Обучающие презентации на уроках технологии
статья по технологии на тему

Бороздина Евгения Николаевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Создание и использование обучающих презентаций

на уроках технологии

Выполнила: учитель технологии

ГБОУ СОШ № 339

Невского района Санкт-Петербурга

Бороздина Евгения Николаевна

«Быть с веком наравне» - это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы.

           Низамова Альбина Фаниловна

Современные условия жизни диктуют необходимость использования в образовании и воспитании ребенка всех существующих средств обучения, как на печатной основе, так и на аудиовизуальных и интерактивных носителях.

Одно из приоритетных направлений развития образования — компьютеризация образовательных учреждений, поэтому в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие современные технические средства обучения.

Сегодня их применение на уроке — не экзотика. Однако техническое оснащение школ в целом и кабинетов трудового обучения в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. Речь идёт не о недостатке выпущенных дисков, а о готовности учителя применить все имеющиеся возможности на уроке.

В данной работе я хочу рассказать о создании и использовании на уроках технологии  электронных презентаций. Под электронной презентацией я понимаю логически связанную последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления.

Мультимедийную электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску — как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обучения, а презентация — вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Создание и применение на уроке электронных презентаций сегодня весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Я хотела бы проанализировать возможности использования электронных презентаций на уроке и выделю некоторые общие правила их сознания. В качестве примера возьму занятия по изобразительному искусству с учётом особенности этого предмета.

Использование современного оборудования усиливает интерес к предмету, позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки.

Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками в тематических докладах, при защите рефератов и творческих работ.

Кроме того, компьютерные презентации учебного материала могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между преподавателями в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации педагогического состава образовательных учреждений.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Существует несколько преимуществ-причин развития компьютерного образования.

Причина первая: экономия места. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса).

Причина вторая: экономия времени. Экономит время при компьютерном обучении не только учитель (становится излишним рисование на доске сложных схем, чертежей и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам), но и школьник. Учащиеся быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать график роста доходов, при изучении раздела «Основы предпринимательства»), что позволит объяснить на уроке больше материала.

Причина третья: оперативность информации. Что в школе считается новым учебником? Это книга, вышедшая в текущем или прошедшем году, сданная в печать год-два назад, работу над которой авторский коллектив завершил еще на полгода - год ранее. Тем более что часто учебники имеют фактические ошибки, которые замечают даже учащиеся, при практическом изучении нового материала Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее. Используя выход в Интернет, можно облегчить доступ к новой информации и технологиям.

Причина четвертая: возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Все мультимедийные средства обучения содержат проверочные или тестовые задания для школьников. Разгадывать компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Анимация, графика и звук позволяют превратить неизбежную прежде карательную процедуру в интересную игру. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.

Причина пятая: имидж «продвинутого» учителя. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам славу человека передового и прогрессивного. Школьники будут ставить вас в пример «скучным» учителям, а в глазах коллег по работе авторитет становится значительно выше.

Причина шестая: повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам. Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволяет увеличить число своих сторонников среди школьников всех возрастов. Такая форма обучения ведь намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Появляются больше добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий и создании мультимедийных презентаций. Эти помощники вполне заслуживают доверия: дети школьного возраста, как правило, на «ты» с компьютером, они быстро обучаются им пользоваться.

Причина седьмая: просвещенческая. Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Уже появилось поколение людей, предпочитающих набор на клавиатуре письму ручкой по бумаге. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. Самостоятельное создание учащимися презентаций для защиты творческих проектов, при выполнении других творческих заданий способствуют развитию их информационно – коммуникационным компетентностям.

Причина восьмая: воспитательная. Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все равно получат «компьютерные» знания, но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников лучше направить в нужное русло. Например: новые виртуальные картинные галереи гораздо интереснее и полезнее цветных картинок с порнографических сайтов, а решение исследовательской задачи намного ценнее без толку потраченного за монитором времени за собиранием очередного карточного пасьянса.

Причина девятая: исследовательская и творческая. Когда ученик является субъектом в процессе обучения, непосредственным участником создания мультимедийных презентаций, то такой подход к образованию мобилизуют и творческие ресурсы, скрытые в каждом без исключения ребенке. Ученики могут самостоятельно подготовить с помощью компьютерных средств обучения урок по новой теме, рассказать о тех или иных страничках в Интернете, создать свою собственную страницу в Сети, на которой могла бы вестись и научная работа..

Обобщая опыт составления и применен презентаций на уроках, можно выделять а некоторые рекомендации, которые предостерегут учителей от ряда неудач.

• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т. д.

• Стихи лучше декламировать, чем записывать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение хорошо воспринимается учащимися в презентации.

