План-конспект : Крепежные работы на двигателе. МДК 01.02 по профессии "Автомеханик"
план-конспект урока по технологии на тему

план-конспект по профессии "Автомеханик"  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

План-конспект урока учебной практики

по профессии  190631.01 «Автомеханик»

ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство ,техническое обслуживание и ремонт автомобилей

УП.01

Тема: «Крепёжные работы на двигателе»

                                                                                                                                      Разработчик:  

                                                                            мастер п/о Савицкий Андрей Генрихович

                                                                              с. Горнозаводск

                                                                                         2016 год

ПМ.01 « Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

МДК.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

УП.01

   

                Тема: «Крепёжные работы на двигателе»                    

     Цель: Освоить трудовые функции по выполнению крепежных работ на двигателе.

     ОБУЧАЮЩАЯ: показать трудовые приёмы владения необходимым оборудованием и инструментом с соблюдением техники безопасности при выполнении крепежных работ на двигателе.

      РАЗВИВАЮЩАЯ: развить умение решать ситуационные задачи; работать в команде (ОК 6); анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3).

     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать старательность и ответственность за выполненную работу; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых мастером производственного обучения

(ОК 2).

      Тип урока:   изучение трудовых приёмов и операций.

      Вид урока:  урок – упражнение.

      Материально – техническое оснащение:   

  • автомобиль ГАЗ; КАМАЗ; Нива-Шеврале;
  • набор ключей и приспособлений;
  • мультипроектор;
  • инструкционная карта.

           Используемые методы:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • формирование умений и навыков по техническому обслуживанию
  • практический.

ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент (3-5 минут):
  • отчёт старосты о наличии обучающихся;
  • осмотр внешнего вида обучающихся, соответствие спецодежды условиям работы и требованиям безопасности труда.

 

  1. Вводный инструктаж (40 минут):
  1.  ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА:

2.1.1.  сообщение темы урока;

2.1.2.  сообщение цели урока;  разъяснить цель урока;  объяснить характер и назначение предстоящей  учебно – производственной работы с демонстрацией эталонов готовых изделий, конечного результата работы обучающихся;

2.1.3.  сообщение задачи;

2.1.4.  сообщить о форме проведения урока;

2.1.5.  записать фамилии обучающихся в карту обхода рабочих мест и ознакомить с критериями оценивания.

2.2. АКТУЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  И  УМЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ                   (фронтальный опрос):

2.2.1. Экспресс – опрос  по изученному на уроках профессионального цикла

( межпредметные связи: физика, математика, материаловедение, охрана труда).

         Чтобы сегодняшний урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить изученный теоретический материал. Обращаю внимание, что ваша активность на вводном инструктаже будет учитываться при выставлении общей оценки  за сегодняшнее занятие. Вспомните, пожалуйста;

  • На сколько групп распределяются крепежные соединения? (на три группы. 1 соединения, от которых зависит безопасность движения или безопасность работы машин и оборудования (соединения тяг, тормозов, рулевого управления и др.). Эти соединения требуют систематической проверки;

2 соединения, от которых зависит прочность (крепление двигателя к раме, коробки передач к картеру, рабочих органов к раме, каркасу или другим элементам и др.). Эти соединения, подвергаясь силовой нагрузке или воспринимая нагрузку от веса прикрепленных к ним узлов или деталей и возможных сил инерции, требуют периодической проверки;

  1. соединения, от которых зависит плотность, не допускающая утечек жидких топлив, масел, газов и др. (соединение различных трубопроводов для топлив, масел и т. п.). Эти соединения требуют также периодической проверки.

  • Какова периодичность проведения крепежных работ? (постоянно перед выездом на линию).
  • Каким способом можно проверить надежность крепежа? (постукиванием молотка, если звук «дребезжащий», необходимо протянуть крепление). 

Во время опроса мы  выяснили;

  • для чего необходимо проверять крепление,
  • возможна ли эксплуатация автомобиля с плохим креплением силового агрегата, всевозможных трубопроводов,
  • каким инструментом и оборудованием  мы пользуемся при проведении крепежных работ.

         Очень важным является использование исправного инструмента и оборудования. Сейчас вашему вниманию будет продемонстрирован видеофильм о приёмах крепежных работ  и о технике безопасности при проведении данного вида работ.

          Мы с вами посмотрели и вспомнили еще раз основные требования техники безопасности при крепежных работах.

         Обсуждение видеофильма:

  • каким инструментом запрещено пользоваться?
  • на что вы обратили внимание при просмотре фильма?
  • скажите, что нужно сделать, чтобы обнаружить недостатки в креплении?

          Повторим  правила безопасности при работе с инструментом и агрегатом:

  1. Использовать только исправный инструмент.
  2. Быть одетым только в защитную одежду.
  3. Соблюдать пожарную и электробезопасность.
  4. Остерегаться травм во время сборки и разборки механизмов.
  5. Работать только в хорошо проветриваемом помещении.
  6. Автомобиль, с которым предстоит работать должен быть установлен на ровной площадке и зафиксирован противооткатниками.

