Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
    статья по технологии на тему

    Гиричева Надежда Ильинична

    Опыт применения здоровьесберегающих технологий на уроках

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

           Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

               Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий,  которые направлены на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью, это условия, принципы, методы образовательного процесса, которые  призваны сохранить и укрепить здоровье учащихся.

              Я веду предмет технология, и мне хочется   рассказать, как я применяю технологии здоровьесбережения.

    В кабинете технологии очень важно, что бы соблюдался воздушно- тепловой и световой режим. Кабинет необходимо регулярно проветривать. Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки дом. заданий. 

              При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. 

             При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. 

    Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил т/б и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранения здоровья учащихся. 

    Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

    Так как нашим детям присуще такие качества характера, как невнимательность, неусидчивость, неумение управлять своим поведением, чувствами, и понимая, что это связано с особенностями их психики, я всегда стараюсь тщательно продумывать все этапы своего урока. Не делаю громких замечаний, стараюсь говорить спокойным голосом, фиксирую внимание на положительных проявлениях учеников, стараюсь подбодрить и похвалить их.

              Будут ли дети здоровы, очень много зависит от урока, от психологической и физической нагрузки на уроке. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – это важно, с каким настроением он начнется, огромная роль отводится первым словам учителя. Мой урок всегда начинается  с доброжелательных слов. Конечно, кроме психологического, словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок – первый или последний, он после обеда или после физкультуры, начало это недели или конец, когда ученики уже устали, я разрешаю им немного расслабиться, привести себя в порядок. В эти моменты, хороша любая приятная информация: я могу им что-то рассказать забавное, смешное, почитать какие-то истории или случаи, которые отвлекут и расслабят учащихся.             Особое значение я отвожу физкультминуткам – упражнения, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность,  позволяют не допускать утомления и усталости. Делаю все упражнения вместе с детьми, делаю это с удовольствием, энергично и личным примером повышаю значимость этих упражнений, в это время можно также посмеяться и пошутить, чтобы поднять настроение ребят. Многие мои уроки проходят в движении, школьникам  приходится передвигаться по классу и при раскрое изделий, и при глажении, и при шитье на швейной машине, но физкультминутки делают учащихся более собранными и организованными. Очень сильно на уроках швейного дела напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления я применяю упражнения для глаз, особенно на уроках, где ученики работают с мелкими деталями, вышивают, работают с бисером, вяжут – это очень действенно и актуально. Упражнения воздействуют на психоэмоциональную сферу и снижают зрительное утомление.

             Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Роль учителя - сохранить здоровье учащихся. И я на каждом уроке стараюсь учить детей не только своему предмету, но и бережно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Стараюсь, чтобы у каждого ученика выработалась устойчивая привычка, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и в повседневной жизни.

            Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного характера, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

            Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

            Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Я выделяю несколько критериев удачного урока:

    • отсутствие усталости у детей и учителя;

    •        положительный эмоциональный настрой;

    •        удовлетворение от сделанной работы;

    •        желание продолжать работу.

    Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

    методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"

    материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образо...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

    В статье рассиатриваются главные задачи здоровьесбережения на уроках технологии....