Если вы являетесь преподавателем, то, естественно, хотите, чтобы ваши школьники не просто слушали вас, но и понимали, а также могли эффективно применять полученные знания на практике. Интерактивные мультимедийные обучающие презентации — один из способов реализации такого подхода. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучения на практике обычно дает прекрасные результаты.

При подготовке учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач.

Другими словами, эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов(учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Постановка учебной цели. Школьник самого начала работы должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе урока.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для школьника) подготовленные самим преподавателем.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.

Оценка. В ходе работы школьники должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций "школьник - учитель - школьник". Для этих целей рекомендуется организация работы школьников в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал захватывал. Использование известных авторитетных источников, марок и концепций могло бы заставить людей относиться к нему с большим интересом. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности презентаций. Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.

Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством.

Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши ученики буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой обучения, постепенно тесня традиционные. Стремительное развитие и масштабность применения в сфере образования мультимедийных презентаций объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования мультимедиа в качестве обучающего и наглядного средства:

  • Информационная емкость

Возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

  • Компактность

В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения. Мини-диск, USB-карта или USB-часы можно носить в кармане, портмоне или даже на руке, при этом в каждом из носителей может быть размещено до нескольких десятков мультимедийных презентаций;

  • Эмоциональная привлекательность

Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации;

  • Наглядность

Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. И лучше всего он выражается расхожей фразой: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», или даже прочесть. Отличительные особенности, специфические свойства и преимущества любого объекта можно предельно реалистично продемонстрировать именно с помощью современных графических и видео технологий мультимедийных презентаций;

  • Мобильность

Все, что нужно для демонстрации – это носитель и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать презентация в сочетании с ноутбуком, что особенно важно при выездных контактах. Нет нужды носить кипы листовок или брошюр. Носитель, ноутбук или карманный компьютер – это все, что Вам понадобиться для проведения мультимедийной презентации;

  • Интерактивность

Возможность непосредственно воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ мультимедиа. Выбрать язык презентации, нужный для представления раздел или блок информации - неоспоримое достоинство мультимедийных презентаций, которое дает возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно Вами ключевых моментах;

  • Экономическая выгода

Тиражирование мультимедийных презентаций на дисковые носители стоит гораздо ниже, чем печать среднего по объему и качеству полиграфии буклета. При этом следует учитывать и возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации интерфейса и звукового ряда;

  • Многофункциональность

Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования.

Мультимедийная презентация – это мощный и многофункциональный инструмент. Возможность использовать мультимедиа в самых разных отраслях знаний позволяет практически неограниченно расширять сферу применения интерактивных презентаций.

Использование на уроках мультимедийных презентаций:

- обогащает знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной

окрашенности;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор.

Вывод: Таким образом, все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве.

Информатизация школы не может быть результативной без успешной социальной адаптации учителей, то есть без активного включения в освоение информационно-компьютерных технологий. Адаптация взрослых людей к информатизации аналогична принятию культуры другой страны, когда нормы, стереотипы затрудняют освоение нового. Важнейший фактор успешной адаптации - «инновационная предрасположенность» или готовность изменяться, а отсутствие у некоторых учителей совершенствовать свои компетентности, в конечном результате ограничивает обучающие возможности в школе.

Литература

1. Алгоритм создания презентаций для проведения уроков, лабораторных и практических работ. Методические рекомендации. Автор Клюева Т.А.

2. А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис, 2004 г.

3. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании(теоретические основы и методика использования)Красноярск, КрГУ, 2003

4. О. П. Окопелов “Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве”. Информатика и образование, 2001. №3

5. Ж. Школьные технологии. № 1. 2005г., № 4.2006г

Раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта самооценки обучающегося работы на уроке технологии по ФГОС в 5-7 классах

В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения обучающиеся должны уметь выполнять самооценку результатов учебной деятельности. Предложенная карта самооценки прошла апробацию,  успешно исполь...

Презентация к уроку технология "Семья. Семейная технология"

Для каждого человека СЕМЬЯ- это начало начал, а для общества - важнейшее звено его структуры, стимулирующее социально - экономическое развитие...

Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных технологий" 10 класс.

Презентация к уроку технологии "Перспективные направления развития современных  технологий" 10 класс. Раздел программы "Технологии  в современном  мире".  Учебник для учащихся...

Презентация к уроку технологии :"Технология лоскутного шитья"

Материалы к уроку технологии в 5 классе (девочки)...

Обучающая презентация к уроку технологии "Объёмная вышивка в технике "узелок"

С помощью презентации начинающие мастерицы смогут постигнуть азы очень красивой техники вышивания "узелок"....