рыбка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Змейка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, выставка детских работ

Индивидуальная и групповая работа

1

Пингвинёнок

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

 Выставка детских работ

Индивидуальная и групповая работа, дискуссия

2

Мышка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

 Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Карандашница из модулей

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

4

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

4

Аппликация в технике рваная бумага

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Развлекательная программа «Угадай мелодию»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Выставка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Календарный учебный график

2 года обучения

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Индивидуальная и групповая работа

1

Вводное занятие

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Анкетирование

27

Искусство квиллинга

Индивидуальная и групповая работа

2

Панно «Что нам осень подарила»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

групповая работа

2

Птичка из ажурных элементов

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа

Викторина

групповая работа

2

Объёмные и бахромчатые цветы

МБУДО «ДДТ р.п Озинки

Опрос, беседа

Выставка детских работ

Индивидуальная и групповая работа

2

Коляска

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Композиция «Натюрморт»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Композиция «Береги природу»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Закладка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Шкатулка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

4

Композиция «Узоры на окне»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Изогнутая капля

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Резная снежинка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Открытка «С Новым годом»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Портрет

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, выставка детских работ

Тренировочное занятие

1

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

11

Изделия в технике модульное оригами

Индивидуальная и групповая работа

2

Искусство модульного оригами

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, опрос

Индивидуальная и групповая работа

2

Тюльпаны

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, опрос

групповая работа

3

Прояви себя в «Модуле»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, опрос

Индивидуальная и групповая работа

1

Фоторамка

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Фрукты

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Беседа, выставка детских работ

Индивидуальная и групповая работа

1

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

 Выставка детских работ

12

Волшебный квиллинг

Индивидуальная и групповая работа

2

Открытка «Валентинка»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Виноград

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Композиция «Весна»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Открытка для мамы к 8 Марта

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

В технике «Гжель»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

9

Изготовление изделий из гофрированного картона

Индивидуальная и групповая работа

4

Панно из гофрированного картона

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

3

Забавные игрушки из гофрированного картона

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Развлекательная программа «Поле чудес»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

7

Техника торцевания

Индивидуальная и групповая работа

2

Открытка в технике торцевания

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Ковёр в технике торцевания

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

2

Объёмное «Пасхальное яйцо» в технике торцевания

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Индивидуальная и групповая работа

1

Итоговое занятие «Коллективная работа»

МБУДО «ДДТ р.п Озинки»

Опрос, беседа

Приложение 2

Критерии результативности программы

 Показатели критериев определяются уровнем:

  высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.    

Результаты

Критерии

Предметные результаты

Освоение обучающимися содержания программы

Разнообразие умений и навыков.

Глубина и широта знаний по предмету.

Практические и творческие достижения обучающихся

Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

Развитие общих познавательных способностей (воображение, память, речь, внимание).

Метапредметные результаты

Культура поведения обучающегося.

Характер отношений в коллективе.

Личностные результаты  

Забота о здоровье.

Приложение 3

Мониторинг образовательных результатов

  1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (пинцет, карандаш, схема).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

  1. Глубина и широта знаний по предмету

 Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности 

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.  

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений 

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри объединения, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри объединения.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

 Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита, слаба, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

1. Культура поведения обучающегося

Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).

Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.

Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

2. Характер отношений в коллективе

Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.

Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.

Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

Мониторинг социально-педагогических результатов

  1. Забота о здоровье

Высокий уровень (3 балла): обучающийся с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.

Средний (2 балла): обучающийся следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.

Низкий (1 балл): обучающийся выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.

Тест «Верны ли утверждения?»

1. Бумага – это волокнистый материал

а) да б) нет

2. Альбомная бумага лучше впитывает влагу, чем промокательная

а) да б) нет

3. Линия разрыва на бумаге будет более ровной, если сделать на ней чёткий сгиб

а) да б) нет

4. Начинать измерение по линейке и угольнику нужно с цифры 1

а) да б) нет

Выберите правильный ответ

5. Чертёж – это изображение детали, выполненной:

а) от руки в масштабе и по размерам

б) при помощи чертёжных инструментов в масштабе и по размерам

6. Как обозначается линия сгиба?

а) ________ б) //////////// в) - - - - - - - -

7. Материал - Что делаем?

1 Работа с бумагой А Резание, пришивание, проглаживание

2 Работа с тканью Б Сгибание, резание, разрывание, наклеивание

3 Работа с пластилином В Раскатывание, вытягивание, прощипывание

8. Назовите режущие инструменты:

а) игла; б) ножницы; в) кисточка.

9. Правила обращения с ножницами (выберите правильный ответ)

а) Ножницы берём только для работы.

б) Передавай ножницы острием вперёд

в) Не играй ножницами, не подноси их к лицу

г) Можно оставлять ножницы в открытом виде.

10. Определи, какой тебе нужен инструмент для выполнения определённого действия.

1. Возьму, чтобы выполнить рисунок А НОЖНИЦЫ

2. Возьму, чтобы провести ровную линию Б ЛИНЕЙКА

3. Возьму, чтобы резать бумагу В КАРАНДАШ

11. Оригами — это древнее искусство складывания фигурок из …

а) бумаги;

б) дерева;

в) пластилина.

12. Аппликация это –

а) вырезание и наклеивание изображений на основу;

б) складывание и соединение различных деталей в одну фигуру.

11. Представь изображение, выполненное в технике аппликации, и назови соотношение. Жанр – Изображение

1 .Счастливое лицо мамы А НАТЮРМОРТ

  1. Красивая роза в вазе Б ПЕЙЗАЖ

3. Домик Незнайки у реки В ПОРТРЕТ

12. Выбрать правильный ответ для вопросов 1-5 из ответов второго столбика А –Д

1. Сгибание, складывание, надрезание, вырезание А. Средства для разметки на бумаге

2. Шаблон, трафарет, Чертёж, линейка Б. Геометрические фигуры

3. Квадрат, круг, треугольник В. Виды графического

изображения

4. Рисунок, эскиз, чертеж, развертка Г. Виды бумаги

5. Картон, картон-гофра, мелованная, ватман,

калька Д. Приёмы работы с бумагой

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Сложить оригами «Пароход», используя графическую схему

Диагностическая карта результативности обучающихся

Ф.И. обучающегося

Критерии оценки результатов

Умение

фантазиро

вать

Умение

изобретать

Самоорган

изован-

ность

Умение

анализир

овать и

оценивать

Защита

индивиду

ал.проекта

Удовлетво

ренность

Взаимоде

йствие

со

сверстника

ми

Профессио

нальное

самоопре

деление

Общий

(сред

балл)

на

конец

учебн.

года

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

Критерии оценки результатов:

1 - Низкий уровень (проявляется в незначительной степени)

2 - Средний уровень (проявляется периодически)

3 - Высокий уровень (проявляется всегда, ярко выражен эмоциональный настрой на

деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Мастерская фантазий"

программа для объединений декоративно-прикладного творчества...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)

В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...

Образовательная программа дополнительного образования "Страна Фантазия"

Модифицированная образовательная программа дополнительно образования детей "Страна Фантазия". Направленность - художественно-эстетическая. Данная программа предусматривает развитие у обучающихся изобр...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, зат...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»

Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...