  • Что вам не понятно?
  • Какие у вас есть вопросы?

      2.2.2. Подвести итоги актуализации опорных знаний: отметить лучшие и грамотные ответы, а также недочёты, выявленные экспресс – опросом.

      2.2.3.Занести полученные балы в оценочную таблицу индивидуального учёта знаний обучающихся(приложение № 1).

 

2.3.  АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Переходим к новому материалу.    

         2.3.1.  Изучение инструкционной карты.

Силовой агрегат автомобиля КамАЗ-5320 закреплен в пяти точках (рис. 35): две опоры спереди на блоке 1 цилиндров по его сторонам; две опоры сзади с обеих сторон картера 13 маховика; одна поддерживающая опора на картере 22 коробки передач.

http://www.77truck.net/img/pic-35.gif

Рис. 35 - Силовой агрегат автомобиля КамАЗ-5320 и его крепление:

а — общий вид силового агрегата; б — передняя опора; в — задняя опора; г. — поддерживающая опора; 1 — блок цилиндров; 2 — штифт; 3 — шпилька; 4, 8, 23 и 28 — кронштейны; 5, 15 и 19 — болты; 6 — стяжка; 7, 14 и 27 - резиновые подушки; 9 — стойка; 10 — лонжерон рамы; 11 — кронштейн задней опоры; 12 — кронштейн двигателя; 13 — картер маховика; 16 — башмак; 17 — защитный колпак; 18 — втулка; 20 — крышка; 21 — регулировочная прокладка; 22 — картер коробки передач; 24 — поперечина; 25 — обойма подушки; 26 — накладка подушки

Передние опоры состоят из кронштейна 4, соединенного с блоком 1 цилиндров, резиновой подушки 7 и стяжки 6, связанной с кронштейном 8. Последний приклепан к стойке 9, а она к лонжерону 10 рамы.

Задние опоры состоят из кронштейна 12 двигателя, установленного на картере 13 маховика, и кронштейна 11 задней опоры, приклепанного к лонжерону 10 рамы. Кронштейн 11 с крышкой 20 охватывает башмак 16, установленный между кронштейнами и соединенный болтом 15 с кронштейном 12. Башмак изготовлен из алюминиевого сплава и находится в резиновой подушке 14. Между крышкой 20 и кронштейном 11 помещены регулировочные прокладки 21. Стальная втулка 18, запрессованная в башмак, предохраняет его от смятия.

Поддерживающая опора состоит из кронштейна 23, укрепленного на картере 22 коробки передач. Полку кронштейна охватывает находящаяся в обойме 25 прямоугольная резиновая подушка 27, соединенная через накладку 26 с поперечиной 24. Последняя соединена с кронштейнами 28, приклепанными к лонжеронам рамы. Резиновые подушки, находящиеся под опорами, снижают ударные нагрузки на двигатель при движении автомобиля и уменьшают вибрацию рамы. Кроме того, опоры удерживают двигатель от продольного смещения при выключении сцепления, резком разгоне или торможении автомобиля. Для этих же целей двигатель автомобиля ЗИЛ-l30 соединяют с передней поперечиной рамы реактивной тягой.

Крепление двигателя на раме осуществляется с помощью лап или кронштейнов, выполненных иа_ картерах двигателя и маховика. Оба картера жестко соединены между собой. Опоры делают упругими, снабжая их резиновыми подушками и пружинами. Упругие опоры уменьшают вибрации двигателя, возникающие вследствие неравномерности крутящего момента и недостаточной уравновешенности вращающихся масс, а также смягчают удары, передаваемые от рамы на двигатель при движении автомобиля. Двигатель устанавливают на раму на трех или четырех опорах. Четырехопорное крепление применяется сравнительно редко.

   Помочь нам при выполнении этой операции сможет инструкционная карта.

         Инструкционная карта – это основной нормативный документ, который содержит подробное описание рекомендуемых приёмов труда при выполнении конкретных операций.

  • Для чего предназначена инструкционная карта?

     Рассмотрим по инструкционной карте этапы предстоящей работы (раздать инструкционные карты).

      Мы с вами разобрали этапы выполнения работ по инструкционной карте. А сейчас вашему вниманию предоставляются этапы выполнения работы по крепежным работам.

      2.3.2. Демонстрация мастером производственного обучения этапов выполнения работ.

       Технологическая карта представляет собой документ, который содержит все необходимые сведения и, соответственно, инструкции для персонал, который выполняет определённый технологический процесс или же техническое обслуживание объекта.

      Что не понятно, задавайте вопросы.

     Чтобы закрепить новый материал, перескажите последовательность проведения крепежных работ.

         По данной теме  вопросы есть?

        Следующим этапом нашего урока будет ваша практическая работа.

