Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкально - драматический кружок «АМПЛУА»
рабочая программа

Макарова Татьяна Геннадьевна

Программа художественной направленности

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amplua_programma_2020.docx83.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное  учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Назаровский детский дом»

«Согласовано»

Руководитель МО

ИбрагимоваЗ.Р.___________

«____»________20 ____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР КГКУ »Назаровский детский дом»

_________ М.Ю.Байчикова

«____»_______20_____ г.

«Утверждаю»

Директор КГКУ «Назаровский детский дом»

__________Г.А.Козлова

Приказ № ___ от «___»____20_____ г.

                                                                     

     

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической   направленности

музыкально - драматический кружок «АМПЛУА»

Продолжительность освоения:          1  год

Возраст воспитанников:                    от 7 до 17 лет

Младшая гр. 7-12 лет.

Старшая гр. 13-17 лет.

Составитель    

Т.Г. Макарова

педагог дополнительного образования                

г. Назарово, 2020

Пояснительная записка

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психо -физического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр - это не только вид искусства, но и сокровища мировой культуры, область знания мирового значения. И чем раньше мы к ним приобщим ребят, тем лучше.

Направленность программы

 Программа художественной направленности

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

 

Актуальность данной программы, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность и педагогическая  целесообразность дополнительной программы в сфере художественно-эстетического творчества школьников-подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения  к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

Новизна программы заключается в том, что дети, проживающие в стенах детского дома,  отличаются следующими качествами: подражательностью, не самостоятельностью, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить ребенка самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.

Данная программа охватывает, кроме театральной, и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Программа музыкально-драматического кружка  «АМПЛУА» педагогически целесообразна, так как опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской театральной школы К.С. Станиславским,  который рекомендовал специальные  этюды и упражнения  для развития актерских  навыков,    предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному  подходу к юным актерам.

         Метод драматической психоэлевации известных профессиональных психологов и драматургов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой   принят в программе как один из основополагающих. 

          Педагогическая целесообразность образовательной программы музыкально-драматический кружок  “АМПЛУА” состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.

Отличительная особенность:

Отличительной особенностью программы музыкально-драматического кружка «АМПЛУА» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение. Данная программа может подойти для развития  и ребенку с ОВЗ.

Настоящая программа музыкально-драматический кружок «АМПЛУА» отличается содержанием деятельности, учебно-тематическим планированием, календарно-тематическим планированием.

Обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движения, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество.

В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.

Также театральная деятельность в детском доме поможет ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Возможно, применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности.

Данная программа  позволит  не только ввести  детей в мир прекрасного, но и  поможет развить сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность ставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия "зажатости", обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Дополнительная общеразвивающая  программа музыкально – драматического кружка  «АМПЛУА» составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО).

3. Устав учреждения;

4. Основная образовательная программа образовательного учреждения;

4.Положение о внеурочной деятельности.

Адресат программы:

Программа адресована детям и подросткам 7-17 лет.

Максимальное количество детей  в театральном кружке  до  20  человек. В театральный кружок принимаются дети и подростки 7-17 лет по желанию ребенка, без предварительного отбора.

 

Воспитанники учувствуют в мероприятиях, проводимых в стенах детского дома. Участвуют в городских, областных, краевых и всероссийских  конкурсах ( в онлайн режиме, дистанционно) и фестивалях.

Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Программа рассчитана на 1 год в объеме  68 ч., возраст от 7 до 17 лет. Участники кружка делятся на 2 возрастных категории (ступени)  младшие 7 - 12 лет (1 ступень);  старшие 13-17 лет (2 ступень). На первой ступени акцентрируется внимание  на речь, постановку сценического голоса. Вторая ступень - акцент на работу  над сценическим образом и  ведение мероприятий участниками кружка.

Занятия организуются 2 раза в неделю по 40 минут.

Формы обучения:

1. Театрализованные игры.
2. Рассказы о  разных видах  театров.
4. Организация спектаклей, постановок, литературных композиций и т.д.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Написание статей о деятельности кружка.
9. Показ представлений.

