Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ "БАЯН" для обучающихся по программе "Инструментальное музицирование" срок реализации 7 (семь) лет.
учебно-методический материал по музыке на тему

Петрова Татьяна Васильевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПУРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

Обсуждена на заседании           педагогического совета

протокол

№ _____  дата_________________

                        

                  

      УТВЕРЖДАЮ

      Директор МБУ ДО  

      «Пуровская  ДШИ»  

       ______________Р.Е.Колтунов

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «БАЯН»

для обучающихся по программе

 «Инструментальное музицирование»

срок реализации 7  лет

 

 

 

 

 

Составитель:

Петрова Т.В.

 

 

п. Пуровск

2017 г

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Данная программа рассчитана в качестве предмета музыкальный инструмент – баян,  для обучающихся по программе «инструментальное музицирование» с 1 по 7 класс по 7 летней программе.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям, и в целом к народному творчеству. 

Новизна данной программы

Пересмотрены некоторые требования по обязательствам обучающихся и преподавателей, так было слово «должен» заменено на «предлагается освоить».

Гибкий  подход к программным требованиям предполагает, в основном, упрощение объёма репертуара, замену произведений крупной формы, полифонии - на более простые по фактуре и форме в зависимости от класса обучения, возрастных и  индивидуальных особенностей обучающихся, наличия либо отсутствия инструмента для домашних занятий.

Актуальность программы обусловлена целью музыкального образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка и заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными. В ходе обучения игре на баяне, аккордеоне у обучающихся развиваются музыкальные и творческие способности, прививается любовь к музыке. Формируется музыкальный вкус и расширяется кругозор, идет и интеллектуальное воспитание, развивается логическое мышление. Обучающиеся приучаются к трудовой дисциплине, прилежанию, упорству, чувству ответственности, умению правильно работать дома, самостоятельно мыслить.

Педагогическая целесообразность заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования элементарных практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Образовательные задачи:

Задачами учебного предмета являются:

·      ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

·      формирование элементарных навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, аккордеоне;

·      приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·      приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

Развивающие:

1.                  Развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание);

2.                  Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;

3.                  Развитие музыкального слуха;

4.                  Развитие музыкальной памяти;

5.                  Развитие чувства ритма;

Воспитательные:

1.                  Воспитание потребности общения с музыкой;

2.                  Воспитание музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки;

3.                  Приобщение ребёнка к нравственно – духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям;

4.                  Воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству;

5.                  Профилактика асоциального поведения;

6.                  Воспитание трудолюбия, воли и умения добиваться поставленной цели;

7.       Воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

8.    Воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Отличительные особенности данной программы:

1.                            Начальное обучение навыкам игры на баяне начинается с выборной клавиатуры левой руки.

2.                            Работа над ритмом ведётся по методике «Проблемно - модульного обучения  предмета сольфеджио»

Д.И. Шайхутдиновой.

3.                            Инструменты подбираются строго по соответствующим размерам, что позволяет выполнять здоровье сберегающие технологии.

 

Возраст детей, приступающих к освоению программы 9 (10)лет.

Срок реализации: Предлагаемая программа рассчитана на 7 летний срок обучения. При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» 7 летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по седьмой годы обучения составляет 34 недели в год.

Формы и режимы занятий: Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен за счёт предмета по выбору.

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность урока - 40 минут.

Ожидаемые результаты:

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе.

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

Формы подведения итогов реализации данной программы

Основными видами контроля обучающихся являются:

•      текущий контроль,

•      промежуточная аттестация обучающихся,

•      итоговая аттестация обучающихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

•      систематичность,

•      учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Каждый из видов контроля имеет свои це­ли, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающегося к изу­чаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспита­тельные цели и учитывает индивидуальные психологические особенно­сти обучающихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На осно­вании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодо­вые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень усвоения им программы на опре­деленном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации обучающихся являются:

•    контрольные уроки;

•    академические концерты.

Обучающиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов.

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением диффе­ренцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

           По состоянию здоровья  обучающийся может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если обучающийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

I полугодие


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами  ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Техника ведения меха. Игра двумя руками простых упражнений. Работа над  ритмом.

