Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
    статья по технологии на тему

    Колтышева Татьяна Петровна

    Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу  здоровья учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorove.docx21.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу  здоровья учащихся.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

    • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
    • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
    • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
    • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
    • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

    Факторы, разрушающие здоровье учащихся:

    • поза во время учебного процесса;
    • обеденные природные стимулы учебной среды;
    • несовершенные методики преподавания.

    Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

    • частую смену позы;
    • потягивание;
    • встряхивание руками;
    • зевота;
    • закрывание глаз;
    • подпирание головы;
    • остановившийся взгляд;
    • ненужное перекладывание предметов;
    • разговор с соседом;
    • увеличение количества ошибок в ответах;
    • не восприятие вопроса;
    • задержка с ответом;
    • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

    Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести  к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

    С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, так как у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле, и организация начала урока технологии.

    На уроках технологии прежде всего создаются условия для здорового развития детей:

    1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

    - время трудоспособности, утомляемость учащихся;

    - учебная нагрузка, дозирование домашних заданий;

    - физкультминутки.

    2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

    - воздушно-тепловой режим;

    - световой режим;

    - проветривание;

    - режим и организация учебно-воспитательного процесса.

    3. Формируется здоровый образ жизни.

    На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

    При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдение основных гигиенических требований.

    При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека. В результате изучения такого раздела «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека. Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью». Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за кожей, волосами, ногтями, знакомятся с приёмами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

    Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.

    Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

    методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

    материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    В статье рассиатриваются главные задачи здоровьесбережения на уроках технологии....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    Опыт применения здоровьесберегающих технологий на уроках...