Образовательный проект учителя
проект по технологии на тему

Шарова Елена Викторовна

Учебный материал предмета Технология позволяет использовать на занятиях  произведения русской литературы и устного народного творчества.  Именно литература  может оказывать большую помощь учителю в образовании и воспитании учащихся на уроках технологии.  Через сказки, песни, поговорки, стихотворения и поэтические строки можно  раскрыть смысл той или иной темы учебного предмета  «технология». К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…».

Таким образом, актуальность данного проекта состоит в том, что использование произведений литературы и устного народного творчества позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и приводит к осмысленному усвоению знаний и умений на уроке, что  способствует повышению интереса обучающихся к школьной дисциплине – технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект  «От слова к делу»

(произведения литературы и устного народного творчества как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии)

                                                          Автор: учитель технологии

                                        МАОУ СОШ №2

                                                         Шарова Елена Викторовна

                                              г. Балаково 2015 год

Содержание

  1. Аналитическое обоснование
  2. Цель и задачи проекта
  3. Условия реализации проекта
  4. Содержание проекта
  5. Перспективы развития проекта
  1. Практическая значимость
  1. Заключение
  1. Список литературы

Аналитическое обоснование проекта

В современном обществе ослабло влияние семьи на обучение. Всё больше учениц не желают заниматься ручным трудом на уроках технологии. Их основной аргумент: «Зачем делать самим, если всё можно купить?»  

В настоящее время перед учителями стоит проблема, как активизировать учащихся на занятиях и повысить интерес обучающихся к школьной дисциплине – технология.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность.

Актуальность

Межпредметные связи  помогают на уроках разнообразить формы работы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении материала, расширяют кругозор детей, учат сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке.

Учебный материал предмета позволяет использовать на занятиях  произведения русской литературы и устного народного творчества.  Именно литература  может оказывать большую помощь учителю в образовании и воспитании учащихся на уроках технологии. Такая взаимосвязь стала особенно актуальной в 2015 году, который объявлен президентом России Годом литературы. Через сказки, песни, поговорки, стихотворения и поэтические строки можно  раскрыть смысл той или иной темы учебного предмета  «технология». К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…».

Таким образом, актуальность данного проекта состоит в том, что использование произведений литературы и устного народного творчества позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и приводит к осмысленному усвоению знаний и умений на уроке, что  способствует повышению интереса обучающихся к школьной дисциплине – технология.

Цель и задачи проекта

Мною была поставлена  проблема: является ли реальным в современных условиях учителю-практику активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии.

Проблема определила цель работы –  найти методы и приемы работы на уроке, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии, способствовать развитию личности учащихся и её творческого потенциала.

Задачи:

  1. Исследовать и применить активные методы обучения;
  2. Познакомиться с опытом работы своих коллег по данному направлению;
  3. Проанализировать полученную информацию;
  4. Отобрать наиболее интересные элементы;
  5. Разработать методические материалы, позволяющие показать значимость межпредметных связей  с литературой  на уроке технологии.
  6. Применить полученные знания на практике.

Условия реализации проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

  оборудование - ПК с доступом к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран;

   литература - учебники, справочники, тексты произведений устного народного творчества и литературы.

Бюджет проекта: данный проект не предусматривает дополнительный финансовых затрат. Заявленное в проекте оборудование имеется в любой школе, как и безлимитный доступ к сети Интернет.

Данный проект рассчитан на учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

Срок реализации проекта: 2015 год.

Содержание проекта

Произведения литературы, устного народного творчества: рассказы и стихи, пословицы и поговорки, сказки, крылатые слова помогают на уроках разнообразить формы работы с учащимися, внести яркие моменты при объяснении, расширяют кругозор детей, учат сравнивать и анализировать, делать самостоятельные выводы по отдельным вопросам, активно участвовать на уроке, помогают  формировать общеучебные умения и навыки через   развитие творческого мышления, навыков анализа художественного произведения;

При подготовке к урокам по теме «Кулинария», мною была рассмотрена возможность использования литературных текстов при изучении конкретных тем данного  раздела.

На уроках кулинарии цель "не приготовить поесть", а гораздо больше: правильно технологически приготовить блюдо, и так, чтобы оно принесло пользу человеку, красиво подать это блюдо, соблюдать чистоту и порядок. И все это является шагом к здоровью человека. Крылатые слова "Красиво, чисто, вкусный вид - вот что рождает аппетит" становятся девизом уроков кулинарии.

Практически на каждом уроке  и на любом его этапе уместно использовать пословицы о труде:

Кто не работает, тот не ест.

Труд кормит, а лень портит.