2 четверть

Штрих  non legato.Продолжение работы над развитием первоначальных навыков игры на баяне аккордеоне

(правильная, удобная посадка, постановка рук).

Детские песенки, упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов.

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (легато, нон легато). Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Гамма До мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой. Упражнения и этюды. Детские песенки, произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

4 четверть

Знакомство с основными элементами смысловых построений (мотив, фраза, предложение). Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа.

Упражнения и этюды. Детские песенки, народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. Гамма До мажор в одну октаву каждой рукой. Академический концерт.

 

 

Годовые требования:

В течение года обучающемуся предложено освоить10-12 произведений

различных по форме и содержанию: детские и народные песни, пьесы песенного и танцевального характера,  этюды.

В первом полугодии выступления на академическом концерте и техническом зачете не предусмотрены.

Технические требования: Гамма До мажор отдельно каждой рукой в медленном темпе (второе полугодие).

Отчётность обучающегося в течение года:

Академический концерт (II полугодие):

2 разнохарактерные пьесы

Примерный репертуарный список:

1.«Во саду ли, в огороде» русская народная песня

2.«Во поле берёза стояла» русская народная песня

3.«Два весёлых гуся» украинская народная песня

4.«Два кота» польская песня

5.«Как под горкой, под горой» русская народная песня

6.«Не летай, соловей»  русская народная песня

7.Филлипенко А. «Цыплята»    

8.Шплатова О. «Паровоз»

9.Шплатова О. «Частушка»

10.Детская песня «Василек»

11.Украинская народная песня «Лисичка»

12.Детская песня «Листопад».

 

 

 

Второй год обучения


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, Гамма До мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

2 четверть

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный обучающимся диапазон инструмента Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Развитие начальных навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

Академический концерт.

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Продолжение работы над культурой звукоизвлечения, штрихами, техникой ведения меха. Развитие у обучающегося творческой инициативы. Гамма Соль мажор в одну октаву отдельными руками. Упражнения и этюды. Обработки народных песен и танцев. Произведения современных композиторов.

4 четверть

Дальнейшее совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Гамма До мажор двумя руками в одну октаву. Гамма Соль мажор отдельными руками в одну октаву, арпеджио, аккорды.  Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох Подбор произведений по слуху.

 

Годовые требования:

В течение года обучающемуся предложено освоить 10-12 произведений:

2          пьесы с элементами полифонии;

4          разнохарактерных пьес

2  обработки народных песен и танцев;

2  этюда на различные виды техники;

2          произведения для самостоятельной работы;

Чтение нот с листа произведений из репертуара I класса

Технические требования: Гамма  До Мажор двумя руками в прямом движении в 1 октаву (I полугодие), Соль мажор отдельными руками. Аккорды, арпеджио в пройденных тональностях

Отчётность обучающегося в течение года:

Контрольный урок (I четверть)

 1. Этюд

Академический концерт (I полугодие):

2 разнохарактерные пьесы

Контрольный урок (III четверть):

1.      До мажор.

2.      Этюд

Академический концерт (II полугодие):

1. Обработка народной песни или танца

2 . Пьеса

Примерный репертуарный список:

Этюды:

  1.Салин А. Этюд a-moll

  2.Судариков А. Этюд G-dur

  3.Шитте Л. Этюд № 15

  4.Черни К. Этюд G-dur

Пьесы:

  5.Иванов В. Юмореска

  6.Колесов А. Буги-вуги

  7.Кузнецов Е. Гармошка-говорушка

  8.Майкопар С. Вальс

  9.Пономаренко С. Ивушка

Обработки народной музыки:

  10.Гуськов А. Обр. чешской нар.песни «Вышивание»

  11.Иванов А. Обр. рус.нар песни «Вдоль, да по речке»

  12.Ушенин В. Бел.нар. танец «Крыжачок»

Для подбора по слуху:

  13.«Ах, вы сени» рус.нар. песня

  14.«Во поле берёзка стояла» рус.нар. песня

  15.«Лапти» рус.нар. песня

  16.Шаинский В. «Антошка»

  17.Шаинский В. «Голубой вагон»

  18.Шаинский В. «Вместе весело шагать»

 

 

 

Третий год обучения

 


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Продолжение работы над культурой звукоизвлечения, штрихами, техникой ведения меха. Развитие у обучающегося творческой инициативы. Гамма До мажор двумя руками в одну октаву. Арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Обработки народных песен и танцев. Произведения современных композиторов.

