Открытый урок по технологии в 7 классе «Фрукты и ягоды. Сладкие блюда».
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Борискина Надежда Михайловна

Открытый  урок по технологии в 7 классе «Фрукты и ягоды. Сладкие блюда».  Приготовление фруктового салата. Проведенный в рамках кустового семинара на тему

«Внедрение новых технологий обучения – как фактор повышения эффективности образовательного процесса».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Открытый  урок

по технологии в 7 классе

«Фрукты и ягоды. Сладкие блюда».

 Приготовление фруктового салата.

Проведенный в рамках кустового семинара на тему

«Внедрение новых технологий обучения – как фактор повышения эффективности образовательного процесса».

                                                                                           Учитель технологии

                                                                                           Борискина Н.М.

 Тема урока:  Фрукты и ягоды. Сладкие блюда.    

        Приготовление фруктового салата.

Цель: 

 Познакомить учащихся с ролью фруктов в питании человека, их классификацией, обучение, приготовлению фруктового салата, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе. Воспитывать аккуратность и опрятность при работе.

.

Задачи:

  1. Дать понятие и о пользе фруктов и ягод, о содержании витаминов во фруктовых плодах.
  2. Расширить знания о применении фруктов в рационе питания. Формирование навыка работы с информацией, использования в практической работе технологической схемы.
  3. Совершенствование навыков работы в группе, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков безопасной работы. Формировать умение нарезать фрукты кубиками
  4. Развитие памяти, внимания, устной речи.
  5. Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, рациональному питанию, а также аккуратности и трудолюбия, пользоваться рецептами из кулинарных книг.

Оборудование:   набор фруктов,  таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах», технологическая схема приготовления фруктового салата, магниты,  фартуки,  косынки,  ножи,  разделочные доски,  салатницы, ложки для салата, порционные тарелки,  мороженое, табличка с названием  салата,  ноутбук (для музыкального сопровождения).

Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы и приемы: здоровье сберегающая, игровая,   рассказ, беседа, работа с таблицей и схемой, самопроверка и самооценка, работа в группе, практическая работа, рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости……

Начну я наш урок с загадок. А тему урока вы мне подскажите сами.

Круглые зеленые на дереве растут 
Как бочок краснеет, тут их и сорвут 
Сладкие и спелые соберут в корзинку 
Все на вид красивые, прямо как с картинки.
 Ответ (Яблоки)

Все о ней боксеры знают 
С ней удар свой развивают. 
Хоть она и неуклюжа, 
Но на фрукт похожа.
 Ответ (Груша)

С оранжевой кожей, 
На мячик похожий, 
Но в центре не пусто, 
А сочно и вкусно. 
Ответ (Апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... Ответ: (банан)

 

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

  -Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Девочки подсказывают тему урока.

И так,  сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах.  

В практической работе – мы приготовим фруктовый салат, используя технологическую схему приготовления салата.

Для работы на уроке нам потребуется:

- таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах» и ручка;

-спецодежда (фартук и косынка),

 -фрукты

- посуда (разделочная доска, нож, салатница)

 и ваше хорошее настроение!

  - Я желаю Вам успеха на уроке. У Вас все получиться!

2. Сообщение темы, цели и задач урока

  Вступительное слово учителя.

  Рациональное питание человека невозможно без фруктов и ягод. Все мы любим фрукты и ягоды, но даже и не задумываемся, какую пользу они приносят нашему организму. Фрукты являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, органических кислот, сахара и других веществ.

Многие из них ценятся как богатые источники витамина С, каротина (провитамина А), витаминов группы В, витамина Р и др. Вот почему надо особенно ценить возможность употребления плодов в свежем виде.

 При использовании фруктов в кулинарии из них готовят самые разнообразные блюда: фруктовые супы, салаты, сладкие  блюда  и напитки, кисели, желе и муссы.

             Даже самый вкусный обед с тщательно продуманным меню будет неполным без сладкого.

Сладкие блюда — традиционное дополнение любого меню.

Блюда этой группы не могут быть основными в рационе и подаются на десерт. Не следует забывать, что сахар тормозит выделение желудочного сока, поэтому желательно, чтобы сладкие блюда подавались через небольшой интервал времени после основных блюд.

Фруктовые салаты - прекрасный способ порадовать близких вкусным и полезным блюдом, рецептов великое множество. Пользу такого лакомства трудно переоценить. Это смесь множества витаминов, которые не разрушаются от термообработки. Фруктовый салат может приготовить даже начинающая хозяйка. Испортить это блюдо практически не возможно — оно всегда будет вкусным и красивым. Заправляются салаты по-разному.

В качестве заправки могут выступать:  сметана,  йогурт , мед,  ликер,  молоко . Часто смешиваются два и более из перечисленных продуктов. Фруктовые салаты не обязательно должны быть сладкими. Они могут включать мясо птицы, сыр. В этом случае блюдо можно заправить майонезом .