Работай до поту, поешь в охоту.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

В 5 классе  на уроках  изучении  темы  «Технология приготовления бутербродов» необходимо поговорить о хлебе, это один из самых удивительных продуктов природы человеческого труда. Несмотря на то, что у нас сейчас избыток хлебобулочных изделий, хлеб всегда был и остается мерилом человеческого благосостояния. Рождения хлеба это всегда чудо, это о нем говорит поэт Б.Окуджава:

Вы видели, считок приоткрывая,

В задумчивой и душной глубине

Прищуренные глазки каравая,

Когда он сам с собой наедине?

Когда проснуться не хватает мочи,

Когда румяный бок, как край зари...

О чем он думает? О чем бормочет,

Ленивые глотая пузыри?

А в нем живут сгоревшие поленья,

Старанья мастериц и мастеров.

Он, как последнее стихотворенье,

И добр, и откровенен, и суров.

И задыхается на белом блюде

От радости рожденья своего...

И кланяются караваю люди,

И ломтики уносят от него.

Стихотворение пронизано глубоким уважением к самому хлебу и людям, причастным к его рождению.

В шестом классе при объяснении питательной ценности овощей можно предложить стихотворение С. Маршака "Песнь сеньора помидора".

Я холеный помидор

С кожицей атласной

И вступать со мною в спор

Овощам опасно.

Чтобы уроки проходили в увлекательной форме и были эмоциональными, можно использовать загадки. Они активизируют внимание учащихся и пробуждают интерес к самостоятельным выводам.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста)

А вот для того чтобы запомнить, как приготовить борщ, предлагаю стих-считалочку. Ведь недаром некоторые научные трактаты прошлого изложены в стихотворной форме, чтобы лучше запоминались. Так уж устроен наш человеческий мозг.

Борщ по правилам готовь:

Вслед за свеклою - морковь,

Друг за другом строго в ряд

Лук, картофель и томат.

А потом капуста –

Чтобы было густо.

Перец, соль, лаврушка –

Вот и все, подружка. (Поэт А. Струнин)

В теме "Изделия из теста" (7 класс) интересно в виде примера зачитать описание торта в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари": "...целое сооружение, вызвавшее бурный восторг собравшихся. Нижнюю его часть составлял сделанный из синего картона квадратный храм с портиками и колоннадой, вокруг храма в нишах, усеянных звездами из золотой бумаги, стояли гипсовые статуэтки; второй этаж составлял савойский пирог в виде башни, окруженный невысокими укреплениями из цукатов, миндаля, изюма и апельсиновых долек, а на самом верху громоздились скалы, виднелись озера из варенья, а на озерах - кораблики из ореховых скорлупок, среди зеленого лука качался крошечный амурчик на шоколадных качелях, столбы которых вместо шаров увенчались бутонами живых роз".

Таким образом, литературные тексты являются важным  элементом  на уроках технологии и помогают прививать интерес к предмету.

Перспективы развития проекта

Содержание  данного проекта описывает примеры использования отрывков произведений при изучении раздела «Кулинария»  учебного предмета «технология». В перспективе  планируется продолжить работу по поиску отрывок из произведений художественной литературы и использовать  их при изучении других разделов  предмета. Например, в разделах программы, где темы уроков касаются моды, современного покроя нарядов и эти уроки не обходятся без обсуждения моды - вчерашней, сегодняшней, будущей. Хорошо иллюстрируют моду прошлого отдельные отрывки из произведений: «Мёртвые души», «Анна Каренина» и др.

На уроках конструирования одежды уместно вспомнить произведение Д.И. Фонвизина "Недоросль".

                                    Практическая значимость проекта

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со многими учебными предметами.

 

Заключение

Развитие познавательных творческих способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития познавательных творческих способностей учащихся. Умелое применение приемов и методов активного обучения обеспечит высокую активность учащихся в учебном познании.

Использование на уроках технологии отрывков из произведений русской литературы или устного народного творчества является практическим методом активизации познавательной деятельности учащихся и способствует повышению интереса к предмету.

В процессе решения основной проблемы, заявленной в проекте, я пришла к выводу, каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Литература

1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс:

Пособие для учителей. – М.: Школьная Пресса – 80 с.: ил. – («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып. 22.).

2. Технология. Технологии ведения дома:  учебник для учащихся образовательных учреждений/ Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. -192с.: ил.

3. www. bibliofond.ru

4. www. nsportal.ru

5. www. festival.1september.ru

6. www. znanija.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект "Создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством интеграции учебной и внеклассной работы учителя химии"

Адаптированность - это принятие и эфективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом, а также способность придавать событиям желательно...

Социально-образовательный проект "Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения"

   Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе чёткого функционирования всех её звеньев и перевода их на новый,...

Социально-образовательный проект "Здоровый учитель - здоровая нация!"

Социально-образовательный проект направлен на сохранение психического и физического здоровья учителя...

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Образовательный проект: «Создание условий для профессионального роста учителя

Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональн...

Образовательный проект в работе учителя-логопеда

В статье представлен опыт работы по данной теме....