2 четверть

Работа над динамикой, аппликатурой, штрихами. Создание художественного образа. Развитие воображения у обучающихся. Упражнения и этюды. Обработки народных песен и танцев. Произведения современных композиторов. Контрольный урок.

 

 

 

 

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Дальнейшее совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Развитие начальных навыков  чтения  нот с листа.  Гамма Соль мажор отдельными руками в одну октаву, арпеджио, аккорды.  Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох.

4 четверть

Работа над игровой координацией рук. Работа над более сложными ритмическими рисунками. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох. Академический концерт. Подбор произведений по слуху.

 

Годовые требования:

В течение года обучающему предложено освоить 10 - 12  произведений:

4          разнохарактерные пьесы

4 народных песен и танцев;

4  этюда на различные виды техники;

Технические требования:

Гамма  Соль Мажор отдельными руками в прямом движении в 1 октаву. (II полугодие). До мажор двумя руками в одну октаву.

Отчётность обучающегося в течение года

Контрольный урок (I полугодие)

1. Народная песня

Академический концерт (II полугодие):

1. Пьеса

Примерный репертуарный список:

Этюды:

  1.К.Черни «Этюд» Соль мажор.

  2.К.Черни «Этюд» Фа мажор.

  3.Ю.Гаврилов «Этюд» До мажор.

  4.Ю.Гаврилов «Этюд» ля минор.

Пьесы:

  5. М.Глинка «Полька»

  6.А.  Спадавеккиа «Добрый жук»

  7.В. А. Моцарт «Азбука»

  8.Л. Колесов «Весёлый дятел»

  9. Н. Чайкин  «Танец снегурочки»

Обработки народных песен и танцев:

  10. В. Брызгалин обработка рус. нар. танца «Трепак»

  11. В. Брызгалин Сибирская частушка

  12. Иванов  обр. рус. нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я.»

  13. Иванов обр.р.н.п. « Саратовская частушка».

  14. «Янка» белорусская полька

Для подбора по слуху:

  15.«Ах, вы сени» рус.нар. песня

  16.«Во поле берёзка стояла» рус.нар. песня

  17.«Лапти» рус.нар. песня

  18.Шаинский В. «Антошка.

 

 

 

Четвёртый год обучения


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Продолжать работу над ранее освоенными приемами игры на инструменте. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох.

2 четверть

Продолжать работу по развитию навыков  чтения  нот с листа.  Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. Контрольный урок.

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

Штрихи non legato, staccato. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву двумя руками арпеджио, аккорды.  Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения композиторов разных эпох.

4 четверть

Развитие полифонического мышления, в программу включаются пьесы с элементами полифонии. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву двумя руками арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения  композиторов разных эпох. Пьесы с элементами полифонии.

Академический концерт.

 

 

  Годовые требования:

В течение года обучающемуся предложено освоить 10-12  произведений:

4          произведения крупной формы или обработки народной песни (танца);

4          разнохарактерных пьесы

4  этюда на разные виды техники

 

Технические требования:

Гаммы До мажор и Соль мажор в 1 октаву двумя  руками.

Отчётность обучающегося в течение года

Контрольный урок (I полугодие):

1. Пьеса

Академический концерт (II полугодие):

1. Произведение крупной формы (обработка народной песни (танца)

Примерный репертуарный список:

Этюды:

  1.Гаврилов Ю. Этюд соч. 60 №2, 6, 10

  2.Рожков А. Этюд C-dur

  3.Черни К. Этюд a-moll

  4.Черни К. Этюд G-dur

  5.Лондонов Три полифонические пьесы.

Пьесы:

  6.Гаврилин В. «Играй, моя гармошка»

  7.Мясков К. Грустная песенка

  8.Шуман Р. Первая утрата

  9.О.Шилов «Веселое путешествие»

Для подбора по слуху:

  10. «Заиграй, моя волынка» русская народная песня

  11.«Заплетися, плетень» русская народная песня

  12.«По малину в сад пойдём» русская народная песня

  13.Шаинский В. «Голубой вагон».