1.Теоретическая:  лекции;  работа с литературой;  видеоролики;  диалоги.

2. Практическая: «Занятие – практикум»  показ фрагментов сценария организационно – массовых и культурно - досуговых мероприятий; «Занятие – игра» - раскрепощает аудиторию, даёт возможность получить обратную связь и раскрыть организаторские способности; «Занятие – тренинг» - приёмы владения аудиторией и вовлечение аудитории в свою деятельность.

Полученный материал педагог проверяет с помощью аттестации. Различается 2 вида аттестации промежуточная – январь и итоговая – март.

Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной образовательной программы и повышения качества образовательного процесса.

         Промежуточная аттестация включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.

Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения

 Итоговая аттестация обучающихся по программе проводится в следующих формах: литературный праздник, где каждый участник демонстрирует свое произведение.

Уровни освоения программы определяются в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).

2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).

1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).

0 баллов - низкий уровень. 

Форма занятий:

Формы занятий – групповые.  

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки эпизодов из литературных произведений- все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Режим занятий:

Форма обучения – очная.

Младшая группа (7-12лет) вторник (15:00-15:40), четверг(15:00-15:40) по одному академическому часу,  итого: 2 академических часа в неделю.

Старшая группа (13-17 лет) подельник (15:00-15:40),  среда(15:00-15:40) по одному академическому часу, итого: 2 академических часа в неделю.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс выстроен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Особенности организации образовательного процесса:

  1. Младшая группа (7-12лет)
  2. Старшая группа (13-17 лет)

Используются тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр. Костюмы, декорации, реквизит, атрибуты к спектаклю. Раздаточный материал(выкройки, чертежи, шаблоны, ватман и т.п.); Грим.

Следующие виды учебных занятий

Тренинги

Практика сцены

Игры

Дискуссии.

Каждое занятие строится по схеме:

– настройка голосового аппарата: комплекс упражнений для речевого аппарата (до 2 мин);

– дыхательная гимнастика(1 мин);

– речевые упражнения (словосочетания, скороговорки)(до 2 мин);

–– игры-импровизации, этюды (до 5 мин);

– работа над произведением (до 30 мин);

– анализ занятия (до2 мин);

Методы обучения

1.  Практический (написание сценариев, программ, подготовка и проведение организационно–массовых и культурно-досуговых мероприятий).

 2. Игровой (использование игровых моментов при проведении организационно – массовых и культурно – досуговых мероприятий).

3. Словесно – иллюстративный (направлен на ассоциации с помощью взаимодействия слова, пояснения и живого исполнения).

4. Моделирование (воспитанник занимает одновременно позицию исполнителя, зрителя, автора, творчески интерпретируя).

Программа обучения  состоит из четырех  разделов.

  1. Культура и техника речи

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

  1. Театральная игра

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

  1. Ритмопластика

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

  1. Мастерство актера

Основы театральной культуры. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства

Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д.

Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.

Призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:

Особенности театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Рождение спектакля.

Театр снаружи и изнутри.

Культура зрителя.

Цели и задачи программы:

Цель (локальная):  развитие природных актерских данных, речевых и голосовых возможностей и постановка сценического голоса

Цель (глобальная): содействие развитию духовно-нравственных основ личности ребенка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение  к искусству театра.

Знакомство с понятием театра, а также с разными его видами. Освоение различных видов творчества. Весь процесс осуществляется поэтапно. Совершенствование артистичных умений и навыков. Моделирование ситуаций поведения в рамках установленного задания.  Благодаря этому курс нацелен сразу на два аспекта: воспитательный и образовательный. Первый предвидит выполнение заданий, направленных на развитие интеллекта, эмоций, а также разнообразных коммуникативных навыков детей. Второй аспект отвечает за развитие артистизма и конкретных навыков сценических воплощений.  

Задачи:

Познавательные:

  1. Научить навыкам артикуляционной, дыхательной гимнастики, владению интонацией.
  2. Формировать интерес к произведениям русской литературы (скороговорки, сказки, стихи, басни, былины, рассказы, повести)
  3. Способствовать развитию  более глубокого знакомства с русской культурой.