 Прежде чем приготовить какое – либо блюдо необходимо провести первичную обработку овощей.

3. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового салата

– Чтобы правильно и вкусно приготовить фруктовый салат, давайте составим технологическую последовательность его приготовления.

На листочке бумаги вы напишите технологическую последовательность приготовления салата. Начинает  ученица с темными волосами,  передает по часовой стрелке, время 1 минута.

– С чего начнем приготовление салата? (с первичной обработки плодов)

Первичная обработка плодов:

  • перебрать, удалить гнилые и поврежденные плоды;
  • промыть проточной водой, ополоснуть кипяченной;
  • удалить несъедобные части (плодоножки, листья), промыть еще раз

– Что будем делать с подготовленными плодами?

Последующая обработка плодов:

  • апельсин -  почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
  • мандарин -  почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
  •  груша -  почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.
  • банан -  почистить, нарезать кубиками;
  • киви  - почистить, нарезать кубиками;
  • яблоко -  почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.

  А какие вы еще знаете способы нарезки овощей?

Способы нарезки

Соломкой, брусочками, кубиками, ломтиками, кружочками, шашками, кольцами, полукольцами и др.

        

Фрукты должны быть нарезаны одинаковой формы.

– Что еще необходимо сделать, чтобы получилось готовое к  употреблению блюдо?

Завершающие технологические операции:

  • нарезанные фрукты аккуратно соединить и перемешать;
  • положить на порционные тарелки;
  • добавить шарик мороженого;
  • подать на стол

Технологическая последовательность приготовления фруктового салата

«Витаминка»

http://festival.1september.ru/articles/629776/1.gif

4. Инструктаж, распределение обязанностей между учащимися по операциям

– Мы будем  готовить фруктовый салат «ВИТАМИНКА».

– Из каких продуктов будете готовить салат?  (называют продукты - яблоки,  груши, бананы, апельсины, киви, мандарины)

– Какую посуду будете использовать? (разделочная доска, нож, салатница)

– Какие санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности будете соблюдать при приготовлении салата?

  • вымыть руки с мылом;
  • надеть фартук и косынку;

Правила техники безопасности при работе с ножом:

  • нарезать продукты осторожно, чтобы не повредить пальцы;
  • не поднимать нож высоко над разделочной доской;
  • при необходимости передавать нож только ручкой вперед
  • после окончания работы убрать рабочее место, посуду, вымыть руки.

– Сейчас, пожалуйста, распределите технологические операции приготовления фруктового салата. (Девочки распределяют фрукты для нарезки.)

– Итак, приступаем к работе!

5. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»

Перед выполнением работы учащиеся моют руки с мылом, надевают фартуки и косынки. Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.

6. Итог урока, рефлексия, оценивание

– Давайте подведем итог нашего урока.

– Почему фрукты необходимо употреблять каждый день? (В них содержатся витамины и полезные вещества)

– Можно ли для приготовления фруктового салата использовать какие-то другие фрукты? (Да)

– Я думаю, что вы обязательно дома попробуете приготовить фруктовый салат самостоятельно.

– А сейчас сделайте рефлексию своей совместной продуктивной деятельности: что получилось, а что не очень? (Спросить  у девочек)

– Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы! Спасибо всем.

7. Дегустация готовых блюд

– Давайте пробовать! (Гостям можно также предложить попробовать десерт)

8. Уборка рабочих мест

«Содержание витаминов во фруктовых плодах»

Фруктовый плод

Витамины

А

Группа В

С

D

Е

G

K

PP

Апельсин

 

+

+

 

 

 

 

 

Банан

 

+

+

 

+

 

 

 

Грейпфрут

 

 

+

+

 

 

 

+

Киви, Груша

+

+

+

 

+

 

 

+

Мандарин

 

+

+

+

 

 

+

 

Яблоко

+

+

+

 

 

+

 

 

 

        

Продукты питания

Содержание витаминов
в 100 граммах, мг

P

бета
каротин

B1

B2

B3

B5

B6

B9

B12

C

H

D

E

K

 ФРУКТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Яблоко

-

0,02

0,01

0,03

0,23

-

-

0,016

-

10

-

-

-

-

 Груша

-

0,01

0,02

0,03

0,1

0,05

0,028

0,002

-

5

-

-

0,36

-

 Слива

-

0,1

0,06

0,04

0,6

-

-

0,015

-

10

-

-

0,63

-

 Виноград

0,045

0,1

0,05

0,02

0,3

0,18

0,6

0,004

-

6

0,004

-

-

0,002

 Персик

-

0,5

0,04

0,01

0,7

0,15

0,03

0,008

-

10

-

-

1,5

2,6

 Абрикос

-

1,6

0,03

0,06

0,7

-

-

0,003

-

10

-

-

0,95

-

 Айва

-

0,4

0,02

0,04

0,1

-

-

-

-

23

-

-

-

-

 Черешня

0,4

0,1

0,03

0,01

0,08

-

0,05

0,006

-

15

0,0004

-

1

-

 Вишня

-

0,1

0,03

0,03

0,4

-

-

0,006

-

15

-

-

0,32

-

 Апельсин

+

0,05

0,04

0,03

0,2

0,25

0,06

0,005

-

60

-

-

0,22

-

 Грейпфрут

-

0,02

0,05

0,03

0,23

-

-

0,003

-

45

-

-

-

-

 Мандарин

30

0,06

0,06

0,035

0,35

0,2

0,08

0,016

-

38

-

-

-

-

 Лимон

-

0,01

0,04

0,02

0,1

-

-

0,009

-

40

-

-

-

-

 Ананас

 -

 0,04

 0,08

 0,03

 0,2

 -

 0,005

 -

 -

 20

 -

-

-

-

 Банан

-

0,12

0,04

0,05

0,4

-

-

0,01

-

10

-

-

0,4

-

 Рябина

-

9

0б05

0б02

0б5

-

-

-

-

70

-

-

-

-

 Хурма

0,01

0,02

0,01

0,03

0,2

-

-

-

-

15

-

-

-

-

 Инжир

-

0,05

0,06

0,05

0,5

-

-

0,01

-

2

-

-

-

-

 Гранат

-

-

-

-

-

-

0,28

-

0,35

8,7

 Алыча

-

0,16

0,02

0,03

0,5

-

-

-

-

13

-

-

-

 Шелковица

-

0,002

0,04

0,02

0,8

-

-

-

-

10

-

-

-

-

 Финики

-

0,089

0,09

0,1

2,2

0,78

0,19

0,013

-

-

-

-

0,1

0,027

 Арбуз

-

0,1

0,04

0,03

0,24

-

-

0,008

-

-

-

-

-

-

 Дыня

-

0,4

0,04

0,04

0,4

-

-

0,006

-

20

-

-

0,1

-

 Авокадо

-

0,03

0,06

0,04

-

1

0,2

0,185

-

7,7

-

-

-

0,019

 СУХОФРУКТЫ

 Курага

-

3,5

0,015

0,074

2,6

0,52

0,14

0,01

-

1

-

-

4,3

0,031

 Изюм кишмиш

-

0,006

0,16

0,08

0,8

0,6

0,24

0,033

-

3,3

0,002

-

0,035

0,002

 Чернослив

-

1,08

0,07

0,16

1,5

0,5

0,26

0,037

-

3

-

-

2,5

-

 Финики

-

0,05

0,05

0,8

-

-

-

-

0,3

-

-

-

-

 Груша

-

0,001

0,003

0,1

0,5

-

-

-

-

8

-

-

-

-

 Ябоки сушеные

-

-

0,05

0,16

0,93

0,25

0,125

-

-

3,9

-

-

0,53

0,003

 

 ЯГОДЫ

 Ежевика

-

0,1

0,01

0,05

0,4

-

-

-

-

15

-

-

-

-

 Земляника

-

0,03

0,03

0,05

0,3

-

-

0,01

-

60

-

-

-

-

 Брусника

-

0,05

0,01

0,02

0,2

-

-

-

-

15

-

-

-

-

 Клюква

-

0,02

0,2

0,2

0,2

-

0,08

0,001

-

55

-

-

-

1

 Малина

-

0,2

0,02

0,05

0,6

-

-

0,006

-

25

-

-

0,58

-

 Крыжовник

-

0,2

0,01

0,02

0,25

-

-

0,005

-

30

-

-

0,56

-

Смородина черная

-

0,1

0,03

0,04

0,3

-

-

0,005

-

200

-

-

0,72

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии в 7 классе на тему "Сладкие блюда из фруктов и ягод"

Фрукты, ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органи...

Сладкие блюда. Технология приготовления сладких блюд.

Урок технологии, 7 класс. Классификация сладких блюд; продукты, используемые для их приготовления. Характеристика десертных блюд. Технология приготовления некоторых блюд, требования к качеству. Контро...

Презентация по технологии "ФРУКТЫ И ЯГОДЫ" 7класс

Презентация по технологии "ФРУКТЫ И ЯГОДЫ"7класс...

Конспект урока по технологии 1 класс " Корзина с ягодами" УМК " Гармония"

Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся, развитие работаль с разными материалами: клеем. бумагой....

Методические рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков Профессия: 19.01.17 Повар, кондитер

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия  19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы  профессионального модуля П...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения лабораторно-практических занятий по МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков Специальность (профессия): 19.01.17 Повар, кондитер

Выполнение студентами лабораторно-практических занятий по МДК 07. 01. Технология приготовления сладких блюд и напитков служит для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении разделов и т...

Конспект и презентация к занятию по кулинарии в 5 классе "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление блюд из овощей, ягод и фруктов".

Конспект и презентация к занятию по кулинарии 5 класса "Значение овощей, ягод и фруктов в питании человека. Приготовление овощного салата и ягодного киселя" в конце конспекта есть технологич...