Статья "Организация проектной деятельности в условиях ФГОС"
статья по технологии на тему

Верещагина Наталья Александровна

Актуальность выбранной темы статьи вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_vybrannoy_temy_doklada_vyzvana_tem.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Актуальность выбранной темы статьи вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем в реальной жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Верещагина Наталья Александровна

Г. Пермь

МАОУ «Гимназия №8» г. Перми

учитель технологии

Одной из новаторских идей, реализуемых в современной школе, является проектная деятельность. В последнее время метод проектов становится в нашей стране всё более популярным. Что такое проектная деятельность? Это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект – форма организации совместной деятельности ученика и учителя. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта (изделие, презентация, исследование). Проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация. Проект многогранен, эффективен, неисчерпаем.

Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся учатся:

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В ходе выполнения проекта школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с учащихся. Данные уроки не вызывают напряжения и спада мыслительных процессов детей, а, значит, проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

На основе предложенного материала, учитель с детьми формулирует тему, цель проекта, основные направления деятельности, формы представления отчёта, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчёт о проделанной работе представляется на уроке или внеклассном занятии.

Метод проектов в средней школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и история, и изобразительное искусство, и технология, и литература, и экология, и математика, и русский язык. Есть проектные работы, которые требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. Некоторые проекты выполняем по итогам изученного материала, а есть и длительные и более большие по объёму проекты. Учащиеся на протяжении учебного года выполняют учебные проекты по разным темам обучения: интерьер жилого дома, кулинария, создание изделий из текстильных материалов, художественные ремёсла. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала в капилку проектов.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Проектная деятельность школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Учащиеся учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д. Конечно же, это и исследовательские навык учиться проводить исследование, уметь наблюдать, получать результат, делать выводы.

Исследовательские проекты. Эти проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, метод исследования, результат, выводы. Учащиеся 5-8 классов ежегодно принимают участие в школьной научно-практической конференции «Предки. Современники. Потомки.», в олимпиадах и завоёвывают призовые места. Темы проектов разные, а цель одна – реализовать свой замысел самостоятельно, с учётом собственных сил, проверить себя, свои способности, самореализоваться при демонстрации результата деятельности, расширить знания учащихся по технологии.

Остановимся на этапах работы над проектом:

1 этап – Поиск и обоснование проблемы.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – Определение цели проекта.

Уточняются и формулируются цели проекта.

3 этап - Планирование.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы, распределяя роли: лидер, художник, рассказчик и т. д.

4 этап – Выполнение проекта.

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе – координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

5 этап – Подготовка документации.

Оформление проекта, подготовка презентации к защите.

 6 этап - рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Таким образом, метод проектов обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

Список литературы:

  1. Голубь Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Профи, 2003.
  2. Метод проектов в технологическом образовании / Под ред. В.А. Кальней. М.: Педагогическая академия, 2010.
  3. Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся // Школа и производство. 2007. №6 С. 12-20.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  5. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
  6.  Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
  7. Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014.
  8. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб.; под ред.В.Д. Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС.

Применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время в образовательной области "искусство"...

Методическое обеспечение и планирование учебно- исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС

В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Все возрастающий поток информации в настоящее время требует внедрения таких методов обучения, ...

Презентация "Веб- сервисы в организации проектной деятельности в условиях ФГОС"

Материалы мастер-класса: презентация к выступлению.Ход мастер-класса:Из опыта работы организации проектной деятельности на уроке в среде ГлобалЛаб (демонстрация презентации с итогами работы и пример р...

Проектная деятельность в условиях ФГОС.

Полезные хозяйственные вещи. Изготовление портативного разогревателя....

Проектная деятельность в условиях ФГОС

Презентация на тему "Этап изучения нового материала"...

Организация проектной деятельности в условиях ФГОС ООО

Использование проектного метода обучения на уроках и во внеурочное время обусловлено новыми требованиями к выпускнику общеобразовательной школы. Учебные проекты предусмотрены на всех ступенях школьног...