 

Пятый  год   обучения


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Дальнейшее совершенствование приемов звукоизвлечения, работа над меховедением. Продолжение  работы над образами в музыкальных произведениях.  Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву двумя руками арпеджио, аккорды Гамма Фа мажор отдельными руками, арпеджио, аккорды. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Работа над формами музыкальных произведений. Связь между формами и образами в музыкальных произведениях.

Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Развитие навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения  композиторов разных эпох. Пьесы с элементами полифонии.

Контрольный урок.

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Работа, направленная на развитие мелкой техники. Гаммы До мажор двумя руками в две октавы. Соль мажор,  отдельно каждой рукой в две октавы. Для продвинутых обучающихся Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле с педагогом.

4 четверть

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции. Игра в ансамбле. Гаммы До мажор двумя руками в две октавы,  Соль мажор, отдельно каждой рукой в две октавы. Гамма Фа мажор отдельными руками в одну октаву.  Упражнения и этюды.  Произведения  старинных и современных композиторов. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. Академический концерт. Подбор произведений по слуху.

 

 

Годовые требования:

В течение года обучающемуся предложено освоить 10-12  произведений:

4          произведения крупной формы или обработки народной песни (танца);

4          разнохарактерных пьесы

4  этюда на разные виды техники

Технические требования:

Гаммы До мажор двумя руками в две октавы,  Соль мажор, отдельно каждой рукой в две октавы. Гамма Фа мажор отдельными руками в одну октаву.  

Отчётность обучающегося в течение года

Контрольный урок (I полугодие):

1. Пьеса

Академический концерт (II полугодие):

1. Произведение крупной формы (обработка народной песни (танца)

 

Примерный репертуарный список:

Этюды:

        1.Доренский А. Этюды № 71-130

        2.ЛешгорнА. Этюд d-moll

        3.Рожков А. Этюд d-moll

        4.Чапкий С. Этюд A-dur

        5. Черни К. Этюд G-dur

Пьесы.

        6.Косенко В. «Скерцино».

        7.Прокудин В. «Грустный паровозик»

        8.Савелов В. «Непоседы».

        9.Сурцуков В. «Юный ковбой»

Обработки народных песен, танцев

       10. Иванов Аз. Обр. укр. нар.песни «Ехал казак за Дунай»

       11. Самойлов Д. «Как у нас-то козёл»

       12.Самойлов Д. Обр. рус.нар. песни «Во кузнице»

Для подбора по слуху:

       13. Зацепин А. «Песенка о медведях» (к/ф «Кавказская пленница»)

       14.«По малину в сад пойдём» русская народная песня

       15.Шаинский В. «Песенка крокодила Гены».

       16. Зацепин А. «Песенка о медведях» (к/ф «Кавказская пленница»)

       17. Шаинский В. «Вместе весело шагать».

 

 

Шестой  год   обучения


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

  Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами. Гаммы До и Соль мажор в две октавы двумя руками арпеджио, аккорды Гамма Фа мажор отдельными руками, арпеджио, аккорды. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Развитие аппликатурной грамотности.  Умение самостоятельно разбираться в основных элементах смысловых построений (мотивов, фраз. Предложений, частей.) Упражнения и этюды.

Развитие навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения  композиторов разных эпох. Пьесы с элементами полифонии.

Контрольный урок.

 

 

 

 

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

 Совершенствование всех раннее освоенных обучающимися музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его  стремлением к творческой самостоятельности, активности. Упражнения и этюды. Обработки современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов.

4 четверть

 Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все раннее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.Игра в ансамбле. Гаммы До мажор, Соль мажор, двумя руками в две октавы. Гамма Фа мажор двумя руками в одну октаву. Упражнения и этюды.  . Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. Академический концерт. Подбор произведений по слуху.

 

Годовые требования:

В течение года обучающемуся предложено освоить 10-12  произведений:

4          произведения крупной формы или обработки народной песни (танца);

4          разнохарактерных пьесы

4  этюда на разные виды техники

Технические требования:

     Гаммы До мажор двумя руками в две октавы,  Соль мажор, двумя руками в две октавы. Гамма Фа мажор двумя руками в одну октаву.