Развивающие:

  1. Развивать образное мышление, память, воображение.
  2. Развивать эмоциональный интеллект.
  3. Развивать навыки самореализации
  4. Развивать коммуникативные способности, умение вести диалог.
  5. Формировать правильную постановку речи
  6. Развивать творческие задатки каждого ребенка (отдельной личности) индивидуальные часы работы.

Воспитательные:

  1. Воспитание волевых качеств
  2. Способствовать умению грамотно существовать в коллективе
  3. Сформировать самоуважение и взаимоуважение.
  4. Воспитать зрительскую культуру.

Содержание учебного плана:

Календарное планирование 7-12 лет

п.п

Месяц, название темы, раздел.

Коли

чество

часов

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

Сентябрь вводная часть

Раздел «Культура и техника речи».

Вводное занятие «Здравствуй, театр». Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности.

1

1

Диагностика.

Беседа. Выявление знаний и уровня подготовки воспитанников на начало занятий по программе

Театральное искусство России и за рубежом. Онлайн экскурсия «Виды театров».

1

1

Разучивание стихотворений об осени (современных авторов и классиков)

      3

3

Литературная композиция ко  Дню учителя «Примите наши поздравленья».

        3

3

Октябрь

Раздел «Культура и техника речи».

Художественная речь. Научная речь.

    2

1

Разучивание стихотворений об осени (современных авторов и классиков)

    2

2

Подготовка к осеннему балу, подготовка творческих номеров

      4

3

Речь радио, телевидения.

      1

1

1

Ноябрь

Раздел «Театральная игра»

Дыхание.

      1

1

Дыхательные упражнения.

      2

1

1

Чтение в лицах стихов А.Барто, И. Токмашовой, Э.Успенского

     4

1

3

Декабрь

Раздел «Театральная игра»

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

      2

1

1

Подготовка новогоднего представления для детей «Чудеса под новый год »

      3

3

Подготовка к городскому  фестивалю православной

музыки и культуры  «Рождественские звоны»

    3

3

Январь

Раздел «Театральная игра»

Проведение промежуточной аттестации

   1

1

Промежуточная аттестация в объединениях включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.

Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения

Сценические этюды

      2

1

1

Обыгрывание  стихотворений о Родине

      4

3

Февраль

Раздел «Ритмопластика»

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами..

    2

1

1

Подготовка поздравительной открытки к 8 марта «Самым милым и любимым»

   4

4

Март

Раздел «Ритмопластика»

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

  4

2

2

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

   4

1

3

Апрель

Раздел «Мастерство актера»

Разучивание стихотворений о ВОВ.

    2

2

Презентация «Мастерство актера»

    2

1

Тренинг «Я бедующий актер»

   2

2

Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души»

    4

1

4

Май

Раздел «Мастерство актера»

Тренинг «Сотвори себя сам»

     1

2

Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души»

     4

4

Отчётное выступление кружка

      1

1

Итоговая аттестация литературный праздник «Строки души»

Итог

 68    часов

15

53 ч.

 Предполагаемые результаты.

 

Воспитанники  должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом

Календарное планирование 13 -17 лет

№ п.п

Название, месяц, тема,

раздел

Количество

часов

Тео

рия

Прак

тика

Формы

аттестации/ контроля

Сентябрь. Вводная часть.

Раздел «Культура и техника речи»

Вводное занятие «Здравствуй, театр».

1

1

Диагностика.

Беседа. Выявление знаний и уроаня подготовки воспитанников на начало по программе

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. 

1

1

Основы театральной культуры.

1

1

Скороговорки отработка произношения, звучания.

1

1

Выразительное чтение стихов ко дню Учителя.

2

2

Октябрь

Раздел «Культура и техника речи»

Упражнения на постановку дыхания. «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

1

1

Упражнения для языка. Упражнения для губ.» Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

2

1

1

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем новую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких одна»)

4

3

Подготовка к осеннему балу. Стихи про осень.

3

3

Ноябрь

Раздел «Театральная игра»

Отработка сценического этюда «Обращение», «Знакомство»

1

1

Отработка сценического этюда «Пожелание», «Зеркало»

3

1

2

Показ сценических этюдов «Диалог-звукоподражание и  «Разговор» животных».

(Курица-петух, свинья-корова, лев – баран, собака кошка, две обезьяны, большая собака-маленькая собака)

4

4

Декабрь

Раздел «Театральная игра»

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

2

1

1

Подготовка к новогоднему представлению. 

2

2

Подготовка и выступление на городском фестивале православной музыки и культуры «Рождественские звоны»

4

2

Январь

Раздел «Театральная игра»

Проведение промежуточной аттестации

1

1

Промежуточная аттестация в объединениях включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.

Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы (прилагаются) с учётом программы театрального объединения

Работа над литературным монтажом «День защитников Отечества».

5

3

Февраль

Раздел «Ритмопластика»

Тренинг направленный на координацию. Упражнения на совершенствование осанки и походки

2

1

Тренировка ритмичности движения. Упражнения с мячами

2

2

Выбор репертуара, индивидуальная работа с детьми, создание яркого творческого образа подготовка номеров и ведущих к 8 марта.

4

1

3

Март

Раздел «Ритмопластика»

Занятие – практикум «Отрицательный персонаж»

3

1

2

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

4

1

3

Апрель

Раздел «Мастерство актера»

Конферансье, работа ведущего, какими качествами должен обладать ведущий, составление портрета современного ведущего

2

1

1

Подготовка к концертной программе День Победы. Стихи и рассказы о войне, о Победе.

4

1

3

Юмореска – один из жанров художественного слова. Чтение юмористических произведений.

3

1

2

Май

Раздел «Мастерство актера»

Подготовка к итоговой аттестации литературный праздник «Строки души»

5

1

4

Отчетное выступление кружка

1

1

Итоговая аттестация литературный праздник «Строки души»

Итог

68 часа

14

54

 

 Предполагаемые результаты.

 В процессе освоения всего курса дети должны уметь:

  1.  Уметь двигаться в заданном ритме, а также произвольно сжимать или разжимать определенные группы мышц.
  2.  Уметь импровизировать в любой ситуации.
  3. Хорошо владеть своим речевым аппаратом.
  4. Быстро составлять монолог или диалог с партнером.
  5. Уметь создавать конкретный образ или характер.

Кроме того, дети умеют работать в парах и командах, а также решают разнообразные конфликтные ситуации.

Ребята готовы к саморазвитию, развиты познавательные интересы.

Участники кружка не бояться сцены, умеют работать с микрофоном.

Ребята принимают активное участие в культурно-досугового мероприятия или его части.

Умеют работать с тексом, определять главные слова. Владеют своим речевым аппаратом.  Умеют работать над образом, могут найти зерно образа и подобрать костюм, грим.  Получают дополнительный стимул к саморазвитию  вырабатывают уверенность в  себе, лидерские, организаторские, качества, тренируют силу воли, умение держаться на публике.

В процессе занятий ребенку предоставляется возможность развивать собственный интерес к выбранному делу.

Выделяется 3 уровня освоения программы:

Первый: Результаты первого уровня (Приобретение воспитанником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Воспитанник умеет расставить речевые ударения, выделить главные слова, подбирает правильную интонацию.

Второй: Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) воспитанник умеет декламировать стихи, может подобрать и придумать образ, выбрать правильные выразительные средства (реквизит, музыка, костюм, грим).

 Третий: Результаты третьего уровня (получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия): воспитанник  может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Учащийся владеет основами риторики, разбирается в выразительных средствах, умеет подбирать литературу, образ, может сам импровизировать и  проводить мероприятие. Так же победа в городском, краевом, окружном конкурсе или фестивале.

В результате реализации программы у детей будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У воспитанников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Воспитанник научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над композицией или художественным номером;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Воспитанник научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Воспитанник научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Воспитанники научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий, включающий формы аттестации.

Календарный учебный график 7-12 лет

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Культура и техника речи

15

3.

Театральная игра

20

4.

Ритмопластика

14

5.

Основы театральной культуры

3

6.

Мастерство актера

15

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

68

Календарный учебный график 13-17 лет

N п\п

Содержание программы

Всего часов

1.

Вводные занятия

1

2.

Культура и техника речи

15

3.

Театральная игра

20

4.

Ритмопластика

14

5.

Основы театральной культуры

3

6.

Мастерство актера

15

7.

Заключительное занятие

1

Итого:

68

Условия реализации программы:

Компьютер, театральный реквизит, костюмы, сценарии, творческий материал. Музыкальные инструменты: фортепиано, баян, магнитофон, фонограммы песен, нотный материал, микрофон, костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок, элементы костюмов для создания образов; видеокамера для съёмок и анализа выступлений. Электронные презентации «Правила поведения в театре». Сценарии сказок, пьес, детские книги.

Формы аттестации

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать:

выступление на  праздниках детского дома, торжественных и тематических программах,

инсценирование,

постановка сказок и пьес для свободного просмотра

В сентябре дети проходят аттестацию в форме беседы, для того что бы выявить уровень каждого воспитанника и оценить его творческий  рост. Промежуточная аттестация проходит в январе по заранее разработанным педагогом  заданиям.

Задания для промежуточной аттестации для младшей группы  7-12 лет

Контрольный критерий №1.

Запоминание и изображение заданной позы.

Воспитанник должен   уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль 

Игра «Передай позу»:  дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.

Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу.

Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)

Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу.

Воспитанник  не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение.

Воспитанник  копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени.

Воспитанник  придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени.

Контрольный критерий №2 

Этюдное изображение животных и птиц.

Воспитанник  должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.

Промежуточная аттестация – этюдный показ животных (индивидуальный и групповой)

Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.        

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить.

Воспитанник  представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может воспроизвести их с помощью пластических движений.

Воспитанник  скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и птиц.

Воспитанник  изображает

Различных животных

 и птиц с помощью

пластических движений.

Контрольный критерий №3

Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.

Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.

Музыкально – игровые этюдные задания.

Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)

Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не понимает характер музыкального произведения, не представляет как можно изобразить заданный персонаж.

Воспитанник  не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа.

Воспитанник  представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного музыкального произведения.

Воспитанник  четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный персонаж в соответствии с

музыкой.

Контрольный критерий №4

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль

 Игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны сразу остановиться и замереть на месте.

Промежуточная аттестация – этюды на согласованность действий  (индивидуальные и групповые)

Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде.

Воспитанник  вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не по команде.

Воспитанник  вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным выходом.

Воспитанник  вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры,  справился с самостоятельным выходом.

Контрольный критерий №5.

Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству.

Формирование у учащихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: - театральные миниатюры.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Отсутствие всякой мотивации к изображению и представлению различных сценических персонажей.

Низкий уровень мотивации. Низкий уровень познавательной деятельности.

Проявляет активность на занятии. Есть мотивация к сценическому искусству, но не высокая.

Высокий уровень познавательной деятельности. С интересом изучает играет различные роли. Высокая мотивация. Проявляет активность на занятии.  Проявляет творческую

мыслительную активность.

Контрольные критерии для старшей группы 13-17 лет

Контрольный критерий №1

Действие с воображаемым предметом.

Учащийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль

Игра «Мы не скажем, а покажем»: дети, действуя с воображаемыми предметами демонстрируют различные профессии: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.

Промежуточная аттестация – этюды на память физических действий (индивидуальные и групповые)

Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не представляет воображаемый предмет.

Воспитанник  представил воображаемый предмет, но с неправильными формами.

Воспитанник  представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним.

Воспитанник  представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действие с ним в согласованности с партнером.

Контрольный критерий №2.

Действие в предлагаемых обстоятельствах.

 Умение представить себя и партнера в воображаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.

 Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль  

Игра «Путешествие» - учащиеся действуют по группам или по одному, детям предлагаются различные предлагаемые обстоятельства, например : вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Учащиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.

Промежуточная аттестация – этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые)

Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  по предложенной картинке не может придумать и рассказать какие действия можно в этих предлагаемых обстоятельствах совершить.

Воспитанник  не может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах.

Воспитанник  может представить себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах,

Но не может показать действия.

Воспитанник  представляет себя и других в вымышленной картинке и предложенных обстоятельствах, придумывает самостоятельно действия и разыгрывает их в согласованности с партнером.

Контрольный критерий №3

Воображение и вера в сценический вымысел.

Учащийся должен представить себя в образе героя, и суметь оправдать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль

Игра «Превращение комнаты»: дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. В каждом превращении учащиеся придумывают свою роль и разыгрывают вместе с партнерами. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты: магазин, театр, берег моря, лес, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона.

Промежуточная аттестация – этюды на воображение и фантазию (индивидуальные и групповые).

Итоговая аттестация – показ театральных миниатюр. 

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Воспитанник  не может представить себя воображаемым героем, не может отгадать в кого превратились другие.

Воспитанник  может представить себя воображаемым героем, но не может действовать в предлагаемых обстоятельствах.

Воспитанник  представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых обстоятельствах, но не может согласованно действовать с партнером.

Воспитанник  представляет себя воображаемым героем, придумывает действия в предлагаемых

обстоятельствах, согласованно действует  с партнером в воображаемых обстоятельствах.

Заключительной аттестацией служит литературный праздник «Строки души», проводимый в мае, где каждый воспитанник демонстрирует свое мастерство.

Мониторинг результативности.

Оценка результативности  освоения программного содержания  осуществляется  2 раза в год: на начало реализации программы и в конце рабочего года.

Критерии оценки детьми освоения программного  содержания

Показатели

Освоение способов коллективного труда

  1. Включается в сотрудничество
  2. Хорошо взаимодействует со сверстниками в творческом процессе
  3. Чувствует партнера на сцене
  4. Прислушивается к предложениям партнеров
  5. Радуется общим результатам

Проявление интереса к декламации стихотворений

  1. С интересом  читает предложенную литературу и учит материал

Освоение работы над сценическим образом

  1. Органично работает в образе
  2. Не выходит из образа

Участие в мероприятиях

  1. Часто
  2. Не часто
  3. Боится сцены, зрителей

Овладение основами актерского мастерства

  1. Участие в мероприятиях детского дома
  2. Конкурсы, мероприятия, фестиваля городского уровня
  3. Краевые конкурсы и фестивали

Каждый параметр оценивается по следующей бальной системе

0 баллов – нет

1 бал – очень редко

2 балла – иногда

3 балла – часто

4 балла – всегда

Список литературы

  1.    Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2006. –  С. 5 -17.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: Сфера, 2008. – 88 с.
  3.   Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А.  Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С.49 – 51.
  4.  Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2002. – 319 с.
  5. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002 с- 125.
  6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  7. Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 224 с.
  8. Емельянов В.К.  «Развитие голоса»-С.Петербург «Лань» 2000г. – 148 с.
  9. Маханева М.Д. Театрализованные праздники для детей. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
  10. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002. – 345 с.
  11. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  12.  Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
  13. .Театр, где играют дети: Учебно-методич. пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 288 с.
  14. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: Сфера, 2009. – 64 с.
  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. – М.: АСТ, 2008. – 448с.

Интернет источники:

1 Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

2. Методические разработки   https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/09/stihi-o-rodine-dlya-doshkolnikov

3. Сценарии мероприятий и праздников  http://dramateshka.ru

4. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

 Список литературы рекомендованной детям, для успешного освоения данной образовательной программы.

1 Русские народные сказкиИздзво Росмэн-Пресс 2012 год

2. Н. ЭШлитт Э.  Маскарадный грим для праздников Издательство Феникс 2005 год

3. И. Медведева, Т.Шишова. «Улыбка судьбы» Москва «Линка-пресс»,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Рисунок и живопись.»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Хочу рисовать.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Хочу рисовать.»...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)-пояснительная записка....

УМК к дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности "Доминанта"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16535205","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...