      Ваша практическая работа будет оценена по таблице критериев оценивания работы на уроке учебной практики (знакомство с критериями).

       На время выполнения данного вида работ разделимся на две команды для того чтобы и первая и вторая команда выполнила весь спектр работ.

       Мне понравилась ваша работа на вводном инструктаже, а практическую часть мы будем с вами выполнять после перерыва. За работу на вводном инструктаже получили оценки следующие обучающиеся…..

        3. Текущий инструктаж  (4 часа 50 минут): 

3.1. ЦЕЛЕВЫЕ  ОБХОДЫ (приложение № 2).

     Первый обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверить организацию рабочего места и правильность выполнения работы,  последовательность операций;
  • проверка соблюдения безопасности условий труда.

     Второй обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • проверка правильности выполнения приёмов работ и оказать помощь обучающимся;
  • при первом же нарушения правил безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания;
  • индивидуальные инструктажи, помощь отстающим обучающимся.

      Третий обход рабочих мест.

Цель обхода:

  • контроль правильности выполнения приёмов работ;
  • проверка правильности осуществления самоконтроля (обратить внимание на выполнение обучающимися приёмов контроля УПР, исправление и предупреждение ошибок обучающихся);
  • проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Приём и оценивание работы. Выдача следующих заданий. Выдача дополнительных заданий наиболее успевающим ученикам, коллективное текущее инструктирование. При однотипных ошибках – остановка работы всей группы. Проведение повторного инструктажа;
  • наблюдение за взаимоконтролем. Приём и оценка выполнения учебно – производственных работ обучающихся;
  • приём собранных приборов и рабочих мест.

    Все три обхода производятся два раза в процессе перемещения звеньев по рабочим местам.

  1. Заключительный инструктаж (25 минут):

  1. ПОДВЕСТИ  ИТОГИ  УРОКА

     Вопросы к обучающимся:

  • Какие умения и навыки по крепежным работам вы сегодня приобрели?
  • Достигнута ли цель урока учебной практики?
  • Какие трудности возникли при выполнении работ?
  • Как считаете – справились вы с запланированной работой или нет? (ответ обоснуйте).
  1. КРАТКИЙ  АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧЕБНОЙ  ГРУППЫ  МАСТЕРОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ОБУЧЕНИЯ:
  • общая характеристика обучающихся;
  • анализ дисциплины труда при выполнении текущего инструктажа;
  • рекомендации мастера производственного обучения;
  • разбор типичных ошибок;
  • дать оценку качества выполненных работ;
  • демонстрация лучших работ обучающихся.

  1. СООБЩЕНИЕ  ОЦЕНОК  ЗА  УРОК  КАЖДОМУ  ОБУЧАЮЩЕМУСЯ.
  2. ОТМЕТИТЬ, КТО  ИЗ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ДОБИЛСЯ  ОТЛИЧНОГО  КАЧЕСТВА РАБОТ.
  3. СКАЗАТЬ  О  ДОСТИЖЕНИИ  ЦЕЛИ  УРОКА  УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ.
  4. ВЫДАЧА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ:   Л.И.Епифанов , Е.А.Епифанова стр.270-276.

          Повторить те работы, которые выполнялись на уроке учебной практики.

     

          Сообщить тему следующего урока, повторить теоретический материал.

         Уборка рабочих мест.

 РЕФЛЕКЦИЯ

 Закончите   высказывания:

Я  не  умел ___________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________

Теперь  я  умею_________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                              Приложение № 1         

                                                  Ф  И  О     

        оценка

                                                                                                                                                              Приложение № 2

Ф.И. обучающегося

1 обход

2 обход

3 обход

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

             Тема 01. Устройство,  ремонт  и  техническое  обслуживание     автомобиля.

               01.02.  Крепежные работы на двигателе.

З  А  Д  А  Н  И  Е    №  8

  1. Укажите причины полного отказа работы рулевого механизма.

           (разъединение рулевых тяг; заклинивание рабочей пары червяк – ролик.)

  1. Разрешена ли эксплуатация автомобиля при наличии люфтов в рулевых шарнирах?

                                                                 (запрещена.)

  1.  Каковы причины полного отказа действия тормозов?

            (замерзание не слитого вовремя конденсата из ресиверов; заклинивание  тормозного крана.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

План - конспект Вариативность проверочных работ в 8 классе КО при изучении темы: «Определенно-личные предложения»

Разработка урока на тему "Определенно-личные предложения". Цели:  дать понятие об определенно-личных предложениях; отработать умение находить их в тексте, производить синтаксический разбор, позна...

План-конспект урока "Механическая работа" в 7 классе

Урок с использованием ЭОР с сайта ФЦИОР и ЕКЦОР....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

План-конспект «Солнышко» (техника работы с бумагой)

Материал предназначен для закрепления навыков работы с бумагой по типу «гармошка», развития моторики, усидчивости, внимания, целеустремленности для детей с ОВЗ....

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...