Отчётность обучающегося в течение года

Контрольный урок (I полугодие):

1. Пьеса

Академический концерт (II полугодие):

1. Произведение крупной формы (обработка народной песни (танца)

Примерный репертуарный список:

 Этюды:

1.      Г.Вольфарт «Этюд» До мажор.

2.      К.Черни «Этюд» До мажор.

3.      В.Беньяминов «Этюд» ля минор.

4.      В.Слопов «Этюд» До мажор.

Пьесы:

5.      А.Рубинштейн «Мелодия».

6.      «Словацкая полька».

7.      М.Завадский «Шумка».

Обработки народных песен, танцев:

8.      Украинский народный танец «Увиванец».

9.      В.Бухвостов «Шелковая травушка».

10.  Обр.А.Крылусова «Бульба» Бел. Народный танец.

11.  Русская народная песня «Как пойду я, на быструю речку».

12.  Закарпатский народный танец «Ветерок».

Для подбора по слуху:

    13.Блантер «Катюша»

      14.«Вот кто-то с горочки» русская народная песня

    15.Мокроусов Б. «На позицию девушка»

   

 

Седьмой  год   обучения


п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

Учебная художественная – техническая работа

42

10

34

2.

 Музыкально – теоретическая подготовка

9

5

4

3.

 История исполнительства

1

1

4.

Музицирование

14

3

11

 

ИТОГО

68

19

49

 

I полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах смысловых построений (мотивов, фраз, предложений, частей). Гаммы До и Соль мажор в две октавы двумя руками арпеджио, аккорды Гамма Фа мажор двумя руками, арпеджио, аккорды. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков.Гаммы До и Соль мажор двумя руками в две октавы. Развитие навыков  чтения  нот с листа.  Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения  композиторов разных эпох. Пьесы с элементами полифонии.

Контрольный урок.

 

II  полугодие

Календар

ные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Совершенствование всех раннее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. Гаммы До мажор, Соль мажор,  двумя руками в две октавы.  Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле с педагогом.

4 четверть

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции. Игра в ансамбле. Гаммы До мажор, Соль мажор, двумя руками в две октавы. Гамма Фа мажор двумя руками в одну октаву. Упражнения и этюды.   Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. Академический концерт. Подбор произведений по слуху.

 

Годовые требования:

1. Произведение крупной формы или  обработка народной песни (танца)

2. Пьеса

Повтор пройденных гамм, чтение нот с листа, подбор на слух знакомых мелодий.

Отчётность обучающегося в течение года

Прослушивание программы выпускного экзамена

(I полугодие):

 1.  Обработка народной песни (танца)

(II полугодие) февраль-март

1.  Произведение крупной формы или  обработка народной песни (танца)

2. Пьеса

Примерный репертуарный список:

Этюды:

  1.К.Черни «Этюд» До мажор.

  2.Ж Дювернуа «Этюд» ля минор.

  3.К.Мясков «Этюд» ля минор.

  4.К.Мясков «Этюд» до минор.

Пьесы.

  5.Н.Цыбулин «Старинная полька».

  6. Е.Юцевич «Грустная песенка».

  7. В.Косенко «Скерцино».

  8.А.Холминов «Кадриль».

Обработки народных песен, танцев

  9.Русская народная песня  «Ах, ты береза».

  10.Русская народная песня «Полосынька».

  11.Русская народная песня «Как у наших у ворот».

  12. Д.Штейбейльт «Сонатина» До мажор.

Для подбора по слуху:

13. «Вот кто-то с горочки» русская народная песня

14.Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» (м/ф «Умка»),

15.«Лесной олень» (к/ф «Ох, уж эта Настя»)

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар обучающегося. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился обучающемуся, и обучающийся его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития обучающегося. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.

 

            Список рекомендуемой литературы

1.    Акимов Ю., Талакин А. Хрестоматия аккордеониста, 3-4 кл. – М.: «Музыка», 1970.

2.    Акимов Ю., Мирек А. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона, 3-4 кл. – М.: Гос. Музыкальное издательство, 1963.  

