Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по художественно – эстетическому развитию несовершеннолетних «Мир фантазий»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Афанасьева Айше Усеиновна

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, затрудняет развитие творческих способностей.

Известно, что одним из эффективных путей совершенствования мелкой моторики рук является изобразительная деятельность и ручной труд. Они способствуют умственному, графомоторному, эмоционально – эстетическому и творческому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afanaseva_programma.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГКУ СО КК

Директор  ГКУ СО КК

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

М.М.Шевлякова

Е.М.Пунгина

«______» ___________________ 2015 г.

«_____» ____________________2015 г.

Дополнительная общеразвивающая образовательная  программа по

художественно – эстетическому развитию  несовершеннолетних

«Мир фантазий»

Разработчик:

Инструктор по труду

А.У.Афанасьева

Абинский р-н, ст. Холмская

2015 г.

Пояснительная записка

Как известно, у  детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации или социально – опасном положении и временно проживающих в детском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, наблюдается широкий спектр личностных деформаций, в том числе интеллектуальной и эмоциональной сферах, неуверенность в своих возможностях и способностях. Страх перед оценками взрослых мешают им проявлять инициативу, совершать позитивные поступки.

Недостаточное развитие мелкой моторики рук – проблема практически для всех детей, находящихся в центре. Это во многом тормозит общий уровень их сенсорного развития, особенно мышления и речи, затрудняет развитие творческих способностей.

Известно, что одним из эффективных путей совершенствования мелкой моторики рук является изобразительная деятельность и ручной труд. Они способствуют умственному, графомоторному, эмоционально – эстетическому и творческому развитию детей.

Рисунки и всевозможные поделки, представляющие собой продукт изобразительной деятельности и ручного труда ребенка, очень важны в коррекционно – реабилитационной работе. Они помогают, с одной стороны – определить основные проблемы ребенка, выявленные в процессе продуктивной деятельности, а с другой – найти пути их решения.

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников на основе уровня креативности.

Задачи:

  1. Побуждать интерес к различным видам творческой деятельности.
  2. Создать условия для самовыражения и развития творческих способностей.
  3. Коррекция отклоняющегося поведения.
  4. Обучать доступным приемам трудовой творческой деятельности.
  5. Корректировать недостаток познавательной, эмоционально – волевой сферы и мелкой моторики.
  6. Формировать адекватную самооценку, повышение уверенности в себе.
  7. Развивать навыки общения и эффективного взаимодействия.

Методика и технология реализации: Программа реализуется в 3 этапа.

1 этап – диагностический (1 час).  При поступлении воспитанника в группу с помощью рисуночного теста «Рисунок на свободную тему», практического задания, беседы, наблюдения выявляются уровень знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности. Анализируя результаты диагностики, делается вывод – был ли он объективен, уверен ли в своих силах и возможностях. По результатам обследования данные заносятся в диагностическую карту.

2 этап  реализации включает в себя систематизированный материал, используемый в данной программе,  разделенный  на 6 блоков, разделенных на темы. Общий объем занятий –24 часа:

- Работа с природным материалом (3 часа).

- Работа с бумагой: аппликация, коллаж (6 часов).

- ТРИЗ (9 занятий).

- Народные промыслы (2 часов).

- Цветной песок (2 занятия).

- Портрет (2 занятия).

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут, или 1 академический час.

3 этап – аналитический (1 час). На данном этапе делается заключительная диагностика по тем же методикам, которые использовались на первом этапе, данные диагностики заносятся в диагностическую карту, делаются графики, по которым можно отследить динамику развития навыков ручного труда несовершеннолетнего.

Категория обучаемых: несовершеннолетние дети и подростки в возрасте 5 – 18  лет. Дети этого возраста способны усваивать разнообразную информацию о видах изобразительной деятельности и ручного труда.

Форма обучения: практические занятия в мастерской.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.

Основные части занятия:

- введение – создание эмоционального отношения к работе,

- обсуждение пройденного ранее материала;

- знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов,

- подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;

- творческая деятельность детей;

- выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.

На занятиях должна быть доверительная, спокойная обстановка. Создаются ситуации, которые побуждают детей обратиться к товарищу, советоваться друг с другом, брать недостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. 

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности несовершеннолетних имеет большое значение в воспитательном процессе.

Режим занятий: индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия проводятся два раза в неделю с каждым ребенком, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 30 минут.

Состав исполнителей: специалисты учреждения (инструкторы по труду), имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Для повышения эффективности занятий педагог регулярно консультируется со специалистами,  выполняющими функции супервизора.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения:  аудитория, мольберт, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя на работу и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски для рисования, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), природный и бросовый материал, нитки, паетки, бисер и т.д.

Помещение для занятий отвечает всем требованиям, которые предъявляются к помещениям для занятий с различными методами работы. Оно светлое и проветриваемое. Не проходное и не просматриваемое для посторонних.

По окончании цикла занятий воспитанники должны:

  • Иметь представление о различных видах творческой деятельности;
  • Повысить уровень творческих способностей;
  • Владеть доступными приемами трудовой творческой деятельности;
  • Владеть навыками эффективного общения и взаимодействия;
  • Иметь адекватную самооценку, повысить уверенность в своих силах;
  • Улучшить коммуникативные навыки;
  • Осознать ценность собственной личности;
  • Иметь представление о рациональных способах организации свободного времени.

Методическое обеспечение программы

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.

Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:

Методы организации занятий:

-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.

-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.

-репродуктивный метод – метод практического показа.

Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.

Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы по группам (2-5 человек);

-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг.

Показатели эффективности реализации программы

1.  Систематичность  посещения  занятий  по  дополнительной  образовательной программе художественно-эстетической направленности «Радость творчества» детьми.

2.  Применение индивидуально-дифференцированного подхода к детям  с учётом специфики их развития.

3.  Степень сформированности изобразительных навыков у воспитанников.

4.  Сформированность  уровня  художественно-эстетической  компетенции  у  воспитанников.

5.  Применение несовершеннолетними полученных знаний и умений в самостоятельной и познавательной деятельности.

Содержание программы.

1 этап – диагностический.

На первом этапе осуществляется диагностика, которая направлена на выявление знаний, умений и навыков работы по изобразительной деятельности с помощью рисуночного теста «Выполнение рисунка на свободную тему», практического задания  «Выполнение аппликации на свободную тему», беседы на выявление знаний об изобразительном искусстве и художественных средствах, наблюдения.

 Второй этап направлен на осуществление коррекционной работы по следующим блокам:

2 этап – реализации.

  1. Работа с природным материалом
  1. Аппликация из листьев.

Сравнение рисунка и плана. Сравнение двух домов. Чертеж  плана спичечного коробка. Масштаб. Игра «Найди секретное послание».

1.2. Работа с семенами, ракушками. Оклеивание формы.

Ознакомительная беседа о свойствах природных материалов и способах работы с ним. Правила безопасности. Практическая часть. Анализ работ. Оценка качества занятия.

 

1.3. Выполнение композиции из природного материала (веток, желудей, орехов и т.д.).

Правила безопасной работы с клеем. Практическая работа. Физминутка. Анализ работ. Оценка качества

2. Работа с бумагой: аппликация, коллаж.

2.1. Выполнение    работ в технике  коллаж,  в смешанной технике.

Подбор цвета. Подбор  изображений людей,  птиц,  животных  соответствующего размера.

2.2. Аппликация «Открытка на праздник». Приветствие.

Организация рабочего места.  Повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами. Поэтапное изготовление аппликации по показу воспитателя. Анализ изделия.

2.3. Объемная аппликация. 

Техника безопасности в стихах. Практическая часть – изготовление аппликации из ниток. Физминутка. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3. ТРИЗ

3.1. Кляксография.

Беседа «Что такое кляксография?». Чтение стихотворения М.Волошина «Осенью». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3.2. Монотипия – отпечатывание, на что это похоже?

Беседа «Что такое монотипия?». Чтение рассказа Л.Толстого «Лебеди». Повторение правил безопасности при работе с клеем. Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3.3. Рисование пальцами, ладошками.

Беседа «Что такое пальцевая живопись?». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3.4. Рисование на мокрой бумаге.

Беседа «Техника мокрый рисунок». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3.5.  Рисуем пластилином.

Беседа «Пластилинография». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

 

3.6. Рисование восковыми мелками (волшебный рисунок).

Беседа «Техника: восковые мелки и акварель». Краткий пересказ сказки А.Милна и Б.Заходера «Винни-Пух и все-все-все». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

 

3.7. Рисование акрилом.

Беседа «Живопись акрилом». Чтение стихотворения или сказки про художников. Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

3.8. Аппликация на фольге.

Беседа «Техника: аппликация на фольге». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

 3.9. Рисование методом «Акварель и свеча».

Беседа «Техника: акварель и свеча». Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

4. Народные промыслы.

4.1. Знакомство с народными промыслами: изготовление посуды из глины. Практическое задание. Лепка.

Вступительное слово воспитателя «Приглашение на веселую ярмарку». Рассматривание творческих работ мастеров. Практическая часть. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

4.2. Роспись кухонной доски (изготовленной посуды) орнаментом.

Вступительное слово воспитателя «Приглашение на веселую ярмарку». Рассматривание творческих работ мастеров. Практическая часть. Физминутка. Подведение итогов. Выставка детских работ. Оценка качества занятия.

5. Работа с цветным песком.

5.1. Знакомство с особенностями работы с цветным песком.

Беседа «Техника: цветной песок».  Рассматривание работ. Практическая часть (Разработка эскиза). Подведение итогов. Оценка качества занятия.

5.2. Выполнение композиции из цветного песка.

Рассматривание образца. Практическая часть. Подведение итогов. Оценка качества занятия.

6. Портрет.

6.1. Рисуем лицо человека. Моя мама.

Работа с пословицей. Рассматривание картин знаменитых художников-портретистов. Объяснение последовательности изображение портрета. Физминутка. Практическая часть. Итог. Выставка работ. Оценка качества занятия.

6.2. Рисуем лицо человека. Мой друг.

Вступительное слово педагога: вспомнить последовательность изображения портрета. Практическая часть. Итог. Выставка работ. Оценка качества занятия.

3 этап - аналитический

На третьем, аналитическом этапе реализации программы проводится заключительная диагностика (проводятся диагностические методики, которые применялись на 1 этапе), направленная на анализ достигнутых результатов, сравнение их с первоначальной диагностикой.

Показателем эффективности программы являются результаты мониторинга.

Список литературы

Основная:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству - М.: Творческий центр сфера, 1999.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 1991.
  4. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 1998.
  5. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984.
  6. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
  7. Алан Гир и Барри Фристоун Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004.
  8. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  9. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  10. Ломоносова М.Т. Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003

Дополнительная:

  1. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.
  2. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.
  3. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.
  4. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.
  5. Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз
  6. Лыкова И.А. Чудесные писанки. Издательство: Карапуз, 2007.
  7. Лыкова И.А. Золотая хохлома. Издательство: Карапуз,2007.
  8. Карл Вёрман. История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.
  9. Пьер Порте. "Учимся рисовать": …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир; …зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.
  10. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь (Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента, 2002, 2003.
  11. Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009.
  12. Дуг Дюбоск. Как рисовать перспективу.-: Минск, ООО "Попурри", 2001.
  13. Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров.
  14. Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет

  «Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамирано...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»

Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"

         Данная  адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...