3.    Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне: Учебно-методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 2003. – 208 с.

4.    Баканова С., Баканов В.  Нотная папка баяниста и аккордеониста № 1, 2. – М.: ДЕКА-ВС, 2008.

5.    Бойко И. Педагогический репертуар баяниста, 1-2 кл. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

6.    Бушуев Ф., Панин С. Хрестоматия аккордеониста. – М.: «Музыка»,  1982.  

7.    Гусев В. Хрестоматия аккордеониста – М.: «Музыка», 1986; 1991.

8.    Гаврилов Л. Ансамбли баянов, Выпуск 4, 5. – М., 1973-1974.

9.    Гречухина Р. Сборник ансамблей. – СПб.: «Композитор», 1999.

10.Грачёв В. Хрестоматия баяниста, 5 кл. – М.: «Музыка», 1997.

11.Гречухина Р., Лихачев М. Хрестоматия для баяна, Вып.2, 1-2 класс. – СПб.: «Композитор», 2004.

12.Гречухина Р., Лихачев М  Хрестоматия для баяна, вып.3, 2-3 класс. – СПб.: «Композитор», 2006.

13.Гречухина Р., Лихачев М Хрестоматия для баяна, вып.4, 3-4 класс. – СПб.: «Композитор», 2007.

14.Гречухина Р., Лихачев М Хрестоматия для баяна, вып.5, 4-5 класс. – СПб.: «Композитор», 2007.

15.Гречухина Р., Лихачев М Хрестоматия для баяна, вып.6, 6-7 класс. – СПб.: «Композитор», 2009.

16.Дмитриев В. Веселый аккордеон, вып.5. – Л.: «Музыка», 1969.

17.Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: «Сов.композитор», 1988.

18.Двилянский М. Музыка советской эстрады, вып.1,2. – М.: «Музыка», 1983; 1984.

19.Дмитриева А., Лихачев Ю. Хорошее настроение. – Л.: «Музыка»,  1990.   

20.Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

21.Доренский А. «Музыка для детей», 2-3 кл. – Ростов н/Д: «Феникс», 1998.

22.Доренский А. «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл. – Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

23.Дранга Ю. Концертный репертуар аккордеониста. – М.: «Музыка», 1990.

24.Звонарёв О. Пьесы для ансамблей аккордеонистов, выпуск 1. – М., 1961.

25.Коробейников А. Альбом для детей и юношества. – СПб.: «Композитор», 2009.

26.Крылусов А. Хрестоматия баяниста, 1-2 кл. – М.: «Музыка», 1984; 1997.

27.Левина Е., Левин Е. Музыкальный зоопарк. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

28.Лихачёв  Ю. Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей. – Л.: «Музыка»,  1988.

29.Лушников В. Школа игры на аккордеоне – М.: «Советский композитор», 1991. 

30.Лушников В. Хрестоматия аккордеониста, 5 кл. – М.: «Музыка»,  1990.

31.Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. – М.: «Сов.композитор», 1984.

32.Мотов В., Шахов Г., Хрестоматия аккордеониста, 1-3 кл. – М.: «Кефара», 2002.

33.Рукавишников Н. И.С. Бах. Маленькие прелюдии и фуги. – М.: «Музыка», 1989.

34.Скуматов Л. Хрестоматия для баяна и аккордеона, I-III годы обучения, ч. 1-6. – Спб.: Композитор, 2007. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon muz.instr_muzitsirovanie_bayan.pdf422.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фитодизайн»

Программа знакомит детей с основами комнатного и садового цветоводства, искусством составления цветочных композиций с использованием различных материалов и техник изготовления....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Щелкунчик» для детей 10-15 лет

  «Щелкунчик» реализует дополнительную общеразвивающую программу художественно- эстетической направленности.Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗОЛОТЫЕ РУКИ»

В рабочей программе рассматриваются вопросы развития творческой личности учащихся средствами декоративно -  прикладного творчества в области работы с джутовой нитью, фоамирано...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкально - драматический кружок «АМПЛУА»

Программа художественной направленностиДанная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в п...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности студии музыкального развития «Мы вместе» модуль№2 «Веселые нотки»

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки....